Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Софийская площадь. Царево-Константиновская церковь (утрачено)

 

Софийская площадь была задумана как главное городское пространство города Софии — административного центра Софийского уезда.

На месте будущего города Екатерина II еще в 1771 году заложила деревянную Царево-Константиновскую церковь. 

В сентябре 1771 года архитектору В.И. Неелову было «… высочайше указано… сделать поспешнее план и фасад церкви для заводской слободы… и приходской деревянной церкви Свв. Константина и Елены».

Имя церкви было выбрано не случайно — в эти годы Россия активно воевала с Турцией. Императрица издавна лелеяла мысль о покорении Константинополя и об изгнании турок из Европы. "Ты в плесках внидешь в храм Софии", — сказал поэт про царицу. Мысль о возрождении греков и славян и затмении Блистательной Порты так преследовала Екатерину II, что она не только завещала новое имя дому Романовых, окрестя одного из внуков своих Константином, при котором с детства его находилась гречанка-няня и грек-камердинер (впоследствии граф Курута)

Император (царь) Константин был основателем Константинополя. Екатерина II в черновике своего завещания записала: «… Мое намерение есть Константина Павловича возвести на пре­стол Греческой восточной империи».

На планах деревянная церковь Свв. Константина и Елены появилась лишь через 10 пет и стала первым софийским храмом.

Рядом с церковью ежегодно в Софии проводилась Царевоконстантиновская ярмарка.

Многочисленные памятники в честь русских побед, установленные в царскосельском парке на протяжении войн с Турцией, уже не устраивали Екатерину. Новым памятником замыслила Императрица грандиозный собор в центре Софии.

Софийский собор был заложен 30 июля 1782 года в присутствии Императрицы Екатерины II.  В день закладки Императрица со всем двором слушала Литургию в Царёво-Константиновской церкви, откуда "в преследовании духовенства с хоругвями", с преосвященным Гавриилом, архиепископом Новгородским и С.-Петербургским во главе "благоволила шествовать на место, назначенное к заложению вновь соборной церкви".

Деревянная церковь, простояв 17 лет в XVIII столетии и столько же в ХIХ-м, была упразднена. Император Александр I, чрезвычайно внимательно входивший во все, посетив однажды Софию и зайдя в храм, нашел, что он пришел в ветхость и вообще имеет много недостатков, — а потому отдал распоряжение об исправлении его на счет казны.

Архитектор Л. Руска, командированный графом Литтой, осмотрев церковь, определил, что исправить ее починкой невозможно, а является необходимым перестроить ее вновь, на что потребуется 34,637 руб. 62 коп. Эта точно до копеек исчисленная сумма не была принята, так как была признана слишком значительною и непомерною.

Тогдашний митрополит С.-петербургский, эстляндский и финляндский Михаил, получив от обер-прокурора святейшего синода, князя Алексея Николаевича Голицына запрос: находит ли он нужным делать столь значительный расход на исправление церкви? — не затруднился в ответе, так как в самом запросе ответ был прозрачно изображен: кн. Голицын к запросу прибавляет: — «тогда как прихожане уже теперь почти все перешли в новый город — Царское Село». По мнению митрополита Михаила, софийскую Цареконстантиновскую церковь следовало бы упразднить; деньги же, пишет он, предположенные по смете, пригодятся, если государю императору будет угодно, на постройку новой, особой церкви в новом городе.

Император Александр I, вполне согласившись с заключением митрополита, велел упразднить софийскую церковь с тем, чтобы здание ее было разобрано, а причт церковный перевести в госпитальную церковь.

С тем вместе государь хотел знать, на каких основаниях следовало бы устроить дела кладбищенской церкви в Софии и не представится ли возможным священника Царскосельского дворца возвести в благочинные над всем состоявшим в старом городе Софии духовенством?

Отвечая на заботливый запрос царя, митрополит Михаил сообщил обер-прокурору Голицыну, что полагал бы: упразднив церковь и переведя священника, диакона и двух церковников с просвирней, с утварью и с колоколами, — кроме сторожей, — в госпитальную церковь, назначить им «денежное и хлебное жалованье» в том самом размере, в каком они его получали до тех пор; квартиры назначить им в здании госпиталя, причем впредь до рассмотрения в ведении госпитального причта должна оставаться кладбищенская церковь с определенными к ней сторожами и пономарем. Разобранный же от строения церкви материал передать тамошнему гражданскому начальству. Для ближайшего надзора за духовенством старого и нового города назначить, с правами благочинного, священника придворной церкви протоиерея Павла.

Государь, одобрив все предположения митрополита. Все это тогда же было обер-прокурором сообщено министру финансов и управлявшему в то время Царским Селом генералу Захаржевскому, память о котором и поныне живет в Царском Селе; рассказывается много анекдотов о той чистоте, которую он там завел и которой неустанно требовал.

Улица, идущая прямо от Софийского собора к пересечению с Павловским шоссе, тогда же была названа Захаржевскою. У одного из жителей Царского хранится пространная собственноручная записка Захаржевского об оштрафовании владельца дома — деда этого царскосела — на 30 рублей ассигнациями за то, что против дома его генерал, проезжая мимо для осмотра леса, т. е. бревен, досок и прочего строительного материала, оставшегося от строения Цареконстантиновского храма и переданного в его ведение, усмотрел три куска «испитого лимона», небрежно выброшенного на пролегающую возле дома дорогу, только что «отчищенную», подметенную и вдобавок надлежащим способом приведенную в пристойный для проезда высоких особ вид.

