Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Московское шоссе 23. Дом-музей художника Чистякова П.П.

 

Дача художника П.П. Чистякова в доме 21 (фотоальбом)

Московское шоссе (сейчас дом 23, бывший участок №2). Архитектор А.Х.Кольб, 1870-е гг.

 

 

Все постройки архитектора А. X. Кольба в Царском Селе были деревянные и осуществлены по частным заказам. Они находятся на территории Отдельного парка, относятся к концу 60-х — началу 80-х годов XIX столетия.

Последним этапом в формировании исторического облика Отдельного парка явилось строительство дач и других построек вдоль Павловского и Московского шоссе. Участки с дачами и садами образовали сплошные зелёные кулисы вдоль границы парка и располагались таким образом, что не нарушали сложившуюся систему парковых дорог. Для представителей творческих профессий дачное уединение, помимо отдыха, всегда было идеальным условием для вдохновенной работы.

В 1874 г. в Отдельном парке против Фридентальской колонии было решено отвести под застройку четыре одинаковых места. Каждое из них предоставлялось по Высочайшему разрешению на тех же условиях, что и другим частным лицам в Отдельном парке. Разбивку на участки сделал архитектор А.Ф. Видов совместно со старшим садовым мастером В.И. Миллером. Участки находились рядом с лечебницей по Московскому шоссе, в ширину занимали 30 сажень, в глубину парка — 55.

На двух местах здесь появилась своеобразная художественная колония, дачевладельцами в которой были художники, в том числе и дочери художника Николая Андреевича Лаврова — Н.Н. Лаврова и Л.Н. Оглоблина, классный художник Михаил Васильевич Харламов, художник и педагог Академии художеств П.П. Чистяков. Им предоставили места для постройки дач и художественных мастерских. Произошло это, видимо, не без участия великого князя Владимира Александровича, сына Александра II и президента Академии художеств.

В 1876-1877 гг. для Н.Н. Лавровой и Л.Н. Оглоблиной по проекту архитектора А.Х. Кольба построили дачу с мастерской, участие в строительстве принимал художник П.П. Чистяков.

Дача строилась по проекту архитектора А. X. Кольба, утверждённого 28 октября 1877 года. Современный адрес: Московское шоссе, д. 23. Время постройки дачи (1870-е годы) относится к периоду, когда в русской архитектуре господствовало эклектическое направление.

 

Дача П. П. Чистякова, как и последующие постройки архитектора А. X. Кольба, обладает признаками, присущими эклектике: сложным объёмно-пространственным решением, разноуровневой кровлей, целесообразной планировкой. Все его дома имеют балконы и веранды, богато украшенные деревянной резьбой. Всё это сближает дачу Чистякова с постройками русского стиля последней четверти XIX века.

По проекту здание задумано двухэтажным, Т-образным в плане, на каменном фундаменте, с обшитым досками срубом. Основой композиции главного — северного фасада служит большое окно мастерской, богато декорированное деревянной резьбой и увенчанное фронтоном. Дом имеет двускатную кровлю, главный фасад асимметричен, на коньке кровли основного объёма установлены флюгера из прорезного металла в форме двух сказочных петушков.

Руку приложил и пытливый хозяин будущего дома. Так появилось четвертое входное крыльцо, обозначился рисунок деревянной резьбы, изукрасившей карнизы и интерьеры, а на конек крыши "взлетели" два петушка-флюгера, вокруг дома разрастался сад. Весной и летом он наполнялся запахами цветущих лип, сирени, цветов, оглашался трелями птиц. Пышная растительность скрывала таинственные тропинки к погребу и детским качелям.

Дом является образцом деревянного зодчества, памятником дачной архитектуры конца XIX столетия. Декоративная резьба интерьеров выполнена по рисункам Чистякова и его жены Веры Егоровны (урожденной Мейер, приемной дочери врача-гомеопата В.В. Дерикера, владельца соседней дачи (участок № 3).

Затем Лаврова и Оглоблина разделили свое место на две части, уступив одну половину художнику М.В. Харламову. Одна из его дач, возведенная в 1879 г. по проекту архитектора Н.Г Кудрявцева, еще  существует, хотя и в значительно перестроенном виде (ныне — Московское шоссе, 19). Владельцем второй половины участка Лавровых с уже построенным домом стал в 1881 г. художник и педагог Академии художеств Павел Петрович Чистяков.

