Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Петербургское шоссе. Кузьминские (Египетские) ворота

Фотоальбом Кузьминские (Египетские) ворота

На пересечении Кузьминской (ныне Дворцовой) улицы и Октябрьского бульвара, составляющего некогда границу города, стоят Кузьминские (Египетские) ворота. 3а ними начиналась деревня Кузьмино, населенная потомками тех «переведенцовъ» из дворцовых сел, что были вызваны Петром Великим для колонизации возвращенного им России края.

На северной заставе появились пограничные городские ворота, представлявшие собой новый тип сооружений, сменивших простые деревянные будки-караулки. В отличие от триумфальных Московских, посвященных победе в Отечественной войне 1812 года, «северные ворота» являлись мемориальными.

Проект «ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги» архитектора А. Менеласа был утвержден императором Николаем I 11 декабря 1826 года, сразу после первой годовщины смерти брата — Александра I. Проект ворот Менелас спроектировал еще при Александре I

 

Египетские (Кузьминские) ворота возвели в 1827-1830-х годах: две кордегардии в виде усеченных египетских пирамид соединялись решеткой, венчаемой импровизированным шлагбаумом в виде пальмовых ветвей. Одновременно были проведены работы по «отделке дороги через Кузьмино шоссеей с мостами и мостиками». Сооружение новых городских ворот стало логическим завершением отделки пропоженного к 1823 году от северной до южной границы Царского Села Верхнего или Кузьминского бульвара (позднее — Бульварная улица, ныне — Октябрьский бульвар).

При взгляде на планы Царского Села середины XIX века мы легко поймем чем был обусловлен выбор места и как зародилась мысль о постройке Египетский ворот. Кузьминская дорога (Дворцовая улица) — один из трех лучей, сходившихся у Большого Дворца (вторым лучом была центральная перспектива Нового сада и Зверинца, а третья — Подкапризовая дорога), проходила вдоль границы Александровского парка. На северо-восточной окраине парка, у заставы на Кузьминской дороге, была распланирована круглая площадь. На ней и были  сооружены Египетские ворота — своеобразные пропилеи при въезде в город со стороны Петербурга.

В первой трети XIX века в русском искусстве завершается период классицизма. В это время в русской архитектуре появляются различного рода эклектические явления, допускающие широкое заимствование форм и стилей прошлого. Распространение ретроспективных течений объясняется не только стремлением широко использовать в архитектурной практике данные исторической и археологической наук, но также вкусами заказчиков, прежде всего, императора Николая I. Одним из примеров тому служат Египетские ворота.

1830-1850 г.г. - это так называемая "николаевская" эпоха, в течение которой становление нового типа архитектурной деятельности идет на фоне распада (кризиса) классицистической системы.

"Величие и слава Рима, ясность и простота Греции, возвышенность и вдохновенность готики, "роскошь" Востока и "тяжесть" Египта — такова палитра образов, долженствующих возбуждать воображение зрителей, напоминать ему об ушедшем народен вызывать благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения". (Гоголь).

В создании Египетских ворот участвует большой авторский коллектив. Традиционное авторство архитектора Адама Менеласа следует дополнить именами И.А. Иванова, скульптора В.И. Демут-Малиновского, архитекторов А.А.Тона и К.А.Тона.  Менелас скомпилировал их рельефы,  использовав в своей работе рисунки, опубликованные в многотомном французском изданим, вышедшем в свет в начале XIX века в Париже и посвященного результатам изысканий французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Рисунки выполнил архитектор и художник И.А. Иванов. Об этом написал Гранейль — вероятно, со слов Менеласа, вместе с которым он осматривал царскосельскую резиденцию зимой 1827 года.

Эти рисунки в в натуральную величину исполнил художник Василий Додонов, глиняные модели для отливки изготовил скульптор В.И. Демут-Малиновский

Египетские ворота не ближе к настоящему Египту, чем царскосельская китайщина к Китаю! Изучение Египта тогда только начиналось усилиями наполеоновской армии, и понять, как выглядели ворота Древнего или Нового царства, европейцы не могли. Вот и царскосельские египетские ворота с привычными кордегардиями, да к тому же из металла — материала весьма современного, лишь украшены египетскими орнаментами и иероглифами. В Европе египетские ворота обычно ведут на кладбища — в память о том, сколь развит был в Египте культ умерших. Но в Царском Селе римские и греческие ворота обращены к парку, а вот тех, кто, следуя из Петербурга в Москву, пожелал бы, сделав крюк, заехать в этот город, встречали Египетские, а провожали французско-ампирные Московские ворота.

