Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Средняя 4. Дом Теппера де Фергюссона

 

Средняя 4, угловое  старое здание - небольшой одноэтажный с мезонином особняк, вошедший в топонимику города как Дом Л.В. Теппера де Фергюссона.(фотоальбом).

Он находился по соседству с участком Кваренги. Дом является памятником архитектуры начала XIX века, одно из памятных пушкинских мест.

 

 

Окруженная садом постройка привлекает внимание своей миниатюрной композицией. Участок земли под застройку был выделен в 1780-1790 годах. Дом появился на плане Царского Села, помеченном 1797 годом, без указания первоначального назначения и принадлежности. Затем он принадлежал Царскосельскому дворцовому правлению.

Фиксационные планы слободы 1804-1807 годов показывают, что к этому времени у усадьбы Кваренги на Средней улице появились соседи - два одноэтажных дома на участках по обеим сторонам каменных богаделен. Сходство в композиционном решении (повышенная средняя часть и симметрично примыкающие к ней трехгранные выступы, прорезанные оконными проемами) и в особенностях отделки фасадов позволяет говорить об использовании "образцовых проектов", выполненных одним автором - архитектором Царскосельской конторы П. В. Нееловым.

Высокий статус дома, подчеркнутый в необычном для жилой застройки слободы материале, указывает на вероятность возведения его Конторой «для проживания» лица «высшего ранга» — генерал-адьютанта и личного друга императора Александра I князя П. М. Волконского. В пользу высказанной версии свидетельствует его местоположение — в непосредственной близости от Старого и Нового Царскосельских дворцов. Дом выходил на «красную пинию» упицы боковыми выступами с удлиненными прямоугольными окнами.

Дом Л. В. Теппера де Фергюссона стая жертвой «выравнивания» красных линий улиц города, которые осуществлялись в 1810-е гг в соответствии с Планом урегулирования Царского Села В. Гесте: часть его выступающего фасада была отсечена по линияйм Церковной улицы, и на положенном месте возвели юго-восточную стену дома. Руководил реконструкцией Гесте.

«Дом Теппера» — единственный особняк, сохранившийся до наших дней от застройки Средней улицы последнего периода существования дворцовой слободы.

Здание отличалось благородством форм и пропорций: прямоугольник с двумя симметрично расположенными выступами по углам фасада. Позднее уравновешенность композиции нарушили, первый раз в связи с прокладкой Церковной улицы, когда была снесена чать восточного крыла здания. В возвышающейся средней части находится центральный зал, по сторонам которого симметрично располагаются два кабинета. На главном фасаде этим помещениям соответствуют трехгранные выступы, прорезанные оконными проемами. Замки над окнами ранее украшали лепные маскароны. Стены здания по периметру опоясывает характерный дорический антаблемент. Богатством оформления отличались интерьеры здания. Ценным произведением искусства был плафон двухсветного «музыкального зала», стены венчал лепной карниз, верхнюю часть фриза украшал орнамент.  Внутренние помещения дома ныне не сохранили первоначальной художественной отделки.

Здание имеет большое историко-культурное значение и как интересный образец загородной постройки в стиле классицизма.

 

 

Он так же представляет собой мемориальную ценность. В здании жил учитель музыки и пения лицеистов Л. В. Теппер де Фергюссон, талантливый музыкант и композитор, высокообразованный, артистичный и обаятельный человек. (читайте о нем и вечерах лицеистов в его доме подробно по ссылке). Неподалеку от дома Теппера стоял дом его родни - дом баронессы Вельо, на сестре который был женат Теппер.

В 1819 году Теппер отправился с семьей в заграничное путешествие, во время которого в Париже трагически погибла Жозефина Вельо, а в Дрездене умерла жена. Теппер вернулся в Царское Село на короткое время, но в мае 1824 года покинул Россию. 

