Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Пушкинская 28. Женская гимназия МНП

 

Фотоальбом Гимназия МНП женская (Пушкинская 28/  Леонтьевская 21)

Здание гимназии — объект культурного наследия регионального значения (Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (по состоянию на 06.08.2010 г.)

 

 

Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения (МНП) была основана в 1904 г. (По ссылке история учебного заведения)

Свою историю заведение вело с частного училища. Училище не имело собственного здания, и за первые годы работы ему пришлось сменить несколько адресов.

К 1909  году количество учащихся выросло настолько, что гимназия уже не могла обходиться без собственного просторного здания.

Для постройки собственного здания гимназии по Высочайшему повелению пожалован участок из состава земель, принадлежавших Материальному двору, находившийся на углу Колпинской и Леонтьевской улиц, по соседству с домом полицейских чинов дворцовой полиции.

 

 

Проект здания «в стиле ампир», в 1909 г. сделанный архитектором А.Р. Бахом, был Высочайше рассмотрен и одобрен 2 июня 1910 г. Постройка начата 1 мая 1912 г. и окончена 1 сентября 1913 г.

Средства на строительство отпустило Министерство народного просвещения. Общая стоимость постройки, включая службы, устройство дренажа и фекальной канализации, плитный тротуар на улице и во дворе, забор вдоль соседних границ, железную решетку по улицам и устройство двора и садов, выразилась в сумме 229.445 р. 74 к. Стоимость главного здания с водопроводом, центральным отоплением и вентиляцией и с электрическим освещением выразилась в сумме 202.527 р. 78 к.Так как объем здания 262×8,67 = 2271,54 куб. с., то стоимость одной куб. сажени = 89 р. 11 к.9

 

 

Главный фасад крупного четырехэтажного здания высотой в 18,5 метра включен в архитектурное обрамление Соборной площади. Композиция построена по характерной для классицизма трехчастной схеме, с разделением фасада по высоте на два яруса и применением большого ордера, придающего торжественный вид зданию.

 

 

О его общественном учебном назначении говорят большие строгие окна почти квадратной формы, в размеренном ритме прорезающие стены. Нижний ярус с узкими парными окнами решен как цоколь, обработанный рустом разного рисунка в первом и втором этажах. Боковые фланги нарядно оформлены портиками из парных колонн ионического ордера, поднятыми на высоту первых двух этажей, и завершены треугольными фронтонами. В их тимпанах помещался лепной вензель императора Николая II, арочные ниши портиков украшали бюсты античных богов — Афины и Аполлона (утрачены).

 

 

Центр выделяет ионическая колоннада с равномерным ритмом шести колонн, которая завершена ступенчатым аттиком, где место надписи «Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения» занимает треугольный фронтон. При восстановительном  ремонте горевшего и сильно пострадавшего во время войны здания в его облике в пятидесятые годы, соответственно «моде» того времени, были уничтожены элементы декора, напоминавшие о композиционной связи  с окружением  Соборной площади и Екатерининским собором.

Сбиты вензелевое имя «Н И» и рельефные раковины в арочных нишах портиков, которые получили характерный для сталинского неоклассицизма лепной декор с венками из колосьев и листьев. «Ампирные» балконные решетки заменены балясинами под окнами третьего этажа. Вместо надписи и аттике поместили третий классицистический фронтон, пилястры тосканского ордера получили ионические волюты, что сильно утяжелило композицию главного фасада.

Первый этаж

В 1-м этаже помещается прислуга. На случай заразного заболевания каждая квартира изолирована от других и имеет отдельный выход. Тут же помещаются воздушные камеры и котельные, углубленные против пола 1-го этажа на 1,12 саж. 9

Второй этаж

На 2-м этаже помещаются:

  1. квартира начальницы
  2. приемные начальницы и попечителя
  3. канцелярия
  4. кабинет врача
  5. библиотека
  6. столовая с буфетом.

 

Третий и четвертый этажи

На 3-м и 4-м этажах располагалась классы, физический и естественно-исторический кабинеты, актовый зал, учительская и уборные.

