Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Адамов Василий Фёдорович (1876 - 1920)

потомственный почетный гражданин, преподаватель психологии, логики и философской пропедевтики в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, автор учебника по психологии

Фотоальбом Адамов В.Ф.

 

Адамов Василий Фёдорович — православный, сын Потомственного почетного гражданина,1 родился 5 января 1876 года в г.Мценске Орловской губернии.2

Его отец — Фёдор Тимофеевич Адамов, священник Троицкой церкви г. Мценска.2 Известен тем, что вошёл в 1894 году в число священнослужителей, читавших Св. Евангелие у гроба в Бозе почившего Императора Александра III во время следования траурного поезда, на участке от ст. Орёл до ст. Мценск.

Мама — Александра Васильевна, оба православные, первым браком.

Крестили мальчика 10 января того же года в мценской Троицкой церкви. Восприемниками при крещении стали священник местной Крестовоздвиженской церкви Никита Яковлевич Лебедев,  и вдова священника Варвара Ивановна Афонова.4

Адамов В.Ф. Фонд МНГ, публикуется впервые.5

Начальное образование в течении пяти лет, до 1891 года, Василий получал в 1-м Орловском духовном училище, после чего поступил в Орловскую духовную семинарию, которую окончил в 1897 году с аттестатом по 1-му разряду и званием студента семинарии.6  К этому времени юноша уже блестяще владел четырьмя языками: латинским, греческим, французским и немецким.

В 1897 году в Мценске он явился к исполнению воинской повинности, и будучи зачисленным ратником ополчения 2-го разряда,продолжил свое образование по духовной стезе — он едет учиться в Киевскую духовную семинарию. Здесь Василий окончил 2 полных курса с 1897 по 1899 год.8  В Киевской Академии к его четырем языкам прибавляется английский язык, весьма редкий в то время, особенно, в духовных учебных заведениях.

Следующие несколько лет Василий Фёдорович Адамов вел кочевой образ жизни — за неполных пять лет он успел пожить в Киеве, Казани, Юрьеве и осел, в итоге, в С.-Петербурге.

Весной 1899 года решением Совета Духовной Академии Василия Адамова переводят на 3-ий курс, но по семейным обстоятельствам он покидает Академию, и это несмотря на то, что обучался там на казенный счет и в случае выбытия обязан был вернуть Академии весьма круглую сумму в размере 456 р. 17 коп.Делу помогло, очевидно, внезапно свалившееся наследство, которое он получил как раз в это время от какого-то родственника.33

Этими семейными обстоятельствами стал брак Василия Фёдоровича, в который он вступил 31 октября 1899 года. Его супругой стала дочь священника, Павла Николаевна Акимова, венчались молодожены в Скорбященской церкви при Орловских богоугодных заведениях.9  В июле этого же года Василий Фёдорович получил удостоверение, подтверждающее его звание Потомственного почётного  гражданина.10 

После свадьбы Василий Адамов принимает решение о поступлении в Казанский университет. Он едет в Казань, где поселяется в Академических меблированных комнатах, в доме Петролевича, и живет там с февраля по апрель 1900 года.11 Но попытка поступления была безуспешной, повторные испытания были перенесены на осень этого года. 

Очевидно, он решил не испытывать судьбу, и из Казани переводит свои документы на классическое отделение историко-филологического факультета Императорского Юрьевского университета.12 По воспоминаниям его дочери, он так поступил потому, что в другие университеты, кроме Юрьевского, из Духовной Академии не брали. Но эта информация требует документального подтверждения. Как бы то ни было, в университет он поступил и учился в нем успешно - 12 декабря 1901 года, по итогам испытаний, студенту В.Адамову была присуждена золотая медаль за работу "Беллерофонт в древнегреческом мире и искусстве".13 

В период обучения в Юрьевском университете, он проживал в г. Юрьеве, на Аллейной ул., д.25.14  В Дерпте Василий Фёдорович жил с молодой женой, к ним приходили в гости студенты, которых хозяева угощали.33 Вероятно, это было возможно, также благодаря полученному наследству.

