Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Садовая 8. Дежурные конюшни

 

Фотоальбомы: Дежурные кнюшни, Выставка Придворный экипаж

 

 

В  глубине квартала между двумя парами Кавалерских домов просматривается дугообразное в плане и обращенное к Садовой улице монументальное здание Дежурных конюшен -  бывших Собственных Императорских конюшен,   построенное архитектором придворной конюшенной конторы С.Л. Шустовым в период с 1822 по 1824 год по проекту архитектора В.П.Стасова. для помещения собственной конюшни Александа I.

Вопрос о постройке конюшен Стасов впервые поставил в начале 1818 г., но строительство, как второстепенное, было отложено; к нему снова вернулись лишь через четыре года, когда Стасов и составил проект.

 

 

Авторские чертежи не найдены, но сохранившаяся собственноручная записка зодчего раскрывает исходные положения, которыми он руководствовался, проектируя столь прозаическое здание на ответственном месте города. 22 января 1822 г. он писал: «….Имею честь представить прожект для постройки вновь на гофмаршальском дворе в Царском Селе дежурной конюшни и сарая экипажных с жильем на верху оных для житья чиновников и служителей. При сем же имею честь представить общий план квартала, окружающего гофмаршальский двор, расположенный по системе, чтобы каждое строение было видимо со всех сторон и одно другое не закрывало». В записке эти слова Стасов даже подчеркнул. Система, предложенная Стасовым, противоположна утвердившейся в Петербурге в период раннего классицизма застройке «сплошною фасадою» и является одним из первых случаев внедрения нового принципа застройки.

Постройки в квартале гофмаршальского двора действительно были расположены свободно и внутриквартальное пространство обозревалось в глубину (но, очевидно, проект Стасова был реализован лишь частично). В этих условиях видное с улицы здание конюшен должно было иметь соответственный характер.

Строительство полукруглого здания по проекту Стасова было поручено архитектору конюшенного ведомства С.Л. Шустову, который руководил постройкой с начала марта 1822 г. и до передачи готового здания дворцовому ведомству (апрель 1827 г.). Общее наблюдение за строительством осуществлял сам Стасов, который в эти годы часто бывал в Царском Селе, перестраивая рядом расположенное здание оранжереи.

С легкой руки И. Э. Грабаря здание приписывалось С. Л. Шустову. Говоря об этом здании, Грабарь писал: «это чистая дорика, суровая, внушительная и благородная — одно из лучших зданий эпохи».

Справедливая характеристика теперь оправдывается авторством Стасова, именно для которого и характерна суровая и благородная дорика. Осуществляя громадный конюшенный комплекс в Петербурге, проектируя манежи, провиантские склады, Стасов нашел для подобных сооружений выразительные и простые архитектурные приемы.

 

 

Трактовка фасадов соответствует функциональной организации здания. Симметрично расположенные на внутренней дуге полукруглого фасада и на торцах ворота, во втором ярусе полукруглые окна и окна жилых помещений верхнего, этажа в дорическом антаблементе, на местах метоп, чередуясь с ними,—логичны пр композиции.

По замыслу Стасова, полуциркульное в плане строение конюшен композиционно объединило окружающие его дома в законченный ансамбль. При осуществлении проекта С.Л.Шустов увеличил здание по длине и в высоту, устроив над частью здания со стороны торцов антресольный этаж для квартир служащих.

Нельзя не обратить внимания на характерную особенность-здания— его подчеркнутую монументальность, достигнутую утолщением стен книзу, трапецеидальной формой проемов ворот, утяжелением внизу фактуры стены (рустовка). Эти приемы были найдены Стасовым в процессе разработки проектов провиантских складов и других подобных зданий, где при всей сдержанности оформления была необходима архитектурная выразительность.

Крупное одноэтажное здание с глухими фасадами завершено двускатной крышей с треугольными фронтонами на торцах. Стены венчает выносной карниз с модульонами и широкий пояс дорического фриза из метоп и триглифов.

Назначение здания своеобразно отражено в его скульптурном убранстве: метопы декорированы горельефами с лепными конскими головами в лавровых венках, а также в особенностях композиционного решения. Как можно судить по смете, Стасов проектировал обычный триглифон; венки же с лошадиными головами в метопах (лепщик Н. П. Заколунин) появились в процессе строительства, вероятно, по указанию шталмейстера В. В. Долгорукова, который потребовал от Стасова и на петербургских конюшнях кронштейны сандриков сделать в виде лошадиных голов.