Здание было оборудовано по последнему для того времени слову науки и техники с использованием электрического освещения (все классы снабжены отражательными лампами)и водяного отопления (все помещения отапливались плоскими радиаторными батареями)

Система вентиляции: согретый в воздушных камерах наружный воздух при помощи приставных вертикальных и горизонтальных подвесных каналов проводится в помещение 2-го этажа и в рекреационные залы 3-го и 4-го этажей, а из них сквозь отверстия в стенах проходит во все соприкасающиеся с ними помещения, из которых воздух извлекается при помощи побудительной тяги через вентиляционные камеры на чердаке.

Весь 1-й этаж перекрыт бетонными сводами на железных балках. Вестибюль, рекреационные залы, уборные и лестницы перекрыты железобетонными потолками.

В остальных помещениях полы деревянные на железных балках. Чердачные черные полы двойные с двойной смазкою, в предупреждение потери тепла и промерзания противубалок.

Полы в классах, рекреационных залах, актовом зале, учительских, квартире начальницы, приемных, канцелярии, кабинете врача и библиотечной состоят из массивного шпунтового дубового паркета в 1 дм. В вестибюле, гардеробных, столовой, буфете, уборных и на площадках лестниц и сеней полы из метлахских плиток.

Во всех помещениях, кроме квартиры начальницы, актового зала, парадной лестницы и сеней, стены окрашены клеевой краской, а панели на высоту 0,69 саж. масляной краской. Актовый зал окрашен в тонах, с живописью на плафоне. Такая же отделка, в парадном вестибюле и на парадной лестнице. Нарядные росписи парадных интерьеров на мифологические сюжеты были утрачены.

История учебного заведения Гимназия Министерства Народного Просвещения

 

 

После 1917

Упоминания:

  1. Акимов Афанасий Никитич — 1917 — Царскосельская женская гимназия МНП
  2. Варичева Лидия Георгиевна – 1917 — Царскосельская женская гимназия МНП
  3. Ветвеницкая Александра Петровна – 1917 — потомственная дворянка, Женская гимназия МНП
  4. Голубева Анна Александровна – 1917 — жена нс., Царскосельское женское гимназия МНП
  5. Моисеева Вера Никитична — закончила 8-й класс, 1907-1908
  6. Моисеева Софья Никитична — выпускница, 1910-е

 

В 1918 -1919 годах все бывшие средние учебные заведения Царского Села сохранили свое назначение, но получили безликие номерные знаки. Женскую министерскою гимназию переименовали в среднюю школу № 3.

В 1933 году  ее возглавил Грабовский Василий Васильевич. При его руководстве четырехклассная начальная школа была в дальнейшем преобразована в среднюю.

До Великой Отечественной войны это была школа № 3.

1940-е

Во время войны здание горело и сильно пострадало. В период фашистской оккупации во дворе школы была выкопана широкая траншея, где производились захоронения жителей г. Пушкина. Протоирей Федор Забелин сообщил в декабре 1944 г. в Гатчине в Чрезвычайную комиссию: «В Пушкине во дворе 3-й школы была вырыта могила на 1000 человек, для чего было использовано местное население. В могиле были зарыты погибшие от голода».

Пивоварун В.П. «Чуть-чуть о войне в нашем городе»: Погибших от голода и замерзших, как дрова, людей провозили на дровнях мимо нашего дома во двор 3-й школы (ныне Дворец творчества юных), где укладывали в котлован, вырытый еще летом для пожарных нужд.

По рассказу одного из старожилов Пушкина, сразу после войны здание Дворца было заброшено, стекла и рамы разбиты, отопление не работало, и ребятишки постарше сдавали батареи парового отопления в утиль, а на вырученные деньги покупали мороженное. За зданием были большие сараи, в которых хранились дрова для отопления — сейчас на этом месте разбит сквер.

 

Сидоренко К.П.: С 1950 года это была средняя школа № 407.

В 1955 году:

  • в цокольном этаже находилась школьная раздевалка и помещения для различных кружков художественной самодеятельности.
  • На первом этаже находились технические помещения.
  • На втором — помещение директора школы, учительские, канцелярия, библиотека.
  • На третьем, четвертом этажах располагались классные комнаты, лаборатории и актовый зал (четвертый этаж).

