Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Средняя 42 (у). Дом Шапорина

 

 

В Детском Селе А.Н.Толстой часто посещал Ю. А. Шапорина, с семьей которого был близок.

По свидетель­ству В. М. Богданова-Березовского, Шапорин занимал половину одноэтажного деревянного дома в конце улицы Коммунаров — Средняя. По данным Лаврова В.Ю. дом находился не в конце Средней улицыю. а у перекрестка с Конюшенной (более точное местонахождение дома разыскивается)

Шапорина Любовь Васильевна:  (30 октября 1931 г.):

«Летом в доме Елены Ивановны Плен жили Валентина Андреевна Щеголева с Анной Ахматовой, Радловы и Валентина Ходасевич. Ахматова, которую я близко увидела и узнала впервые, — редко обаятельный человек. Я часами могла говорить с ней, любуясь ее тонким, нервным лицом».

В конце 1920-х — начале 1930-х годов, когда Шапо­рин создавал первую редакцию оперы «Декабристы», композитор и писатель, вместе работавшие над либрет­то, виделись почти ежедневно, то у Толстого, то у Ша­порина.

комм. tsarselo.ru: Мы обнаружили фотографию, которая корректирует эти данные2:

 

 

Некоторые стихи для либретто оперы «Декабристы» были написаны женой Толстого Наталией Васильевной Крандиевской.

Весьма дружный «треугольник» составляли семьи трёх композиторов: Шапорина, Попова и Богданова-Березовского.

Собирались обычно у Шапорина, засиживаясь далеко за полночь, за громким и бесцеремонным музицированием. Это был период завершения больших по объему и содержанию первых симфоний Шапорина и Попова, многократно здесь звучавших то полностью, то в отрывках. Здесь же бывало много музыкантов, «хороших и разных», начиная с Шостаковича и кончая начинающим тогда Кочуровым. Приезжали Гаук и Мелик-Пашаев, подробно знакомившиеся с первой симфонией Шапорина, приезжала Мария Вениаминовна Юдина, игравшая его сонаты; бывали Андрей Николаевич Римский-Корсаков с женой Юлией Лазаревной Вейсберг, Александр Вячеславович Оссовский. Частенько заходил Толстой, чтобы перемолвиться несколькими фразами или прослушать несколько тактов музыки. В это время Шапорин писал оперу «Декабристы», либретто Толстого.

У композитора нередко можно было встретить мно­гих актеров и режиссеров. В. М. Богданов-Березовский вспоминал: «Здесь бывали шумный и веселый Николай Васильевич  Петров— Кола  Петер, как его называли  в театре, и — полный контраст ему — тихий, но остро-на­блюдательный и тонко-саркастический Николай Павлович Акимов,

Нечасто, но с видимой охотой сюда приезжал Юрий Михайлович Юрьев. Сидя в глубоком кресле с очень высокой спинкой, положив ногу на ногу и ком­ментируя слова привычными — броскими, короткими, вы­разительными — актерскими    жестами,  рассказывал  он своим  спокойным, хорошо поставленным, звучным  низ­ким басом о театральной жизни старого Петербурга, о Давыдове и Варламове, о Савиной и Комиссаржевской, о своих встречах с Чайковским, его смерти и похоронах… Встречал я у Шапорина Певцова и Монахова, режис­сера  оперетты Феона и кинорежиссера Ивановского, Сергея Юткевича и Всеволода Мейерхольда.

О музыкантах так нечего и говорить. Их было всегда много, «хороших и разных», начиная с Шостаковича и кончая начинаю­щим тогда Кочуровым. Приезжали Гаук и Мелик-Пашаев, подробно знакомившиеся с Первой симфонией Юрия Александровича; приезжала Мария Вениаминов­на  Юдина, игравшая его сонаты; бывали  Щербачев, Климов, Андрей Николаевич Римский-Корсаков с женой Юлией Лазаревной Вейсберг, Александр Вячеславо­вич Оссовский».

26 июля 1931 года – из дневника Кандзо Наруми:

“После ужина я навестил Шапорина (в Детском Селе)… Через некоторое время пришла сама Ахматова. Совсем неожиданная встреча! На ней то же, что и раньше, платье, на голове скромно повязан простой белый платок… После половины одиннадцатого ушел вместе с Анной Андреевной… Анна Андревна в шлепанцах на босу ногу с рисунком “мальва в круге”. Не иначе как подарок Пунина из Японии. “Это герб известного японского диктатора”,- сказал я. Она испугалась, как девочка, покраснела и с криком: “Что вы говорите! Смотрите Вы, Наруми-сан! Не выдавайте меня!” — убежала”.

 

Источники:

  1. Лавров В.Ю., ст. научный сотрудник Историко-литературного музея г. Пушкина. Из сборника "Царскосельский альманах". СПб.: ООО "СРП "Павел" ВОГ", 2007, 308 с.
  2. Амстердам А. "Всеволод Рождественский. Путь поэта". М.-Л.: Советский писатель, 1965 г.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!