Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Бруни Константин Александрович (1862-1894)

 

из знаменитой семьи живописцев и архитекторов, внук академика архитектуры,  штабс-ротмистр, преподаватель фехтования в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии

Фотоальбом Бруни

 

Начинать историю семьи Бруни в Царском Селе следует  с 1808 года, когда швейцарский подданный Антонио Бароффи Бруни внезапно бежал в Россию. Правда, со всей семьей и имуществом, так что бегство было не поспешное. Какая-то произошла глухая история, скорей финансовая, нежели романтическая; известно лишь доподлинно, что бегством Антонио Бруни избавлялся от грозившей ему тюрьмы. В России он поселился в Царском Селе, стал Антоном Осиповичем, быстро признан был как «живописного и скульптурного дел мастер», а спустя семь лет после приезда — академик Академии художеств. Занимался он декоративной живописью во дворцах Царского Села и Павловска, расписывал потолки и стены во многих домах Петербурга, был всегда приветлив, доброжелателен и хлебосолен. С 1811 года он стал преподавать рисование в Императорском Лицее. Как гласит домашняя легенда, юный лицеист А.С. Пушкин бывал в доме учителя.1

 

Антонио Бароффи Бруни. Автопортрет, 18002

 

Антонио Бруни, мастер «лепного, живописного и скульптурного цеха при царскосельских дворцах», стал основателем династии художников в Петербурге. В конце XVIII — начале XIX века в России насчитывалось несколько подобных художественных корпораций, в которых уроки мастерства, по традиции, передавались от старшего к младшему. Например, семейства Скотти или Брюлло.

Его сын Федор Антонович Бароффи Бруни (1801 — 1875)3 также стал знаменитым живописцем. В 1841 в Риме написал несколько картин для Екатерининского собора в Царском Селе, в том числе “Тайная вечеря”, образы "Царица Александра", "Великомученица Екатерина", "Моление о чаше".4

 

А.Г. Горавский. Портрет художника Ф.А. Бруни. 1871.5 

 

Старший брат Фёдора -  Константин Антонович Бароффи Бруни (1800-1834) — дед нашего преподавателя, похоронен в Москве.

Семья сына К.А. — Александра и другие представители большой семьи Бруни запечатлены на групповом снимке из архива Бруни (Москва):6

 

«Мастерская архитектора Николая Александровича Бруни. Конец 1880-х первая половина 1890-х годов.

Слева направо сидят: архитектор Александр Константинович Бруни, его жена Любовь Павловна Бруни, Николай Фогель, Любовь Бруни-Панаева, Анна Александровна Соколова, ее мать Анна Михайловна Соколова, Александр Петрович Соколов (в кресле-качалке), рядом стоит Александр Александрович Бруни; справа за круглым столиком сидит Константин Александрович Бруни, около него стоит его жена Мария Сомина»


Родители преподавателя - сын К.А., архитектор Александр Константинович Бруни (1825-1915) и его супруга  — Любовь Павловна Бруни, урождённая Карякина (1835-1890):

 

 

Супруги воспитали шестерых детей:7

  1. Екатерина Александровна, в замуж. Фогель (1854 — ?);
  2. Николай Александрович Бруни (1856 — 1935) — академик живописи;
  3. Софья Александровна, в замуж. Веселовская (1859 - 1926);
  4. Александр Александрович Бруни (1860 — 1911) — академик архитектуры;
  5. Константин Александрович Бруни (1862-1894) — офицер;
  6. Любовь Александровна, в замуж. Панаева, Макарова (1865 — ок. 1923).

 

В знаменитой Школе Карла Мая в Санкт-Петербурге учились мальчики двух поколений семьи Бруни – шесть человек.8

Главы семейств этих поколений, люди творческие – преуспевающий архитектор Александр Константинович Бруни и его сын, профессор Академии Художеств Николай Александрович Бруни – признавая исключительные достоинства «майской» школы, сознательно не желали, чтобы их дети оканчивали ее. Причина была одна. И отец, и сын не хотели, чтобы дети получили классическое образование, которое позволило бы им сделать искусство своей профессией. По опыту они знали, как тяжело достается хлеб людям творческим, слишком много они видели сломанных судеб. Оба мечтали, чтобы мальчики в конце обучения получили профессию «практическую», а таковой они считали военную.

Двух младших сыновей А.К. Бруни в 1874 году перевел из школы Карла Мая во Вторую военную гимназию. Александр к тому времени окончил 5 классов гимназического отделения, Константин — 2 класса.