В конце 1890-х гг. производилась починка кровли и печи прачечной, тамбуров и двух внутренних лестниц. Помещения в нём были распределены, видимо, в соответствии с потребностями семьи. Спустя десятилетие сделали общее утепление, замену обшивки фасада и окраску досок.

В 1903 г. поставлен новый сруб на месте обветшавшего ледника.

По проекту жены Чистякова в 1907 г. возведен одноэтажный служебный флигель с условием, «чтобы сточные воды из него "были направляемы в старую городскую канализацию и чтобы указанное дворовое место со всеми строениями для отвода стоков <...> присоединено было Чистяковым к вновь устроенной в Царском Селе городской канализационной сети <...>". [РГИА, ф. 487, оп. 4, д. 880, л. 330]. Сруб в глубине участка с южной стороны служил домом семье сына художника — Всеволода Павловича (1879-1929). В середине 1970-х годов был разобран «за ветхостью».

В 1913 году произошли некоторые перемены облика чистяковской дачи. Пристроены наружная железная лестница, а также открытые балконы во 2-м этаже; появился железный с бетонным брандмауэром сарай для дров и рядом бетонный ледник, переделанные впоследствии в прачечную. Осенью 1914 года деревянный забор сменилажелезная решетка, поставленная в линию с оградами соседей.

Именно после перестроек 1907-1910 годов, когда семья Чистяковых переехала в Царское Село на постоянное жительство, окончательно сложился архитектурный облик дома.

Чистяков прожил на даче 43 года. До выхода в отставку из Академии художеств Чистяков пользовался дачей лишь в летнее время. С1912 года вплоть до кончины в течении 7 лет  (похоронен, как и вся семья, на Казанском кладбище) жил в Царском Селе постоянно, поскольку дом был отремонтирован и перестроен «на зимний лад».

В конце учебного года в Академии художеств, где Чистяков был адъюнкт-профессором, он с семьей переселялся на все лето в Царское Село. Хозяйка — Вера Егоровна, его бывшая ученица, а ныне супруга, занималась воспитанием троих детей, следила за домом и садом. На первом этаже было две гостиных и столовая. Сидя на открытой летней веранде, Чистяковы слушали звуки рояля, доносившиеся из большой гостиной. Вся семья была музыкальной, а Павел Петрович — уроженец Тверской губернии — перенял от матери-крестьянки дар исполнения на слух народных песен.

Мастерская — святая святых художника. Ее Чистяков устроил по-своему; в ней все предназначалось для работы. Разлетались по свету письма ученикам, друзьям, знакомым. Письма эти писались Чистяковым у окна за столом. Здесь же размышлял он о своем труде педагога и живописца, работал над неоконченной книгой об искусстве. Картины стояли на мольбертах. Почти все, что художником создано за последние сорок лет жизни: портреты и исторические полотна, — связано с царскосельской мастерской. Некоторые вещи так и не нашли завершения: слишком требователен был к себе Чистяков. Направляя других к ясно понимаемой им цели, он не смог стать проводником самому себе в искусстве. Не потому ли Чистяков-педагог превзошел Чистякова-художника?

Незаметно подрастали липы в чистяковском саду, постепенно расходились из дома дети. Вот уже вышел в отставку и 80-летний Павел Петрович. Позади двадцатилетняя служба адъюнкт-профессора, назначение профессором и заведование Мозаическим отделением. Семья Чистяковых переехала окончательно из центра Петербурга на его окраину — в Царское Село. Дом к этому времени был перестроен на зимний лад.

 

 

Еще в 1895 году в мастерской Чистякова появилась Ольга Комарова (в замужестве Форш) и стала брать уроки живописи. Окончательно сблизили семью Ольги Дмитриевны с Чистяковым 1910-е годы. Тогда в небольшом двухэтажном флиге¬ле, названном Ольгой Дмитриевной за его самобытный облик «Плачем Ярославны», писательница жила с детьми. Позже в нем проживала музыкант и композитор Ю.Ф. Львова  с дочерью O.A. Вексель. В этом флигеле их навещали служившие в царскосельском военном госпитале императрица с дочерьми. Домик разрушен в годы Великой Отечественной войны.