От Теппера де Фергюссона дом перешел в собственность историка Н.П.Липранди. Иван Петрович Липранди – историк, генерал-майор, в известной мере послуживший прототипом героя Сильвио в повести Пушкина «Выстрел». В 1849 году раскрыл заговор петрашевцев. Затем дом перешел во владение графини Э.И.Игельстром, В.И.Вуичу. Впоследствии принадлежал вдове литератора Б. М. Маркевича

В Справочнике царскосельских дачь, сдаваемых на лето в найм за 1888 году он описан так: "Уголъ Средней и Церковной, № 1, дача Плевако. Домъ каменный, 11 комнатъ съ мебелью и балкономъ, передняя и 2 людскiя комнаты, 2 кухни, каретный сарай, конюшня о шести стойлахъ и особый садъ."

 

1907

В 1900-е в нем жил русский композитор и пианист С.И.Танеев, отец начальника канцелярии Императорского двора А.С.Танеева. Позже дом для дачи снимала внучка композитора А.А.Вырубова, наиболее близкая к Императрице фрейлина.

Из дневника А.Вырубовой, 1907: После нашего возвращения в Петроград мужу стало хуже, и доктора отправили его в Швейцарию. Но пребывание там ему не помогло, а я все больше и больше его боялась... Весной он получил службу на корабле. После года тяжелых переживаний и унижений несчастный брак наш был расторгнут. Я осталась жить в крошечном доме в Царском Селе, который мы наняли с мужем; помещение было очень холодное, так как не было фундамента и зимой дуло с пола. Государыня подарила мне к свадьбе 6 стульев, с ее собственной вышивкой, акварели и прелестный чайный стол. У меня было очень уютно. Когда Их Величества приезжали вечером к чаю, Государыня привозила в кармане фрукты и конфекты, Государь "шери-бренди". Мы тогда сидели с ногами на стульях, чтобы не мерзли ноги. Их Величеств забавляла простая обстановка. Сидя у камина, пили с сушками чай, который приносил мой верный слуга Берчик, камердинер покойного дерушки Толстого, прослуживший 45 лет в семье. Помню, как Государь, смеясь, сказал потом, что после чая у меня в домике он согрелся только у себя в ванной.

"Домик А. Вырубовой", писал управляющий министерством внутренних дел А. Д. Протопопов, стал своеобразной "папертью власти". Здесь бывали Николай II, его супруга. Великие княжны, Г.Е.Распутин. Таким образом, здание сыграло заметную роль в истории последних дней монархии.Анна вырубова писала про свой дом: "Я осталась жить в крошечном доме в Царском Селе, который мы наняли с мужем; помещение было очень холодное, так как не было фундамента, и зимой дуло с пола. Государыня подарила мне к свадьбе 6 стульев с ее собственной вышивкой, акварели и прелестный чайный стол. У меня было очень уютно. Когда Их Величества приезжали вечером к чаю, Государыня привозила в кармане фрукты и конфеты, Государь "черри-бренди". Мы тогда сидели с ногами на стульях, чтобы не мерзли ноги. Их Величества забавляла простая обстановка. Чай пили с сушками у камина."

18 апреля 1915 года в 1 час дня в квартире жены лейтенанта А.А.Вырубовой произошел пожар, прекращенный прибывшей командой 1 части. В гардеробной сгорела корзина с книгами и нотами, принадлежащая госпоже Вырубовой. Пожар произошел по всей видимости из-за неострожного обращения прислуги Вырубовой – Анастасии Петровой.3

 

В 1928 г. дом Теппера Советским Правигельством был предоставлен выдающемуся русскому и советскому певцу — оперному актеру и режиссеру-постановщику, позднее народному артисту СССР, доктору искусствоведения Ивану Васильевичу певец Ивану Васильевичу Ершову (1867—1943) в компенсацию за его дом в Новгородской области. Здесь он прожил с семьей ряд лет, главным  образом с целью поправить здоровье малолетнего сына, что и было достигнуто. Между прочим, Иван Васильевич превратил дом в современное комфортабельное жилище с центральным отоплением.

