Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Петербургское шоссе. Царскосельская перспективная дорога

 

Фотоальбом Петербургское шоссе

От Октябрьского бульвара до Пулковского шоссе СПб.
С 1725 г. до начала XIX в. входило в состав Перспективной дороги в Саарскую мызу (Царскосельская перспективная дорога, Царскосельская дорога).
Современное название появилось в 1 четверти XIX в. в связи с конечным пунктом дороги — Санкт-Петербургом.
С 1924 по 7 июня 1993 года — называлось Ленинградское шоссе в связи с переименованием Петербурга в Ленинград.

 

Дорога в Саарскую мызу (нынешний город Пушкин),  возникла через десятилетие после основания Петербурга. Начиналась она от Сенной площади Петербурга и приводила к Царскосельскому дворцу. И в настоящее время это главная магистраль, ведущая из центра Петербурга на юг, хотя о первоначальном названии ныне вспоминают редко. Дорога имела общегосударственное значение с самого начала своей истории, поэтому ее облику и состоянию всегда уделялось особое внимание.

Необходимость в дороге появилась в 1710 году с основанием царской резиденции. Известно, что уже весной того года царь Петр I навестил подаренную Екатерине I Сарскую мызу. Дорогу стали прокладывать от Пулковской горы точно по меридианному направлению — на шпиль колокольни Петропавловского собора, высотной доминанты петровского Санкт-Петербурга, от чего происходит название Царскосельской перспективы.

Перспектива (устар.: першпектива, преспектива) — длинная, прямая и широкая дорога или улица, обеспечивающая красивый вид, широкий обзор, она могла быть и просто просекой.

До перепланировки города по проекту В. И. Гесте она имела прямую трассу, и лишь проходя по извилистому краю Ижорского глинта до Подгорья, совпадая с древней Копорско-Ладожской дорогой, делала несколько изгибов, становясь вновь прямой на последнем отрезке до Средней Рогатки. В отпичие от официально тиражируемых карт первой половины XVIII века, где она изображена довольно схематично, рукописные планы того же периода запечатлели реальную картину всех существовавших изгибов трассы на склонах Пулковских высот.

Участки трассы Царскосельской дороги ( в современных названиях)

на дореволюционной карте карте трасса Царскосельской перспективы и поселения на ней: Средняя Рогатка, Каменка, Семидворики, Подгорное и Большое Пулково, Большое Кузмино

В 1717 году, когда в Царском Селе начались масштабные строительные работы, по именному повелению на сооружение дороги направили 150 солдат и 45 погонщиков, доставлявших строительные материалы, во главе с капитаном и поручиком. Работы продолжались несколько лет до 1721 г… В 1721 году в них принимали участие 120 солдат Гренадерского, Киевского и Венцелева полков с 40 погонщиками. Проезжую часть дороги замостили камнем, устроили по ее бокам террасы шириной в 6 сажень, обсадили по сторонам аллеями деревьев. Первоначально она была обсажена елями в два ряда, а с внешней стороны — ивами вперемешку с черемухой. Впоследствии ели заменили липами, а со стороны крестьянских дворов появились плотные посадки декоративных кустарников (желтой акации).

Сразу же по завершении строительства передвижение по ней стало строго регулироваться: проезжать по «перспективой» могли лишь имеющие разрешение ("билет") от приказчика Сепа Царского. Поэтому в трех местах она была заставлена рогатками с поперечной перекладиной, впоследствии замененными шлагбаумами с караульными постами при них:

  • Первая рогатка находилась подле Лиговского канала, у городской заставы.
  • Наибольшее значение имела «средняя рогатка», по которой получил название перекресток Царскосельской перспективы с Большой Московской дорогой. В караульный пост сюда направляли матросов из Адмиралтейского ведомства. Здесь было место прощаний и встреч, сюда в давнее время петербуржцы выезжали провожать и встречать друзей и знакомых.
  • Последняя караульня с рогаткой размещалась под Пулковской горой на мельничной плотине, где также сходилось несколько дорог.

В 1724 году пошли на уступки, позволив «… ездить за положенную плату».

В первые годы тракт был плохо укатан. В ненастные дни он раскисал, особенно в тех местах, где встречались болота. Путешественников трясло на рытвинах и ухабах. Только в царских каретах, где кузов был подвешен на ремнях (рессор еще не было), седок чувствовал себя, как в люльке. Дорогу для членов царствующего дома следовало обустроить соответственно статусу.

К 1728 году была наконец решена пробпема с дорогой-дублером и последовало указание, запрещающее проезжать «.по перспективой» без разрешения, «… а ездить остальным через Среднюю Рогатку через Вологодскую Ямскую и Коеровы деревни»".

В предписании четко определено направление новой дороги, получившей название Объездной, или Коеровской: от Средней Рогатки западнее главной дороги до Пулковского Подворья, а затем через местность, на которой позже появились деревни Редкое Кузьмино и Александровская, к западной границе Зверинца. По Обьеэдной дороге пошел в Царское Село «грузовой транспорт» с дворцовыми припасами, в то время как на главной "перспективой» было приказано «… как можно уменьшить число даваемых на проезд по ней билетов, чтоб не разбили».