 

Драмкружок школы 407 (воспоминания Сидоренко К.П.:)

"Мой одноклассник по 9-6 классу Юра Васильев и его друг Гена Янковский организовали в школе драматический кружок.

Они меня долго агитировали, — по случаю какой-то даты нужно было показать самодеятельность нашей школы. Я, наконец, согласился. В школе сыграл роль «Злоумышленника» по рассказу А. П. Чехова. Этот злоумышленник по своей необразованности и наивности откручивал гайки на полотне железной дороги для грузил своего невода.

Сказали — хорошо сыграл. Далее сыграл сцену «Освобождение Жухрая» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Действие сцены проходило очень быстро и динамично. Представьте себе небольшой подиум школьного зала. Слева выходит Жухрай (я исполнял его роль) в рваной тельняшке, матросских брюках, босиком. Его конвоирует перлюровец, ниже ростом, в папахе, с винтовкой и примкнутым штыком. Справа, как бы из-за угла дома, неожиданно выходит Павел Корчагин, худой, значительно меньше петлюровца ростом. Павел не ожидал встречи. Но решение приходит молниеносно. Он хватается за винтовку петлюровца, пытаясь отнять ее, поднимает ствол вверх. Раздается выстрел. Жухрай мгновенно оборачивается и мощным ударом кулака бьет петлюровца по голове. Петлюровец падает, потеряв сознание, а Жухрай с Павлом быстро убегают. Когда мы впервые в школе показали на вечере художественной самодеятельности эту сцену зал аплодировал, кричали «Повторить! Повторить!». Но Юра Васильев, руководитель нашего драматического кружка, вышел на сцену и сказал, что эта сцена требует большого напряжения от участников, поэтому сегодня мы не сможем ее повторить. В действительности я перестарался. На репетициях я просто обозначал удар по голове «петлюровца». Юра говорил, что во время показа сцены надо будет этот удар сделать более правдоподобным. А во время показа сцены мы были в артистическом азарте, волновались, вот я и перестарался — ударил «петлюровца» сильно по голове. Однако эта сцена была одобрена для показа на конкурсе в Доме пио¬неров и школьников, где я ее тоже сыграл.

На вечере художественной самодеятельности школы играл на мандолине, которая у меня была дома. Вообщем-то я активно участвовал в художественной самодеятельности класса и школы, но не знаю, как это смотрелось со стороны.

С сентября 1954 года я иду в 10-6 класс 407 школы. К этому времени у нас в школу перевели несколько женских классов, школа стала смешанной. Но все женские классы были младше нас, поэтому мы на них смотрели как на детей. Хотя в 9-м женском классе были красивые девочки. Фактически все дети соседних с нами домов и улиц стали ходить на учебу в 407 школу. Они быстро подрастали и, порою, просто было многих из них уже и не узнать."

Из своих учителей в 10-м классе помню не всех.

В нашего классного руководителя, учительницу литературы — Новикову Вилору Александровну — были влюблены все наши ученики. Ей было около 25-27 лет. Очень хорошо знала свой предмет, всегда вызывала интерес к литературе у нас, была целеустремленным и умным человеком. Была разведена, но имела дочь. За ней усиленно ухаживал мальчик из 10-а класса. После окончания школы они поженились. В дальнейшем слышал, что брак распался. Как дальше сложилась ее судьба, как она жила уже не знал. Слышал от соучеников, что она одно время была завучем в 530 школе, потом учительствовала в 477 школе. 12 ноября 1991 г. в газете «Вперед» с ужасом прочитал объявление о ее смерти. Дочь Вилоры Александровны работает врачом-психиатром в Психиатрической лечебнице в г. Пушкине у Казанского кладбища. На следующий день я на поминках поблагодарил усопшую за все, что она сделала для нашего поколения, высказал сожаление, что не смог встретиться с ней при ее жизни после моего окончания школы, пожелал ей упокоения души. Вскоре ушел, было тяжело. Вилора Александровна привила, в частности мне, любовь к книгам. Любимыми писателями стали А. П. Чехов, А. М. Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Тургенев, Джек Лондон и многие другие. Любимыми артистками у меня были Дина Дурбин, Вера Марецкая.