И.В. Ершов — выдающийся представиль, русского вокального искусства начала XX века. Он обладал голосом редкой красоты (драматический тенор) и широкого диапазона, со своеобразным тембром создал музыкально-сценические образы, отличавшиеся глубокой жизнненной правдой и драматизмом, особенно прославился как исполнитель партий в операх Вагнера и Римского-Корсакова. А.В. Луначарский писал, что артистическое достижение Ершова в роли Гришки Кутерьмы (в опере «Град Китеж») «достигло уровня премьера нашей оперной сцены... Ф.И. Шаляпина». И.В. Ершов только блестящим артистом, но и выдающимся педагогом, одним из создателей оперной студии Ленинградской консерватории. На втором году жизни в ЦарскомСеле Иван Васильевич внезапно заболел после исполнения партии Отелло на премьере оперы Верди в Мариинском театре. Тогда закончилась  его сценическая деятельность. Остальные 14 лет своей жизни он отдал педагогической работе.

Ершов  всё время тяготился домом: «Ну зачем мне эти хоромы? Никогда придворным не был, не знаю, как там и размещаться». В конце концов Ершов отдал его под общежитие для студентов консерватории, а сам поселился в обыкновенной квартире. А в доме до Великой Отечественной войны находилось общежитие.

1941

Чаусовский Марк Рафаилович, художник. В 1936г. задумывает написать портрет А. С. Пушкина, что послужило одной из причин переезда его семьи из Ленинграда в Детское Село с целью близкого знакомства с местами, где жил и бывал поэт. Из воспоминаний сына поэта: "...Семья наша поселилась неподалеку от Лицея в царскосельском доме, где бывал Пушкин-лицеист: дом принадлежал лицейскому учителю музыки барону Людвигу Вильгельму Тепперу де Фергюсону, по-русски просто Вильгельму Петровичу. С 1904 года хозяйкой дома была фрейлина Анна Вырубова".

Женой Марка Рафаиловича была Надежда Владимировна Сперанская, которая во время войны бежала вместе с писательницей В. Ф. Пановой из оккупированного Пушкина.Вера Федоровна решила пробираться к детям и матери. Они с дочкой Наташей двинулись в путь в октябре 1941 года. Третьей их попутчицей была Надежда Владимировна Сперанская, хозяйка дачи, где они сняли комнату на лето. Дружба с этой женщиной буквально спасла их. Дело в том, что отец Наташи был евреем и в ней просматривались еврейские черты лица. Их останавливали по этой причине полицейские. Выручало знание Надеждой Владимировной немецкого языка. Дорога привела их в Нарву

Здание значительно пострадало в период Великой Отечественной войны: вражеский снаряд пробил потолок и обрушил плафон. Реконструкция здания была произведена в 1955 г. ,интерьеры лишь относительно были приближены к пилу пушкпинского времени. В отреставрированном после войны доме находилась районная детская библиотека,

С 1 мая 1969 года в здании ЗАГС Пушкинского района.

Пролетарская улица дом 2. Под этим скромным номером значится домик Теппера. После некоторой реконструкции и капитального ремонта в канун Первомая сюда переехал районный отдел ЗАГС.

25 апреля в 12 часов дня состоялось торжественное открытие Дома регистрации браков и рождений. Сегодня здесь будут регистрироваться молодые семьи. День этот навсегда останется у них в памяти. Воздушная фата невесты. Цветы в руках. Немного смущенный, торжественный жених в нарядном черном костюме. И две пары счастливых глаз. И отраженным светом их счастья светятся глаза матерей и отцов, пришедших сюда порадоваться счастью своих взрослых детей. В замечательно благоустроенной гостиной собрались представители общественности, строителя, гости. Заместитель председателя исполкома райсовета А. Л. Беляев, прежде чем открыть Дом регистрации браков и рождений, назвал имена тех, кто с большой любовью вложил свой труд в ремонт, реставрацию и оборудование этого здания. Это строители ремстройуправлення, паркетчики участка «Ленфасадстроя».

Особенно много потрудились краснодеревщики производственно - технических мастерских Пушкинских дворцов-музеев и парков. Они наготовили мебель для дворца. Это Юрий и Геннадий Копыловы, Иван Лапшин и другие.