Средств на поддержание обеих дорог в нормальном состоянии все время не хватало. В ответ на постоянные жалобы крестьян на непролазную грязь Коеровской дороги правление ограничивалось посылкой многочисленных комиссий для ее осмотра, которые неизменно докладывали, что «дорога суха и исправна». Одновременно «перспектиеая», насколько было возможно, обустраивалась: по ее обочинам высаживались деревья и кустарники, прокладывались осушительные каналы. Так, по сведениям И. Ф. Яковкина, первоначально она «… обсажена была елями по обе стороны в два ряди, а потом ивами, перемешанными с черемухой, расположенными на дворах крестьянских». Сложившаяся ситуация изменилась лишь в середине XVIII века, когда Царское Село вступило в новую эпоху.

Царскосельская дорога связывала Петербург со всей Россией и была очень оживленной, но после перенесения столицы в Москву утратила прежнее значение. В 1732 году двор вернулся на берега Невы, и дорога вновь оживилась.

Ее дальнейшая история связана с деятельностью Комиссии о Санкт-Петербургском строении, созданной в 1737 году. В Комиссии трудился талантливый зодчий Петр Михайлович Еропкин. Для осуществления своих градостроительных замыслов он привлек архитекторов М. Г. Земцова и И. К. Коробова. Комиссия разработала план застройки Петербурга. Он, между прочими работами, предусматривал создание площади, впоследствии получившей название Сенной. Площадь должна была соединиться по прямой с Царскосельской перспективой. Благодаря этому перспектива получила ориентацию на шпиль Петропавловского собора.  Одновременно бытовало несколько названий дороги в целом: Царскосельская, Московская, а также Московский тракт.

Уход за посадками деревьев на террасах, текущий ремонт проезжей части и мостов составляли одну из основных обязанностей пулковских и кузминских крестьян царскосельской императорской вотчины. За каждым двором закреплялось определенное количество деревьев и участок дороги. Одна из пулковских деревень — Каменка — получила свое название по главному занятию ее жителей, доставлявших из карьеров камень для ремонта дороги.

В начале 1740-х годов, в преддверии грандиозных работ по перестройке старого дворца и реконструкции «служительской» слободы, появилась идея капитального ремонта главной «перспективой». Императрица Елизавета Петровна повелела, чтобы генерал Фермор исправил и привел дорогу в то состояние, в котором она была прежде. По указу, данному Фермору в 1742 году, предполагалось дорогу «… уделать прочно и удобно, мосты везде возвысить на ряжах ровно с берегами, лес вырубить на 10 сажень». Прежде всего, «высочайшее» внимание было обращено на оформление въезда в Царское Село по «перспективой» — Петербургской дороге.

Тогда на месте обветшавших мостов были сооружены два новых с поручнями: один на р. Пулковке, другой — чрез мельничную плотину под Пулковской горой у рогатки.

Мост на Пулковке

Старый мост на реке Кузминке отремонтировали и возвысили на ряжах. Для присмотра за работами на мостах Фермор приставил подполковника Вильбоа с несколькими офицерами и отрядом солдат. Для поставки строительных материалов (леса и песка) Фермор подрядил Пулковского крестьянина Гуляевского. Поскольку перспективная дорога была тесна и неудобна из-за близости лесов, Фермор приказал ее расширить и вырубить лес на обе стороны по 10 сажень, возвысить и уравнять фашинником и песком, укрепить болотистые места и обсушить кана¬лами по обе стороны4.

В 1744 г. вышел указ Сената о «столблении» царскосельской дороги, на ней установили верстовые столбы и дорога стала «верстовой». (Путевая верста равнялась 500 саженям — 1,0668 километра). В царствование Екатерины II Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решение о благоустройстве главных въездов в столицу no Царскосельской и Петергофской дорогам и предприняла замену деревянных указательных на каменные. Дорожные знаки были изготовлены по единому образцу в виде обелисков из гранита или мрамора. 

На Средней Рогатке и в Подгорном Пулкове находились почтовые станции с трактирами и постоялыми дворами.

Почтовая Среднерогатская станция и одноименная площадь известны также и под названием Четырех Рук по дорожным указателям в виде руки на столбе, установленном на перекрестке. Руки указывали направление дорог на Петербург, Царское Село, Москву и Петергоф (или на Рижскую дорогу, проходившую через Петергоф). Ныне это — проходящие по прямой линии Царскосельской дороги Московский проспект и Пулковское шоссе, а по линии Московской дороги — Московское шоссе и Краснопутиловская улица. Расстояние отсюда до следующей почтовой станции в селе Ям-Ижора через Царское Село было длиннее на 8 верст, но путешественники чаще всего избирали этот путь как наиболее удобный.

Работы по капительному ремонту дороги начались в 1747 году укладкой фашинника и насыпкой песка на участке от Царского Села до Кузьмина. В 1751-1752 годах его замостили булыжником, и солдаты Выборгского полка преступили к ремонту следующего отрезка: от Кузьмина до Пулковской горы. «Новое устройство перспективой дороги» закончилось в 1754 году, о чем свидетельствуют появившиеся вновь ограничительные меры проезда по ней. Особое значение придавалось состоянию «перспективой» до слободы Кузьмино, которую предписывалось «содержать чисто, как прежнюю».