Одинаково богатое убранство они имеют как со стороны Царского Села, так и со стороны Петербурга. Плиты с иероглифами, гермы, служившие опорами для створов ворот, и вообще все металлические детали, включая цоколь, отлиты из чугуна на Санкт-Петербургском Александровском чугунолитейном заводе.

Ворота состоят из двух башен, соединенных звеньями ограды. Башни  — каменные трехэтажные пилоны — караулки, завершенные плоской крышей. Кордегардии сложены из кирпича, в каждый пилон было уложено до 65 тыс. штук кирпича. Пилоны  являются сторожевыми помещениями  — кордегардиями (караулками.) Кирпичные стены облицованы чугунными плитами с рельефами. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов.

Воспоминания старожила города:

"До 1985 года в Воротах проживал Валерий Валерьевич Игнатов, он работал сторожем в сельхоз институте (который расположен недалеко от ворот), и жил один в правой башне Ворот, причём на вполне законных основаниях, и прописка у него была смешная — город Пушкин дер.Большое Кузьмино Египетские Ворота. Внутри Ворот вполне комфортно — на первом этаже прихожая и туалет, на втором крохотная кухня и комнатушка — метров 7-8, на третьем хорошая комната около 10-12 метров — для одного жильца более чем достаточно, отопление печное, правда, нет водопровода, и воду приходилось носить с колонки через дорогу, метров 150. В 1985 году Валерий Валерьевич помер и Ворота с тех пор — необитаемые."

В композиционном решении ворот подчеркнуто их функциональное назначение. Караулки ворот, выполненные в виде пилонов, воспроизводят вход в древнеегипетский храм (изначально пилон являлся частью ограды). Использование пилона как архитектурной формы для сторожевых башен отвечает функцией ворот на месте заставы, охраняющей въезд в город.

 

С боковой стороны к пилонам примыкают гермы с головой фараона в полосатом уборе, ниспадающим на плечи. Значительные по размеру гермы усиливают впечатление монументальности сооружения в целом.

Герма (греч. ἔρμα) — четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов (Вакха, Пана, фавнов), а с V века до н. э. и портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр. Нередко к гермам приделывался с лицевой стороны фалл — эмблема плодородия. Служили межевыми знаками, указателями на дорогах и т. п. С определённого момента, главным образом с XVI века, такие гермы стали распространённым видом декоративной и парковой скульптуры. В парках и садах XVIII века — скульптурное изображение в виде головы или бюста на четырехгранной опоре.

 

Гермы являются важным конструктивным элементом. Пристенные гермы обращенные к дороге, и аналогичные им, но сдвоенные двухлицевые гермы, установленные напротив них, выполняют роль столбов, между которыми расположены звенья ограды из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами.

В литературе, посвященной Египетским воротам нет подробного описания содержания рельефов, покрывающих стены караулок. Все сведения ограничены сообщением, что рельефы изображают сцены жизни египтян. Известно, что авторы рельефов Египетских ворот, художник Дадонов и скульптор Демут-Малиновский, использовали в своей работе образцы древнегреческих барельефов и росписей, воспроизведенные в многотомном труде по египетскому искусству, изданном в Париже в XIX веке.

Подбор фигур, знаков, символов в рельефах Египетских ворот обусловлен стремлением авторов наиболее выразительно и рационально заполнить плоскости фасадов, т.е. решить чисто декоративные задачи. Надписи, иероглифы в рельефах Египетских ворот не содержат сведений об истории их сооружения; механически перенесенные из древних источников, они являются лишь дополнительным декоративным элементом в композиции данных рельефов.

На стенах можно увидеть рельефные изображения тридцати различных сцен из египетской мифологии. Главными персонажами являются боги и фараоны, изображение которых в египетском искусстве каноничны и характеризуются особыми атрибутами, деталями, знаками. На фронтальных плоскостях пилонов, расположены фигуры бога Осириса — главного божества древних египтян. Осирис представлен в образе человека в мужской одежде (мендите). На голове Осириса платок и корона из листьев папируса. В руках посох и знак жизни "анх" — традиционные атрибуты верховной власти. Осирис сидит на троне, перед которым растут деревья и цветы.

Последние три пояса рельефов изображают египтян занятыми трудовой деятельностью. Они пашут на быках, сеют, жнут, молотят и приносят в жертву плоди своего труда. Подобные сцены характерны для египетского искусства и являются своеобразной иллюстрацией, показывающей "как души умерших египтян работают в полях Иару в загробном мире на своего господина бога Осириса".

