Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Садовая 4. 6, 10, 12. Кавалерские дома

 

Т.н. "Кавалерские" дома на Садовой улице г. Пушкин – объекты культурного наследия федерального значения

 

 

Застройка улицы между Старым садом и служительской слободой велась одновременно на разных участках. Качественно новый этап в истории дворцово-хозяйственного комплекса Царского Села характеризовался переориентацией в отношении пространства на север и восток от дворца при создании императорской резиденции с последующим выносом построек хозяйственного назначения, за пределы «парадной» части и уничтожением «Заднего» и «Переднего» дворов.

Уже в 1743 году, после подписания Елизаветой Петровной указа о перестройке каменных палат Екатерины I, внимание императрицы более всего было обращено на самые несоответствующие с ее точки зрения характеру резиденции строения, стоящие неподалеку от дворца и подлежащие сносу. В том же году последовало распоряжение: «Скотный и конюшенный деревянные дворы, где ныне состоят с того места снесть, а построить оные подле двора метердардерона нашего Чюлкова по линии слободы..».

На месте «Переднего двора», требовалось разобрать «приказчиковы, хоромы с поварней и конюшней, о также старые деревянные «анбары» на Задней (Средней) улице, чтобы построить вместо них комплекс зданий, отвечающих новому статусу императорской резиденции: сомасштабных возводящемуся дворцу, стилистически совпадающих и с ним, и с первым каменным храмом Царского Села эпохи аннинского барокко — Знаменской церковью.

Согласно плану- реконструкции И. Ф. Яковкина протяженность «приказчиковых хором» вдоль Передней (будущей Садовой] улицы была огромной: по современной топографии — от начала здания Музея-Лицея до середины бывших Дворцовых оранжерей.

Так, на месте разобранных «приказчиковых хором» в 1748 году на местах в верхней части служительской слободы, близ дворца императрица Елизавета распорядилась построить на Садовой улице жилые дома для управителя Села Сарского и для приезжающих "господ кавалеров". Было построено 4 каменных и один деревянный дом.

29 сентября 1748 г. С.И.Чевакинскому было вручено предписание: «каковым тем домам быть учинить чертежи».

Одноэтажные «Кавалерские» домики, с «фронтошпицами» (мезонинами) над средней их частью, оформили ближайшую ко Дворцу часть улицы, вдоль садовой ограды в 1752-1753 гг.

Одноэтажные с мезонинами, они первоначально имели однотипный барочный вид, и были объединены оградами со стороны Садовой улицы. Своим характерным, для того времени, видом они напоминали частные дома типовой застройки Петербурга 40-50-х годов XVIII века, возведенные по «образцовым проектам» «Комиссии о Санкт-Петербургском строении».

Архитектурная обработка этих небольших по размерам зданий типична для жилых домов середины XVIII века: углы и центральные части фасадов выделены рустованными лопатками, окна обрамлены барочными наличниками с декоративными замковыми камнями. Первый этаж отделен от второго широкой горизонтальной профилированной тягой.

Архитектурная обработка фасадов всех трех домов относительно проста, но выразительна и типична для своего времени. Лаконичное, но выразительное применение деталей создавало уютный и привлекательный архитектурный облик зданий.

Несмотря на последовавшие через 30 лет перестройки, они сохранились по сей день и доминируют в ансамбле прилегающего ко дворцу квартала бывшей слободы.

Дома, представляющие собой часть дворцового ансамбля, первоначально окрашивались в один зеленовато-голубоватый цвет с фасадами Екатерининского дворца и Циркумференций.

При Екатерине Великой кавалерские домики назывались:

  • Лекарской,
  • Генерал-Прокурорской,
  • Кабинетской
  • Гофмаршальской.

 

В 1784 г. архитектор И.В.Неелов расширил мезонины, превратив их в невысокий второй этаж с сохранением композиционных особенностей стиля бароккко.