Зам. директора по учебной части Смирнова Анастасия Николаевна (она же учитель истории), член ВКП(б), фронтовичка была очень требовательным к себе и ученикам человеком. Ей было около 40-45 лет. Хорошо знала историю Партии, всегда разъясняла отдельные исторические моменты, приводила примеры из своего военного опыта. Была смелым и решительным человеком.

Учитель физики Иван Иванович Волков был мягким, скромным человеком. Ему было около 45-47 лет. Он был каким-то своим, домашним человеком. Никогда ни с кем не ссорился. Если его и выводили из равновесия ученики, он редко возмущался их поведением. Свой предмет он преподавал спокойно, без лишнего энтузиазма. Наверное, это было не слишком хорошо для нашего будущего. Жил он с семьей рядом со школьным двором в одноэтажном деревянном, еще дореволюционной постройки домике. Сейчас домик снесен и на его месте сквер.

Учитель математики Кельманзон был знающим свой предмет учителем. Ему было около 47-50 лет. С учениками был строг, требователен. Говорили, что он лучший учитель математики в г. Пушкине. Он выбирал себе отдельных, понимающих его предмет учеников и фактически только их и учил. Забывая о других, двоечниках, троечниках. Его предмет доходил далеко не до всех, но он ничего и не делал для исправления этого. Безжалостно ставил двойки, тройки. Но заинтересовать в своем предмете всех не смог.

Учитель черчения Умрихин свой предмет знал хорошо. От каждого требовал его знания. Был вспыльчив, но отходчив. В 70-х годах на Кузьминском кладбище я увидел памятник с табличкой на его могиле. Мягкого Вам лежания, дорогой учитель.

В 1954 г., в 10-м классе в первых числах сентября я занял 1-е место по 407 школе в беге на 3000 м в Александровском парке вокруг горы «Парнас». А 26 сентября участвовал в IX традиционном пробеге на 3000 метров по группе школ РОНО на приз газеты «Вперед» (в прошлом «Большевистское слово», в дальнейшем «Царскосельская газета») и  занял 3-е место и получил первую в жизни грамоту.

Прозвучал последний звонок в школе, закончились уроки, и мы приступили к подготовке к выпускным экзаменам. Их было пять. В основном те, которые пригодились бы при поступлении в ВУЗы. Так мудро было сделано в те времена.

Аттестат зрелости образца 1955 года

В 1956 году ДТЮ еще находилось на Октябрьском бульваре.

ДДТЮ находится в здании по сей день..

 

Музей истории образования Царского Села

Первого октября 2003 года во Дворце детского и юношеского творчества в Пушкине в торжественной обстановке был открыт Музей истории народного образования в Царском Селе — Детском Селе — городе Пушкине. Его руководитель — Любовь Михайловна Пушкина.

Основу музейного фонда составляют уникальные документы и фотоматериалы из школьных и семейных архивов, а также частных коллекций. При музее уже восьмой год успешно работает общество ветеранов педагогического труда.  Для них проводятся экскурсии, встречи с интересными людьми, музыкальные гостиные. Их приглашают участвовать в конкурсных и праздничных мероприятиях во Дворце детского и юношеского творчества в качестве консультантов, членов жюри, а то и участников команды. Они изучают компьютерную грамоту и многое другое.

В 2000 году началось формирование постоянной выставкуи а затем с периодичностью 2-3 раза в месяц менялись экспозиции. Сначала было всего 160-170 экспонатов,  сегодня их уже более 4 тысяч. Статус музея был присвоен в 2003 году. Для многих посетителей неожиданностью становится такое обилие интересных документов, фотографий и экспонатов в музее.

Традиции некогда знаменитых на всю Россию педагогов достойно продолжают современные учителя. В районе много заслуженных, почетных работников образования, педагогов, отмеченных правительственными наградами. Поэтому работа по активному сбору материалов о них, а также об учительских династиях, ведется постоянно.