 

В.Ф. Адамов, 1900-е. Публикуется впервые, фонд МНГ15

 

Вскоре, в ноябре 1902 года, Адамов принимает решение о переводе на историко-филологический факультет С.-Петербургского Императорского университета и в декабре получил разрешение на переход.16 Здесь хотелось бы отметить, что единственными тройками Василия Адамова по итогам учебы в Юрьевском университете были тройки по всем историям: Средней, Новой и Русской. И несмотря на это, он продолжает учиться именно на этом факультете. Учился Василий Адамов на отделении археологии, на котором в ту пору оставалось всего три студента. Как вспоминает дочь Василия Адамова, отделение не закрыли потому, что "там учился сын Министра Народного Просвещения".34 

Спустя два года, 25 октября 1904 года В.Ф. Адамов получает Свидетельство об окончании курса СПбИУ и диплом 1-ой степени,17 Тогда же он поступает на службу по учебному ведомству.18 

Несмотря на то, что уже с 1 августа 1904 года он преподавал логику и психологию в Императорский Николаевской Царскосельской гимназии,19 и переехал в Царское Село, на Павловское шоссе, д.1, Василий Фёдорович планировал продолжить своё обучение в СПбИУ, о чем подал соответствующее прошение.20 В Николаевской гимназии Адамов будет преподавать до 1 августа 1907 года. На 1904 год он в чине коллежского ассесора.21 

12 марта 1905 года у супругов родилась дочь Ольга Васильевна Адамова. Девочку крестили 5 апреля в Рождественской (домовой) церкви Николаевской гимназии. Восприемниками при крещении были: протоиерей Василий Александрович Акимов и вдова священника Ольга Дмитриевна Акимова. Таинство крещения совершил не гимназический священник, протоиерей Александр Васильевич Рождественский, а восприемник младенца, в сане протоиерея Покровско-Коломенской церкви в СПб, и гимназический дьякон Фёдор Ильинский.21

В августе 1905 года помимо логики и психологии ему назначают преподавание философской пропедевтики.22

 

Василий Фёдорович Адамов стал одним из основоположников преподавания психологии в русской школе.

Психология, как самостоятельный предмет в то время только начинала входить в гимназический курс. По уставу 1804 года в русских гимназиях существовала штатная должность старшего учителя философии, изящных наук и политической экономии. При четырехгодичном курсе на его долю выпадало преподавание комплекса предметов. В 1-м классе он преподавал логику и всеобщую грамматику, во 2-м — психологию и этику, в 3-м — эстетику и риторику, в 4-м — естественное и народное право и политическую экономию. Однако в 1811 году психология была изъята сначала из петербургских гимназий, а в 1819 году главное управление училищ издало дополнительные правила, по которым психология, так же как эстетика и этика, исключалась из учебного курса всех гимназий.23

В 1899 году выходит статьи П.Д.Боборыкина о необходимости введения философии, главным образом психологии, в число предметов средней школы – эту дату можно считать началом введения психологии в российскую школу. В 1906 году Министерством образования была утверждена учебная программа по психологии и “Психология” была включена как самостоятельный общеобразовательный предмет, предназначаясь для учащихся старших классов 16-18 лет.23 И в этом году в Санкт-Петербурге вышел "Учебник элементарной психологии" для старших классов двумя изданиями В.Ф. Адамова24

 

 

Его учебник был тогда одним из самых популярных и до сих пор упоминается и цитируется во многих статьях о преподавании психологии в школе. Вот, как его оценивают современные специалисты:

"Содержание распределяется по четырем разделам: введение; общие условия психологических явлений; познавательная деятельность души; чувствование. В структуре содержания прослеживается стремление автора выделить некоторые фундаментальные основания для систематизации психологического знания. Практически каждый вопрос в учебнике В. Ф. Адамова изложен в контексте естественнонаучной ориентации и отражает достижения экспериментальной психологии. Психологические феномены рассматриваются автором с позиции дуализма. Данный учебник показывает стремление В. Ф. Адамова объединить и классифицировать знания, которыми располагала к тому времени психология, раскрыть логику развития науки. Очевидно, в содержании этого учебника отразилась и история возникновения психологии, которая в значительной степени была областью философии, прежде чем стать самостоятельной наукой."25

В 1905 году директор Императорской Николаевской Царскосельской гимназии И.Ф. Анненский дарит экземпляр своего перевода "Вакханок" преподавателю психологии вверенной ему гимназии Василию Фёдоровичу Адамову:

 

 

Владелец этого автографа опубликовал его в сети со следующим комментарием:

"Вакханки". Трагедия Эврипида. Стихотворный перевод с соблюдением метров подлинника, в сопровождении греческого текста и три экскурса для освещения трагедии, со стороны литературной, мифологической и психической, Иннокентия Анненского, директора 8-ой С.-Петербургской гимназии. Спб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1894.

Экземпляр с автографом: «Многоуважаемому сотоварищу В. Ф. Адамову — И. Анненский. 1/VIII 1905. Ц. С.».