Значительную роль в развитии Царскосельской дороги сыграла Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы — новое учреждение, созданное в 1762 году. Плодотворная деятельность этой Комиссии продолжалась тридцать с лишним лет, почти до конца века.

Особенно часто использовалась Царскосельская дорога при Екатерине II, которая любила бывать в Царском Селе не только летом, но и зимой. 28 октября 1770 года там был устроен грандиозный придворный праздник -иллюминация во время проезда Екатерины II, цесаревича Павла Петровича и прусского принца Генриха. Тому празднику придавалось большое значение.

Во время подготовки гравюр на дороге уже стояли верстовые столбы, сооруженные по императорскому указу от 22 октября 1772 года.

Верстовые столбы Царскосельской перспективы

Верстовые столбы издавна в России обозначали основные почтовые дороги и расстояния, их можно считать первыми в нашей стране дорожными знаками. Надписи на верстовых столбах, к примеру, «40 верста» или просто цифра «40», следовало читать как «сороковая верста». «Версты полосаты» — известный поэтический символ бесконечных российских дорог. В нем отражен облик бесчисленных верстовых столбов на протяженных дорогах России, которые также имели вид обелисков, но сильно упрощенной формы, и для большей заметности окрашивались диагональными полосами белого и черного цветов.

И. Г. Георги привел в своем описании подробные сведения о капитальных работах екатерининского времени на «мостовых» (замощенных) дорогах, ведущих в Царское Село и Петергоф, которые имели одинаковое устройство. Работы были начаты под руководством уже упоминающегося М. И. Мордвинова и окончены в 1787 году Бауером. На всем протяжении до Царского Села дорогу расширили, по обеим сторонам проложили осушительные канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подземными сводами. Проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником, величиной с куриное яйцо, по сторонам обложили "насыпь" Кирпичом и снова покрыли толстым слоем чистого песка. Для сохранности дороги "обывателям" ездить по ней не разрешалось. Они пользовались проходившей западнее "обывательской" дорогой.

Дороги получили ширину до 8 сажень, они были возвышены и выровнены. По обеим сторонам выкопали и вымостили рвы для осушения и возвышения дорожного полотна. Рвы между собой соединялись поперечными подземными каналами, проведенными с помощью сводов. Выровненная и возвышенная таким образом дорога была покрыта слоем «опочистого» песка толщиной в ладонь. Песок устлали щебнем — «оттесками дикого камня, растолченными до величины куриного яйца». Насыпь была обложена кирпичом наподобие мостовой, потом также усыпана песком и так вымощена, что получилась возвышенная тропинка по сторонам проезжей части. О масштабе этого благоустройства свидетельствует стоимость работ на каждую версту, которая составила около 25 тысяч рублей, за исключением мостов и «прекрасных столбов для означения верст в 2 сажени вышины, из тесаного дикого камня и мрамора возведенных».

Екатерины II направила 16 июля 1792 года Высочайший рескрипт управляющему Царским Селом Аристарху Кашкину, где было сказано: «Апробуя представление ваше о содержании Царскосельской дороги, идущей от Петербурга чрез дачи и селения Царскосельского ведомства, повелели Мы: всю ту дистанцию из ведомства казенной Палаты отдать впредь до указа в особенное попечение и присмотр Царскосельской Конторы и доставлять ежегодно в оную определенную на починку той дороги сумму по 2705 рублей в год с тем, чтобы, следуя хозяйственному распоряжению вашему и употребляя доныне способы, признанные лучшими и надежнейшими к прочности и сбережению дорог, стараться содержать оную всегда в исправности, без малейшего изнурения крестьян и отнюдь не по наряду, но по добровольному найму, производя годовые случайные исправления в свободное от работ время и заготовляя нужный материал зимою. Екатерина».

По Царскосельской дороге часто ездил император Александр I, очень любивший Царское, а также многочисленный двор, чиновники, военные. В 1824-1825 годы по повелению государя на дороге провели ремонт и устроили новое шоссейное полотно, перестроили мосты под руководством инженера П. П. Базена. После этого в течение века дорога носила название Царскосельского шоссе, а в пределах городской черты Петербурга ее еще раньше (с 1806 года) называли Царскосельским проспектом.

Шоссейная дорога из Петербурга в Царское Село во времена Пушкина считалась лучшей в России.  В последний год царствования Александра I писатель К.С. Сербинович в 1825 г. писал: «В то лето царскосельская дорога представляла то удобство, что была вся, для спокойной езды, вымощена досками, положенными вдоль по дороге, в четыре ряда, называвшиеся колесопроводами: каждый экипаж, держась правой стороны, ехал по двум колесопроводам. Гладкость дороги делала езду скорою и спокойною; но в дождливую осень доски превратились в щепы».  