В 1817 г. перед зданиями распланировали палисадники. Скромные дома, украшенные рустованными пилястрами и строгими наличниками окон, как бы начинали зарождавшуюся дворцовую слободу.

Перестройка 1784 года по проекту архитектора В. И. Неелова (расширение и надстройка 2-го этажа) лишь усилила сходство кавалерских домов со «столичными прототипами», в том числе и застройкой Невского проспекта эпохи барокко. Благодаря двум кавалерским домам, не изменившим свой облик в веке девятнадцатом (№ 10 и № 12 по Садовой улице), мы поныне имеем редкую возможность представить давно утраченный вид главных улиц Петербурга середины XVIII века.

 

Кавалерские дома на карте 1857 г.


В 1924 г. ремонт кавалерских домов осуществила Реставрационна мастерска при Петроградском управлении научных учреждений (ПУНУ).

 

Два из них нам особенно дороги как историко-культурные памятники пушкинских времен.

 

 

Кавалерский дом (дом Энгельгардта, дом директора Лицея) (фотоальбом здания)

 

 

Двухэтажный Кавалерский дом (дом Энгельгардта) на углу в 1811-1816 перестроил архитектор В.П.Стасов Первоначально его занимала кастелянша императрицы Елизаветы Петровны, почему дом называли прачечным.

После перестройки, здание стало Г-образным в плане, барочный декор на фасаде срубили. В глубине участка возвелифлигель (Лицейский пер… 3).  Здесь жил первый директор  Лицея В.М.Малиновский Широко образованный человек прогрессивных взглядов, он сыграл выдающуюся роль в организации Лицея, его устройства и быта, воспитании и формировании мировоззрения лицеистов, стремился привить им «любовь к родине и народу», способствовал созданию «вольнолюбивого духа», отличавшего первый «пушкинский» выпуск.

 

 

В.Ф. Малиновский скоропостижно скончался в марте 1814 г. В январе 1816 г. директором Лицея был назначен Е.А.Энгельгардт и возглавлял его по 1823 год. Дом директора Лицея часто называют домом Энгельгардта (вид его несколько отличался от нынешнего). В сад выходила застекленная веранда; на ней лицеисты, частые гости директора, проводили литературные вечера, пели. Подъезд дома Энгельгардт украсил своеобразным  гербом Лицея — лира в окружении символов мудрости (сова), силы (ветви дуба) и славы (ветвь лавра) К  сожалению, уже много лет небрежно зачерненный металлический герб на покривившемся навесе не передает должным образом его прежний вид. После 1843 года его занимал обер-шталмейстер, отделение придворной конторы. 

Во дворе этого дома восстановлена плита с надписью "Genio loci". Лицеист А.Яхонтов вспоминал об утраченном памятнике genio loci: "Собственный лицейский сад (его называли оградой), — пишет он, -был довольно обширен и оттенен старыми, широковетвистыми деревьями… Сбоку, около дощатого забора, отделявшего наш сад от двора приходской церкви, под густою тенью черемухи, лежала почерневшая от времени гранитная плита, с вырезанною на ней надписью: genio loci. Мы думали сначала, что она положена здесь в память Пушкина, но нам объяснили потом, что надпись говорит о безыменном, таинственном гении места, как бы незримо веющем над лицейской оградой и нас охраняющем. Когда и кем была сделана надпись и положена здесь эта плита — осталось невыясненным, но ей придавалось значение, потому что при перемещении Лицея в Санкт-Петербург и она была перенесена в сад Александровского Лицея".

В этом доме с 1886 года проживал архитектор Дворцового управления- Бах А.Р.

 

 

Кавалерский Гофмаршальский дом (фотоальбом здания)

 

 

Кавалерский Гофмаршальский дом (Садовая 6) предназначался для обер-гофмаршала и гофмаршала двора императрицы Елизаветы. Гофмаршальский Кавалерский дом, 1780-е, фиксационный чертеж

Позднее его увеличили почти вдвое  — сделали тринадцать оконных осей, центр фасада выделили треугольным фронтоном. В середине XIX в. здесь размещался Царскосельский комендант дворцовых зданий.