Фасады на две трети высоты обработаны крупным квадровым рустом и прорезаны с внутренней стороны окружности тремя проемами для ворот. Редко расставленные окна полуциркульной формы обработаны заглубленными архивольтами и помещены в верхней, гладко оштукатуренной части фасада. Для освещения антресольного этажа устроены окна в метопах фриза.

Внутреннее пространство здания занимали денники для лошадей и два экипажных сарая. Помещения освещалисьполуциркульными окнами в верхней части здания.

В 1863 фирма Ф. Сан-Галли осуществила устройство водопровода и ватерклозетов в Придворных берейторских конюшнях. А, два года спустя, в мае 1866 года она же устроила в конюшнях паровое отопление с вентиляцией. В 1871 году фирма осуществила устройство железных связей сводов в первом отделении берейторских конюшен с пробивкой для них стен.

Татьяна Мельник-Боткина, жившая в детстве в доме напротив, так описала конюшни в своих воспоминаниях:

"Большой двор, в конце которого помещались Царские конюшни. Мои братья и я были заворожены зрелищем, которое там происходило, и мы часами наблюдали за кучерами, лошадьми, колясками и санями. Все было строго распределено. Конюшни были прекрасно оборудованы и находились под строгим присмотром офицеров, дежурящих день и ночь. Определенные кучера обслуживали экипажи Царя и Царицы, а другие — Великих Княжон. Одни носили расшитые кафтаны в русском стиле, другие были одеты по-английски:  черные сюртуки и подходящие к ним низкие цилиндры, кокарды были цвета герба Романовых — золото с черным." 

 

До революции 1917 года перед зданием дежурной конюшни на Татьянин день (25 января по новому стилю) заливали каток. Все фрейлины, а также приглашенные дамы и кавалеры в подобающих одеждах катались там на коньках.

Упоминание:

Венцевская Евгения Ивановна — 1876 г. р., ур. г. Ленинград, русская, б/п, пенсионерка, прож.: г. Пушкин, Комсомольская 8, кв. 2. Арестована 6 сентября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 28 сентября 1937 г. приговорена по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстреляна в г. Ленинград 4 октября 1937 г.

 

Дежурные конюшни, поврежденные во время Великой Отечественной войны, восстановлены. Но при этом неоправданно удалены венки с конскими головами, признанные поздним наслоением.

Павел Лихачёв (житель Пушкина) : Заэтой дверью — лестница на второй этаж Белого зала. В 1970-1980 он был жилым (Общежитие сотрудников дирекции Дворцов и Парков). Общий неосвещенный коридор во всю длинну корпуса. Два туалета и две кухоньки на сорок комнаток. Потолки — два метра, окна — форточки (Это они идут по верхней кромке). Все грязно, гнусно и изношено… Но из нашей трущобы — открывался прямой вид на Купола Екатерининского. Воистинну царский вид. И за год или полтора. пока мы там… я очень много смотрел на них. Это форменная "гора Фудзи": Не сходя с места -они меняются каждые два — три часа. И написать цикл картин "124 вида Куполов Екатерининского Дворца" — безусловно посильная задача для хорошего художника. Или даже "256 видов..." :-) Чем мы хуже японцев? :-)))

В просветы между одноэтажными кавалерскими домами монументальное строгое здание конюшен хорошо видно с улицы и вместе с соседней Большой оранжереей определяет архитектурный характер Садовой улицы. .

 

После революции история Дежурных конюшен тесно связана с историей Музея придворных экипажей.

«Национальный музей карет» — эта строчка есть в каждом путеводителе по Лиссабону. До 500 тысяч посетителей приходят сюда ежегодно. Впервые этот считающийся старейшим а Европе музей распахнул двери для публики в мае 1905 г. Но задолго до этого события, в 1860 г., в Петербурге, Александр II открыл Придворный конюшенный музей, задуманный еще Николаем I. Понимая, какую историческую и художе¬ственную ценность представляет собрание придворных карет, для них специально строят зданиев СПб в два этажа по проекту архитектора П. С. Садовникова. Первый этаж предназначался для церемониальных экипажей, которые снаряжали для выездов и путешествий. В десяти второго этажа хранились придворные кареты великолепной художественной отделки. Чтобы поднимать экипажи на второй этак, устроили пандус с подъемным механизмом.

В конце 1920-х гг музей расформировали. В здании Конюшенного музея разместился таксомоторный парк. Уникальные коллекции «пустили по миру». Карсты гнили, разваливались, превращались В пыль по сараям и непригодным для хранения помещениям.

/>

Часть карет поступила в Государственный Эрмитаж; 52 экипажа передали Екатерининскому, тогда Детскосельскому, дворцу-музею, где хранились свои 23 кареты.