Верста в XIX веке, когда для измерения длины была принята сажень в 2,13 метра, стала несколько короче по сравнению с верстой XVIII века, поэтому расстояние между Петербургом и Царским Селом словно удлинилось. В 1830-е годы на части столбов изменили цифровые обозначения верст, и, вероятно, передвинули на новые места. Изменение точек отсчета, которыми стали в Петербурге — Главпочтамт, а в Царском Селе –Кузминские Египетские ворота при въезде в город, позволяло не увеличивать количество столбов.

В царствование императора Александра I вдоль дороги соорудили пять фонтанов  с гранитными монументами разных форм и гранитными при них чашами для разбора воды. Путь в карете на лошадях утомителен; красиво оформленные фонтаны, радуя глаз, вносили оживление, а в жаркую погоду здесь поили лошадей.

 

Значение магистрали изменилось с появлением в 1837 году Царскосельской железной дороги, поэтому о первом пути в Царское Село постепенно стали забывать. В прошлом остались быстро скакавшие почтовые тройки и придворные курьеры, всадники, дормезы и дилижансы. Однако селения при Царскосельской дороге — села Большое Кузмино (1714), Большое Пулково (1714), деревни Подгорное Пулково (1786) и Каменка (1790) процветали. 

Население, составившее к середине XIX в. уже три с половиной тысячи душ (увеличилось вдвое по сравнению с началом века), разрасталось. Там было развито садоводство и огородничество. Тому способствовала близость Петербурга и Сенного рынка, где крестьяне продавали сельскохозяйственные товары, в частности, саженцы деревьев и кустарников, превращая площадь на весеннее время в импровизированный сад.

Царскосельский проспект в пределах Петербурга в 1878 году переименовали в Забалканский, а его продолжение — Царскосельское шоссе до Пулкова — горожане стали называть Московским шоссе. Даже М. И. Пыляев, отметив, что от Обводного канала «начиналось Московское шоссе, усаженное до Пулковской горы липами», забыл упомянуть о фонтанах и верстовых столбах Царскосельской дороги.

Забылся и вид на Петербург с Пулковской горы, первооткрывателем которого был царь Петр I. Несколько десятилетий спустя после Пыляева об этом писал В. Я. Курбатов: «Московское шоссе вначале пересекает болото, а потом поднимается на Пулково-Кузминский откос. Мало кто из петербуржцев знает о красоте вида с откоса на зеленую или снежную равнину, рябь домов и золотые шапки церквей. Но в начале XIX века этот вид славился на весь мир. Мало кто знает, что от Пулкова открывается прямая как стрела перспектива на крепостной шпиль [Петропавловского собора], что на дороге у Четырех рук, в Каменке, Колонии и Пулкове стоят дивные фонтаны Томона, что в Пулкове ключ бьет в беседке Воронихина, что избы, выстроенные по проектам видных зодчих, расставлены по художественно задуманному плану по берегам прудов».

Облик местности по сторонам Царскосельской дороги постепенно изменялся. Город разрастался и двигался за Московскую заставу в сторону Средней Рогатки, вбирая в себя территорию Петербургского и Царскосельского уездов.

Непоправимый ущерб местности был нанесен в годы войны и блокады Ленинграда. Все исторические селения — Среднерогатская колония, Каменка,Подгорное Пулково,Большое Пулково, оказавшиеся в зоне боевых действий, были стерты с лица земли. По окончанию войны их восстановление сочли нецелесообразным, однако ведущая в город Пушкин дорога была необходима. В 1960-е годы, когда расположенная к югу от Средней Рогатки местность вошла в городскую черту Ленинграда, историческое дорожное покрытие на ней заменили асфальтом. Через двадцать лет провели расширение Пулковского шоссе, для чего рядом с исторической трассой проложили второе полотно-дублер с разделительной полосой. На ней оказались верстовые столбы и фонтан Подгорного Пулкова, который пришлось передвинуть на несколько метров.

 

Московское шоссе, начало дороги

Первоначально магистраль шла от Сенной площади до Лиговского канала (ныне Литовский проспект), объединяя с ноября 1878 г. под общим названием Забалканский проспект прежние Обуховский и Царскосельский проспекты (ранее соответственно Обуховская улица и Царскосельская дорога). Новое имя было присвоено «в память достославного перехода в прошлом году в суровое зимнее время Русских войск через Балканский хребет».

Прокладка нового участка перспективы породила необходимость постройки деревянного моста через Фонтанку. От имени подрядчика, выполнявшего работы, мост и новую часть перспективной дороги, от площади до линии будущего Обводного канала, стали называть Обуховскими.

В 1891 г. к проспекту присоединили часть Московского шоссе от Лиговского канала до Рощинской улицы. В 1918 г. проспект получил название Международного. 20 декабря 1950 Международный проспект и часть продолжающего его Московского шоссе от Рощинской улицы до площади Победы были объединены в проспект имени Сталина, переименованый 23 июня 1956 г. в Московский проспект

Трасса начиналась в 3-й Адмиралтейской части (позже — Спасская часть), за Фонтанкой служила границей Московской (четная сторона) и Нарвской частей (нечётная сторона), В за Обводным каналом — Каретной, позже Александро-Невской (чётная сторона) и Hapвской частей (нечётная сторона). Ныне пики дится в Адмиралтейском (дома 1-85 и 2-60) И Московском (дома 87-207 и 62-224) админисгративных районах.