— Разрешите от вашего имени, — говорит А. Л. Беляев, обращаясь к присутствующим, — пригласить перяую пару, которая сегодня вступит в законный брак. Под торжественную мелодию музыки Чайковского в гостиную входят жених с невестой. Это Виктор Докторов и Надежда Кукушкина. Жениху подается поднос на котором лежат ножницы. Виктор предоставляет почетное право разрезать ленточку для входа в зал регистрации своей невесте. Молодая пара и гости ров слушают добрые напутственные слова заведующей ЗАГСом Т. Ф. Майоровой. О большом счастье двух молодых, об их ответственности за свою любовь и сохранение этого счастья говорит Татьяна Федоровна. По старинному русскому обычаю молодые меняются кольцами. Словно золотой цепью  связываются две судьбы в единую. Сердечно поздравляют с браком и желают новой семье исполнения их самых заветных желаний, дружбы, немеркнущей любви, радости депутат райсовета А. Л. Беляев и вручает им свидетельство о браке, заведующая городским отделом ЗАГС Ленгорисполкома Е. Н. Рогозина, заведующая первым Дворцом бракосочетания Н. П. Емельянова, директор фабрики игрушек И.И. Смоялкова, родственники и друзья молодоженов. Они вручают им розы, ярко-красные тюльпаны, памятные дарки.

А потом в банткетном зале пенится шампанское. Радостной толпой окружают молодых родственники и друзья. И веселой песней звенят бокалы в их руках "3а здоровье молодых!".

Одна пара за другой регистрировали в этот день свой брак, скрепляли союз двух молодых сердец, Мужем и женой стали в этот день Евгений Дементьев и  Лидия Юрьева, медсестра детской больницы. Вламир Михайлович слесари авторнемотной автоколонны №11 , и Раиса Скачкова, швея-мотористка Павловского объединения «Весна», Евгений Любимов и  Галина Толкова, фальцовщица типографии № 4 и другие.
Е. ВИРС

газета Вперед 1969 год

Возвращение истории

К 200-летию лицея, которое состоялось 19 октября 2011 года, здание планировали сделать частью Всероссийского музея Пушкина, в нем планировалось создать лицейский музейно-педагогический центр. Но, увы, планы так и остались планами. Будем ждать дальнейшего развития событий.

 

20 января 2014 года В доме, где пели лицеисты и родился их гимн, теперь вновь будет петь хор! - дом Теппера де Фергюссона передали Царскосельскому камерному хору "Петербургские серенады"

20 сентября 2015 года Дом Теппера де Фергюссона планируют отреставрировать

 

Источники:

  1. Руденская М., Руденская С. Пушкинский лицей: Очерк-путеводитель. — Л.: Лениздат, 1980. — 238 с.: ил.
  2. Семенова Г.В. Царское Село:знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  3. "Царскосельское дело" №17 пятница 24 апреля
  4. Справочная книжка, содержащая в себе список дач, отдающихся на лето, и необходимые сведения по царскосельской железной дороге и по Царскому Селу, - Спб, 1888
  5. Цыпин В.М. Город Пушкин в годы войны.-СПб.: Genio Loci.,2010

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 8885 просмотров
Комментарии (2)
в.г.соловьев,композитор и редактор # 9 июля 2011 в 00:00 0
Ваши сведения о жизни теппера де фергюссона разнятся с данными,которые приведены в книге м.п.и с.д.руденских"Пушкинский лицей"\лениздат,1980\.В частности,там указано,что семья Теппера отправилась в Париж не для  туристических удовольствий,а за наследством после смерти тещи,вдовы банкира Вельо.Видимо на это наследство претендовали и другие родственники.Поэтому сначала погибла в Париже племянница Теппера Жозефина \якобы выпала из окна отеля\,а затем умерла его жена,прямая наследница банкирши,когда Теппер в панике бросился в Россию \жена умерла в Дрездене якобы от инфлюэнцы\.В статье Л.М.Золотницкой "л.в.теппер де фергюссон и музыкальная жизнь Царскогосельского лицея" в трудах Рериховского общества\издание СПб университета 2007\ утверждается.что теппер умер после 1823 года и похоронен на рыбацком кладбище на правом берегу Невы.
Photojour # 9 июля 2011 в 10:56 0
Спасибо за комментарий. Но в нашей статье ни о каких удовольствиях и туризме нет ни слова. Дословно "заграничное путешествие" без указания цели. Подробно о нем и его путешествии читайте по ссылке в статье