Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Пулково

 

В этой статье мы расскажем об истории местности вокруг современных Пулковских высот, о пулковских сооружениях и поселениях:

 

Село Большое Пулково

 

Фотоальбом Пулково

 

Большое Пулково на карте-плане проекта строительства Варшавской железной дороги в 1861 году

 

Большое и Подгорное Пулково на дореволюционной карте


Чтобы освободить место для организации усадебного хозяйства Саарской мызы, а также для поселения русских крестьян-переведенцев из внутренних областей России, финнов в некоторых случаях переселяли на другие места. Вот что пишет об этом Яковкин: «… положено было, для переселения русских крестьян в окрестности мызы Сари, рассеянные хижины маймистов (местный житель- прим. ред.) на землях назначенных для Кузмина, Пулкова и Славянки, перенести в места лесистые для расчистки их и распашки, соединяя те хижины в деревни; а при ручьях Киоке или Кузминском и Пулковском построить для переселяемых крестьян избы с дворами… Таким образом, заселены русскими переведенцамиПулково, Куэмино и Графская (Славянка), а потом и Государева Славянка и чрез то Петербург и мыза Сара ограждены русскими поселениями» .

Этнический состав населения

Население Пупковой мызы по своему этническому и конфессиональному составу впоследствии делилось на «русскую» и «маймистскую» половины. Соответственно этому сложилась и система расселения: русские крестьяне основали селения вдоль главных транспортных магистралей, ведущих из Петербурга в Царское Село; финны сосредоточились в основном на возвышенности с западной стороны, вдоль пулковского уступа Ижорской возвышенности. Русскую половину населения составляли крестьяне-переведенцы из внутренних дворцовых сел. 

Происхождение названия

Происхождение названия (зафиксирован также вариант «Пулкола») точно неизвестно; по разным версиям, оно может быть связано с вепским «пулк» — «пуля», с финскими словами «pulkka» — «лопарские сани» или «puolukka» — «брусника», с финским же именем Паули (Павел).

Время возникновения

Итак, деревня Пулково, по которой названа местность, впервые упоминается уже в Новгородской писцовой книге 1500 года среди сёл и деревень Ижорского погоста.

История этого селения восходит к Пулковской или Пурколовской мызе. Еще до покорения Петром Ингерманландии, при шведском владычестве здесь была мыза и шла большая дорога, по которой ездили из Копорья в Ладогу. К этой мызе принадлежали десять деревень.

Опустевшая в результате военных действий Пурколовская мыза в 1710 г., при основании Царского Села была подарена Петром I супруге Екатерине Алексеевне. Начало устройства Пулкова надо считать с 1714 года; в этом году приступлено было к застройке некоторых соседнихъ мест с Царским Селом. 

Деревни Пурколовской мызы

У подножия Пулковских высот на Нижней Коеровской дороге находились деревни Галлерово, Толмачёво, Пески, Нижнее и Верхнее Коерово, Камня, Кискино, Глиняная Горка.

По межеванию 1711 г. к ней приписали десять финских деревень: Пуркола, Галлеля, Карбеля, Кузьмина, Таререля, Савеля, Пилова, Коера, Таливага и Ванга и две пустые мызы Лязмяль и Коера. Всего в них находилось 17 крестьянских дворов, четыре бобыльских и три пустых.

Месторасположение

Село Большое Пулково с деревнями находилось у Царскосельской дороги в живописной местности на берегу реки Пулковки и на краю «пулковского увала»

Высота Пулковской горы составляет 252 фута над уровнем моря. По современной научной терминологии географы причисляют ее к холмам. Пулковские высоты, прославленные во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда стали неприступным рубежом, защитившим южные ворота города. Самой высокой из них была Пулковская высота, а с середины XIX века — горой Обсерваторной, поскольку на ней размещается Пулковская обсерватория.

Пулковка имеет исток свой здесь же у Пулковских высот и является правым притоком реки Волковки. 

Деревня Пулкова, затем слобода, превратившаяся в самостоятельное село во второй половине XIX века, размещалась севернее Большого Кузмина и в пяти верстах к северо-западу от Царского Села.

Пулково находится  на одноименной возвышенности – ныне самом высоком месте Петербурга. Так что его жителям не стоит опасаться наводнений. Впрочем, у Пыляева и Синдаловского мы находим старую легенду, опровергающую подобное утверждение: Прогуливаясь однажды по склону Пулковской горы в окружении местных жителей, Пётр воскликнул шутя: «Пулкову не угрожает вода!» – на что старый чухонец возразил: его дед видел, как вода во время наводнения доходила до ветвей древнего дуба у подножия горы. Пётр сверкнул глазами, потребовал топор, сошёл к тому дубу и отсёк его ветви. Это, разумеется, вымысел – высота Пулковских холмов достигает 72 метров, и столь высокий подъем воды мог произойти только во время великого потопа; дед того чухонца вряд ли мог быть его очевидцем. Т

Границы

Межевая граница между Сарской и Пулковской мызами с1711 г. проходила по реке Кузминке по обе стороны дороги из Копорья в Ладогу (впоследствии Царскосельская дорога, сейчас — Петербургское шоссе), первоначальные границы между ними при этом были изменены.

Земли мызы занимали территорию у большой Копорской дороги смежно с деревней Купчино, пустошью Кукорово (Кикерексино), с Сарской и Карлинской мызами, а со стороны Невы с опустевшей Вивальской мызой.

 

В мае 1717 г., по свидетельству Яковкина, в Пулкове уже было 54 построенных дома. В составе Сарского села появились придворная слобода, где селились дворцовые служащие, приписные крестьянскиеслободы Кузмина, земли которой при шведском владении относились к Пулковской мызе, и Пулкова.

