Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Пушкинская 2. Дом Китаева (Музей Пушкина)

 

Одной из важнейших достопримечательностью не только на Пушкинской улице, но и в городе,  является дом Я.В. Китаева (фотоальбом) — камердинера государя императора Николая I.

 

 

Как и сто лет тому назад бывший дом Китаева переглядывается через улицу со своим ровесником—бывшим домом Агафонова, стоящим на противоположном углу улицы и впоследствии принадлежавшим семье президента Академии Художеств А. Н. Оленина.

Как и в старину, Пушкинская (б.Колпинская) улица кажется широкой, так как уютные по-старинному домики-особняки не высоки, а прилегающие к ним садики дают впечатление тишины и ничем не стесненного простора. Как и сто лет назад, на улице мало движения, а поздней осенью пурпур и золото этих садов и хмурое небо, грозящее дождем, с особой силой и убедительностью оттеняют неизменность вида старой Колпинской улицы. Какова же история особняка, который является единственным по своей относительной сохранности из числа всех домов, в которых жил поэт?

29 июня 1826 года по высочайшему повелению в Царском Селе было назначено 5 мест для постройки домов статскому со¬ветнику А. И. Блоку и четырем камердинерам — Китаеву, Агафонову и двум братьям Сафоновым за счет казны. Так начинается история дома Китаевой.

Первое упоминание о строительстве дома мы находим в письме управляющего Царским Селом Якова Васильевича Захоржевского к действительному тайному советнику А.И. Блоку от 27.08.1826 г.

В Царскосельское дворцовое управление было сообщено: "Высочайше поведено: в будущем 1827г. выстроить в Царском Селе дом на углу по Колпинской улице под № 197 камердинеру Китаеву; для чего и внесть в общую смету исчисленную архитекторским помощником Горностаевым сумму 30000рублей...".

  • Необходимые для постройки дома суммы были отпущены из кабинетских средств в 1827 г.
  • Всего было ассигновано 29 284 руб. 25 коп. Из них пошло на лесные материалы 8 341 руб. 50 коп., на плотничьи работы 500 рублей и на возведение служб 3 500р.

 

 

Чертеж фасада был одобрен Николаем I 11 Декабря 1826 г, как это видно из надписи на плане, сделанной министром двора князем Волконским. Проект составлен архитекторским помощником Горностаевым под  смотрением архитектора Стасова, строительство осуществили через два года.

По плану в доме значится 8 комнат (включая мезонин). Ввиду расположения на углу двух улиц дом имеет закругление по фасаду, украшенное четырьмя колоннами в стиле ампир на балконе со сходами. Строгай облик небольшого здания в стиле классицизма, с парадным четырехколонным портиком в центре, типичен для Царского Села того времени. Фасад, плавно скругленный по дуге, размещается на углу улиц Дворцовой и Колпинской, ныне Пушкинской.

Яков Китаев недолго владел своим домом в двадцатых годах был придворным лакеем; он умер в 1831 году. В июле 1830 года его вдова Анна Китаева подала прошение о выдаче ей "данной" на этот дом, удовлетворенное 5-го февраля 1832 г.

Однако этот дом больше известен как дача А.С. Пушкина, где в настоящее время находится музей поэта. ЗдесьА.С. Пушкин с женой провели лето и часть осени памятного холерой 1831 г. „Фатерка", в которой протекала жизнь поэта в течение едва ли не самых спокойных пяти месяцев его семейной жизни, уцелела без значительных изменений до наших дней.    