Традиционными стали краеведческие чтения во Дворце детского и юношеского творчества. Темы для исследований ребята выбирают разные, в частности, об истории образовательных учреждений, детских общественных организаций: о скаутах, пионерах, комсомольцах; о заслуженных педагогах школ. Царскоселы, как известно, отличаются большой любовью к сохранению традиций. У нас немало краеведов, хорошо знающих историю жизни творческой элиты общества, в том числе и на ниве просвещения. И.Ф.Анненский, Э.П. Цытович, В.И. Орлов, Е.С. Левицкая и многие другие прославили Царское Село. Ведь не зря К.И. Чуковский характеризовал царскоселов как людей, которым присущ изысканный лоск, по которому безошибочно можно узнать людей, воспитанных Царским Селом.

Обзорную экскурсию мы начинаем с первого учебного заведения Царского Села — школы Сааркомызского диакона, которая была открыта еще при жизни Петра Великого и императрицы Екатерины Алексеевны. В начале XIX века наш город по уровню развития системы образования был одним из первых городов Российской империи. На тридцать тысяч жителей Царского Села было 19 учебных заведений, почти все исключительно высокого уровня. Наряду с Императорским Царскосельским лицеем славу города составили Императорская Николаевская мужская гимназия, Мариинская женская гимназия, Царскосельское реальное училище императора Николая II, женское училище духовного ведомства, одна из первых в России частная школа совместного обучения Е.С. Левицкой.

Помимо гражданских и религиозных учебных заведений в Царском Селе находилось большое количество военных обучающих заведений, детских приютов. Да,  и сегодня у нас немало высших и средних учебных заведений, выпускники которых являются гордостью не только Пушкина, но и  всей России.

Чаще всего в музей приходят на экскурсии дети с классными руководителями. Самостоятельно — старшеклассники, студенты педагогического университета, жители города Пушкина, которым нужно подготовить выступления, доклады или рефераты по истории учебных и воспитательных учреждений Царского (Детского) Села или города Пушкина.Обзорных и тематических экскурсий несколько. Например, история учебных заведений; школы-колонии в Детском Селе, выпускники школ и учителя в годы Великой Отечественной войны, экскурсии -портреты о заслуженных учителях, учительских династиях, знаменитых выпускниках.

Для школьников начальных классов проводятся интерактивные экскурсии из цикла "Нескучные уроки": об истории азбуки, букваря, школьных принадлежностей. Музей имеет возможность показать детям азбуку и буквари разных лет, в том числе азбуку Л.Н. Толстого, букварь 1943 года или напольную азбуку. Для учащихся старших классов интересны занятия по истории русской письменности: как менялись не только названия, но и написание букв. Очень интересны детям такие экспонаты, как старые школьные пеналы, ластики, учебники, ручки и тетрадки. Или, например, у нас есть фотография памятника скреп00ки, который установлен в стране, где она была изобретена. Пионерская или комсомольская организации для младших школьников уже далекая история, ведь их родители уже не были членами этих организаций, рассказать об этом им могут только бабушки и дедушки.

Музей поддерживает связь с другими школьными музеями, находится в тесном сотрудничестве. Восстанавливает летописи школ, оказывает помощь руководителям школьных музеев в составлении документации на регистрацию. Недавно такие сертификаты получили музеи школ № 410 и 500. Сейчас занимается воссозданием истории музея гимназии №406. В городе строят новые школы, и у музея будет интересная и долгая жизнь.

 

 Новости ДДЮТ:

 

Источники:

  1. Очерк возникновения и деятельности Царскосельской женской гимназии Министерства народного просвещения. 1904–1911. СПб. 1911.
  2. Семенова Г.В. Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с. 
  3. Сочагин А.Г. Царское Село в открытках конца XIX – начала ХХ века. СПб., 2008
  4. Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг
  5. Татьяна КУЗНЕЦОВА, Царскосельская газеты №59 (9892) 28 октября — 10 ноября
  6. «Зодчий», 1914, Вып. 12, С. 133—135
Рейтинг: +2 Голосов: 2 7683 просмотра
Комментарии (1)
Maxim # 2 марта 2012 в 15:14 +2
Прекрасная была школа! Отличные учителя, удобные классы, великолепное место. У меня был очень дружный класс. Не понятно, почему школу расформировали и организовали там ДПШ? Наш  коллектив однокласников был несохранен...Часть моего класса попала в школу №411 на Ленинградской улице, остальные были распределены по другим школам.