На верхнем ярусе изображена богиня Исида, держащая на руках ребенка — бога Гора. В мистерии коронации молодой фараон отождествляется с сыном Осириса — богом Гора. Богиня Исида (жена Осириса) почитается у египтян, как защитница детей и женщин. В дальнейшем образ богини с ребенком на руках нашел воплощение в христианской религии, в образе Богоматери.

Ниже, на ярусах, представлены ритуальные сцены посвящения в фараоны. Среди действующих лиц — фигуры с головами птиц и животных, представляющие различных египетских богов. С головой птицы изображался бог Тот, бог мудрости и письменности. С головой шакала Анибус, бог мертвых, с головой львицы богиня Таурт, почитавшаяся как божество, дарующее здоровье и плодородие. В египетской религии важное место занимали "земные культы". Змея-защитница фараона. Карнизы украшены изображениями солнечных дисков, змеиных голов и жуков-скарабеев, являвшихся священными для египтян.

Персонажи и символы, изображенные на рельефах Египетских ворот, представляют исторический и познавательный интерес, как наиболее характерные образы древнеегипетской мифологии и искусства. Несмотря на очевидную стилизацию, за рельефами угадываются батальные сцены из храма в Карнаке, например, батальные сцены Сети I на внешней стороне северной стены гипостильного зала, знаменитые арфисты из гробницы фараона Рамзеса III в Долине царей, фризы с изображением священных соколов и крокодилов из комплекса в Ком Омбо, рельефы многих других египетских храмов и гробниц. Имитации иероглифов, порой совершенно неправдоподобные, заменили здесь древнее «божественное слово», превозносившее мудрость и гармонию превыше всего во вселенной.

Египетские ворота выделяются среди памятников русского чугунного литья, таких как ворота "Любезным моим сослуживцам" и Готических ворот в Царском Селе, Николаевские ворота в Павловске, Московские Триумфальные ворота в Петербурге необычайностью композиционного замысла. Созданные по мотивам древнеегипетского искусства, Египетские ворота отличаются монументальностью, выразительностью форм и высоким мастерством отливки рельефов из чугуна. Кроме того, данный памятник — образец широкого использования чугуна как имитационного материала с соответствующим колористическим решением. Изначально ворота были окрашены светлой краской, воспроизводящей цвет камня-песчаника, из которых сооружались древнеегипетские храмы.

После 1917

В своих воспоминаниях в 1935 году житель города писатель Алексей Скалдин запишет: "В детстве отец называл Elisbete (его жена Елизавета, умершая в 1933 году — прим. ред.) "Египетскою царевной". Правда, в ее профиле было нечто родственное тончайшим женским профилям Египта, а у Константина Георгиевича было увлечение египтологией и сходство он мог уловить...  Бедная моя "Египетская царевна"! Когда ты умерла, твое тело, исхудавшее от болезни настолько, что оно стало подобно мумии, провезли на Кузьминское Детскосельское кладбище через полуразрушенные Египетские ворота....  В нынешнем году их будут реставрировать… Не в твою ли честь? "

Незадолго до Великой Отечественной войны ворота были реставрированы, но в 1941-1944 гг. они получили тяжелые повреждения.

Вот что писал Иванов-Разумник в сентябре 1941 года: «В Царском Селе (Пушкине) за эти четыре дня сильно почувствовалось приближение фронта. Горела Вырица, в немногих десятках верст от нас. На бульваре у Египетских ворот стояло тяжелое шестидюймовое орудие и глухо ухало..."

Послевоенная реставрация Египетских ворот началась в 1949 году. Вся облицовка из брони и чугуна потрескалась. Сильно пострадали железные ворота с чугунными пилястрами и чугунные плиты с иероглифами. Для того, чтобы придать этому памятнику прежний вид, предстояли большие реставрационные работы. Надо было заменить 32 бронированные плиты, заделать 1085 отверстий и несколько пробоин в левой караулке ворот, произвести заварку 358 трещин, заново поставить две новые „змеи" и 15 наконечников.

Предпоследняя реставрация была осуществлена в 1980-е годы.Тогда же проезжая часть была перенесена на территорию вокруг ворот. В 1987 году в них врезался грузовик… Ворота отремонтировали, а дорогу "загнули" в обход и сейчас ворота огибают две встречные полосы Петербургского шоссе. Булыжное мощение под сквозной аркой ворот напоминает об историческом облике по­лотна Царскосельской дороги, которая с 1717 г. направлялась отсюда по прямой перспективе к Екатерининскому дворцу. 