Большинство построек того времени сохранилось здесь с изменениями или не сохранилось вовсе. Наиболее густо было застроено начало проспекта — от Сенной площади  до Фонтанки Застройка по сторонам дороги носила усадебный характер. На правом берегу Фонтанки находились: усадьба Шереметевых, западнее — Юсуповых, имевших тут деревянный дворец уже в 1727 году.

На Царскосельской дороге близ Фонтанки находились пивоваренный завод М.Е. Позднякова (1782)   За Фонтанкой, к югу, примерно до линии Обводного канала, высились редко стоявшие невысокие каменные и деревянные жилые дома. Далее «… позади обывательских домов, зачав строить от самой проспективой, которая нежит к Сарскому селу» простирались земли слободы Измайловского полка, застраиваемые по «Регламенту» «… со всяким поспешением» с I740 г.

По одну из сторон Царскосельской дороги находилась слобода Измайловского полка, о чем напоминают старые названия современных Красноармейских улиц — "роты". Южнее расположения полков вдоль тракта шумел лес, а на месте осушенных в 1730-е годы болот в районе Лиговского канала, пересекавшего дорогу, зеленели огороды.

В 1806 г. Царскосельскую дорогу у городской заставы пересёк западный участок Обводного канала, территория за которым еще долгое время оставалась застроенной слабо и резервировалась для нужд города, фабрично-заводского и транспортного строительства.

Ширина проспекта за Обводным каналом несколько увеличивалась, причем «красные линии» застройки фиксировалась доходными домами, возводимыми в середине 1870-х — начале 1880-х гг. На пересечении проспекта с Фонтанкой и Обводным каналом сооружены постоянные арочные мосты. В 1785-1786 гг. на месте деревянного балочного, существовавшего с 1717 г. Саарского моста был сооружён разводной каменный с башнями Обуховский (Обухов) мост по типовому для Фонтанки проекту. Он был перестроен в 1865 г. по проекту Михайлова: башни снесены, разводной пролет заменён металличееским балочным. Мост приобрёл современный вид и размеры после его перестройки в 1940 году.

Московский (ныне Ново-Московский, первое название — Чугунный) — первый постоянный мост через Обводный канал — построен в 1808-1816 гг. по проекту В.И. Гесте. Украшением Царскосельской перспективы стал каменный Обуховский мост с башенками и цепями. Это был один из семи однотипных мостов, переброшенных тогда через Фонтанку. Из них сохранились Калинкин мост и Чернышев (ныне мост Ломоносова).

В 1836-1838 гг. возле городской заставы у пересечения Царскосельской дороги с Лиговским каналом по проекту В.П. Стасова были сооружены Московские триумфальные ворога — памятник победам русского оружия в войнах 1828-1829 гг. с Персией и Турцией — самое Крупное в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных деталей (их высота 23 м, ширина 36 м).

Еще одна постройка появилась на Царскосельской перспективе в конце XVIII века — новый егерский двор. Современник писал: "Новый егерский дом и принадлежащая оному роща находятся на левой стороне Царскосельской дороги, на полверсты от оной, на открытом поле, против Лиговского каналу. Он состоит из каменного двухэтажного дома, занимающего большой квадрат, но фасад оного к западу имеет вид, подобный полумесяцу. Сей дом может вместить весь егерский штат". Егерский штат вместе с женами и детьми составлял 727 человек. Дом не сохранился.

В районе построенных в XIX веке Московских ворот начинался собственно Московский тракт. Тут находились шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и сторожевая будка с караульными. Здесь у проезжавших проверяли подорожные и взимали сборы. Вторая, или средняя, рогатка находилась там, где теперь раскинулась площадь Победы, а третья, дальняя,- возле мельничной плотины у подножия Пулковской горы. Ставили их в петровское время для "препятствия проходу злонамеренных людей": беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трех камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения. Покинуть столицу и отсутствовать в ней дозволялось лишь "с запиской от Сената, только чтоб не более пяти месяцев".

Были у Царскосельской дороги и дачи петербургской знати, и три императорских дворца, не считая царскосельских:

  • Чесменский
  • Среднерогатский
  • Пулковский

Дорога из Петербурга в Царское Село и в Москву в царские времена занимала значительное время, поэтому для царских визитов строились вдоль дороги так называемые путевые дворцы. Некоторые из них сохранились, хоть и в перестроенном виде, до наших дней.

К числу таковых на Царскосельской перспективной дороге принадлежитпутевой Чесменский дворец, который сохранился до наших дней в сильно перестроенном виде в районе пересечения Московской улицы и улицы Гастелло.

В нескольких верстах от него, в районе современной площади Победы стоял второй путевой дворец — Среднерогатский.

Далее шло предместье, тянулись леса и луга, среди которых строила для себя дачи знать. Предприимчивые купцы открыли на дороге несколько трактиров для проезжающих. Один из них, под названием "Рука", — у Царскосельского моста через Лиговский канал. Другой трактир, или, как бы мы сказали сейчас, гостиница с рестораном (эти названия появились в середине XIX века), открылся в утратившем свое значение Среднерогатском дворце.

