Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Садовая улица

 

 

Садовая улица (фотоальбом)

Садовая улица- Передняя  (1730- е — 1770-е)  — Садовая (1770-е — 1919)  — Пушкина (1919 — 1923) — Комсомольская (1923 — 1993) — Садовая (1993 — )

От Дворцовой ул. до стыка Софийского бульв. и Парковой ул.
Первоначальное название Передняя ул. появилось в 1730-е гг. Связано с тем, что это первая улица со стороны дворцово-паркового ансамбля.
С 1770-х гг. — Садовая ул. Название дано по Старому саду (ныне Екатерининский парк), вдоль которого она проходит.
Переименована 4 сентября 1919 г. в ул. Пушкина в честь А. С. Пушкина, в связи с тем, что на улице (д. 2) расположено здание Императорского Царскосельского лицея, в котором он учился в 1811-1817 гг. 
23 апреля 1923 г. дано название Комсомольская в честь Российского коммунического Союза молодежи (РКСМ, позднее- ВЛКСМ, Всесоюзный ленинский коммунический Союз молодежи, сокращенно — комсомол). А название Пушкинская присваивают б. Колпинской ул.
Историческое название возвращено 7 июля 1993 года.

 

Старейшая в Царском СелеСадовая улица занимает пограничное положение между дворцово-парковым ансамблем и застройкой 1-й исторической части города. Она проходит вдоль регулярного Старого сада, формирующегоее облик с правой стороны.

Улица расположена в самом высоком месте города, полого спускаясь от Парадного двора Большого Екатерининского дворца и Дворцовой улицы к Павловской плотине на Нижних прудах, понижаясь примерно на семь метров. Находящийся за плотиной короткий участок улицы с выходящими на него парковыми воротами «Любезным моим сослуживцам» и садом Запасного (Владимирского) дворца (дачи М.В. Кочубей) устроен под углом к основной трассе. Отсюда ранее начиналась Павловская дорога — сейчас Павловское шоссе.

Садовая улица стала формироваться в конце 1710-х гг. вдоль линии старинной дороги, проходившей из Копорья в Ладогу. В 1717 г. под углом к ней проложили Царскосельскую перспективную дорогу (н.Дворцовая улица), от которой и начинается собственно Садовая улица.

В то время когда по ней тянулись подводы с лесом, камнем и другими материалами для строящегося первого дворца Екатерины I, а вдоль нее в ряд располагались избы церковнослужителей и дворцовых служащих, а также комплекс дворцовых хозяйственных построек — конюшенного, птичьего и скотного дворов. Заканчивалась улица пивоварней на берегу ручья Вангазя, где у мельницы находились амбары и житницы.

По правой стороне Садовой улицы находилась ограда «Старого сада» — нынешнего Екатерининского парка, распланированного в 1717-1723 гг.

 

 

Сад отделялся от улицы деревянным забором, замененным в 1750 г. каменным с пятью воротами, их количество соответствовало уступам Старого сада.

В 1774—1776 гг. на его месте был вырыт канал, устроена гранитная набережная с 14 каскадами и мостиками у входа в парк (архитектор В.И. Неелов, инженер И.К. Герардт), поставлена чугунная решетка (архитектор Ю.М. Фельтен).

 

 

Старый сад с Эрмитажной рощей Екатерининского парка занимает всю нечетную сторону улицы. Улица стала называться Садовой и приобретать облик, который в основном сохранился до наших дней.

Выпущенный в свет в 1794 году справочник И. Г. Георги отразил смещение приоритетов от города Софии к служительской слободе, которая названа «знатной», но имеющей «… малое токмо число каменных домов». Здесь же отмечена улица, на которой распопожилась самая ппотная каменная застройка: «… в два ряда домов с каменной церковью, садовыми домами, дворами, конюшнями и жилыми строениями, из коих иные суть каменные. В оной жительство имеют служители замка, садовники, конюшие, содержатели трактиров, а отчасти также и сельские обыватели». В описании И. Г. Георги речь идет не об одной улице, а о кварталах, расположенных между Садовой и Средней улицами. Но точный глаз ученого-исследователя отметил главное — парадную каменную зстройку спожившегося к этому времени ансамбля Садовой улицы.

Свое историческое название, известное царскоселам уже более двухсот лет, бывшая Передняя улица служительской слободы получила в 1784 году, когда после устройства набережной вдоль новопроложенного Малого каскадного канала она была замощена плитами из тесаного камня.

 

 

В начала улицы появилась знаменитая арка, связавшая возведенные по проектам архитектора И. В. Неелова с разрывом в десятилетие два новых дворцовых корпуса — Церковный и Великокняжеский. Из окон помещений над аркой улица просматривается практически полностью

 

 

Застройка елизаветинского барокко сложилась здесь к середине XVIII в.