Книга «Вакханки» издана исключительно хорошо – в первую очередь, конечно, благодаря тому, что напечатана она в прекрасной академической типографии. Представленный выше автограф исторически относился к другому экземпляру, вероятно, погибшему в войну: многие книжники (например, Лесман), не имея физической возможности эвакуировать свои библиотеки, изымали из них и брали с собой лишь листы с дарственными надписями. Мне он достался в виде замызганной полоски бумаги – но автографы Анненского столь редки, что отказываться не приходилось. ..."26

 

Автограф даёт понять, что относился Анненский к Василию Фёдоровичу именно, как к "сотоварищу", а не как как директор к подчиненному. После ухода Анненского из Николаевской гимназии в 1905 году, её покинули многие преподаватели, уважавшие и поддерживавшие своего директора.

На 1906-1907 уч. год Адамову новый директор Я.Г.Мор поначалу назначил 14 уроков в неделю латинского языка, философской пропедевтики и истории в IV-VIII классах гимназии с вознаграждением  в 870 рублей годовых.27 Необходимо отметить, что исходя из сведений, поданых Мором Попечителю УО, Адамов, имея диплом 1-ой ст., тем не менее, не сдал экзамена на звание учителя.

 

Автограф В.Ф. Адамова, фонд МНГ, публикуется впервые

 

Несмотря на назначенные ему уроки, уже в начале октября 1906 года Попечитель учебного округа по представлению Мора освобождает "штатного преподавателя древних языков Василия Адамова от трех уроков истории в 4 классе с оставлением его в штате на текущий учебный год при оставшихся у него 11 уроках". Уроки Адамова были переданы преподавателю истории Павлу Греве.28 

Преподавая в Царском Селе, Адамов параллельно преподавал в Петербургском Театральном училище и на Драматических курсах при этом училище. Дочь вспоминает, что он "часто ездил с женой в Петербург на спектакли. Бывали в гостях у своего дяди, Василия Александровича Вуколова, который был в Петербурге протоиереем Покровской церкви и жил на Английском проспекте. У него бывали члены Святейшего Синода и сам Победоносцев − прокурор Святейшего синода. Говорят, что Победоносцев не верил ни в Бога, ни в чёрта. Жили они в Царском Селе в доме Победоносцева".33

В 1907 году, В.Ф. Адамов совсем покинул Николаевскую гимназию, он переходит преподавать в 3-ю Петербургскую гимназию.29 

Здесь мы хотели бы привести еще один отрывок из воспоминаний его дочери, которые уже цитировали выше, относительно причин его ухода из Николаевской гимназии:33

"1905 год папе и гимназистам не прошёл так. Гимназисты участвовали в демонстрациях, потом начался их разгром. Были случаи самоубийств. Анненский пошёл к Касс…и, выйдя от него, умер в приёмной. 
Папа заступился за учеников, сказав, что они поступили  по-детски, в результате ему пришлось переехать сперва в Москву (мы жили в Мценске), а затем в Екатеринослав. В гимназию “на старение” прислали директором Мора. Говорят, ученики его ненавидели, и на стенах писали “Морка − дурак”, но он проходил и делал вид, что ничего не видит и не слышит. От Царского остались вицмундир и сабля, которые одевались по царским дням.
Переезд в Екатеринослав
35произошёл неожиданно. Папа поехал ликвидировать квартиру в Царском, всё запечатал и отправил, многое задёшево продал. Особенно жаль было пианино. Но когда умерла Олечка, он сразу сказал, что оно только приносит смерть и разделался с ним в первую очередь. Дело в том, что его мать умерла, когда ей привезли это пианино (она умерла от рака слепой кишки. Была она красивая женщина и хорошая музыкантша. Дед после её смерти запил горькую  и вскоре сам скончался от удара).
В Царское Село брат его жены прислал из Риги в подарок роскошную библиотеку: 20 томов энциклопедии “Мироздание” Мейлера, “История Земли” Кейматера, “История человечества” Ранке, ”Жизнь животных” Брема, “Жизнь растений” Кернера.
Из всех Акимовых мама оказалась самой долговечной и прожила самую интересную жизнь. Она осиротела в 6 лет. Воспитывалась в епархиальном учительском лицее,  который давал право преподавать в начальных классах. Обучение соответствовало 6 классам гимназии. Через некоторых учителей (Иорданского) и знакомых семинаристов  в лицей проникали либеральные взгляды. Ко времени окончания школы она уже была знакома с отцом, который учился в семинарии, затем в духовной академии в Киеве. Под маминым влиянием он оставил академию и ушёл в университет вместо того, чтобы принять постриг. Тут же они и поженились." 