 

 Пулковский деревянный дворец

На Царскосельской перспективе, проходившей и у подножия Пулковского холма, были построены три путевых дворца. Один из них — деревянный Пулковский дворец — возвели на Пулковской горе. Здесь 11 мая 1719 года Екатерина I принимала царя Петра I, любовавшегося видом на Петербург возрастающий. При этом дворце известный садовый мастер Иоганн Буш в 1775 году по приезде в Россию разбил первый пейзажный Пулковский сад. Во дворце этом не раз устраивались праздники — Император очень любил новый дворец и подолгу любовался видами из него на окрестности Петербурга и охотился здесь с собаками. При Императрице Елисавете Петровне здесь содержались соколы, с которыми Государыня любила охотиться. 

На Пулковские высоты и место, на котором был расположен дворец, обратил внимание в эпоху Николая I, решив создать здесь Пулковскую обсерваторию, которая, конечно, значительно повлияла на историю развития в дальнейшем этой местности и быта окрестных деревень.  

На Царскосельской перспективе, ориентированной на шпиль Петропавловского собора и совпадающей со знаменитым Пулковским меридианом, в центре здания обсерватории находится нулевая точка отсчета Пулковского базиса — начало геодезической сети триангуляции России. Центральный купол обсерватории, обрамленный зеленым массивом парка, и поныне украшает панораму Царскосельской дороги. Вид с Пулковской обсерватории всегда привлекал путешественников, поднимавшихся наверх, чтобы полюбоваться уникальной панорамой расстилающегося внизу Петербурга. Это практически единственное место, с которого весь город виден как на ладони. Для живописной панорамы Петербурга от Пулкова характерна одна оптическая особенность, при которой местность, имеющая на самом деле уклон вниз, как будто поднимается в гору.

В 1740-х гг во время ремонта Царскосельской перспективы на месте обветшавших мостов были сооружены два новых с поручнями: один на р. Пулковке, другой — чрез мельничную плотину под Пулковской горой у рогатки.

Данилов Алексей — пулковской слободы садовник, умер в 1743 году,  55 л.

Для поставки строительных материалов (леса и песка) Фермор, руководивший работами, подрядил Пулковского крестьянина Гуляевского

Место церкви на плане сразу справа от буквы И в слове Церкви, виден небольшой светлый круг — остатки плиточного покрытия пола храма, там сейчас установлен поклонный крест

Первоначально это была одна деревня Пулкова, впоследствии превратившаяся в село Большое Пулково.

Затем ниже появилось Подгорное Пулково

Подгорное Пулково

Название регулярной деревни Подгорное Пулково, основанной в 1786 г. происходило от её местоположения у подножия Пулковской горы. Через деревню проходили две шоссейные дороги — Царскосельская и Пулковская, с 1830-х гг. преобразованная в новое Гатчинское (Киевское) шоссе, а также старинная просёлочная дорога у подножия Пулковских высот — Нижняя Койеровская, от которой проложили прямую дорогу до Лигова.

В 1786 г. 24 семьи из Пулковой слободы переселили в деревню Подгорное Пулково, а в 1790 г. восемь семей — в Каменку. В так называемую Заверняйку (по дороге из слободы на Пулковскую гору) в 1805 г. выселили 13 дворов, в сторону Подгорного Пулкова по шоссе в 1827 г. — 27 дворов, и в Нагорное Пулково в период с 1834 по 1855 гг. — 22 двора. 

Деревня Подгорное Пулково в плане представляла собой прямоугольник, по сторонам которого было построено первоначально двадцать четыре крестьянских двора, переселённых при Екатерине II из-за тесноты из Пулковой слободы. Крестьянские дома, деревянные на каменных фундаментах, были построены по плану, представленному царскосельским начальством.

Впоследствии крестьяне строили за свой счет дома от первоначального поселения до мельничной плотины, где находилась последняя рогатка на Царскосельской дороге, и далее на юг к Пулковой слободе до Новой линии по обе стороны шоссейных дорог. В итоге к концу XIX века оба поселения практически соединились.

На прямоугольной площади в центре Подгорного Пулкова, использовавшейся для публичных сходов сельского общества, находилось место остановки и отдыха для проезжающих почтовым трактом в Царское Село и далее, в Москву. 

Для потребностей проезжающих здесь была устроена казённая кузница в каменном доме, отдававшаяся Царскосельским дворцовым правлением в аренду. В доме крестьянина Осипова был трактир, в доме крестьянина Сычёва — питейное заведение, а деревянный двухэтажный дом купца Фадеева использовался под гостиницу. 

Планировка селения сохраняла традиционный для русских деревень линейный характер. Главной улицей являлась Царскосельская дорога, протяжённость селения составляла две версты пять сажен.

 

Пулковский водопровод. Фонтаны у Пулково

Пулковская гора изобиловала множеством родников с прекрасной питьевой водой. Именно х использовали для создания Пулковского водопровода.

Продуктивность Пулковских ключей уступала, безусловно, известным Дудергофским, Орловским или Таицким ключам. Но еще в XVIII веке эти ключи предполагалось использовать для снабжения водой селений и устройства фонтанов на Царскосельской дороге.

В 1811 году в пулковских деревнях проживало более 1700 человек в 270 дворах

В 1817 г. под руководством Захаржевского Пулковскую слободу перестроили с обязательным расположением дворов с промежутками от восьми до двенадцати сажен и шириной проездов между линиями домов в семь сажен.

1827 г. После пожара из Подгорного Пулкова на дорогу к деревне Каменке выселили семь семейств, которые образовали по правой стороне шоссе небольшую деревню Семидворики или Колобовку.

В1856 г. было составлено подробное статистическое описание всех селений Государевой царскосельской вотчины, благодаря которому известны важные сведения об их состоянии перед отменой крепостного права.