Весной 1831 года, вскоре после своей женитьбы, А.С.Пушкин писал из Москвы своему петербугскому другу П.А. Плетневу: "Мне… хотелось бы остановиться в Царском Селе. Мысль благословенная! Лето и осень провел бы я таким образом в уединении вдохновительном, вблизи столицы, в кругу милых воспоминаний". Исполняя просьбу поэта, Плетнев снял для него квартиру в небольшом деревянном доме Анны Китаевой

 

 

Надо полагать, что далеко не все комнаты были использонаны Пушкиными при ежедневном течении жизни. Наталия Николаевна и по своей молодости, и по своему воспитанию едва ли была в состоянии входить во все мелочи хозяйственного быта. Вероятно не могло быть большого порядка и относительно использования комнат в том доме, про хозяйку которого В. И. Туманскнй писал: "что у нее нет ни опрятности, ни порядка — о том свидетельствует запачканные салфетки и скатерти и расстройство мебели и посуды".
            
Пушкины уехали из дома Китаева глубокой осенью и прощальная краса садов тихой Колпинской улицы под хмурым низким небом была такой же, как и в наши дни, и так же на ее фоне обрисовывался уютный угловой дом с мезонином — первая семейная квартира Пушкина после его выезда из Москвы.

Когда перешел дом из семьи Китаевых в другие руки — неизвестно, но уже в 1857 году, судя по атласу полковника Цылова, он находился в собственности жены действительного тайного советника Веры Александровны Прянишниковой. Из ведомости Царскосельской ратуши о раскладке государственного налога на недвижимое имущество, видно, что в 1866 году дом принадлежал действительному тайному советнику Ф.И. Прянишникову, известному меценату и владельцу картинной галереи.

В 1870 году дом является собственностью новой владелицы — дочери купца Ольги Скрябиной.

 

 

В 1877 году Скрябина продала дом жене статского советника Ольге Владимировне Ивановой, в руках которой он и находился до революции.

За время владения Ивановой в доме произведены некоторые перестройки, в результате которых изменился фасад здания. Перестройка заключалась в том, что с обеих сторон фасад дома был увеличен на два окна, а четыре колонны в середине дома были заменены застекленной галлереей, сохранившейся до наших дней. Таким образом был испорчен типичный ампир Александровской эпохи. Но все эти переделки не слишком нарушили общий наружный вид дома: сравнивая рисунок тридцатых годов с тем, что мы видим в настоящее время, сразу узнаешь "дом Китаева". Внутреннее расположение комнат осталось разумеется тоже прежним. Был сделан парадный вход со стороны б. Кузьминской -Дворцовой улицы.   В общем, прожитые домом 109 лет, конечно, изменили его, но все же эти изменения можно считать относительно незначительными. Внутреннее расположение комнат не совсем таково, каким было в пушкинские времена. Это сразу видно при сопоставлении копии старого плана с планом теперешним.

Изменился по форме и площади в сторону расширения зал, перепланированы и другие комнаты. Трудно сказать, каково было их назначение в то время, когда в доме жил Пушкин, но по традиции, идущей от последней владелицы дома, принято считать, что крайняя угловая комната с двумя окнами на Колпинскую улицу была спальней, соседняя с одним окном—будуаром Наталии Николаевны, затем шел овальный зал, и рядом с ним столовая. Оставались без особого назначения комнаты, которые могли быть заняты гостями.

 

 

Иванова вполне оценивала значение того факта, что в доме жил Пушкин. Она особенно дорожила бывшим кабинетом поэта. В 1910 году начальник Царскосельского дворцового управления генерал Ф. Н. Пешков запросил официальным письмом за № 5669 о ее согласии на прикрепление к дому мраморной доски с надписью, увековечивающей проживание здесь в 1831 году Пушкина. Иванова дала свое согласие и в декабре 1910 года по фасаду дома со стороны Колпинской улицы была прикреплена, сохранившаяся до сих пор, доска, изготовленная на средства дворцового управления. На белом мраморе золотом написано: "В этом доме жил А. С. Пушкин с 25-го Мая по 20-е Октября 1831 года". Стоила доска тридцать рублей и была изготовлена мастером И. М. Кацом, а буквы были высечены скульпторным мастером Галли.

 

После 1917 года в доме переменилось несколько хозяев.