 

До какого момента В.Ф. Адамов преподавал в 3-ей гимназии и на Театральных курсах неясно, но в 1914 году в С.-Петербургский учебный округ поступает запрос из Московского учебного округа относительно недостающего в дипломе Адамова испытания на звание учителя.30 

Видимо, решить проблемы с недостающей квалификацией преподавателю не удалось, так как в 1915 году, уже в качестве преподавателя Мценской гимназии, Василий Федорович Адамов составил и издал исторический очерк «Чудотворный образ святителя Николая в г. Мценске». Его труд был посвящен пятисотлетию со дня обретения чудотворного образа в 1415 году, которое широко и торжественно отмечалось в древнем граде Мценске.31 Возможно, что возвращение Василия Фёдровича Адамова на родину было связано с обстоятельствами идущей уже второй год Первой мировой войной, побудившей его переехать на родину, к семье.

Его дочь вспоминает, что после 1917 года В.Ф. Адамов был директором одной из школ Мценска. Когда назначили выборы директора учителями, он возмутился, и устроился работать учителем в пригороде за 3 км. Ухаживая за сослуживцем больным тифом, заразился сам, и больной, в распутицу пошёл в город. Скончался в больнице, в 1920 году.32

Жена Василия Федоровича — Павла Николаевна Адамова жила в Саратове до своей смерти (в возрасте за 95 лет).  У нее и хранилась тетрадь с воспоминаниями ее дочери Александры Васильевны и некоторые семейные фотографии.

По сведениям потомков, у Василия Фёдоровича, кроме дочери Ольги, родились еще шестеро детей, сведения о которых, к сожалению, разрозренны. Но можно с уверенностью сказать, что, как минимум, двое из сыновей продолжили преподавательскую и научную стезю отца:

  1. Василий Васильевич Адамов (1903-1942). Погиб на войне
  2. Ольга Васильевна Адамова (1905, Царское Село — ?)
  3. Александра Васильевна Адамова (1908 — ?)
  4. Лидия Васильевна Адамова (?-1942)
  5. Николай Васильевич Адамов. Математик, доцент Уральского университета
  6. Георгий Васильевич Адамов (? — 1982)
  7. Владимир Васильевич Адамов (1914-1985). Историк, кандидат исторических наук

 

Георгий Васильевич Адамов

Адамов Георгий Васильевич после ВОв осел в Саратове с женой  Анной Федоровной и сыновьями Владимиром (? — 2005) и Николаем. Сейчас в Саратове из Адамовых проживают:

Людмила Витальевна (вдова старшего сына В.Г.), Юрий Владимирович (сын В.Г. от первой жены Риммы) с сыном Егором

Младший сын Николай Георгиевич с семьей: супругой Людмилой Васильевной, их сын Владимир Николаевич, его супруга Людмила и дочь Анна, двенадцати лет от роду.

 

Владимир Васильевич Адамов (1914-1985). Кандидат исторических наук, доцент.

Родился в г. Мценске, в 1914 году. В 1938 г. поступил на исторический факультет Уральского университета. В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Был тяжело ранен (потерял ногу), направлен излечение в Ленинград, пережил блокаду, затем возвратился в Уральский университет, после окончания которого в 1944 г. стал преподавать отечественную историю, занимался изучением социально-экономического развития Урала периода капитализма. В 1954 г. в Ленинградском университете защитил кандидатскую диссертацию «Горнозаводская промышленность Урала в годы Первой мировой войны». Вскоре стал доцентом. Круг научных интересов В.В. Адамова включал проблемы истории формирования горнозаводских округов, развития рабочего, крестьянского, социал-демократического движения, революционных событий 1917 г. и первых преобразований советской власти на Урале. Главной заслугой историка, примыкавшего к так называемому новому направлению в советской исторической науке, являлся вывод об отсутствии на Урале условий для социалистической революции и о необходимости буржуазно-демократических реформ. В.В. Адамов опубликовал более 20 научных работ. Им подготовлено свыше 20 кандидатов наук, один его ученик защитил докторскую диссертацию. В.В. Адамов активно участвовал в общественной жизни университета, был проректором по заочному обучению, с 1966 по 1974 г. возглавлял кафедру истории СССР.