Тогда население Пулковой слободы составляло 1692 души обоего пола, имелось 175 крестьянских домов, из них семь каменных, в том числе пять двухэтажных, в которых размещались по два семейства при особых дворах. Планировка селения сохраняла традиционный для русских деревень линейный характер. Прибыль и доходы жители получали от разных заработков и подрядов. В селении имелось шесть мелочных лавочек и три кузницы.

в деревне Подгорное Пулково проживало 274 человека, из 26 домов только один был каменным. Все населявшие её крестьянские семейства занимались поставкой материалов для строительства дорог — камня, гравия, песка, часть крестьян промышляла и извозом.

Быт местных жителей

Село Пулково имело своеобразную историю. Его жители были потомками государственных крестьян, не знавших крепостного права. Это обстоятельство, наряду с близостью к Петербургу, сыграло свою роль. Задолго до отмены крепостного права жители села Пулкова занимались торговлей, извозчичьим промыслом и т.д. Проще говоря, большинство жителей села стали кулаками. Население Большого Пулкова, кроме полевых работ, занималось садоводством, поставкой сена и сенной торговлей на Сенном рынке Петербурга, извозом, сапожничеством, от чего и имело основную прибыль. Исправно в ней жили 75 семейств (семь из них довольно зажиточно), посредственно — 89, в недостаточном состоянии — 11. В селении было девять мелочных лавочек и четыре кузницы. Для обеспечения воинского постоя имелся большой каменный манеж и полевая кухня.

Вот одно из описаний жизни Пулкова:… Село Пулково было большое и пьяное. Оно разделялось на несколько районов с весьма выразительными названиями: "Вязниковский район", "Щемиловка", "Разувай" и т.д. Соседство с большим городом (в то время столицей) развращающе влияло на население подгородных сел и деревень, создавая условия для легкой наживы и спекуляции.

Хотя, встречаются и такие описания села: Особое внимание уделялось нравственному состоянию жителей, также охарактеризованному в переписи: "Поведение крестьян хорошее и посредственное, кроме двух. Один за распутную жизнь был в арестантских ротах один раз, а второй по Высочайшему повелению за выломку на шоссе казенных брусков, ограждающих липовые деревья, при собрании крестьян государевой царскосельской вотчины и царскосельского имения, наказан в деревне Подгорном Пулкове на площади розгами и отправлен на пять лет в арестантские роты, а по миновании срока возвращен и живет в своем доме».

Из огромного ряда сельских дворов (1000 дворов) лишь меньшинство населения занималось сельским хозяйством в прямом смысле. Остальные торговали, барышничали и извозничали. Торговали преимущественно сеном, которое накашивали с окружавших село заболоченных, неудобряемых лугов, в редких случаях заботясь об улучшении качества сена, об его урожайности.

Другим предметом торговли были ягоды. Здесь (женское) население проявляло больше старания и умения. Женщины села Большое Пулково отличались доброй нравственностью и красотой. Из них часто выбирали кормилиц для младенцев царственного семейства, что также служило источником доходов пулковских крестьян.

Пулково недаром славилось своей малиной и называлосьмалинным царством. Село тонуло в ягодных, сливовых, вишневых и яблоневых садах. По садовым тропинкам и межам, весело сбегавшим по крутым склонам холмов, цвел пушистый шиповник, и когда цвели яблони, сливы и вишни, все село покрывалось бело-розовой дымкой. Уже отцветала черемуха, усыпая молодую травку белыми кружками лепестков, и распускались пышные гроздья сирени. Уже пел соловей. Парни и девушки, обнявшись, парочками гуляли в обсерваторском парке, до утра просиживая на скамейках. Стояли белые ночи. Ждали Троицу, когда все село гуляло три дня, а на четвертый опохмелялось и с больной головой принималось за работу.

В Троицу дома украшались свежими березками. Приезжали карусельщики, снимали место, обычно в так называемой "круглой слободе" под горой у "круглых прудов", разбивая балаганы, палатки с разной сластью — пряниками, леденцами, яблоками, орехами. На каруселях кружились три дня и три ночи до тошноты, до одури. Не смолкая, ревела гармошка и ухал барабан. На второй день Троицы — в Духов день — по селу шел крестный ход с образами, с хоругвями, служились молебны о даровании дождя. Разряженные бабы и мужики, истово крестясь и нагибаясь, проходили "под образами". По дороге кой-кто из мужиков отставал и забегал в избу "поправиться" и "полечить голову". У крайнего дома села служился молебен. Когда священник разрезал "святой хлеб" и начинал его раздачу, все наперебой бросались за хлебом, давя и увеча друг друга. На селе широко праздновали три праздника: Троицу — весной, Смоленскую — в конце лета и Николу зимнего — в декабре. Два последние праздника были "престольными" от двух престолов Пулковской церкви.

Большое веселье было на селе в масленицу. На масленой неделе заключались браки. По деревням катались на санках с бубенцами и колокольчиками, с пьяными песнями. В Великом посту веселье затихало. Говели и постились. Древнее благолепие и красота православного богослужения на страстной неделе и в пасхальную заутреню привлекали в церковь не только жителей села, но и даже астрономов. Некоторые из них были постоянными участниками церковного хора. М.Н.Морин пел тенором, обладатель редкого по красоте баса и одаренный огромными музыкальными способностями А.А.Кондратьев не только пел на клиросе, но иногда по просьбе сельского духовенства безвозмездно, из страстной любви к музыке и хоровому пению, принимал на себя обязанности регента и отдавался этому делу всей душой. Под руководством А.А.Кондратьева исполнение сельского церковного хора стояло на большой художественной высоте.
 

