Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Павловск. Железнодорожный вокзал

 

Фотоальбом Павловск. Железнодорожный вокзал

 

Первый вокзал станции Павловск II

 

Линия Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, которая начиналась в Петербурге, шла мимо Царского Села и Павловска, огибая Павловский парк, где с 1830-х годов существовал знаменитый Музыкальный вокзал железнодорожной станции Павловск I

Станция Павловск II строилась позже, чем станция Павловск I. 

2 января 1900 года Царскосельская железнодорожная линия перешла в собственность Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Для продления линии железной дороги южнее Павловска нужно было выбрать новое место для отвода трассы. Продлить дорогу от старой станции Павловск I было невозможно, т.к. в этом случае она прошла бы через часть парка и городские районы. Новая трасса была спроектирована в обход города с запада. На 27-м километре линии закладывалась новая Павловская станция IV класса, названная Павловск II.

Станционное здание строилось на насыпной площадке. Проект вокзала разрабатывался архитектурным управлением Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги под руководством академика С. А. Бржозовского и был утвержден 5 сентября 1902 г.

 

Станция Павловск II Московско-Виндаво-Рыбинской ж/д… Пассажирское здание

 

Небольшая постройка была деревянной, одноэтажной, на каменном высоком фундаменте, с несимметрично расположенной двухэтажной башней. Длина здания — 33,4 м, ширина — 15,8 м. В нем находились залы для пассажиров III класса, для пассажиров II и I классов, буфет в башне на первом этаже, на втором — кухня.

Правле­ние железной дороги заказало бревна для строительства вокза­ла в Ливии: эти бревна — огнестой­кие. Дело в том, что до этого были пожары в Курзале и на станции. Во всех пассажирских залах стены были обшиты деревянными панелями, полы сделаны из плиток. В здании находились и багажное отделение, кассы, телеграф, помещение дежурного по станции, кабинет начальника и контора.

Снаружи фасады вокзала были обиты досками с вертикальными и горизонтальными рейками. Двухскатная металлическая кровля нависала над фасадами.

Со стороны путей к зданию примыкала посадочная платформа (шириной 7,5 м, длиной 260 м). Почти на всю длину платформы был сделан навес. За путепроводом была устроена товарная станция с несколькими путями, платформами и пакгаузами для хранения грузов. Далее в сторону Антропшино находилось нефтехранилище фирмы Нобель с отдельным путевым ответвлением.

Перед вокзалом был разбит сквер. Строительство станции Павловск II обошлось Обществу в 72 170 руб.

 

Платформа станции Павловск II. Вид с моста. Из архива Б.В. Януша.

 

Открытие вновь построенной линии состоялось 1 августа 1904 года. Тогда поезда пошли до станции Дно, Витебск, Новосокольники, пригородные поезда — до ст. Вырица. С 1907 года пригородные поезда стали ходить до ст. Поселок.

Существовал проект продления путей в Тярлево, туда где сейчас находятся ресторан "Подворье" и бензозаправочная станция и где предполагалось соорудить поворотный круг и небольшое паровозное депо. Работы не были начаты из-за начавшейся Первой мировой войны.

В газете "Царскосельское дело" в мае 1915 года сообщалось о "незначительном" крушении поезда у станции:

"Несколько дней тому назад пассажирский поезд, вышедший из Петрограда в 10 час. 40 мин. на Вырицу, вследствие неправильно обслуженной стрелки на мосту около станции Павловск II, врезался в товарный состав. У поезда поломан паровоз и два вагона. Путь оказался поврежденным и нагроможденным. Несчастий с людьми не было. Публики, к счастью, в поезде было сравнительно очень мало и она отделалась только испугом. Ночной поезд из Петрограда в Посёлок прибыл, вследствие этого, по назначению, лишь в 7-м часу утра. Утром правильное движение было возстановлено вследствие того, что при светлой ночи ночи можно было немедленно приступить к работам."

 

Паровоз серии Эш с грузовым поездом в южной горловине станции Павловск-II. 1920-е годы.  Из архива Б.В. Януша.

 

В сентябре 1915 г. было получено правительственное предписание о строительстве ж.д. участка Павловск — Новгород. В 1916 г. на строительный участок было направлено 2000 военнопленных, но до 1917 г. линия не была достроена. Участок Павловск II — Новгород был открыт лишь в 1926 г.

После 1917 г. на станции были сделаны некоторые переделки: разобран навес над платформой, ликвидированы зал I и II класса, буфет и кухня. 

Южнее от вокзала, за водонапорной баш­ней, был возведен перекидной мост над железной дорогой. Этот мост соединил Парковую улицу г. Павловска и Павловское шоссе г. Пушкина. Кажется фантастичным, но до сих пор не выявлено ни одной фотографии этого моста. Мы будем признательным тем, в чьем архиве найдется подобная фотография, и просим связаться с нами.

Когда белые в 1919 году насту­пали на Павловск, в числе его за­щитников была Вера Слуцкая. При обстреле сгорел крытый навес над платформой у вокзала, а Вера Слуцкая погибла. В честь погиб­шей город Павловск переимено­вали в город Слуцк.