Пулковский участок

Третий, деревянный Пулковский дворец — возвели на Пулковской горе. Здесь 11 мая 1719 года Екатерина I принимала царя Петра I, любовавшегося видом на Петербург возрастающий. При этом дворце известный садовый мастер Иоганн Буш в 1775 году по приезде в Россию разбил первый пейзажный Пулковский сад. Во дворце этом не раз устраивались праздники — Император очень любил новый дворец и подолгу любовался видами из него на окрестности Петербурга и охотился здесь с собаками. При Императрице Елисавете Петровне здесь содержались соколы, с которыми Государыня любила охотиться.

На Пулковские высоты и место, на котором был расположен дворец, обратил внимание в эпоху Николая I, решив создать здесь Пулковскую обсерваторию, которая, конечно, значительно повлияла на историю развития в дальнейшем этой местности и быта окрестных деревень.  

На Царскосельской перспективе, ориентированной на шпиль Петропавловского собора и совпадающей со знаменитым Пулковским меридианом, в центре здания обсерватории находится нулевая точка отсчета Пулковского базиса — начало геодезической сети триангуляции России. Центральный купол обсерватории, обрамленный зеленым массивом парка, и поныне украшает панораму Царскосельской дороги. Вид с Пулковской обсерватории всегда привлекал путешественников, поднимавшихся наверх, чтобы полюбоваться уникальной панорамой расстилающегося внизу Петербурга. Это практически единственное место, с которого весь город виден как на ладони. Для живописной панорамы Петербурга от Пулкова характерна одна оптическая особенность, при которой местность, имеющая на самом деле уклон вниз, как будто поднимается в гору. Но именно эта особенность Пулковского меридиана привела к многотысячным потерям в годы Великой Отечественной войны в боях за Пулковские высоты.

Тракт Санкт-Петербург — Царское Село пройдя через Пулково, способствовал росту поселения. На историческом месте до сих пор находятся дома б.Пулковского отделения совхоза Шушары.

В 1807 году на склоне Пулковской горы, обращённом к Санкт-Петербургу, по проекту архитектора А. Н. Воронихина был сооружен фонтан-грот «Старик», а вокруг разбит парк. В последствии на этом участке Царскосельской перспективы были построены несколько фонтанов-поилок.

По Пулковскому шоссе в 1900-х, которое было мощено булыжником, день и ночь шли конные обозы, наполняя окрестность непрерывным шумом. Покрикивание и песни возчиков, заливчатое ржанье лошадей, стук копыт и колес, дребезжанье прыгающих по булыжнику телег, а зимой скрип полозьев круглый день врывались в тишину обсерваторского парка. Все это многоголосие затихало только в редкие часы, в самую глухую ночь, когда последние обозы подтягивались к постоялым дворам, которых в селе Пулково было несколько. В более позднее время, когда мотор заменил лошадь, прежний шум сменился шумом и гудками автомашин.

Чуть далее фонтана дорога ответвлялась налево к Царскому Селу. А прямой участок шел по трассе нынешнего Киевского шоссе. Собственно с этого места и берет свое начало современное нам Петербургское шоссе

_______________________________________

Итак, два столетия тому назад Московский тракт под Петербургом сложился как царская дорога. По ней августейшие особы направлялись в свою загородную резиденцию. Облик дороги определяли постройки, принадлежавшие казне, императорскому дому и лицам, приближенным ко двору.

Начало XIX века ознаменовалось переменой названия дороги. С 1806 года ее часть до Царского Села стали именовать Царскосельским проспектом, а не перспективой. Но и другие названия — "Царскосельская дорога", "Московский тракт", "Обуховский проспект" — продолжали бытовать. Границей города стал Обводный канал, проложенный по южным "обводам" города в 1803--1835 годах, согласно проекту и под руководством военных инженеров И. И. Герарда, а затем П. П. Базена. Через канал в 1808--1816 годах перебросили одноарочный чугунный мост.

Царскосельский проспект, переходивший за Царским Селом в Московский тракт, продолжал оставаться главной трассой, ведущей в глубь России. Значение его возрастало — рост Петербурга и развивающаяся промышленность требовали все большего сырья и продовольствия. Поэтому в начале XIX века возникла необходимость в переустройстве и улучшении тракта.

В 1817--1834 годах на всем протяжении от Петербурга до Москвы он был выровнен, расширен, замощен тесаным камнем и превратился в первое в России шоссе. Вдоль него, от Обводного канала до Средней Рогатки, высадили небольшие липы. Работы осуществлялись под наблюдением и руководством Комитета строений и гидравлических работ, учрежденного специальным указом в 1818 году, "дабы столицу сию возвести по части строительной до той степени красоты и совершенства, которые бы, по всем отношениям соответствуя достоинству ее, соединяли с тем вместе общую и частную пользу".

Одновременно с установкой Египетских ворот в 1827-1830 гг были проведены работы по «отделке дороги через Кузьмино шоссеей с мостами и мостиками».

