Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Павловск. Дача Брюллова (Школа Горчакова)

Фотоальбом Дача Брюлловых

 

Статус Объекта культурного наследия на территории Санкт-Петербурга федерального значения здание приобрело в 1995 году Указом Президента Российской федерации №176 от 20.02.1995. 

 

Постройка железной дороги нанесла первый удар целостности Павловска. Для проведения ее был перерезан кусок парка – Большая звезда у музыкального салона. Отрезанная часть парка с тех пор пришла в запустение, заброшена и заросла. Это было вторжение новой буржуазно-индустриальной культуры в пределы культуры земельной, дворянско-аристократической. И между ними началась борьба с неравными силами. Внешне она выражалась в том, что около вокзала стали вырастать все эти деревянные наспех сколоченные построечки, без всякой «архитектуры» — общественные купальни, гостиницы, ларьки, магазины — целый поселок. Стали протаптываться в прямом направлении к вокзалу дорожки теми, кто спешил, боясь опоздать к поезду. 

В конце же тридцатых и в начале сороковых годов с продлением дороги быстро начинают разбираться участки под дачи (нарезка их производится при личном участии «владельца» Павловска вел. кн. Михаила). Пробиваются новые улицы, вырастают новые кварталы. Павловск, несомненно, очень оживился, стал «благоустраиваться» (причем первым долгом появилось новое устройство полиции, «Высочайше утвержденное» 3 ноября 1838 года). Но как разнился весь общий характер этой жизни от той сантиментально-идиллической игры в «сельскую природу» и мечтательно-аллегорических воспоминаний в памятниках классики, которые процветали тут в пору конца XVIII и начале XIX века, от всех этих молочен, вольеров (птичников), шале, шарбоньеров (хижина угольщика), ферм, храма дружбы, павильона мира, храма «роза без шипов», Розового павильона и т. д. Как ярко сказывается противоречие двух миров во внешнем и внутреннем облике населенного пункта.

В самом конце 30-х годов [XIX века], после проведения в Павловск железной дороги, на краю Павловска возникает большая дача архитектора Александра Брюллова. Желание иметь дачу в Павловске у архитектора появилось, по-видимому, в начале 1830-х гг., когда недалеко от города в имении Ю.П.Самойловой он перестраивал ее усадебный дом. Кроме того, Павловск, вероятно, его привлекал сложившимся к этому времени условиями жизни и большим количеством заказов на строительство дач. 

 

К.П. Брюллов. Портрет А.П. Брюллова. 1841 г. ГРМ

 

В 1836 г. А.П. Брюллов разработал проект планировки Еленинского квартала между рекой Славянкой и Тызвой для застройки дачами, в соответствии с которым были проложены улицы Мариинская, Елисаветинская и Еленинская. Спустя несколько месяцев, в мае 1837 г., в Городовое правление подают прошение о выделении им участков в Еленинском квартале «профессор 7-го класса» Карл Брюллов и статский советник Сенковский. Первому выделяется участок под № 2 площадью 1455 кв. сажен (66 ар), а второму – под № 3 площадью 1029 кв. сажен (47 ар). Однако получив участок в Еленинском квартале, О.И. Сенковский уже в начале 1839 г. от него отказался и, не начав строительства, продал своему родственнику А.П. Брюллову. В результате в собственности архитектора оказалась огромная территория площадью 4024 кв. сажени (183 ар), включавшая еще и участок брата-художника, который тот также не собирался осваивать. На ней он в течение нескольких лет построил три дачи.

Проект здания дачи был разработан самим владельцем в 1837 году, тогда же (1837-1838), приступили к строительству.

 

 

Время, в которое строилась дача, было временем ранней юности Павловска—города. Когда была выстроена большая ее башня, то она да башня крепости Бип были самыми высокими пунктами Павловска — города. Все молоденькие деревья вокруг были еще совсем низки. Вся местность имела другой вид. 

Здесь на участке А. Брюллов разбил парк, засадив его деревьями, выкопал пруды и выстроил 4 дачи — одну большую и три поменьше. На картине М.Н. Воробева запечатлена большая дача.