Старожилы города вспоми­нают, как в юности они ходили по воскресным дням слушать духовой оркестр в сад при Павловском Курзале. Идя с концерта, обрати­ли внимание на станции Пав­ловск-2 на "невиданный ранее странный электропоезд". Было это в 1922 году, а на поезде приехал русский артист Ф. М. Шаляпин. Он выступал в тот вечер с прощальным концертом в Кур­зале перед отъездом за границу. Поезд состоял из трех и четы­рехосных зеленых пассажирских вагонов. На каждом из них была площадка, на которой под капо­том, похожим на автомобильный, был установлен тяговый электро­двигатель. В вагоне — комфорт, зеркала, шелк, позолота, электрический свет. Поезд работал от аккуму­ляторных батарей, находившихся в двухосных вагонах товарного типа, прицепленных сзади пасса­жирских вагонов. К концу вечера на вокзальную площадь выехали 30-40 извозчи­ков с артистами. Среди них был и Федор Иванович. Механики засу­етились около электродвигателей, зажгли огни в загонах, сигналы. Мощный прожектор далеко осве­тил путь в сторону Петрограда. Артисты разместились в вагонах, раздался сигнал, и необычный поезд тронулся с места и быстро стал удаляться,..

 

Жилой массив, который относился тогда к Павловску, на­звали Павловск-2. В настоящее время к нему вплотную примыкает т.н. Новая София - жилой массив г. Пушкина, ограниченный Павловским шоссе и улицей Архитектора Данини.

 

 

Второй вокзал станции Павловск II

 

Музыкальный вокзал, находившейся в парке на тупиковой железнодорожной ветке, у станции Павловск I сгорел во время войны, восстанавливать не стали, ветка была разобрана. 

Существующий вокзал Октябрьской железной дороги у города Павловск был построен в 1950-е годы, чуть правее разобранного первого вокзала, если смотреть на вокзал со стороны парка.  Вокзал решили разобрать, хотя он просуществовал 99 лет. Но фундамент от вокзала сохранился и до настоящего вре­мени. 

 

Железнодорожный вокзал, г. Павловск. 1950-е

 

В 50-х годах при электрификации железной дороги паровозы были заменены электричками. Название «Павловск» станция получила после 1955 г. 

 

 

Прежде шпиль на куполе здания вокзала завершался декоративным элементом в виде пятиконечной звезды в обрамлении лаврового венка с двумя орнаментальными лентами в его нижнем сегменте. В 1994 году в силу износа конструкции крепления декоративного элемента (а может, и в силу тогдашних веяний времени) он был демонтирован.

 

 

 

9 апреля 2018 года рабочая группа Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга рассмотрела шесть государственных историко-культурных экспертиз, из них пять объектов группа рекомендовала к включению в Единый государственный реестр в качестве региональных памятников, одному – отказала, сообщает пресс-служба Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

 

 

Этим объектом стал вокзал станции «Павловск». По некоторым источникам, авторство проекта нового вокзала принадлежит известному архитектору Евгению Левинсону, который активно участвовал в послевоенном восстановлении Ленинграда и Пушкина, в том числе строил вокзал в г. Пушкине..

 

 

С выводом эксперта о включении в реестр вокзала станции «Павловск» большинство членов рабочей группы не согласилось, посчитав, что этот объект «не обладает историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющей особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации, как того требует Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…».

Однако двумя годами ранее (15 ноября 2016 года) пресс-служба Комитета писала следующее: «В соответствии с распоряжением КГИОП от 1 ноября 2016 года «Вокзал станции Павловск» (г. Павловск, Привокзальная площадь, д. 1, лит. В) вошел в перечень выявленных объектов культурного наследия.

 

 

Исследователям не удалось найти в ленинградской и общесоюзной архитектурной критике и хронике 1940–1950-х гг. упоминаний о строительстве вокзала. Таким образом, авторство и год постройки здания пока не установлены, хотя оно, безусловно, связано с восстановлением Павловского дворцово-паркового ансамбля и проектированием города Павловска после разрушений Великой Отечественной войны.

В помещениях сохранилось историческое декоративно-художественное оформление: розетка с массивной люстрой в куполе восьмиугольного центрального зала, колонны в простенках светового барабана, карниз с модульонами, вентиляционные решетки в виде розеток, тосканские колонны в арочных проходах.

 

фото citywalls.ru

 

Члены Комиссии по определению историко-культурной ценности, назначенной приказом КГИОП, пришли к выводу, что «вокзал обладает определенной исторической ценностью как образец строительства восстановительного периода послевоенного времени».

По просьбе читателей «Канонер» обратился тогда в КГИОП с заявлением о признании станционного здания выявленным памятником. В ноябре соответствующее распоряжение вышло. Один из членов экспертного совета Рафаэль Даянов в беседе с корреспондентом издания заметил, что Левинсон все-таки не был автором здания, но это не влияет на историко-культурную ценность.


 

Источники:

  1. Януш Б. В. Неизвестный Павловск. Последние владельцы (1892-1917). — Изд. дом КОЛО, Санкт-Петербург, 2006
  2. Л. Смирнов, довоенный житель г. Слуцка. Павловские вокзалы. tyarlevo-club.ru
  3. "Царскосельское дело" №21 пятница 22 мая 1915 года
  4. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
  5. «Вестник администрации Пушкинского района»
  6. Материалы КГИОП
  7. Материалы tsarselo.ru
Рейтинг: 0 Голосов: 0 323 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!