Церковь в селе Пулкове иконы Смоленской Божьей Матери (описание храма по ссылке)

Считается одною из старейших въ окрестностях Петербурга

Место Смоленского храма в настоящее время представляет собой сохранившееся основание разрушенной церкви, на возвышении сохранились обширныефрагменты пола, облицованного керамической плиткой. Кое-где пол провалился и есть возможность проникнуть в подвал храма. В центре бывшей церкви сейчас установлен небольшой крест со Смоленской иконой Божией Матери. Рядом с храмом сохранился фундамент небольшого церковного дома. 

 

Ингерманландское кладбище

При церкви находилось кладбище. Более старый его участок располагался прямо у стен храма – "старый" участок, а после переполнения, очевидно, в середине XIX века, был отведён участок под новое кладбище., второй был отнесён к западу на высокий берег реки Пулковки – небольшой «новый» участок (примерно 150 м на 250 м). Новый участок располагается приблизительно в 500 метрах южнее руин Смоленской церкви, рядом с дамбой, место отмечено группой деревьев. По свидетельствам очевидцев и на основании документальных свидетельств, на «новом участке» было множество захоронений дореволюционного времени, довоенных могил. О современной судьбе кладбища читайте в конце статьи. 

Близ места храма сохранился верстовой столб.

 

По сведениям на 1884 г., пулковский приход составляли крестьяне Пулковой слободы и выходцы из неё, основавшие деревни Подгорное Пулково, Каменку, Редкое Кузмино, а также деревни Толмачи и Катлино, всего около трех тысяч жителей. .

Общий культурный уровень села Пулкова был очень низок. В засушливую погоду на селе говорили: "Астрономы разгоняют тучи метлами и оттого нет дождя". Сельские богатеи считали астрономов голодранцами и, здороваясь с ними, снисходительно подавали два пальца. В ту эпоху они имели для этого основание: многие из сельских кулаков-лавочников, сеноторговцев, барышников имели на текущем счету в банках тысячные капиталы, в то время как окончивший университет астроном получал очень скромное жалованье.

Этой отсталостью села объясняется тот факт, что революция 1905 года прошла в селе почти незаметно, несмотря на его соседство с Петербургом, и ничуть не отразилась на его быте. Мало коснулись события этих лет и обсерватории, жившей своим замкнутым в научных интересах мирком, оторванной от широкой общественной жизни. Правда, в течение около года в селе Пулкове был расквартирован казачий полк в качестве резерва на случай нового восстания в Петербурге. Но кулацкое население села Пулкова отнеслось к этому, как к необходимой мере правительства в его борьбе с "бунтовщиками" и "забастовщиками". Казачьи офицеры: есаулы и полковники с широкими красными лампасами на синих шароварах, с русыми чубами, с холеными бородами и усами развалистой кавалерийской походкой приходили на Обсерваторию погулять в парке и поиграть в рюхи с астрономами.

В Пулковской слободе имелись приходская и земская школа (в деревне Пески), почтовая и телеграфная станции, проектировалось строительство народного дома.

Дети астрономов учились преимущественно в Царскосельской гимназии, так как  школы в Пулкове были только начальные, а в Петербурге могли учиться только те, кого удавалось устроить на жительство у родственников: об ежедневных поездках детей в Петербург не могло быть и речи. Для поездок в Царское Село обычно подряжали одну подводу на троих школьников. Ежедневно из Пулкова в Царское отправлялись две подводы, а иногда и три. Поездка в Царское туда и обратно стоила I рубль 50 копеек, т.е. по 50 коп. примерно со школьника. Летом ехали на извозчичьих колясках, зимой — в кибитках. Поездки совершались ежедневно в течение школьного сезона при любой погоде.

Не обходилось без приключений. Детей Белопольского, Морина и Фрейберга возил в Царское крестьянин Федор Иванович Волнушкин, крепкий высокий старик с иконописным лицом, "знавший свою меру", т.е. воздержанный в питье. И когда он сидел на козлах, все обходилось благополучно. Но когда его заменял сын его Сергей Федорович, чрезвычайно мягкий и симпатичный человек, к сожалению "не знавший своей меры" и в течение полугода страдавший запоем, школьникам иногда приходилось совместными усилиями переселять "ослабевшего" кучера в коляску и самим по очереди править.

Царское Село было постоянной царской резиденцией. На его улицах кишели шпики. Как-то, возвращаясь с занятий, пулковские школьники заинтересовались военным парадом, который принимал царь на большом плацу перед Екатерининским дворцом. Школьники и кучер вылезли из коляски и глазели на парад сквозь чугунную решетку ворот. Вдруг заиграл горнист. Резкий звук трубы испугал нервную вороную кобылу Волнушкина. Она сильно рванула коляску и понеслась вскачь по шоссе. От сильного толчка из задка коляски вылетел бочонок со сливочным маслом, с треском ударившись об мостовую. Моментально к растерянным ездокам подбежал солидный шпик, на лице которого был написан одновременно испуг и готовность немедленно "пресечь". Стоило больших усилий доказать ему, что в бочонке не динамит, а масло, пришлось сообщить, где куплено масло, по какой цене и для чего. С трудом успокоив бдительность охранника, путешественники направились на поиски лошади, которая была задержана городовым в двух верстах от места происшествия.

 

Деревня Каменка 

Деревня Каменка была основана в 1790 г. выходцами из Кузминой и Пулковой слобод и застраивалась по такому же плану, как и Подгорное Пулково. 