 

М.Н. Воробьев. Дача архитектора А.П.Брюллова в Павловске (1844)
Картон, масло. ГМИ СПб

 

Фигурки, изображенные на картине, — миниатюрные портреты самого А.П. Брюллова, его жены и детей. Один из мальчиков на переднем плане — старший сын архитектора — художник П.А. Брюллов. Ему в это время было около 4-х лет. Он и родился на этой даче. Вид на дачу взят с другого берега Славянки, от так называвшегося «Парнаса» — маленькой искусственно насыпанной горки с большими камнями. Курьезно, что в разбитом А. Брюлловым на его участке английском парке было несколько затей в духе XVIII в. (сохранившиеся традиции!). 

Кроме видного на картине бьющего фонтана (гранитная чаша его сохранилась до сей поры), был внизу на поляне еще другой — мраморный, от которого не сохранилось почти ничего. В куще деревьев виднеется мраморная статуя. Другая — бронзовая статуя Аполлона — находилась на цоколе перед самой дачей (теперь она в Павловском дворце-музее). На картине видно, какое открытое было в то время это место и как мало было еще посаженных деревьев, потом все это разрослось и совершенно закрыло вид. 

Внизу, как ответвление от Славянки (а теперь часто называемой по этому месту «Брюлловкой»), был вырыт пруд, позже засыпанный, на берегу которого стоял небольшой деревянный павильон (позже разобранный) со скульптурой, а вокруг были посажены кусты роз. На берегу протока в этот пруд стояли каменные изваяния крылатых пегасов или гиппокампов. Вода для фонтанов подавалась небольшим ручным насосом в будку с баком, стоявшую выше фонтанов на горе. 

Долгие годы фонтаны не действовали. Вода для фонтанов подавалась из Софийского водовода, проложенного в 1800-х гг., из Царского Села для питания Розовопавильонных прудов Павловского парка. Трасса водовода была южной границей дачи Брюллова. Фонтаны перестали действовать из-за изменения трассы водовода. Роз не было, павильона тоже, пруд засыхал и зарастал травой и илом, издавая иногда зловоние. Не было и оранжереи, некогда стоявшей на участке Карла Брюллова, разобранной в самом начале 80-х годов. но в которой, говорят, выращивалась садовая земляника столь крупная, что восемь ягод составляли фунт.

К даче примыкает четырехэтажная башня в романском стиле с зубцами и террасой на крыше. Увлечение романским стилем, как и готикой — очень характерное явление для времени Николая I. Готическая струя в этом течении неоромантизма отмечалась уже не раз, на романскую же обращали далеко недостаточное внимание. Памятники ложнороманского стиля в Павловске - «Бип» и «Пиль-башня» — XVIII века. А.П.Брюллов – архитектор Пулковской обсерватории – сам увлекался астрономическими наблюдениями. Вход на смотровую террасу на крыше из башни, оканчивающейся куполом, в котором была обсерватория. С домом башня соединяется двухэтажным флигилем.

Башня имеет по комнате в каждом этаже, соединенные винтовой лестницей. Во втором этаже была библиотечная комната со специально для нее сделанными шкафами по всем стенам. Библиотечная комната была еще внутри дачи внизу. В библиотеке было отличное собрание гравюр. Столовая с большим камином средневекового типа была украшена коллекцией рыцарского вооружения, собранной К.П. Брюлловым (автором «Последнего дня Помпеи»). Наиболее парадное впечатление производила огромная зала, выходившая в сад, с камином в ее середине, в сквозной амбразуре которого стояла мраморная Венера, и с росписью по стенам и на потолке в излюбленном А.П. Брюлловым помпейском стиле.