К моменту установки Московских ворот в 1838 году количество экипажей, следовавших этой дорогой, значительно возросло. Выросло население города, умножились перевозки людей, писем, денег, посылок. С 1827 года ввели почт-дилижансы до Царского Села, Павловска и Новгорода. Как гласили правила, почтовые коляски "опоздавших не дожидаются и в домы за пассажирами не заезжают". В 1830-е годы под почтовый тракт на Москву стали использовать дорогу от Средней Рогатки до Ям-Ижоры, минуя таким образом Царское Село. И поскольку появилась четвертая дорога, построенную тогда же среднерогатскую почтовую станцию стали называть "Четыре руки". В 1840 году открыли постоянное движение дилижансов между столицей и Москвой, существовавшее до 1857 года.

Между тем, 30 октября 1837 года вступила в строй первая в России железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. Поезда по ней ходили на конной тяге и только по воскресеньям и праздникам на паровой. Полностью на паровую тягу перешли в апреле 1838 года. Казалось, это событие не имело существенного влияния на жизнь Царскосельской дороги, но в 1843 году развернулось строительство стального пути Петербург- Москва под руководством выпускника Института корпуса инженеров путей сообщения профессора П. П. Мельникова закончившееся в 1851 году. Вскоре преимущества железнодорожного транспорта стали очевидны: он полностью отвечал требованиям развивающейся русской экономики и обеспечивал быстрые, массовые, регулярные перевозки.

Царскосельский проспект быстро терял свое былое значение. Титулованные владельцы расположенных вдоль него дач стали продавать их. Южнее Обводного канала начали появляться мелкие фабрики, заводы, мастерские, нужные большому городу. Исключением явилось сооружение на проспекте в 1845 году Новодевичьего Воскресенского монастыря (архитектор Н. Е. Ефимов).  Новодевичий монастырь был последней крупной постройкой, созданной в докапиталистический период за Обводным каналом, на Царскосельском проспекте.

В 1878 году произошла еще одна смена названия бывшей царской дороги. В память о героическом переходе русских войск через перевал Шипку и об освобождении балканских народов от турецкого ига в ходе войны 1877--1878 годов проспект был переименован в Забалканский. И не случайно: по нему русская армия ушла из столицы на войну за Балканы и возвратилась домой с победой.

Некогда Царскосельской дорогой начинал свою поездку в Москву А. Н. Радищев. Поездка подсказала ему композиционную канву для книги "Путешествие из Петербурга в Москву". Книга была открытым призывом к народу разбить "железом" не только рабские оковы, но и "главы бесчеловечных своих господ".

 

Петербургское шоссе

Межевая граница между Сарской и Пулковской мызами с1711 г. проходила по реке Кузминке по обе стороны дороги из Копорья в Ладогу (впоследствии Царскосельская дорога, сейчас — Петербургское шоссе), первоначальные границы между ними при этом были изменены.

Египетские ворота.  Стоят в конце прямого участка Петербургского шоссе, где когда-то была Кузьминская застава, и ворога назывались Кузьминскими. Далее шоссе сейчас имеет название Дворцовой улицы, а когда-то она называлась Кузьминской и ворота Кузьминскими.

Дворцовая улица

В Царском Селе, последний участок Царскосельской дороги проложили в 1717 г. примерно по трассе нынешней Дворцовой улицы. Дворцовая улица — одна из первых магистралей нашего города. Связывала она в начале XVIII века дом бывшего хозяина мызы Сааримойс, т. е. место будущего строительства Екатерининского дворца, с Кузьминской слободой. Прямой луч от решетки Екатерининского  двора до Малой улицы соответствует трассе старой Царскосельской дороги. 

 

Что же представляет из себя современное Петербургское шоссе?

 

Начало шоссев стыке трех магистралей — Петербургское шоссе / Дворцовая улица / Октябрьский бульвар

По нечетной стороне у Октябрьского бульвара стоит один из памятников А.С. Пушкину

Непосредственно Петерубргское шоссе начинается от   Египетских ворот, его перспектива хорошо просматривается под аркой ворот.

По нечетной стороне, весь квартал до пересечения шоссе и Ленинградской улицы занимает территория садоводства Пенсионер — Петербургское шоссе 1.

По четной стороне от Египетских ворот отходят пешеходные дорожки к корпусам Аграрного университета — в старом комплексе б. Казачьих казарм  изнаменитая березовая аллея к корпусам, построенным в советский период и в 90-е гг прошлого века — Петербургское шоссе 2, Санкт-Петербургский Аграрный университет и к комплексу студенческого городка за корпусами.

До недавнего времени между шоссе и корпусами до самого пересечения Петербургского и Кузьминского шоссе простиралась огромное пустое поле, которое было покрыто травой и редкими группами деревьев. Но в 2011 году земля перед корпусами была продана Аграрному университету и осенью началась строительство, здесь к августу 2013 года будет возведен учебно-лабораторный корпус СПбГАУ. Интересное архитектурное решение здания сделает его украшением правительственной трассы, считает Трофмов Олег Валерьевич, начальник строительства холдинговой компании «МегаМейд».