 

1900

Вот как описывается обычная жизнь в Пулкове в 1900-х годах "Вестник Пулквоской обсерватории": Ежедневно по утрам на маленькой рыжей лошадке, впряженной — в зависимости от времени года — в тележку или в сани, приезжал из поселка Александровка (близ б. Царского Села) булочник. На лестницах жилых домов раздавался его голос: "булки, булочник!", и через несколько минут его подводу окружала толпа кухарок и домохозяек. Дважды в неделю приезжал из-за Московской заставы мясник. В зимние вечера, приезжая во двор, он зажигал на своих санях керосиновый факел. Молоко, творог и сметану приносили крестьянки из окружавших Пулково деревень или из самого Пулкова. Рыбу свежую и копченую, ягоды, первые овощи и пр. брали у разносчиков. Вспоминаются рыбак с круглой зеленой кадкой на голове, разносчик выборгских кренделей и бубликов с огромной корзиной за плечами и др. Бакалейные товары и прочее забирали в местных сельских лавках в кредит "на книжку", расплачиваясь раз в месяц после 20-го числа (т.е. после получения жалованья). Лучшая лавка в селе принадлежала купцу Минину в Подгорном Пулкове. Бережливый скопидом Минин нажил своей торговлей большое состояние, которое после его смерти прокутил его сын, азартно игравший на бегах. Другая лавка была на горе, прямо против въезда в Обсерваторию. Ее владелец Павел Тимофеев, страдающий водянкой, обычно целыми днями сидел на скамеечке на крылечке лавки, лениво отмахиваясь от мух, кружившихся около его красного и потного лица. На его распухших ногах ослепительно блестели огромные сапоги "бутылками", в которых отражался окрестный пейзаж.

По шоссе, которое проходит рядом с Пулково, и в то время было мощено булыжником, день и ночь шли конные обозы, наполняя окрестность непрерывным шумом. Покрикивание и песни возчиков, заливчатое ржанье лошадей, стук копыт и колес, дребезжанье прыгающих по булыжнику телег, а зимой скрип полозьев круглый день врывались в тишину обсерваторского парка. Все это многоголосие затихало только в редкие часы, в самую глухую ночь, когда последние обозы подтягивались к постоялым дворам, которых в селе Пулково было несколько. В более позднее время, когда мотор заменил лошадь, прежний шум сменился шумом и гудками автомашин.

1906

В Царскосельском уезде образована Пулковская Добровольная пожарная дружина (командир Соболевский)

1911

В Царскосельском уезде в 1911 г. отличилась Пулковская Добровольная пожарная дружина,  которая выезжала 10 раз, в том числе 2 раза – в г. Царское Село, 3 раза – в Пулково, 3 раза – в Кузьмино и 3 раза – в другие уезды. В составе дружины было 92 действительных члена.

За экспонирование на Царскосельской юбилейной выставке нового «трубочного хода» (повозка с противопожарными инструментами, (запряженная лошадьми) и за «образцовое ведение пожарного дела» Пулковская добровольная пожарная дружина была удостоена серебряной медали»5.

1913

В 1913 году городская газета с почтением сообщила, что шлифовщики оптических стекол в пригороде Царского Села, у Пулкова, «…соединившись с товарищами по труду в Санкт-Петербурге уже открыли ссудно-сберегательное товарищество, …изготавливают отличные оптические приборы и …скоро откроют свой магазин …»

1914

Заметка в газете "Царскоесельское дело" "К борьбе с пьянством". "На днях крестьяне близ села Пулкова, собравшиеся на сход в волостное правление, поставили приговор о прекращении в их селе торговли всеми спиртными напитками. Протоколу этому дан дальнейший ход, и, по вероятности, вскоре последует распоряжение о произведении приговора в исполнение."

 

В историю России Пулково вошло как место, где неоднократно останавливались вражеские войска, рвавшиеся к Петрограду — Ленинграду.

1917

30-31 октября 1917 г. на Пулковском рубеже отряды Красной Гвардии, матросы и солдаты Егерского, Измайловского, Павловского и Петроградского гвардейских резервных, 171-го и 176-го пехотных запасных полков разгромили войска генерала П. Н. Краснова, наступавшие на Петроград с целью восстановить свергнутое Временное правительство (мятеж Керенского — Краснова).

1919

В октябре 1919 части 7-й армии (Д. Н. Надёжный) Западного фронта при поддержке кораблей Балтийского флота остановили у Пулковского рубежа и разгромили наступавшие на Петроград белогвардейские войска генерала Н. Н. Юденича.

1938

Смоленскую церковь закрыли.

1941

Воспоминания Павла Васильевича Макеева7. Он потомок дворянина Ивана Васильевича Макеева (заведующего царской канцелярией в Царском селе) и дочери крупного купца. Иван Васильевич сумел вовремя свести знакомство с Дзержинским и занялся беспризорниками. Второй дед до 1941 года не дожил — его расстреляли вместе с царской семьей, так как он служил в охране.

– Мы жили на окраине Ленинграда, в селе Пулково. На огороде заранее была вырыта добротная землянка, покрыта толстыми бревнами. Люди предполагали, что будет война, готовились к ней, это витало в воздухе. Было солнечное воскресенье 22 июня, к нам приехали гости, мы сидели в саду. Вдруг Молотов по радио сказал, что началась война. Потом помню, в начале сентября горело все Пулково, горели Бадаевские сахарные склады. Это потом я пробирался на пепелище и скреб мерзлую сладкую землю — варили ее. А пока мы все укрылись в землянке, рядом прогремел взрыв, нас засыпало. Солдаты откопали, и мы отправились в Ленинград. С собой удалось захватить корову, но в середине октября мяса уже не было — много раздавали родственникам и соседям.
____

Осенью 1941 г. на подступах к Пулковским высотам шли ожесточённые бои. В сентябре 1941 г. на Пулковском рубеже сражались 3-я гвардейская и 5-я Ленинградская стрелковые дивизии народного ополчения (с 24 сентября 1941 г. 3-я гвардейская переименована в 44-ю стрелковую дивизию, 5-я – в 13 стрелковую дивизию), остановившие наступление немецких войск на Ленинград с юга. Советские войска удерживали этот рубеж в течение всех 900 дней блокады. Штабы 13-й, 85-й, 125-й и 189-й стрелковых дивизий, оборонявших Пулковские высоты помещались в блиндажах в насыпи железной дороги к северу от Пулковских высот. В память об этом на бетонированных откосах насыпи в районе платформы Аэропорт установлены мемориальные доски.