 

Кавалерский Кабинетский дом (фотоальбом здания)

 

 

Третий кавалерский дом или «Кабинетский дом с палисадником», в начале XIX в. некоторое время занимала канцелярия Главноуправляющего Царским Селом, Петергофом и Гатчиной, а в середине XIX в. он был занят унтер-шталмейстером.

По данным краеведов, в начале XX века в этом доме проживал полковник Отдельного корпуса жандармов, начальник дворцовой полиции с 1905 по 1917 годы Борис Герарди.

Одноэтажная пристройка на первом плане сделана в советское время. В доме, до последнего времени располагалась коммунальные квартиры. В 2013 году здание было выкуплено частным лицом и начата его реставрация, работы выполняет научно-реставрационная фирма «Мир», проект реставрации согласован с КГИОП.

В августе 2013 года, при реставрации здания, в обшивке одного из окон дома на втором этаже был найдена находка с портретом цесаревича Алексея.

 

 

Кавалерский Штаб-лекарский дом (Карамзинский) (фотоальбом здания)

 

 

Стоящий на углу Леонтьевской и Садовой улиц четвертый Кавалерский, или Штаб-лекарский, по «Описи зданиям, состоящим в Селе Царском» 1794 года «5 кавалерский дом», был «занят вдовой штаб-лекаршею Ромберговой».

В 1820 году он был предоставлен по повелению Александра I в распоряжение историографа Карамзина, пользовавшегося необыкновенным уважением современников и особой милостью Императорской четы, принимавшей его запросто. Император, несмотря на свой подозрительный в конце жизни характер, удостаивал его полного своего доверия и беседовал с ним охотно о реформах и об исторических его трудах..

Известно, чтоюный Пушкин «всякий день после классов прибегал к Карамзиным из Лицея», пользовался книгами обширной библиотеки хозяина, слышал из его уст многие страницы «Истории...» Здесь он познакомился и сблизился с навещавшими Карамзина В.А. Жуковским, А.И. Тургеневым, П.А. Вяземским, П.Я. Чаадаевым. «С благоговением и благодарностью» Пушкин впоследствии посвятил «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновленный» — свою драму «Борис Годунов». Дружба поэта с семьей Карамзиных сохранилась на всю его жизнь. Расположена к нему была и жена историографа Екатерина Андреевна, которую всю жизнь благогоговейно любил Пушкин; перед смертью он трогательно простился с ней.

В Царском СелеМ.Ю. Лермонтов в конце августа 1838 г. вскоре после возвращения в Лейб-гвардии Гусарский полк из первой ссылки посетил Карамзиных, гостивший здесь часто летом и после смерти Николая Михайловича. Он стал бывать у них почти ежедневно, также и летом 1839 г. Вообще в литературно—общественном салоне Карамзиных, сложившемся после смерти главы семьи, охотнее и чаше всего бывал Лермонтов. Здесь он оказался среди друзей Пушкина — П.А. Вяземского, ВА. Жуковского, Л.И. Тургенева, А.О. Смирновой—Россет и других. Только в этом салоне и у В.Ф. Одоевского читал он свои новые произведения. Особенно легко и свободно Лермонтов чувствовал себя со старшей дочерью Н.M. Карамзина (от первого брака) Софьей Николаевной, восхищавшейся его талантом. Перед отъездом в Персию (Иран), А.С. Грибоедов писал Вяземскому: «Стыдно было бы уехать из России, не видавши человека, который ей наиболее чести приносит своими трудами. Я посвятил ему целый день в Царском Селе и на днях еще раз поеду на поклон».

Дом часто называют Карамзинским. В последствии дом занимал военно-походный унтер-шталмейстер.

В начале 20 в. дом был предоставлен семье придворного врача Е.С. Боткина.