Построенная дача выглядела несколько непривычно для русского глаза. В то время владельцем Павловска был Великий князь Михаил Павлович. Если верить фольклору, утверждая проект дачи Брюллова, Михаил Павлович будто бы проворчал: “Архитектор! Мог бы и получше”. На самом деле, всё обстояло несколько иначе: На соседнем, втором участке, формально принадлежащем брату — К.П. Брюллову, летом 1838 г. строится небольшая одноэтажная деревянная дачка с эркером на правой стороне и двухэтажной башенкой с балконом слева. Наконец, весной 1839 г. на утверждение великому князю А.П. Брюллов представил разработанный им проект дачи для третьего участка, приобретенного у О.И. Сенковского. Масса заказов на проекты, сжатые сроки и, очевидно, желание побольше заработать привели к тому, что начало страдать качество разработок. В результате на проекте третьей дачи появляется следующая резолюция Михаила Павловича: «От архитектора Брюллова можно ожидать дом красивее, а потому просить его, чтобы он его переменил». Пришлось проект переделывать, и новое решение дома утвердили через месяц. Нам не известен вид отвергнутого Великим князем здания, но утвержденный в конце апреля исправленный проект особой оригинальностью не отличался. Это было небольшое одноэтажное деревянное здание.

Брюллов любил проводить время на собственной даче с многочисленными друзьями. Он был большим выдумщиком и затейником. Мог среди ночи поднять гостей и повести их на башню разглядывать звёзды. Придумывал самые невероятные развлечения. С Брюлловым был хорошо знаком Н. В. Гоголь, который в то время также жил в Павловске. Гоголь был свидетелем и участником многочисленных выдумок Брюллова. Говорят, что образ мечтателя и фантазёра Манилова из “Мёртвых душ” был навеян образом архитектора Александра Брюллова».

Брюлловская дача стала достопримечательностью Павловска. По воспоминаниям Ф.И. Иордан, хозяин дачи охотно знакомил гостей с устройством башни. Об одном таком эпизоде вспоминает Ф. И. Иордан: "Однажды он (Брюллов) устроил прелестный вечер: на 10 июня, когда бывает самая короткая ночь, в час ночи подал ужин. После ужина мы легли отдохнуть, в два часа утра встали и поднялись… на башню и там с часами в руках ожидали восхода солнца".

Брюлловы проводили на своей даче все летние месяцы. Здесь бывали К.П. Брюллов, Мих. Ив. Глинка (автор «Русалки» и «Жизни за царя»), Нестор Кукольник, Яненко, О.И. Сенковский (литературный псевдоним «барон Брамбеус»), женатый на сестре жены А.П. Брюллова Адель Александровне Рааль, Ф.И. Иордан (гравер), Максим Никифорович Воробьев (профессор пейзажной живописи в Академии, автор приведенной выше картины), акварелист Петр Фед. Соколов (женатый на сестре братьев Брюлловых Юлии Павловне), скульптор П.К. Клодт (женатый на другой их сестре) и вообще все те люди, которые окружали братьев Брюлловых в 40-х годах XIX в. Могли бывать на ней и Н.В. Гоголь и В.А. Жуковский.

 

Дача А.П. Брюллова. Фотоснимок середины ХХ в.5

 

Первые годы после смерти А. Брюллова (в 1877 году) на ней еще жила его семья, его уже женатые сыновья. Потом в восьмидесятых годах она стала сдаваться в наем, постепенно приходя в упадок в художественном отношении.

Весной на какое-то время дети Павла Александровича Брюллова, большая семья которого с 1885 года жила в Царском Селе, попадали в Павловск, на знаменитую виллу. В те годы потомки знаменитого архитектора уже самим большим домом не пользовались, на лето его сдавали, но пока еще лето не началось, дом был доступен для детей. 

Лидия, дочь Павла Александровича, вспоминала: "<…> Мраморные бюсты и вазы важно и холодно белели на камине, на красном фоне помпеянских фресок. Тени дедов бродили по зале, шептали что-то на ухо внукам. И брат (Борис, искусствовед — прим. сост.) взволнованным шопотом рассказывал нам, младшим, про молодость знаменитых братьев, про Рим Гоголя и Иванова, Рим мастерских и кабачков <…>

Из залы – через дубовую столовую с бронзовым камином – в башню. <…> Мы поднимались по винтовой лестнице, где скудно падал свет сквозь бойницы <…> Четыре этажа были несказанно долги. И только наверху, на площадке, где опять веселилось солнце и теплый ветер с поля, мы приходили в себя и громко кричали от радости. <…>