1943

Во время войны в 1943 г. храм был разрушен. Сейчас от нее остался фундамент с глубоким подвалом. Кроме того, рядом сохранился фундамент одноэтажного каменного причтового дома.

1944

В январе 1944 г. Пулковские высоты — исходный рубеж наступления ударной группировки 42-й армии Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской операции 1944 года.

1 апреля 1944 года

Скрябин М. Е., Кончаев Б. И. Огонь в кольце.: Перед Пулковской горой должен быть поворот по Нижнепулковскому шоссе, но оно закрыто. Все шоссе перекопано метровыми канавами через каждые сто метров, мосты взорваны. От располагавшихся вдоль шоссе поселков Подгорное Пулково, Большое Пулково и Большое Кузьмино не осталось и следа. Пулковская гора вся в воронках, оставленных нашими войсками блиндажах, землянках, окопах. На горе чернеют развалины знаменитой на весь мир Пулковской обсерватории. Навряд ли по всей линии Ленинградского фронта можно найти сооружение, на долю которого выпало бы такое количество вражеских бомб, артиллерийских снарядов, мин, пулеметных и автоматных очередей.

Киевское шоссе, куда свернула колонна, казалось, еще дышало той напряженной обстановкой боя, который тут происходил несколько дней назад. Сплошь воронки, кое-где еще дымящиеся блиндажи, дзоты. На переднем крае обороны фашистских войск окопы, ходы сообщений, огневые точки, все перепахано при артподготовке перед решительным наступлением советских войск. Чем дальше, тем больше следов войны. Не осталось даже остовов бывших домов, обычных стояков дымоходов на месте сгоревших изб. Дорога в ужасном состоянии, даже пришлось сбавить скорость движения. Легкая «эмка» без труда обходит рытвины и воронки, а каково тяжелым ЗИСам с полным комплектом пожарного снаряжения и боевыми расчетами экипажей.

27 апреля 1944 года

из письма Анатолия Михайловича Кучумова жене: "В один из дней… Дождались попутной машины до Пушкина, сели, и началась наша экскурсия по дороге, которой так часто приходилось ездить… Сегодня ее не узнать, все носит следы ожесточенных боев… доты, надолбы, воронки от снарядов, колючая проволока, всюду надписи "Мины". Подъезжаем к Пулковской горе. Здесь все неузнаваемо, изрытая гора кажется ниже, от великолепного парка торчит десяток стволов без ветвей, которые окружают бесформенные жалкие руины великолепных зданий обсерватории. От села Пулково уцелел только фонтан-беседка. Чаша его упала, лежит на боку, кругом взрытая земля, высокие лопухи и лебеда на местах домов.

Сначала едем по шоссе на Кузьмино, по сторонам дороги землянки, укрепления, и опять взрытая земля. От всего Пулково осталось только три дома, вернее, пустые коробки, выгоревшие внутри. На месте церквей в Пулкове и Кузьмине — груды мелко разбитого кирпича… Они взорваны. От Кузьмина приходится вернуться обратно в Пулково, так как нет моста и сама дорога разбита.

Поднимаемся по Гатчинскому шоссе, огибающему Пулковскую гору. Здесь тоже мертвая пустыня… проволока, мины, воронки от снарядов густым узором покрывают землю. Подъезжаем к полосе земли, которая была "ничьей". Кажется, что дыхание смерти до сего времени веет над этим местом. Нет следов человеческой жизни… Вдали на фоне темного парка вырисовываются здания родного Пушкина. Расстилающаяся мертвая пустыня живо напомнила мне старые рисунки. Именно так должна была выглядеть эта местность 200 лет назад, и вдали Сари Мойс, как печальный островок… Через несколько минут машина подходит к первой линии немецких укреплений… рвы, окопы, многочисленные ряды колючей проволоки, минные поля, выделенные нашими саперами, целые вороха мин, уже извлеченных из земли, сложенные по сторонам дороги, за проволокой… всюду сотни касок, противогазов и др. снаряжения немецких солдат… Местами видны и сами "завоеватели", скрюченные, валяются они по полю и в канавах.

 

1960-1970-е

На полях Пулковского отделения совхоза «Шушары» (теперь уже бывших) создано искусственное водохранилище для орошения полей. 

1979

Ныне на местах гремевших боев установлены монументы. В 1979 г. на северном склоне Большого Пулковского холма открыт мемориал Пулковского воинского кладбища (архитектор П. Ф. Козлов, скульптор В. В. Лишев).

Название Пулково сохранилось также в наименованиях Пулковского шоссе и Пулковской улицы, аэропортов «Пулково-1» и «Пулково-2», гостиницы «Пулковская». 

 

Источники:

  1. Семенова Г.В. Пулковская гора и ее окрестности до основания обсерватории / Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Исследования и материалы. Вып. 3. 1994. С. 156.
  2. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1889
  3. Краткие сведение о состоявших в ведении СПб округа Путей Сообщения Водопроводных сооружениях Царского Села, Павловска и их окрестностей. Составил инж. Рундо, СПб, 1913 г.
  4. Петербург и его окрестности
  5. Н.М. Морин. Пулково в начале XX века (1900 — 1916)
  6. Царскосельское дело. 1912. № 21 от 26 мая
  7. Русс  Русская планета

 

2011

16 апреля 2011 г. сотрудники Митрофаниевского союза совершили прогулку на место храма Смоленской иконы Божией Матери села Большое Пулково и кладбища этой церкви.