 

После революции 1917 года дом перешел во владение государства, и в нем размещались различные учреждения: с 1917 по 1920 года — дом отдыха сестер милосердия; с 1920 по 1931 год дом принадлежал Петроградскому агрономическому институту; с 1931 по 1976 год — жилое дом. За "прожитые" годы дом Китаевой во многом изменился как в плановом, так и в фасадном решение.

Когда же дом был впервые был изменен? Сличение чертежей В.Н. Горностаева 1826 года и поэтажных планов инвентаризационного бюро 1940 года, а также обмеров 1947 года позволяют сказать о существенном различие между начальным замыслом и натурой, причем начальная композиция была сохранена по идее, как в плановом, так и в фасадном решении.

 

Дача Китаевой, 1920-е 

 

Когда в  1920 году оно поступило в ведение Петроградского Агрономического Института (позднее — Ленинградского Сельскохозяйственного Института), институт поместил в нем Акклиматизационную станцию Высшего Совета Народного Хозяйства. То, что он находился долгое время в фактическом ведении Акклиматизационной станции, надо считать весьма благоприятным обстоятельством, так как, избежав переполнения случайными жильцами, дом уцелел и не разделил судьбы многих царскосельских домов, совершенно разрушенных. Пострадал несколько сад. В нем уничтожена беседка (едва ли старинная) и был украден в 1928 году бронзовый Аполлон, статуя которого, красиво выделявшаяся на фоне зелени, невольно привлекала внимание прохожих.

Украли статую тряпичники, но дня через три Аполлон был найден и возвращен в дом, хотя и сильно пострадавшим: воры успели отломать часть правой руки. К сожалению, статуя так и не была поставлена на прежнее место и в настоящее время находится в темном дровяном сарае одной из жилиц дома под грудой наваленных на нее листов старого кровельного железа. Статуя хорошей работы, но вероятно во времена Пушкина она не украшала сада, так как иначе или сам Пушкин упомянул бы о ней хоть в одном из своих царскосельских писем, или дошли бы до нас сведения в мемуарной литературе.

 

С июля 1931 г. дом принадлежит ЖАКТам: сначала № 5, затем № 52.

 

Дача Китайевой, 193-0е

 

До Великой Отечественной войны в этом доме жил литературовед Лев Рудольфович Коган (1885—1959), заведующий кафедрой литературы Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской, друг писателя В.Я. Шишкова. Он читал также лекции по литературе для студентов Ленинградского сельскохозяйственного института.В январе 1937 года в его квартире состоялось заседание правления Пушкинского общества по подготовке к столетию со дня гибели А. С. Пушкина. Среди присутствующих был писатель Ю.Н. Тынянов, автор романов «Кюхля», «Пушкин». «Решено было также отправиться всем в Лицей,— вспоминает Л. Р. Коган,— посмотреть, что можно сделать для восстановления пушкинской „келейки"… Приходим в Лицей. Юрий Николаевич с трудом взбирается на четвертый этаж. Здесь ему извеестен каждый уголок, каждая ступенька, но и комнате Пушкина он не бывал: здесь живут частные жильцы… Яцевич входит к жильцам и просит разрешения посмотреть комнату. Нас впустили,  Юрий Николаевич тот час прирос к окну и  стал пристально разглядывать вид на противоположное крыло Екатерининского дворца, налево на арку, соединяющую Лицей с дворцом, на бегущее под ней Павловское шоссе (Садовая) и решетку парка, за которой  видны были деревья. Он даже нагнулся, чтобы лупчше видеть. Разглядывал направо строение полуциркуля с палисадником и заснеженный перекресток трех дорог со входом в Александровский парк за высокой решеткой. Он стал очень молчалив и напряженно думал о чем-то».

 

После войны дом по-прежнему оставался жилым, хотя и сильно пострадал.