Необходимо отметить, что потомки сохранили очень важный документ об Адамове Василие Фёдоровиче — воспоминания о нем его дочери Александры Васильевны. С ней после войны в Рязани жила её мама, супруга В.Ф., Павла Николаевна. Историей семьи очень интересовался сын Александры, внук В.Ф., Николай, видимо, по его просьбе они и были написаны. Когда дочь умерла, Павла Николаевна переехала к сыну Юрию (Георгию) в Саратов, и взяла эту тетрадку с собой. После её смерти стали разбирать в сарае вещи, где и нашли тетрадку с воспоминаниями. Сын Юрия, Владимир, переснял и переслал воспоминания двоюродным братьям, один из них передал их Римме Сергеевне Адамовой. Так для музея Николаевской гимназии появилась возможность знакомства с этими бесценным раритетом, связанным с преподавателем Николаевской гимназии В.Ф. Адамове.

 

Мы выражаем глубокую признательность Адамовой Римме Сергеевне за неоценимую помощь в поисках информации о нашем преподавателе и предоставленные ею материалы из семейного архива и архива Тартусского университета (Эстония)

Бровкина Т.Ю., зав. Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГИА, ЕАА и фотографии публикуются впервые

 

Источники:

  1. ЕАА (Архив Тарту, Эстония). Ф.402, Оп.1. Д.207. 1900-1902. Личное дело студента Юрьевского университета адамова В.Ф. Л.5 Свидетельство №10294 от 24 июля 1900 года
  2. там же. Л.1 Метрическое свидетельство  №12975 от 28 июля 1897 года
  3. В. И. Агошков. Церковные сообщения. О царях. Опубликовано на proza.ru
  4. Д.207. Л.1 Метрическое свидетельство
  5. Копия фотографии любезно предоставлена Адамовой Р.С. из семейного архива
  6. Д.207. Л.2 Аттестат Орловской духовной семинарии №14 от 24 июня 1897 года
  7. там же. Л.7. Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности 
  8. там же. Л.4 Свидетельство Киевской Духовной Семинарии №766 от 29 октября 1899 года
  9. там же. Л.1
  10. там же. Л.5
  11. там же. Л.1 Метрика; Л.13, 14 Телеграммы о выбытии Адамова из Казани
  12. .ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.3. Д.40513. 1903-1915. Личное дело студента СПбИУ Адамова Василия Фёдоровича. Л. 4. Разрешение на перевод Адамова их ЮИУ в СПбИУ
  13. там же. Л.5. Сведения об успешности Адамова по окончанию курса в ЮИУ
  14. там же. Л.2. Билет на проезд
  15. там же. Л.12
  16. там же. Л. 1. Прошение Адамова о переходе  
  17. там же. Л. 8. Свидетельство Адамова об окончании СПбИУ. 
  18. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1, Д.10573. 1906. Л.66
  19. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912. 
  20. Д.40513. Л.9
  21. ЦГИА СПб. Ф.19, Оп.127. Д. 3333. 1905. Л.65. Запись о крещении
  22. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1, Д.10284. 1905. Л.59
  23. Стоюхина Н. Психология нужна всем / Журнал «Школьный психолог" №13 / 2003
  24. Адамов, В. Учебник элементарной психологии. СПб.: Тип. Башмачниковых, 1906; Адамов, В. Учебник элементарной психологии / В.Ф. Адамов. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Типо-литография "Энергия", 1906. 
  25. К вопросу о преподавании психологии в школе. Исторический анализ Толстых И. Э., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / 2010, № 13
  26. Маргиналии собирателя: Анненский. Часть 1 (№№ 1 — 16).
  27. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1, Д.10573. 1906. там же. Л.61
  28. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1, Д.10573. 1906. Л.30
  29. Аретьев Н.Ф. Личный состав 3-ей гимназии 1823-1923 гг. на ресурсе memoclub.ru
  30. Д. 40513. ЛЛ.25, 26.
  31. Град Святого Николы. К 600-летию явления чудотворного образа св. Николая во Мценске
  32. Сведения предоставлены Адамовой Р.С.
  33. Воспоминания дочери В.Ф. Адамова Александры Васильевны Адамовой, сохранившиеся в рукописи в семье. Фрагменты рукописи переданы Р.С. Адамовой Музею Николаевской гимназии
  34. Вероятно, это был не министр, а один из близких ему чиновников, так как сыновьям действующего на тот момент (1902-1904) Министра НП Г.Э. Зингера было от 1 года до 7 лет и учиться в университете они не могли.
  35. Екатеринослав не фигурирует в вяывленных нами документах Василия Адамова

 

опубликовано 04/2017, отредактировано 11/2018

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1156 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!