Константин Александрович, младший сын А.К.Бруни, спокойно перенес перевод из школы Карла Мая во Вторую военную гимназию, получил военное образование, стал офицером, женился на Марие Соминой, имел двух дочерей: Елену и Ольгу.9

 

К.А. Бруни и его супруга Мария Сомина

 

С 1891 по 1894 годы Константин Бруни преподавал фехтование в Императорской Николаевской Царскосельской мужской гимназии.10

 

Урок фехтования в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, ок. 1895

 

Преподавание фехтования К.А. Бруни было высоко оценено руководством гимназии. Вот, что об этом говорится в юбилейном отчете гимназии: "С открытием при гимназии пансиона в сентябре 1891 года, в число преподаваемых искусств удалось ввести фехтование, преимущественно, впрочем, для пансионеров. Занятия фехтовашем происходили в вечерние часы по два раза в неделю для воспитанников трех старших классов. Учителем фехтования был приглашен известный знаток и любитель этого дела штабс-ротмистр К.А. Бруни, сумевший в короткое время настолько приохотить учеников к фехтованию, что они сами упражнялись в нём ежедневно перед отходом ко сну. Результаты его преподавания были настолько хороши, что уже nocле первого года обучения некоторые из воспитанников дошли до свободного боя на рапирах и, между прочим, удостоились драться на рапирах в присутствии ЕИВ Великого Князя Владимира Александровича при посещении Его Высочеством гимназии. В августе 1894 года Бруни умер, и на его место учителем фехтования был приглашён поручик Л.-Гв. 4-го Стрелкового Императорской Фамилии батапьона А. А. Кавелин".10

Бруни действительно погиб в возрасте 32-х лет, в 1894 году. Газеты того времени писали: «был застрелен своим подчиненным из мести, который тотчас и сам покончил с собой».11

Его дочь Ольга умерла в 16-ти летнем возрасте.

А вот Елена Константиновна пошла по стопам большинства Бруни — она стала художницей. Выйдя замуж за некоего Савицкого, имя и биографические подробности о котором еще предстоит найти, она стала носить двойную фамилию Бруни-Савицкая. В материалах орловского архива довоенного времени упоминается имя Е.К. Бруни-Савицкой. При этом фамилия мужа пишется по-разному: Савинская, Совинская. Пока трудно утверждать, какое написание является основным. Удалось установить дату рождения Елены Константиновны – 1890 год. На год гибели отца ей исполнилось только четыре года. По воспоминаниям орловского старожила, Елена Константиновна оказалась в Орле, преподавала рисование и черчение в школе, писала портреты на заказ. На стенах её летней веранды висело много картин. Семьи и детей у неё не было. След Елены Константиновны затерялся после освобождения города Орла в августе 1943 года.12 Вероятнее всего, эта ветвь рода Бруни прервалась.

 

В Царском Селе родился племянник К.А. Бруни, сын от второго брака его младшей сестры Любы  — Макаров Александр Николаевич (1888-1973) -  юрист, учился в гимназии К. Мая в 1898 – 1906 годах, окончил школу с золотой медалью.

 

Макаров Александр Николаевич13

 

Область научных интересов А.Н. Макарова – международное публичное и частное право. Имел звания: профессор Петроградского Университета (1919-23); профессор Ленинградского института народного хозяйства (1923-26), почетный профессор Университета Тюбингена (с 1948 года); почетный доктор Университетов Гамбурга (с 1949 года) и Гейдельберга (с 1956 года); член корр. Баварской АН (с 1949 года).13

Ну и, напоследок, не можем не упомянуть о связи семьи Бруни с «Цехом поэтов», заседания которого проходили на разных квартирах, в том числе, у Н. Гумилева и А. Ахматовой в Царском Селе, и у Николая Александровича Бруни — племянника Константина (в квартире в здании Академии художеств), который был членом первого "Цеха".14 Позднее, в "Египетской марке" О.Мандельштам вывел Н. Бруни — единственного из квартиры номер 5 — под собственным именем ("отец Бруни").15

 

Бровкина Т.Ю., зав.Музеем Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. Маркина Людмила. Федор Бруни. Начало династии. журнал "Третьяковская галлерея. Рубрика:  Династия. №1 2018 (58)
  2. Холст, масло. 60 × 49. ГРМ. Холст, масло. 105,4 × 78,5. ГТГ. Опубликовано: Журнал "Третьяковская галлерея".
  3. Существует разница в дате рождения художника. Первый биограф Ф.А. Бруни А.В. Половцев приводит дату 10.06.1799 {Половцев А.В. Федор Антонович Бруни. Биографический очерк. СПб., 1907). На основании архивных документов, приведенных А.Г Верещагиной, в настоящее время принята дата 27. 12. 1801 (Верещагина А.Г. Федор Антонович Бруни. Л., 1985. С. 8-10, 216).
  4. Вильчковский С.Н. Царское Село, 1911. С.227
  5. Холст, масло. 105,4 × 78,5. ГТГ. Опубликовано: Журнал "Третьяковская галлерея".
  6. Копия фотографии любезно передана МНГ Сарабьяновым А.Д., автором книги "Жизнеописание художника Льва Бруни"
  7. Сведения генеалогического ресурса geni.com
  8. Т.В. Герхен. Судьбы учеников Школы Карла Мая из семейства Бруни. Сборник «На службе Отечеству» // Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Музея истории школы К.Мая / СПб, 2012, стр.212-219. 
  9. Сведения переданные МНГ Сарабьяновым А.Д.
  10. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870-1895). Спб., 1895. 256 с. С.84
  11. Т.В. Герхен. 
  12. Исследованием её биографии занимается Геннадий Анатольевич Тюрин, член Орловского областного отделения Российского общества историков-архивистов, любезно поделившийся с МНГ информацией о своих поисках.
  13. Биографика СПбГУ
  14. Анна Ахматова. Листки из дневника. Проза. Письма.
  15. Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. Сборник статей. С.300

 

опубликовано 06/2015, отредактировано 04/2019

Рейтинг: 0 Голосов: 0 782 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!