 

Неизвестный фотограф. Общий вид дома Китаевой со стороны двора.3

 

Из воспоминаний Ольги Берггольц во время ее посещения Пушкина в первые дни после освобождения города от немцев: Возле полуразрушенного домика Китаевой нам вновь встретился патруль, и вдруг В. А. Мануйлов не удержался и начал рассказывать им и нам о домике, около которого мы стояли. Он говорил минут двадцать — двадцать пять, почти целых академических полчаса; солдаты слушали жадно и внимательно и все с большим уважением поглядывали на разбитый деревянный домик, около которого торчали дощечки с надписями: «Минен, минен!» И вокруг было очень тихо, совершенно безлюдно и очень грустно… «Спасибо, товарищ профессор, — сказал патруль, когда Мануйлов кончил краткую свою лекцию, — теперь будем знать, какой это знаменитый домик...»

 

В 1949 году, в связи с празднованием 150-летия со дня рождения поэта на доме была установлена новая мемориальная доска из белого мрамора с надписью золотом:"Здесь жил А.С. Пушкин в 1931 году".

Тогда же Колпинскую улицу переименовали в Пушкинскую. Фактически с этого времени началась подготовительная работа по освобождению бывшего дома Китаевой от жильцов и открытию в нем музея.

 

Рита Матуляк со своей сестрой Таней пришли в гости к своей тете Елене Максимовне. Семья Елены Максимовны еще в 1954 — 1955 годах проживала в комнате коммунальной квартиры, которая располагалась в цокольном помещении дома Китаевой. А музей А. С. Пушкина над их комнатой уже функционировал. Вот так жили тогда. 4

 

Дом реставрировали. Интерьеры первого этажа — гостиную и столовую восстановили по проекту В.М. Горностаева и обставили мебелью в стиле пушкинского времени. Мемориальный музей открыли в 1958 г. 

В конце 1950-х годов начинается устроительство нового Музея — дачи А.С. Пушкина. Тогда все ленинградские пушкинские объекты объединялись под руководством М.М.Калаушина и его заместителя A.M. Гордина. Коллектив сотрудников, занимавшихся подготовкой экспозиции, возглавлял A.M. Гордин (1913 — 1997). Вместе с хранителем — Ниной Михайловной Чернецкой и научным сотрудником Риммой Ефремовной Теребениной (в последствии она стала заведующей отделом рукописей Пушкина в Институте русской литературы АН СССР). A.M. Гордин занимался разработкой экспозиции будущего музея. Он — автор первого путеводителя по Музею-даче А.С. Пушкина.

Музей-дача обязана своим рождением, прежде всего, тогдашнему директору музейного пушкинского комплекса М.М. Калаушину(1904— 1968).

Необходимо сказать и о сотрудниках музея, которые внесли неоценимый вклад в создание музея.

 

Нина Михайловна Чернецкая — первый хранитель Музея-дачи А.С.Пушкина. Она бессменно и безупречно заведовала музеем 28 лет (1957 — 1985), вплоть до ухода на пенсию. Н.М. Чернецкая была нетолько добросовестным хранителем доверенного ей музея. Как настоящий музейщик-исследователь, она занималась историей дома-дачи А.С.Пушкина, работала В архивах, где ей удалось обнаружить неизвестные документы, со¬ставила историческую справку, материалы которой не утра гили своей ценности и в настоящее время.

Нельзя забывать и о Татьяне Кузьминичне Галушко — заведующей экспозиционным отделом в то время, и о тех, кто сегодня работает в музее.

В 1957 году часть дома была освобождена от жильцов, в том числе три комнаты, принадлежавшие Пушкину: буфетная,столовая и гостиная. Эти комнаты сохранили прежнюю планировку и в реставрации не нуждались. В комнатах были проведены работы, приближающие их к облику пушкинского времени: стены, как это было при Пушкине, окрашены клеевой краской в цвета, характерные для пушкинской эпохи; в гостиной был заменен камин позднего времени на камин пушкинской эпохи. Одну из комнат, пристроенных к дому в 1868 году, стали использовать как экспозиционную, другую для нужд музей. 1 сентября 1958 года в нем были открыты первые четыре музейные комнаты. В экспозиции были представлены изобразительные материалы, документы, книги, мебель и убранство пушкинского времени.