Следующий перекресток на шоссе — с Ленинградской улицей и Кузьминским шоссе.

По нечетной стороне, от ленинградской улицы начинается крупная жилая застройка поселедних десятилетий прошлого века:

В конце 2008 года было открыто движение по обновлённому Витебскому проспекту, которое стало дублирующей трассой для тех, кто направляется в Пушкин. С этого момента можно было не толкаться по Московскому шоссе, и не боятся застрять в пробке на переезде или у аэропорта из-за приёма очередных важных гостей города. Однако сразу стало понятно, что пропускная способность Петербургского шоссе от Витебского проспекта до Пушкина исчерпана. В связи с этим была начата реконструкция участка от Витебского проспекта до Детскосельского бульвара. Этот небольшой фрагмент шоссе (всего в полтора километра) был шириной всего 7 метров с одной полосой движения в каждом направлении. Был на нем и весьма опасный мост через речку Кузьминка.

О перспективах зоны рассказал Борис Шендерей. Его компания «Инжтехнология» по заказу частного лица как раз разработала ситуационный план и занимается проектированием реконструкции дороги. Работы по реконструкции шоссе обошлись бюджету в 800 миллионов рублей. Межремонтный срок службы, по словам заместителя руководителя КБДХ Андрея Левакина, составит 7 лет. За это время должен «выноситься» верхний 5-ти сантиметровый слой асфальта. Полный срок службы дороги 11 лет. В ходе строительных работ проезжая часть расширяется до трёх полос движения в каждом направлении. В середине обустраивается разделительная полоса с мачтами искусственного освещения. Для каждого направления возвели свой мост через Кузьминку.

В ходе реконструкции дороги был капитально перестроен мост через Кузьминку у кладбища.

Под мостом расположили пешеходный переход, который соединит две автобусные остановки у Кузьминского кладбища. Так что сдерживать движение на этом участке пешеходы не будут. Одновременно к переходу, помимо лестниц, ведут и серпантины тротуаров, по которым смогут на другую сторону перебраться люди с ограниченными возможностями и велосипедисты. Про последних вспоминали особенно часто ещё на Витебском проспекте. Оказывается, что при движении из города для пешеходов предназначен только правый тротуар, а вот левый – это велосипедная дорожка. Объяснить различие представители КБДХ затруднились, ограничившись словами о «разной конструкции тротуаров». Правда, знаков, разъясняющих такое разделение, замечено не было.

Журналисты, присутствующие при открытии шоссе после реконструкции, обратили внимание на то, что даже после реконструкции от Детскосельского бульвара Петербургское шоссе вновь становится узким, хотя и не настолько, как это было прежде. Теперь здесь по две полосы движения в каждом направлении. Но вопрос про «бутылочное горлышко» вызвал резкий ответ со стороны чиновников и проектировщиков, которые сослались на то, что здесь уже начинается улично-дорожная сеть Пушкина и автомобили будут «рассасываться» по ней.

По словам губернатора В.Матвиенко, город надеется начать расширение Петербургского шоссе на всем протяжении от Витебского проспекта до Пулковского шоссе в сотрудничестве с инвесторами. Как сообщила градоначальница, уже есть планы по освоению территорий — на них будут построены жилые дома и концертно-выставочный комплекс, что, в свою очередь, даст новые рабочие места, в том числе и для жителей Пушкина.

Далее Петербургское шоссе поднимается на небольшую возвышенность и подходит к небольшому жилому массиву — Пулковское отделение б. совхоза Шушары. Жилой массив построен на месте исторического поселенияБольшое Пулково, расположенного вдоль Царскосельской перспективной дороги на участке у Пулковских высот.

Во время Великой отечественной войны этот участок находился на линии обороны блокадного Ленинграда и  село было разрушено практически до основания.

На этом участке сохранился исторический мост через реку Пулковка, позднее несколько раз реконструированный. Выше моста в сторону Пулковских высот, Пулковку в 1960-х гг перекрыли плотиной для сельскоозяйственных нужд, и в этом месте возникло Пулковское водохранилище.

Далее шоссе идет вдоль полей до пересечения с железнодорожной веткой через железнодорожный переезд СПб — Гатчина (Балтийская).

В 2013 году начнется расширение Петербургского шоссе

В  самом конце шоссе, у развязки с Пулковским шоссе, в 1956 году был открыт памятник.С. Пушкину.

В 2009 году на этом месте была построена современная развязка, позволившая транспорту более безопасно сворачивать с Пулковского шоссе в Пушкин по Петербургскому шоссе.

 

 

Источники:

  1. "Большая Топонимическая Энциклопедия Санкт-Петербурга: 15 000 городских имен". СПб, ЛИК. 2013
  2.  P.Н.Яковченко. Московский проспект. ЛЕНИЗДАТ, 1986
  3. Н.М. Морин. Пулково в начале XX века (1900 — 1916)
  4. Публикации СМИ

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 23453 просмотра
Комментарии (1)
katerina # 7 июля 2010 в 15:57 0
у меня еще такие фотки улетные есть)))) все руки не доходят выложить!