Указ об упразднении храма был получен священником Цареконстантиновской церкви 30 сентября 1817 г., а 3-го октября, при содействии ни в чем никогда не мешкавшего ген. Захаржевского, исполнение всего требовавшегося было учинено.

Много лет спустя  на страницах «Нового Времени» летом 1894 года было сообщено, что 10-го июля, при производстве работ для прокладки водопроводных труб в Царском Селе, в районе расположения лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка, рабочие дорылись до старого фундамента. В нем они нашли высеченный из гранита куб в 3/4 аршина; внутри куба оказался мраморный ящик в 5 квадр. вершков по основанию и в 2 вершка вышины, с мраморной же крышкой, которая завершается выточенным шаром, играющим роль ручки.

 

 

 

В мраморном ящике найдена небольшая золотая, фигуры аналоя, коробочка, в которой слышался запах ладана и благовонных масел. Мраморная крышка, прикрывая мраморный ящик, лежала на золоченой доске; вся находка была прикрыта гранитной пирамидальной крышкой.

На доске четко вырезана и хорошо сохранилась надпись: «Ciя церковь, во имя Святаго Великого царя и равноапостольного Константина, заложена вь Петербургской губ., вь городъ Софii июля 11-го, въ лъто оть создани Mipa (7201), от Рожд. Христ. 1783, царствованiя же Благочестивтьйшей, самодержавнъйшей Государыни Императрицы вторыя въ двадесятое, при наслтьдникп) Ея, Благов мрномъ Государъ Цесаревъ и Великомъ Князъъ Павлъ Петровичъ, супругъ Его благовърной государынъ великой княгин Mapiu Феодоровнъ и при благоверныхъ Государяхъ, великихь князьяхь Александргь Павловичгь и Константингь Павловичгь».

«Нашлись старцы, которые помнят Царское Село лет 70 с лишним, а между тем они не только не помнят церкви в этой местности, но и не слыхали о ней ничего; сохранили они в памяти только то, что до постройки казарм Кирасирского полка на том месте было чистое поле.

Весьма вероятно, что церковь была в свое время воздвигнута и, простояв год-другой, сгорела. Поставить на месте жертвенника тот или иной знак, как это принято, видимо, упустили, а может быть и поставили, но затем он был по недосмотру уничтожен».

Этой заметкой «Нового Времени», а может быть и просто фактом находки была вызвана постановка памятника на том месте.

 

 

Дворцовое ведомство поставило и освятило в мае 1907 года, небольшой, очень хорошо исполненный, цинковый, покрытый серо-серебристой краской памятник в полторы сажени высоты. На восточной его стороне находится образ свв. Константина и Елены, а под образом утверждена медная доска с надписью: «На семь мгьстгь стоялъ святой престолъ Цареконстантиновской церкви, построенной въ 1783 году и упраздненной въ 1817 году, церковная утварь и архивъ которой переданы Скорбященской церкви при госпиталгъ Царскосельского дворцового ведомства».

Памятник окружен чугунной решеткой; той же церкви переданы и предметы, найденные в земле 10-го июля 1904 г.

Памятник на месте утраченой Царево-Константиновской церкви находился в Софии, между зданиями — конюшней одного из эскадронов и солдатской баней л.-гв. Кирасирского Его Величества полка.

Позднее был полностью утрачен.
 

Источник:

  • Е.Андреевский Исторический вестник. Т. 115. № 1.С. 259-263 "Новый памятник в Царском Селе". Приведен Э.В. Летенковым, проф. кафедры источниковедения истории России исторического факультета СПбГУ в альманахе "Екатерининский собор", вып.4, СПб.: Серебряный век, 2010 г. 

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 3649 просмотров
Комментарии (3)
Ντμίτρι # 25 февраля 2014 в 15:26 0
Интересно, что нет указаний на точное месторасположение храма. Косвенно можно утверждать, что он стоял не на современной Огородной улице, а далее по Артиллерийской (в глубине территории Кирасирского городка). Причем, когда пишут о том, что храм был отмечен на планах, нигде не приводится подтверждающей иллюстрации.
Только на плане 1790-х (http://tsarselo.ru/images/photos/20d315f5c34d5da735a4f8cedb80f019.jpg) есть строение, похожее на храм. Это здание к востоку от "круглой" площади на пересечении Константиновской и Первой Софийской улиц.
Интересно, что Царе-Константиновская церковь оставалась главным приходским храмом Софии и после постройки Софийского собора.
Photojour # 25 февраля 2014 в 15:41 0
Как же нет: " утверждена медная доска с надписью: «На семь месте стоялъ святой престолъ Цареконстантиновской церкви,..". То есть на том месте, где памятник и была церковь. А вот нахождение ее на планах, действительно, довольно проблематично - четкого, однозначно трактуемого плана или карты мы пока не встретили
Ντμίτρι # 25 февраля 2014 в 15:51 0
Так точного указания этого "семъ месте" и нет уже.