 

 

 

30.09.2003 Египетские ворота в Царском Селе нуждаются в серьезной реконструкции

На комплексную реставрацию Египетских ворот в Царском Селе требуется средств на порядок больше, чем выделено в городском бюджете. Как сообщает еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга", на реставрацию памятника город изыскал 5 млн. руб. По оценке специалистов компании "Интарсия", беды ворот значительно серьезнее, чем это казалось на первый взгляд. За 170 лет существования этот памятник ни разу конструктивно не реставрировали. Как пояснил главный специалист "Интарсии" Владимир Сорин, "у Египетских ворот за это время накопилось много болезней, часть которых была изначально заложена его создателями". Он считает, что до наступления холодов целесообразно выполнить противоаварийные работы и консервацию памятника, а весной приступить к капитальной реставрации.

Напомним, что Египетские ворота, возведенные в 1827-1830 гг. по проекту архитектора Менеласа, стали данью общеевропейского увлечения Египтом после наполеоновского похода. В настоящее время башни ворот покрыты ржавыми потеками, анкеры износились — рельефы падают на землю. Ржавчина проела дыры в опорах арки, а из-за повышения культурного слоя нижние плиты ушли в землю. Это усугубило коррозию металла и разрушает кирпичную кладку.

Привести памятник в порядок к юбилею Петербурга не удалось, хотя он и был помещен в избранный перечень, передает ИА "Росбалт". К празднику покрасили лишь правую половину памятника — как раз с той стороны, откуда в Царское Село въезжали кортежи глав государств, чтобы полюбоваться возрожденной Янтарной комнатой. Средства на реставрацию город изыскал лишь после юбилея. 

Лениздат

 

В августе 2015  Произведены работы по реставрации Египетских ворот

 

Иван Демьянов. У Египетских ворот

Здесь озверелый вражеский солдат
На нашу песню поднял автомат...
Но Пушкин от горячего свинца
Не отвернул сурового лица.

Гремел бронею сорок пятый год,
В бою огнем дышал орудий русских.
За подлость у Египетских ворот —
Нам заплатил наш враг у Бранденбургских!

 

Юрков Олег. Египетские ворота

Осень дарит прохладную краску,
сыплет мелкий снежок на межу.
Я чугунную слушаю сказку,
я в чугунную книгу гляжу.

Впечатления так достоверны!
Стебли лотоса глухо гудят.
Двухголовые стройные гермы
друг на друга глядят и глядят.

Жизнь подобная вряд ли приснится -
то ли праздничный сад, то ли суд.
Громыхнет фараон колесницей,
и снопы египтянки несут.

Невод полон, в корзинах не пусто.
В древнем погребе много вина.
И мне кажется: правда искусства
в этих ярусах заключена.

Полдень, отдых, и снова работа.
Здесь неплохо б устроить привал
и подолгу глядеть на ворота,
в ту страну, где вовек не бывал ...
 

Вадим Константинов

Наше прошлое дарами
Нас бесценными осыпет...
Но, при этом многократно
Удивит и улыбнёт!?...
И появится нежданно
Здесь,-в России, свой Египет!...
Пусть представ, всего лишь в виде
Этих каменных ворот!...

 

Улекса фон Лу

Вход в Египет царскосельский!
Как украшены ворота!
Будто минипирамиды к нам в Россию привезли!
Солнце желтое в май месяц
и в любое время года,
в русской строгости природы -древности пустыни блик!
И ворота — пропилеи,
барельеф змей, скарабеев,
диски солнца, сфинкс и лотос, иероглифы они!
Демут -Малиновский гермы
спроектировал, рельефы,
открываются ворота — и в Египет мы вошли! 

 

Источники:

  1. С.Н. Вильчковский. Царское Село. Т-во Р.Голике и А.Вильборг. 1911.
  2. А.Сочагин. Царское Село в открытках конца XIX — начала XX века. Санкт-Петербург. 2002.
  3. Ольга Мальцева, 406 гимназия. Египетские мотивы в Царском Селе. Сборник "Отечество нам Царское Село". Пушкинский ДТЮ, 1998
  4. Виктор Солкин «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы. 
  5. Эрмитаж.нет
  6. Материалы газеты Вперед за 1949 год
Рейтинг: +1 Голосов: 1 18000 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!