 

После 1917

11 ноября 1919 года Павел Петрович Чистяков умер в этом доме. Похоронен он был на Детскосельском кладбище. Жена художника умерла годом раньше. Дом без хозяина осиротел, сад зарастал. Оставшаяся в доме Вера Павловна — дочь художника — сохранила обстановку мастерской неприкосновенной.

Откроем «Город муз» Э.Голлербаха. Сравним записи, сделанные с интервалом примерно в 10 лет.

«На Московском шоссе, на веранде большой деревянной дачи, Павел Петрович Чистяков рассыпал за самоваром свои то суровые, то веселые сентенции. На нем черная тициановская шапочка, сапоги с мягкими голенищами. Яркие, глубоко сидящие, далеко видящие, пытливые глаза светятся молодым огнем. У него орлиный нос под сократовским лбом и «мужицкая» бородка. С ним чаевничает его ученица и друг О. Д. Форш» (1910-е годы).

1920-е

«Давно осиротела дача на Московском шоссе, грустно поблескивает из глубины сада большое одинокое окно заброшенной мастерской… Заглохли флокусы, поредели осины и березы, не слышно заливистого лая Чурки. Бедняга, привыкший к строгой чистяковской школе, в эпоху Татлина и Филонова затосковал и зачах» (конец 1920-х годов).

1930-е

С 1930-х годов дом был отдан под коммунальное жилье. В 1932 году было принято решение об открытии мемориального музея с мастерской художника—педагога.

1940-е

В войну дом сильно пострадал, особенно мастерская знаменитого художни ка, но как и многие дома в городе, не до конца разрушенные, был быстро приспособлен для жилья. После войны в бывшей комнате Чистякова до 1972 года жила племянница и невестка художника Ольга. Эммануиловна Мейер — Чистякова (1888-1974). У нее подолгу гостила О.Д. Форш, работавшая здесь над историческими романами «Михайловский замок» и «Первенцы свободы». В 1953 году Ольгу Дмитриевну навестила Мариэтта Сергеевна Шагинян. В 1957 году пушкинский краевед Е.М.Головчинер часто встречался с Ольгой Эммануиловной Мейер-Чистяковой.  Среди жильцов были и художники: А. Казунин, Н. Барышев, А. Можаев. С Алексеем Васильевичем Можаевым Евгений Маркович был дружен до конца своей жизни.

В послевоенные годы этот густонаселенный дом, ведь в нем было много сделано внутренних перегородок для большего числа семей, слабо напоминал бывшую роскошную дачу-дом П.П. Чистякова.

Е.М. Головчинер: «В усадьбе на Московском шоссе, которую пора уже превратить в мемориальный музей, дом-музей, следует поставить гипсовый бюст работы P.P. Баха. Этому участку Московского шоссе или Московскому переулку желательно было бы присвоить имя П.П. Чистякова. Нужно произвести ремонт ворот усадьбы и дорожки к дому. Было бы весьма ценно устроить персональную выставку произведений Чистякова, организовать в г. Пушкине выездную сессию кафедры истории искусств Института им. Репина».

В 1961 году проведен очередной ремонт дома. 17 июля этого года  в Тярлево умерла О.Д. Форш. Согласно ее желанию, она похоронена на Казанском кладбище в Пушкине, у высокого клена, недалеко от мо­гилы Чистякова.

Старожилы Московского шоссе предвоенных лет и первого десятилетия после войны, с которыми удалось побеседовать, вспоминая прошлое, называли и многих соседей, еще живущих и уже ушедших из жизни. К сожалению, список жителей не полный, некоторые фамилии даже без имен. Редакция сайта будет признательны тем читателям, которые смогут восполнить пробелы. В доме №21 (позднее 23) были указаны следующие жильцы:

  • Барышев Николай Иванович, художник, с женой Полиной Васильевной и сыном
  • Гратволы (они жили и до войны некоторое время) Григорий Михайлович и Анна Алексеевна с дочерьми Нелей и Инной
  • Ильгекит Матильда Федоровна, ее сын Фридрих Эдуардович, дочь Валентина Эдуардовна Апанасенко с мужем Федором Ивановичем, их сын Борис Федорович, Леготкина Лариса Ивановна, двоюродная сестра Федора Ивановича (с 1934 по 1941 год).
  • Казунин Алексей Яковлевич, художник, с женой Людмилой Александровной и сыновьями Борисом и Александром
  • Мейер-Чистякова Ольга Эммануиловна (до 1972 года), племянница П.П. Чистякова
  • Можаев Алексей Васильевич, художник, с женой Сабининой Маргаритой Николаевной и дочерью Натальей
  • Осипов Павел Яковлевич, милиционер, с женой Антониной и сыном
  • Чистяков Изяслав Всеволодович с женой Ковровой Раисой Михайловной
  • Шестаков Михаил Иванович, районный архитектор, с женой Анной Ивановной и сыновьями Станиславом, Владимиром, Вячеславом

 

Дом 21-а, за домом Чистякова, небольшой одноэтажный, но густо населенный, так как был разделен на очень маленькие комнаты:

  • Королева Елизавета Митрофановна с дочерью Кирой Яковлевной
  • Кругляк Мария Ильинична и Павел Семенович с сыном Юрием
  • Быстровы Таисия и Евгения с отцом, печником
  • Петров с женой и дочкой Анной, бывший царский водопроводчик, мастер на все руки, например, Агнии Павловне Коваленко починил, практически собрал швейную машинку «Зингер», которая до сих пор в рабочем состоянии.

     

1970-е

В конце 1970-х дом в связи с неудовлетворительным техническим состоянием определили к сносу. Уже был разобран одноэтажный садовый флигель, фундамент которого теперь виден на приусадебном участке, и, казалось, участь старого дома была предрешена. Неожиданный поворот в судьбе здания произошёл благодаря инициативе группы жителей города Пушкина, неравнодушных к городу и его истории. Возглавила это движение жена внука П. П. Чистякова — Н. В. Дурдина. В воссоздание истории этого дома и организации в нем музея внес огромный вклад пушкинский краевед Е.М.Головчинер.

Решение о реставрации дома Чистякова было принято Ленгорисполкомом 6 февраля 1977 года за № 90, то есть только через 20 лет. Ленинградский филиал института «Спецпроектреставрация» по заданию Главного управления культуры Ленгорисполкома выполнил проект реставрации бывшей дачи художника. Долго и трудно шло воссоздание дома, почти десять лет. Дом в отдельных местах был разобран почти до первого этажа, снова восстанавливали планировку комнат, особенно выходящих окнами на юг.

В 1979 году она была взята под охрану государства как памятник истории и культуры. Дом—музей П.П. Чистякова открылся 26 апреля 1987 года. Музей успешно работает, с каждым годом расширяя свою деятельность. с 1979 по 1985 год происходила реставрация здания с последующей передачей Научно-исследовательскому музею Академии художеств.

В 1998 году в залах дачи-музея состоялась выставка А. Можаева(был снят видеофильм об этой выставке)

В 2004 году вышла книга Елены Борисовны Чуриловой, директора Дома—музея, «Я еще могу съездить к Чистякову".

Пространство мемориальной мастерской заполнено подлинными произведениями и вещами живописца, большинство из которых постоянно находились в этом доме. Воссозданный памятник истории и культуры стал ещё одним украшением города Пушкина и, несомненно, служит не только мемориалом  известного художника-педагога, но и памятником одного из интересных направлений отечественной архитектуры последней трети XIX века.

В музее работают научные сотрудники и смотрители — настоящие энтузиасты своего дела. Музейные работники дорожат даже потенциальными возможностями поиска какого-либо произведения П. П. Чистякова. Большую работу в этом направлении до последнего времени вела заведующая музеем, искусствовед Елена Борисовна Чурилова: «Мы отслеживаем все ниточки, которые могут прояснить историю картин, а их судьба, как и у людей, порой весьма нелёгкая и запутанная. Хотя финансирование очень скудное (даже ремонт делали за свой счёт), музей всё-таки приобретает и живописные работы, и предметы быта и обстановки того времени».

Ожаровская улица в г. Пушкине, начинающаяся от Московского шоссе в месте, где стоит дача-музей,  переименована в улицу Чистякова по решению исполкома Ленгорсовета от 1 б октября 1978 года.

Реставрация 2010-х: Музей Чистякова открылся после ремонта


Источники:

Рейтинг: +1 Голосов: 1 11439 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!