И к старому, и к новому некрополям примыкают участки, где в 1941-1944 гг. производились массовые воинские захоронения, поскольку именно здесь, в церкви и возле неё располагались штабы 864, 880 и 891 (получил позднее наименование Рижского) стрелковых полков 189 стрелковой Кингисеппской краснознамённой дивизии и примерно в 500-900 метрах от «нового участка» кладбища к югу располагались позиции Советской Армии и в течение трёх лет (!) проходила линия фронта в годы войны и блокады, с сентября 1941 по январь 1944 гг. Известно также, что на колокольне храма во время войны был наблюдательный пункт.

По данным Межрегиональной организации ленинградских ветеранов войны и военной службы — однополчан, основанных на архивных сведениях Центрального архива Министерства обороны и других, по обоим берегам реки Пулковки между линией фронта и шоссе были дивизионные кладбища 189-й стрелковой дивизии, полковые места захоронений 13-й и 86-й стрелковых дивизий. Сегодня никаких знаков на этих захоронениях нет, просто перелески, поля, откосы, пустыри, поросшие бурьяном и редколесьем. Единственное окультуренное воинское захоронение – под Пулковской горой, так называемое «Кладбище астрономов». Но на самом деле земля здесь буквально пропитана кровью и хранит тысячи, десятки тысяч останков бойцов, защищавших наш Ленинград.

Кладбища и братские могилы располагаются здесь также – вдоль всего Пулковского шоссе, у железной дороги, у дер. В. Койерово, у дер. М. Виттолово, у дер. Венерязи, 500 м южнее дер. Гонгози, 2 км южнее Авиагородка, у дер. Ускиля – список не имеет конца. Всё это захоронение солдат и офицеров, которые держали обороны города все 900 дней Блокады Ленинграда. Это дивизионные и полковые кладбища стрелковых дивизий: 13, 45, 63 (гвардейской), 64, 85, 86, 125, 168, 189 – тысячи и десятки тысяч забытых бойцов. Странно, что мы говорим «Никто не забыт, и ничто не забыто», когда забыты десятки и сотни тысяч воинов. Не только их имена, но и их захоронения забыты. Места их погребения не отмечены ни крестами, ни плитами, ни памятными знаками, не обихожены, не благоустроены, и теперь эти земли еще и выделяются под застройку.

Вблизи церкви мы обнаружили одно единственное надгробие из красного гранита, эпитафия на нем гласит: «На сем Месте покоится Раб Божий Иван Александрович Муравьев ск. 7 Апреля 1925. 17 л. от роду».

Вблизи храма под землей проходит телефонный кабель, а в паре десятков метров от церкви, очевидно, осенью прошлого (2010) года проводилась шурфовка этого кабеля, от чего осталось две большие ямы (траншеи) менее метра глубиной. На краю ям, в самих ямах и в земле, которая оттуда вынута, мы обнаружили несколько костей и фрагментов костей, по всей видимости, это человеческие останки. Судя по глубине залегания костей – это останки бойцов Советской Армии, что подтверждается многочисленными данными из Центрального архива Министерства обороны, — здесь было дивизионное кладбище 189-й стрелковой дивизии. Кто знает, сколько здесь лежит безымянных воинов, тысяча, две, три, десятки тысяч? 

В мае 2009 г. территорию в 56 га от места храма и кладбищ вдоль шоссе в сторону Пушкина огородили синим забором. Здесь собираются строить выставочный комплекс заказчиком по объекту выступает ЗАО «Экспофорум» — одна из дочерних фирм Газпрома.

Пройдя вдоль синего забора к «новому участку» кладбища у водохранилища и современного истока Пулковки – мы обнаружили кладбище разорённым. В марте 2011 г. в статье о надгробиях на Большой Конюшенной улице мы упомянули о снесённом кладбище в Шушарах, под которым имелось в виду именно это кладбище у бывшего Пулковского отделения совхоза «Шушары». Информация о сносе была получена от жителей Царского Села (Пушкина) и 16 апреля 2011 г. мы в этом убедились сами.

Этот участок кладбища располагается на холме и склоне холма, спускающегося к реке. На кладбище нами было обнаружено 5 металлических крестов и многочисленные обломки старых крестов. По внешнему виду это характерные кованные ингерманландские кресты. Таким образом, видно, что на кладбище имелись как православные, так и лютеранские (финские) довоенные захоронения. Это подтверждает, что кладбище является частично русским, частично ингерманландским.

В верхней части кладбища сохранились многочисленные следы «рекультивированных» (кем? когда? на каком основании?) могил (числом более 100) – прямоугольные углубления в земле, судя по всему, оставленные выкопанными из земли металлическими и бетонными раковинами, которые, очевидно, дополнялись крестами. Синий забор проходит почти по границе кладбища. Заглянув за забор, мы обнаружили сложенные в кучу десятка два металлических ингерманландских (сломанных и целых) крестов.

По сведениям очевидцев, разорение старинного некрополя произошло летом 2009 г. после установки забора и, судя по всему, было сделано строителями «Экспофорум» по указанию их начальства. Были сломаны и выдраны из земли металлические кресты и другие надгробия, на многих из которых сохранялись эпитафии с именами и фамилиями погребённых. Кресты и надгробия были сложены за забором «Экспофорум», но их было гораздо больше, возможно, что часть их уже украдена или утилизирована. В одном из номеров «Царскосельской газеты», издающейся в Пушкинском районе, летом 2009 г. было напечатано объявление о планируемой рекультивации кладбища и потомкам погребённых на этом кладбище предлагалось при желании озаботиться перезахоронением их родных. Всё это очень напоминает действия властей города в годы советской власти при уничтожении петербургских городских и пригородных исторических некрополей. Ну, а потомков воинов, погибших и погребенных здесь в годы войны и блокады, вовсе не искали.