При урегулировании дворцовой слободы по проекту В.И. Гесте от Садовой проложили Леонтьевскую, Оранжерейную и Конюшенную улицы, размещенные под прямым углом к старейшей городской магистрали. Композиционно они связаны с регулярной планировкой Екатерининского парка, являясь продолжением дорог Старого сада. Эта взаимосвязь наиболее четко выражена в планировке Леонтьевской и Оранжерейной улиц.

В сохранившемся облике Садовой улицы изменению подверглись лишь отдельные детали. Появилось асфальтовое покрытие, заменившее прежнее мощение булыжником и лещадными плитами, на окнах исчезли полосатые маркизы, перед Большой оранжереей уже давно не выставляют апельсиновые деревца в кадках. Однако архитектура находящихся здесь зданий доносит до нас основные приметы времени их создания.

В самом начале Садовой улицы расположенЛицейский сад, который занимает участок в форме трапеции, ограниченнный зданием Лицея и улицами Садовой, Дворцовой, Средней, Лицейским (Певческим) переулком. По широким плитам Садовой улицы, вдоль ограды парка, лицеисты Пушкин, Пущин, Вольховский вечерами направлялись в казармы Лейб-гвардии Гусарского полка для «вольнодумных бесед» с гусарами Чаадаевым, Кавериным и Раевским. Надо сказать, что Лицейский сад не просматривается непосредственно с улицы, так как полностью закрыт с этой стороны зданием Лицея.

 

 

На нечетной стороне, со стороны парка начало Садовой улицы оформляют одноэтажные флигели Большого Екатерининского дворца, охватывающие Парадный двор-курдонер с севера — Циркумференции (Садовая ул., 3) и служебный Кухонный флигель (Садовая ул., 1). Эти постройки симметричны корпусам с южной стороны двора, с которыми они соединяются кованой решеткой с Золотыми воротами, образуя в плане фигурную композицию, напоминающую рисунок регулярного партера. От проезжей части улицы эти постройки отделены зеленой полосой палисадника.

На левой стороне Садовой улицы архитектором С.И. Чевакинским в 1750 — 1753 гг построены четыре одноэтажных так называемых «кавалерских» дома.

 

 

В первой четверти XIX века приобрела новый, соответствующий времени облик первая улица бывшей слободы — Садовая. Еще осенью 1808 года архитектору П. В. Неелову было повелено на ней «решетчатым забором выровнять все выдававшиеся внутри строения», то есть устроить палисад, существующий поныне.

После разборки в 1809 году деревянного кавалерского дома в начале Садовой и перестройки в 1811 году Прачечного кавалерского дома под квартиру директора вновь учрежденного Императорского Царскосельского Лицея все здания дворцово-хозяйственного комплекса, стоявшие вдоль улицы, по «высочайшему повелению» были освидетельствованы архитектором В. П. Стасовым на предмет необходимости ремонтных работ.

К 1811 году относится начало преобразования архитектором В.П. Стасовым Садовой улицы, начавшееся сзамены ветхого деревянного моста через канал перед Оранжереями и перестройки здания Великокняжеского флигеля Екатерининского дворца, в котором разместится Императорский Лицей.

 

 

Главным выразительным средством Стасова в создании ансамбля Садовой улицы стала строгость архитектуры фасадов зданий.

В результате с 1811 года застройка Садовой улицы по предложенным В. П. Стасовым проектам подверглась реконструкции, завершившейся в 1828 году созданием уникального ансамбля эпохи зрелого классицизма, сохранившегося до наших дней.

 

План части Садовой улицы с Большой оранжереей и манежем по оригинальным чертежам В.П. Стасова конца 1820-х годов

 

Разрабатывая планировку целого квартала, Стасов стремился дать возможность кругового обзора каждого сооружения и добивался того, чтобы дома зрительно не перекрывали друг друга.

Видное с Садовой улицы здание Дежурных конюшен, видимое в глубине квартала между двумя парами Кавалерских домов, должно было быть оформлено в соответствии с проектом застройки квартала, предполагавшим свободное расположение построек и возможность обзора внутриквартального пространства.  Его возвел в 1822-1824 гг. по проекту и надзором  В.П. Стасова архитектор СЛ. Шустов для помещения Собственной Императорской конюшни Александра I. По замыслу Стасова, полуциркульное в плане строение конюшен композиционно объединяло окружающие его дома в законченный архитектурный ансамбль.

 

 

В глубине квартала, за Дежурными конюшнями, возвышается водонапорная Певческая башня (Лицейский пер., 7).

Далее по Садовой улице идет бывшая Большая дворцовая оранжерея — дом № 14,  которая занимает весь квартал между Леонтьевской и Оранжерейной улицами. Еще при Петре I — в 1710 г. — на этом месте была построена деревянная оранжерея, а в 1751—1755 гг. — каменная оранжерея по проекту С.И. Чевакинского.