До 1930-х годов собрание карет в Царском Селе размещалось на Камероновой галерее, в Гроте и в бывших Дежурных конюшнях. В 1939 г., по решению Ленгорисполкома, помещение Дежурных конюшен передали под автобусный гараж. При проведении в жизнь этого решения Автотранспортное управление отказалось создать нормальные условия в пользовании частью здания, где были расположены экипажи.

Пережив блокаду в Ленинграде, под сводами Висячего сада в Эрмитаже, подвергаясь бомбежкам, перенося холод и сырость, 45 экипажей зимой 1946 г. по разрешению Главного комитета по делам искусства, приказом по Государственному Эрмитажу, подписанным И. А. Орбели, были переданы в Гатчину на временную выставку. В 1947 г. экипажи из Гатчины поступили в Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев в Павловске на временное хранение, но находились они в помещении Дежурных конюшен. Летом 1951 г. карсты своим ходом перегоняют в Павловск. В павильоне «Дежурные конюшни» открыли танцевальный зал и тогда получило название"Белый зал".

В Павловске кареты не экспонировались, часть из них неоднократно передавали различным киностудиям страны, где они использовались в качестве съемочного реквизита, подвергаясь произвольным переделкам и перекраскам. В результате 18 экипажей перестали быть музейными экспонатами. Лишь спустя почти десять лет были возвращены четыре кареты — в состоянии близком к гибели. Среди них была и карета, в которой император Александр II возвращался в Зимний дворец в роковой день 1 марта 1881 г.

В 1969 г. приказом Министерства культуры РСФСР экипажи из Павловска были переданы Екатерининскому дворцу-музею. Помещались они в Сенном сарае Баболовского парка. Тяжелое состояние большинства экипажей требовало серьезной реставрации. И все же 14 экипажей в 1971 г. были отреставрированы и подготовлены к экспонированию на выставке, открытой в Камероновой галерее.

После возвращения музею павильона «Дежурные конюшни» 30 июля 1990 г. здесь была открыта выставка придворных экипажей. Открытию музея в бывших Дежурных конюшнях предшествовали новые реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены 20 экипажей.


В настоящее время здание относится к ГМЗ “Царское Село”.под выставку  Придворный экипаж XVIII — начала XX века

Сегодня на выставке представлены различные старинные экипажи русскиъх и иностранных мастеров XVIII-XIX вв: парадные кареты, участвовавшие в коронационных и других торжественных церемониях русского Императорского двора, а так же различные фаэтоны, кабриолеты и сани, предназначенные для городских выездов, увеселений, прогулок и даже развлечения царских детей.

Три кареты, изготовленные для императрицы Екатерины II знаменитым петербургским каретным мастером Иоганном Конрадом Букендалем во второй половине XVIII века поражают огромными размерами, пышной золоченой резьбой и богатством внутреннего убранства.

Не менее замечательны по высокому мастерству работы экипажи середины XIX века, сделанные в Придворном экипажном заведении и, в особенности, десять карет, изготовленных к коронации императора Александр II петербургскими фабрикантами Х. Тацки, братьями Фробелиус и братьями Яковлевыми. Сохранились в царскосельской коллекции  карета, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге Александра III, изготовленная на каретной фабрики К.К. Неллиса и уникальные по конструкции кареты, выполненные на фабрике Ивана Брейтигама в 1870-е годы, использовавшиеся во время царствования императора Александра II. 

В последнем зале выставки размещены сани, которые по богатству убранства и искусству работы не уступают другим парадным экипажам. "Каковы сами, таковы и сани" — гласит русская пословица. Среди экспонатов — изготовленные каретным мастером И.К. Букендалем десятиместные сани для катания фрейлин императрицы Екатеринны II, и сани, принадлежавшие императору Павлу I. Интересны детские экипажи, — возок-коляска изготовлен мастером Кремером по заказу Екатерины II для детей Павла I — Александра и Константина Павловичей

Почти все экипажи из коллекции Екатерининского дворца подновлялись и служили для коронации. В коллекции музея представлены почти все типы и конструкции экипажей, бытовавших в России, Западной Европе в период с середины XVIII до начала XX в.

Март 2013 ГМЗ Царское Село поздравил знатоков карет

 

Источники:

  1. И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  2. С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  3. Семенова Г.  Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  4. Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  5. Татьяна Мельник (Боткина). Воспоминания о Царском Селе. М., 1993.
  6. А.Т. Колесникова. Из истории коллекции экипажей В Царском Селе
  7. Сайт "История города Пушкина"
  8. Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003  

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 13148 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!