То есть наша «народная власть» всё, как всегда, знала и даже опять поруководила процессом уничтожения кладбища. Кроме того, кладбище села Большое Пулково обозначено на топографических картах 1990-х годов, а значит, юридически является кладбищем, в отличии, например, от Митрофаниевского и других уничтоженных кладбищ в городе. И уж всяко, как и они, является местом погребения. Также в соответствии со статьёй 99 Земельного кодекса РФ это место является землёй историко-культурного назначения, к которым относятся земли военных и гражданских захоронений. А здесь есть и военные и гражданские захоронения.

В соответствии со статьёй 244 Уголовного кодекса РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»:

«1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом;
в) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Удивительно, что компания ЗАО «Экспофорум» решила выступить инициатором восстановления храма Смоленской иконы Божией Матери, для чего был создан благотворительный фонд, его официальный сайт. Но странный способ одной рукой решили быть инициатором воссоздания, а другой рукой уничтожили кладбище. Для чего?

Удивительно слышать, когда с правительственных трибун говорят речи перед 9 мая о том, что «никто не забыт и ничто не забыто». Насколько лицемерно это звучит. Тысячи людей по всей России покоятся в неизвестных могилах, на уничтоженных кладбищах. При этом эти могилы и кладбища были уничтожены не временем, а указанием властей; и самое странное, что они продолжают уничтожаться сегодня. Ярчайший пример тому — Митрофаниевское кладбище. Погребенных в блокаду на Митрофаниевском и Громовском старообрядческом кладбищах горожан и воинов, также как и погребённых в Большом Пулково жителей и воинов вычеркнули из списков, о них забыли. Нет ни кладбища, ни памяти, ни совести, — нет ничего. Но как же тогда понять «истерику» по поводу эксгумации и перезахоронения 13!!! советских солдат из центра Таллинна на городское кладбище в 2007 г.!? При том, что перезахоронение было сделано в соответствии с эстонским законодательством и с соблюдением международных норм права. О 13-ти солдатах, погребённых за границей, у нас помнят, а о тысячах и сотнях тысяч, погребённых на территории Санкт-Петербурга, в частности здесь в бывшем селе Большое Пулково, от чего-то забыли и уничтожают их могилы сейчас.

О ветеранах, войне, победе, воинских захоронениях и братских могилах у нас вспоминают перед выборами, когда нужно получить необходимое количество голосов. Уже сейчас одна партия чиновников начала раздавать пенсионерам и ветеранам продуктовые наборы – «паёк блокадника», в который входит маленькая баночка кофе, рис, гречка, — это такая подачка от тех, кто на себя тратит миллиарды рублей, чтобы наши с вами родители, бабушки и дедушки не умерли с голоду до следующих выборов.

Остаётся вопрос, понесут ли виновные в надругательстве над могилами погибших при защите Отечества и гражданских лиц, наказание в соответствии с совершённым преступлением. Кто из городских чиновников отдал распоряжение на ликвидацию кладбища в Большом Пулкове? Или у нас опять «нет никаких оснований считать это место кладбищем»?! Какое право имели строители «Экспофорум» на ликвидацию надгробий и крестов?

Источник:

 

2011, октябрь

На территории строящегося Международного конгрессно-выставочного центра на Пулковском шоссе, как уже сообщала газета, состоялась церемония закладки первого камня в основание воссоздаваемой церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери. Соседство православного храма с центром деловых и культурных мероприятий призвано способствовать реализации проекта, осуществляемого в рамках Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Правительством Санкт-Петербурга и ЗАО «Газэнергопромбанк». На территории Экспофорума к 2014 году будут построены гостиницы, бизнес-центр, кафе и рестораны, надземные и подземные парковки, крытые галереи для перемещения между объектами комплекса, складские помещения и многое другое. Завершение проекта запланировано на 2018 год.

Остатки разрушенного храма с глубоким подвалом и фундамент находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома были обнаружены в период проведения изыскательских работ. Церковь относилась к редкому в России типу двухколоколенных храмов и была построена в 1785 г. по проекту архитектора Джакома Кваренги (1744-1817). Согласно архивным документам, в разработке проекта принимала личное участие императрица Екатерина II. Приход церкви составляли помимо села Большое Пулково жители еще пяти деревень: Подгорное Пулково, Каменка, Редкое Кузьмино, Толмачи и Катлино. В 1938 году церковь была официально закрыта, а во время Великой Отечественной войны — разрушена.

После проведения ряда экспертиз стало ясно, что возведение храма на остатках фундамента не представляется возможным из-за полной утраты несущей способности конструкций. Кроме того, исторические нулевые отметки церкви находятся существенно ниже полотна современного Петербургского шоссе, поэтому было решено сохранившиеся элементы исторического храма музеефицировать, а рядом построить по чертежам и рисункам Джакома Кваренги новый храм, удалив его на 50 метров от шоссе.

В составе комплекса, помимо здания самого храма, в будущем предусмотрено строительство причтового дома и дополнительных помещений. Для реализации проекта в 2011 году тремя российскими компаниями: ЗАО «ЭкспоФорум», ООО «Балт-Клин-Комплект» и ООО «Финансово-промышленный центр» учрежден Благотворительный фонд воссоздания памятника христианской культуры. Перед проектировщиком поставлена задача обеспечить максимальную выразительность храма, выдержать фасады в стиле позднего классицизма с использованием в отделке скульптуры, барельефов, натурального камня, фресковых росписей стен. Воссоздание храма будет финансироваться за счет средств учредителей Фонда воссоздания памятников христианской культуры и добровольных пожертвований других благотворителей.

«Царскосельская газета» № 37 (9942) от 22 сентября 2011 года

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 23649 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!