Мы вылезали в лес прямо через пролом забора. Взрослые вмешались и тут. Дыру забили досками. Мы пошли обходом, через поле, по запрудившим речку камням. Это было очень трудно <…> За лесом было кладбище, белая церковка и белые кресты в курчавой зеленой роще. Там мы становились тихими. Но не было ни грустно, ни страшно. Мы открывали калитку ограды, где лежали предки, садились на мраморные черные плиты и перечитывали их имена. И было все совсем просто и ясно: вот лежат они, родные, а вот мы, маленькие, пришли к ним в гости. И мы чувствовали себя частичками неумирающего рода. Смерти не было."

 

Во время войны большая была наследниками продана. На жизни как больших, так и меньших по значению художественных памятников, в особенности если они связаны с бытом, как жилые пункты, всегда сказываются веяния времени и перипетии жизненной борьбы. Безумно и нелепо думать, что можно не только задержать, но даже увидеть неподвижным вечно вращающееся колесо жизни. 

Эти горькие слова написал Борис Павлович Брюллов. Став последним хозяином дач и обширной территории на обоих берегах Славянки, Б. П. Брюллов, как писал сам в неопубликованном дневнике, продал все в 1917 г. Военному совету. По его же свидетельству, все малые дачи во время революции были разгромлены, а уцелевшую обстановку и часть библиотеки из всех домов сначала перенесли в правобережную дачу, а затем в 1920 г. передали в Павловский дворец. Сам последний владелец сгинул в сталинских лагерях, как и многие другие члены семьи Брюлловых — наследники великой семьи художников и архитекторов, составивших славу и гордость русской культуры и оставивших нам огромное культурное наследство!

 

Современный вид здания дачи

 

В 1989 – 1993 гг. здание капитально отреставрировано по проекту СНПО «Реставратор». В 1999 г. известный предприниматель и меценат Сергей Гутцайт открыл в отреставрированной на его средства даче школу имени А. М. Горчакова — видного российского дипломата и государственного деятеля. Школа имени А.М.Горчакова задумывалась и позиционирует себя в настоящее время как современная версия Царскосельского лицея. Девиз школы — «Образованность, ответственность, нравственность».

4 апреля 2005 г. открылась старинная обсерватория дачи А. П. Брюллова. В настоящее время обсерватория оснащена тремя инструментами; планируется установка более крупного телескопа. В рамках уроков естествознания и астрономии проводятся регулярные наблюдения Луны, планет, двойных звезд, рассеянных и шаровых звёздных скоплений, галактик. Обсерватория имеет хорошую библиотеку. Раз в месяц проводятся иллюстрированные лекции по проблемам современной астрофизики и космологии.

Школа Горчакова - хранительница части семейного архива Брюлловых и создатель проекта "Елинского квартала" вокруг здания школы (Еленинский квартал между реками Славянкой и Тызвой. 1836, проект арх. А. П. Брюллова). В самой школе планируется создание полноценного музея семьи Брюлловых.

 

Источники:

  1. Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурно наследия федерального значения "Дача Брюллова". АРМ "Вега", 2015
  2. Брюллов Б.П. Забытые страницы из жизни старого Павловска. Дача Брюлловых. 
  3. Шаскольская М.Э. Лидия Павловна Брюллова
  4. Семенова Г.В., Фролов В.А. Проблемы Павловска и очерк Б.П.Брюллова «Поминки по Павловску». — Краеведческие записки. Вып. 7. СПб., 2000.
  5. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIХ века. Т. I. 1830–1860-е годы. СПб., 2009. С. 198.
  6. Януш Б.В. Неизвестный Павловск. Историко-краеведческий очерк. Ч.1. СПб., 1997. С. 243
  7. Оль Г. А. Александр Брюллов. Л., 1983; 
  8. Шуйский В.К. Александр Брюллов // Зодчие Петербурга XIX – начала XX века. СПб., 1998.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 380 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!