21 декабря 1958 г. в бывшем доме Китаевой состоялось открытие мемориально-литературного музея — филиала Всесоюзного музея Л.С. Пушкина.

Две комнаты дома — столовая и гостиная были восстановлены в мемориальном плане по воспоминаниям современников. Авторами первой музейной экспозиции в музее-даче Пушкина были заместитель директора Всесоюзного музея А.С.Пушкина A.M. Гордин, научный сотрудник М.Е. Теребенина (она занималась созданием бытового плана экспозиции), Н.М. Чернецкая и II.И. Грановская осуществляла подбор мебели пушкинского времени (одновременно с этим ей посчастливилось найти мебель, принадлежавшую потомкам Брюлловых).

Хотелось бы немного сказать о первой экспозиции музея. Объем экспозиционной площади в даче Пушкина весьма ограничен. Этим определяется структура литературной экспозиции. Создается "кабинетный" тип экспозиции, то есть каждая комната (их было всего четыре) заключает в себе не непрерывную хронологическую последовательность в раскрытии литературной темы, а показывает свод, гнездовой комплекс, материалов (которыми музейный фонд располагает), исчерпывающих данное лицо и эпоху.

Темы при этом сохраняются как неизменные для каждого из кабинетов. Такой принцип позволяет вскрыть "пушкинские" пласты в творчестве Г.Р. Державина, В.А. Жуковского,  Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, выявить сходство и разницу их позиций и судеб, запечатлеть роль Царского Села в их творчестве.

В 1976 г. благодаря настойчивости директора Всесоюзного музея А.С. Пушкина Марины Николаевны Петай, дом был полностью освобожден от жильцов. Начался новый этап в реставрации и воссоздании памятника пушкинской эпохи, освященного именем поэта.

Проект архитектурного восстановления дома был выполнен лауреатом Ленинской премии Л. А. Кедринским. В результате проведенных работ в мемориальном плане было воссоздано 6 комнат: к существовавшим в музее 4-м комнатам были присоединены спальня и будуар. В мезонине дома впервые был восстановлен кабинет А.С. Пушкина. После ремонта и реконструкции музей был открыт вновь 6 июня 1981 г. через 150 лет после приезда Пушкина в дом Китаевой. Новая мемориальная экспозиция рассказывает о пребывании поэта в Царском Селе летом 1831 года.

Сегодня люди порой ищут в Царском Селе, придя в старинный небольшой дом с верандой — не уединения, а спасения от мыслей суетных, тревожных, горьких… Ведь дача, где прожил Пушкин одно безмятежное лето, неожиданно превратилась в "памятник" счастливому семейному гнезду. Само деревянное здание Музея-дачи излучает необыкновенное тепло. Этот дом является неотъемлемой частью истории и культуры Царского Села.

Со времен А.С. Пушкина пришла традиция проводить встречи в доме Китаевой. Летом 1831 года здесь встречались друзья поэта— В.А. Жуковский и Н. В. Гоголь, а, в наше время проходят заседания литературного клуба "Арион".

 

 Источники:

  1. Дача А.С. Пушкина в Царском Селе (история дома Китаева). глава из книги В.Ф. Широкий Дача Пушкина в Царском Селе (дом Китаева)
  2. Статья Евгении Мальцевой,  406 гимназия из сборника: Отечество нам Царское Село. Фрагменты докладов учащихся школ Пушкина на районных и городских историко-краеведческих чтениях 1998 — 1999 гг. Вып. 2, г.Пушкин, 1999, 119с.
  3. Приложение к исторической справке Инспекции по охране памятников Ленинграда. 1947. Черно-белая фотография, печать на бромсеребряной бумаге. 11,7 × 17,8. ВМП. Инв. № Ф-16530. Опубликовано в Сборнике докладов конференции «Фотография в музее» 19-22 мая 2015 г.
  4. Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 16868 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!