 

 

Следующий квартал за Большой оранжереей исстари занимали фруктовые Дворцовые теплицы

В самом начале XX в. архитектор А.Р. Бах построил Пальмовую теплицу, включив ее каменный торец в ограду со стороны Садовой улицы. Ему же, видимо, принадлежит и перепланировка сквера, раскрытого к Садовой улице, с центральной клумбой-цветником в центре. В тридцатые годы XX в. металлические конструкции Пальмовой теплицы разобрали и перевезли в Таврический сад. От постройки Баха сохранился торцовый фасад в формах архитектуры неоклассицизма, служащий воротами тепличного комплекса.

 

 

Здание Придворного манежа (Садовая ул., 16) расположено на углу Оранжерейного квартала и Конюшенной улицы. Оградой с двух сторон оно соединено с тепличным комплексом. Это один из ранних образцов здания конно-спортивного назначения.

Дворцовый манеж стал самым новым зданием иа Садовой улице, вид которой несколько портило начавшее ветшать здание Больших оранжерей В конце XVIII века этот процесс запечатлел на своем рисунке «Вид на Садовую улицу» архитектор Дж. Кваренги.

Напротив Манежа на Садовую улицу выходит готический красный фасад Эрмитажной кухни, которое одновременно со своим основным назначением, является входом на территорию парка в этой части улицы, поэтому ее нередко называли Красными воротами.

1820-е. Вид Садовой улицы на литографии В. Лангера

 

Напротив Придворного Манежа, через Конюшенную улицу, весь квартал до Павловской плотины и Набережной улицы занимает комплекс Нижних конюшен. «Барочные приемы» (высокие кровли, членение главного фасада рустованными пилястрами, треугольные и лучковой формы фронтоны, тяжелые наличники с сильно выступающими из плоскости стен замковыми камнями) по сей день делают здание исключительно выразительным в единой архитектурной панораме Садовой улицы. Главный фасад «Нижних конюшен», протянувшийся вдоль нее на 93,7 метра, не только подчеркивал «первоначальность» бывшей «линии служительской слободы» в градостроительной истории Царского Села, но и имел большое значение при формировании пространства слободы в восточном направлении, задавая параметры «малого» царскосельского квартала.

 

 

Нижние конюшни со стороны 4 Нижнего Каскадного пруда упираются в Набережную улицу, а Садовая улица продолжается по Павловской плотине между 3 и 4 Нижними каскадными прудами, после которой совершенно прямая улица делает небольшой поворот вправо. 

Сразу за Павловской плотиной весь квартал по четной стороне, ограниченный Садовой улицей, Софийским бульваром, Советским переулком и 4 Нижним каскадным прудом, занимает комплекс Запасного дворца (б. дача Кочубей, Николаевский, Владимирский), который стал продолжением «классической темы» стасовского ансамбля за бывшей границей слободы. В 1817-1818 годах на обширном участке у каскадного пруда был возведен этот первый в Царском Селе особняк дворцового типа для друга императора Александра I В. П. Кочубея.

 

 

Еще одно сооружение В.П. Стасова — парковое — имеет прямое отношение к архитектурному облику Садовой улицы: это ворота «Любезным моим сослуживцам». Расположены они напротив Запасного дворца, на юго-восточной окраине Екатерининского парка.

Найденное архитектором сочетание палладианских форм Запасного дворца, ставшего памятником юношеской дружбе, и «тематически» перенесенных от Новопавловской дороги ампирных ворот «Любезным моим сослуживцам» способствовало идеальному с градостроительной точки зрения оформлению парадного вьезда в новый город с юга, со стороны Павловска.

 

 

На новой Набережной улице, напротив дворца В. П. Кочубея, предположительно по проекту В. П. Стасова возвели первый иноверческий храм Царского Села — Лютеранскую кирху Преображения Господня. Строгие классические формы деревянного храма не только удачно дополняли архитектурную композицию, возникшую в конце Садовой улицы, но и вписались в панораму застройки каскадных прудов екатерининской эпохи — времени существования дворцовой слободы.

 

 

И заканчивается Садовая улицаперекрестком 4 улиц: Садовой, Софийского бульвара, Павловского шоссе и Парковой улицы.

 

Источники:

  • "Большая Топонимическая Энциклопедия Санкт-Петербурга: 15 000 городских имен". СПб, ЛИК. 2013
  • Яковкин И.Ф. "Описание Села Царского", 1825. — СПб: КОЛО, 2008
  • Вильчковский С.Н.  "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  • Пилявский В. И. "Стасов. Архитектор".- Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • "Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом" / Под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Семенова Г.  "Царское Село: знакомое и незнакомое". — М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  • Мощенникова М.А., Корнилова Н.А. "Историческая застройка Царского Села: исторический очерк градостроительного развития (XVIII — начало XX века) / / Дворцовый город Царское Село".- СПб., 2009. С. 5-94.
  • Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. /Сост. Г. К. Козьмян. — СПб., 1992.
  • Смирнов В.Н., Рабин Э.Э. "Прогулки по старому городу" / Комм. Тарасов В.В. — СПб, Серебряный век, 2006. 320 с.
  • Сайт "История города Пушкина"
  • Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, КГИОП, 2003 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 10619 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!