Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Оранжерейная 19, 21, 23, 27, 29. Дома архитектора Черфолио

 

Ансамбль жилых домов:

 

Большое градостроительное значение имеют пять зданий, входящих в историческое обрамление Соборной площади с восточной стороны и занимающих всю ширину квартала напротивГрадской полиции.

Эти три участка по Оранжерейной улице предназначались для Присутственных мест и долгое время оставались незанятыми. В 1835 году их отвели по Высочайшему повелению царскосельским купцам и проживавшим в Царском Селе придворно-служителям под застройку жилыми домами.

Самое большое место в центре под № 288 разделили на три домовладения.

 

 

Император в 1836 году утвердил проекты всех пяти домов, составленные архитектором Черфолио.

Их объединяет цоколь, обработанный широкими полосами руста, перебиваемого простыми прямоугольными оконными и дверными проемами без наличников. По Оранжерейной улице их соединяла глухая каменная ограда.

Фасады домов сохранились без значительных изменений.

 

 

 

Угловой — Оранжерейная 19 / Московская 18. Дом Родакса (Хлебникова), 1836-1839, арх. С.И. Черфолио. (описание дома по ссылке)

 

 

Следом — Оранжерейная 21. Дом Емельянова (Хлебникова) (фотоальбом) 

 

 

1836-1839, арх. С.И. Черфолио.

Емельянов — крестьянин.

Хлебников Моисей Емельянович (1800 — 1868) — булочник, поставщик ЕИ Дворца, бургомистр ЦС, Председатель Комитета по строительству Николаевской гимназии и ратуши, Дворцового госпиталя, похоронен на Кузьминском кладбище.

 

 

В центре этого квартала -  Оранжерейная 23. Дом Малышева (Белковой) (фотоальбом) .

 

 

Находящееся в центре место № 288 «в» с трехэтажным домом первоначально принадлежало крестьянину Пулковской слободы Г. Малышеву, затем его наследникам — сыновьям Федору и Ивану, вдове Н.С. Малышевой. Последней его владелицей перед революцией была купчиха Белкова.

Дом Малышевых размещен напротив центрального корпуса Градской полиции, закрепляя продольную ось площади. К нему была обращена апсида Екатерининского собора, что оказало несомненное влияние на декоративную обработку. Из ряда домов его выделяет более богатая отделка с рельефными орнаментами на лопатках и сандриках, великолепный фриз с букраниями, да и размеры его несколько больше остальных. Композиция решена по трехчастной схеме, с несколько заглубленной средней частью, обработанной ленточным «дощатым» рустом. Окна сближены по три проема и помещены в заглубленные ниши. Слабо выраженный центр фасада оформляют более крупные сандрики и поддерживающие их орнаментированные пилястры, подоконные балясины.

Заметим, что зажиточные дворцовые крестьяне царскосельской слободы Большое Пулково однофамильцы Малышевы имели несколько домовладений в городе. В их числе дом по Малой ул., 31, также оформленный сходным образом, с подобным же лепным фризом. Возможно, к его строительству также был причастен архитектор С.И. Черфолио.

Здание  часто попадает в панорамные фото Соборной площади разных исторических периодов. 

 

Во дворе — Оранжерейная 25 — старенький дом. с большой степенью вероятности скоро будет снесен.О доме практически нет официальной информации, но есть очень симпатичные воспоминания его жителя. На 2014 год стоит обтянутый желеной строительной сеткой.

 

 

Оранжерейная 27.Дом Измайловой (Тимофеевых), 1836-1839, арх. С.И.Черфолио.

 

 

Владельцами двухэтажного дома 27 по Оранжерейной улице на месте 288 «а» были титулярнаясоветница Измайлова, коллежский асессор П.П. Измайлов, затем — Тимофеевы.

Одинаковые двухэтажные дома Емельянова (Хлебникова) и Измайловых ориентированы в сторону площади фасадами, завершенными широкими щипцами под двускатными крышами. Акцентом композиции этих приземистых по габаритам построек служат помещенные в центре двойные рельефом арки — своеобразная трактовка мотива арок Екатерининского собора.

При возобновлении Гостиного двора в 1863—1866 годах архитектор Н.С. Никитин также использовал этот мотив, творчески переработанный и служащий одним из основных элементов композиционной структуры арочной галереи. В целом, однако, обработка фасадов не выходит за рамки стиля позднего классицизма.

Рельеф в виде венка и лиры на одном из них утрачен, на другом — сохранился со значительными искажениями и утратами.

1902 - Филиппов Дмитрий Иванович – булочная и кондитерская торговля в Ц.С., Оранжерейная улица.

1914 — Колониальный магазин Леонова в доме Тимофеева по Оранжерейной улице.

Дневник Люси Хордикайнен:

" Август 1941. В городе все заняты обчищиванием магазинов. Но нас мама с папой не пускают, говоря, что это нечестно, нехорошо. Однажды мальчик из дома № 3 приглашает нас идти за мукой… Против воли папы и мамы мы идем. Идти опасно. Снаряды свищут и рвутся, но мы идем. Придя на место, около булочной Филиппова, находим много знакомых. Шум, гам, свалка. Мешки все цельные, и их никак не выволочить. Мы с трудом надрезали один мешок и насыпали в свой. Большого труда стоило его вытянуть."

Ирина Демидова (старожил города):

Это бывшая булочная Филлиппова (на Невском тоже есть около выхода Невский проспект). Как я помню, внутри нашей булочной стены были деревянные с резьбой. Но в какой -то момент булочную закрыли и открыли кулинарию с плитками на стенах, как в туалете. Кто -то прибрал исторические панели к рукам. Во дворе этого дома была пекарня, вход с левой стороны, если смотреть на булочную. Проходная — теперь кафе. И хлеб в свежайшем виде доставлялся на прилавок. На Невском убранству повезло больше, но после реставрации там сделали кафе для иностранцев.

 

На втором этаже когда-то располагалась пушкинская прокуратура, а сейчас Росгострах, а прокуратура переехала в особняк Мундигера на улице Глинки.

Перед домом самая "центральная" остановка городского транспорта и доска городских объявлений- очень оживленное место.

 

 

И завершает "квартал Черфолио" — угловой дом Оранжерейная 29 / Пушкинская 23. Дом Звегенцева (Тимофеевых), 1836-1839, арх. С.И.Черфолио.

Дом, возведенный для придворного унтер—шталмейстера 5-го класса Е. Звегинцева на углу Оранжерейной и Колпинской улиц, впоследствии принадлежал камердинеру Его Императорского Величества В.П. Потапову.

Композиция дома организована равномерным ритмом прямоугольных оконных проемов, помещенных в заглубленные ниши. Они оформлены пышным лепным декором. В прихотливом рисунке растительного орнамента, тонко прорисованных очертаниях сандриков, решенных в виде лучковых валиков—бровок, прослеживаются византийские мотивы, применявшиеся в русском зодчестве.

На первом этаже много лет находятся различные предприятия общепита. Но больше всего пушкинцы вспоминают- кафе "Колобок", а в витринах дома лисичка, колобок и зайчик).

 

Архитектурный ансамбль жилых домов является самым значительным вкладом архитектора С.И. Черфолио, творчество которого еще мало изучено, в формирование облика исторического центра города Пушкина.

Это удачный образец использования орнаментальных мотивов древнерусского зодчества в рамках архитектуры позднего классицизма. Здесь сказалось несомненное влияние предложенного К.А. Тоном решения фасадов Екатерининского собора.

 

Источники:

  1. Семенова Г.В. Соборная площадь в Царском Селе. СПб., 2006. 128 с.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 4355 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!