Из воспоминаний Татьяны Мельник, дочери Е.С. Боткина "Однажды в самом начале войны, Ея Величество и Великие княжны посетили лазарет устроенный моим отцом в занимаемом нами казенном доме. Мы с младшим братом были только вдвоем дома. Большинство раненых были выздоравливающие и, сидя, кто в халате, кто в нижнем белье, играли в карты. Ее Величество подошла к ним и спросила, во что они играют.- В дурачка, Ваше Величество, — был ответ. В это время подошли мы, и Ее Величество обратилась к нам с вопросами, но ласковый тон Ее Величества и счастье Ее видеть, как всегда, лишили меня самообладания, и я отвечала что-то очень бестолковое. Тогда Ее Величество подошла к лежащему. Это был солдат 35 лет, глухой, ревматик и до такой степени изнуренный, что ему можно было дать лет 75. Он лежал и читал Евангелие, ранее присланное Ее Величеством, и даже не обратил внимание на вошедших и не догадывался, кто это заговаривает с ним. Ты что читаешь? — спросила Ее Величество, наклоняясь к нему. — Да вот все ноги болят. — Ее Величество улыбнулась и попробовала задать другой вопрос, но ответ был такой же бестолковый, и Она, отойдя попрощалась с нами и вышла вместе с Великими княжнами в переднюю. — Уже на зиму приготовили, — сказала, проходя, Ее Величество, указывая на валенки, стоявшие в передней. Затем она вышла на крыльцо, кивнула нам еще раз и села в автомобиль". (Татьяна Мельник (Боткина). Воспоминания с Царском Селе. М., 1993).

2007 год Дом Карамзина доверили специалисту по мясным консервам

 

Пятый деревянный кавалерский дом (генерал-прокурорский)

Напротив Знаменской церкви, там, где сейчас находится вход в Александровский парк, в 1784 году по проекту архитектора И. В. Неелова возвели одноэтажный деревянный дом на каменном фундаменте. Дом построили для придворных кавалеров, состоящих при сыновьях Павла I великих князей Александре и Константине. Его композиция была своеобразной: два прямоугольных корпуса с простыми одинаковыми фасадами соединяла полукруглая деревянная колоннада, поэтому два отдельных здания воспринимались как единый архитектурный объем.

21 июня 1808 года Александр I пожаловал его «вдове полковника Виллерса по смерть ее». Сведения о его перестройках не сохранились.

Кавалерский дом просуществовал до 1809 года. После его сноса участок был распланирован архитектором П. В. Нееловым и садовым мастером Д. Бушем. Сегодня о плане дома напоминает полуовальный абрис решетки у входа в Александровский парк напротив Лицея.

Существует, однако, другая информация: Пятый деревянный (генерал-прокурорский) дом просуществовал до 1830 года. По всей видимости, он был снесен в ходе реконструкции Садовой улицы архитектором В. П. Стасовым.

Такое разночтение, очевидно, происходит из-за того, что разным домам давали одинаковые номера. Постараемся это разночтение устранить.

 

 

В начале мая 1910 в Россию прибыла жена великого князя Кирилла Владимировичавеликая княгиня Виктория Федоровна с дочерьми Марией и Кирой (родилась в 1909). Великокняжеской семье предоставили в Царском Селе один из Кавалерских домов на Садовой улице.

Исторические названия каменных кавалерских домов (прачечный, гофмаршальский, кабинетский, штаб-лекарский) бытуют по сей день.

 

Источники:

  • Яковкин И. "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  • Вильчковский С.Н.  "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  • Семенова Г.  Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  • Мощенникова М.А., Корнилова Н.А. Историческая застройка Царского Села: исторический очерк градостроительного развития (XVIII — начало XX века) / / Дворцовый город Царское Село. СПб., 2009. 
  • Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  • Смирнов В.Н., Рабин Э.Э. Прогулки по старому городу. Комм. Тарасов В.В., СПб, Серебряный век, 2006. 320 с.
  • Сайт "История города Пушкина"
  • Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, КГИОП, 2003 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 8933 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!