Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Чистяков Александр Дмитриевич (1831 - после 1910)

артист балета Императорской театров, преподаватель танцев в средних учебных заведениях, в 1898-1900 гг - в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии
 

Александр Дмитриевич Чистяков окончил Императорское Московское театральное училище.1 Артист балета Императорских театров (1849-1880-е), хореограф и постановщик танцев в средних учебных заведениях.

О нем оставила воспоминания балерина Екатерина Оттовна Вазем: "Балет начинается сценой отделки скульптором памятника на могиле убитого испанцами французского генерала. Эту чисто-выходную рольку исполнял танцовщик А. Д. Чистяков, прекрасный учитель бальных танцев, но как балетный артист не представлявший собой ровно ничего. Он колотил могилу бутафорским молотком так старательно, что это заметили даже другие артисты, удивлявшиеся его рвению в таком пустяке. - Хотя моя роль и очень небольшая, но все-таки я ее "создал", — возражал Чистяков с комичной гордостью".3 

В 1870-1890-е гг. Чистяков преподавал танцы в Петербургском коммерческом училище и в Николаевском кадетском корпусе,4 в 1898  — 1900 гг. — в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. На момент поступления в гимназию Александр Дмитриевич был в отставке.5 В Николаевскую гимназию преподавать его пригласил тогдашний директор гимназии Иннокентий Федорович Анненский, об этом в своем письме к брату Всеволоду написала Ольга Рождественская, близко знакомая с семьей Анненского: "И. Ф. Анненский пригласил из Мариинского театра балетмейстера Чистякова — давать уроки танцев пансионерам и детям педагогов".

 

Иллюстрация из учебника А.Д. Чистякова 

 

Александр Дмитриевич — автор популярного учебного пособия по танцам для средних учебных заведений, опубликованного в 1893 году,экземпляр которого хранится в С.-Петербургской государственной театральной библиотеке. Помимо подробного изложения методики преподавания танцев в целом, он формулирует в учебнике цели и задачи преподавания танцев в средних учебных заведениях:

"Постараюсь в коротких словах определить цели школьного преподавания танцев.

  • Прежде всего танцевальные уроки должны развить в людях уверенность в самих себе. Большое общество, особенно в исключительной бальной обстановке, производит сильное впечатление на молодого человека, вступающего в него. При недостатке же уверенности, появляется растерянность, смущение, приниженность в глазах членов общества… Эта уверенность освободит его от излишней заботы о своих движениях и от опасения за ошибки, позволяя ему свободно понимать и соображать различные частности общественных отношений.
  • Обучая танцовать совершенно правильно немногочисленные бальные танцы, учитель вместе с тем в 1-х, развивает в учениках уменье сообразовать свои движения с темпом музыки, так сказать, дисциплинируете самые движения; во 2-х, прививает пониманье изящного и грацюзного, кладя начала эстетическому развитию.
  • При правильном ходе преподавания, ученики должны полюбить танцы, как занятие веселое, вполне невинное и здоровое. Школьная жизнь тянется довольно однообразно, требуя от ученика, может быть большей серьезности, чем он может дать по своей детской натуре; уроки танцев- единственные часы, когда ученики могут повеселиться, танцы способствуют уравновешиванию умственной и физической жизни людей, поддерживая в людях бодрое, жизнерадостное настроение.
  • На какой бы общественной ступени не находился человек, он одинаково хорошо чувствует на себе влияние танцев. Посмотрите на танцоров и преподавателей танцев: они в 60 лет пользуются цветущим здоровьем и без особенного напряжения выдерживают десятичасовой ежедневный труд; средняя продолжительность их жизни также очень высока.

 

Таким образом танцы, как средство подготовления юношей к вступление в общество, как средство физического развития их, являются необходимым элементом во всяком общеобразовательном курсе средних и высших учебных заведений. Уже один факт включения танцев в круг предметов школьного образования детей, порождает требование хорошего и целесообразного преподавания их."

Далее Чистяков отмечает, что "в русской литературе нет руководства по методическому обучению танцам; правда, в разное время вышло несколько самоучителей бальных танцев, но все они преследуют совершенно иные цели; лучшим из них надо считать книжку Л. Стуколкина: „Преподаватель и распорядитель бальных танцев; 2-е изд. Спб. 1890 г. Руководство это содержит наиболее полное и подробное описание бальных танцев, но в нем мало методических указаний, столь ценных для преподавателей". Лев Стуколкин, учебное пособие которого упоминает Чистяков, был предшественником Чистякова в Николаевской гимназии, преподавал в ней танцы с 1888 по 1894 год

Важнейшей задачей своего учебного пособия Чистяков считал помощь начинающим преподавателям танцев в средних учебных заведениях: "Учителя научных предметов и некоторых искусств недостаток талантливости могутъ восполнить изучением хорошо разработанной системой преподавания; ничего подобного нет для бальных танцев. Для учителей научных предметов есть семинарии, курсы для танцмейстеров - ничего подобного нет, или есть очень мало и то — очень несовершенно. Будучи далек от мысли восполнить этот пробел, я все-таки решаюсь поделиться с начинающими преподавателями танцев плодами моей многолетней практики и опытности; не раз повторявшиеся обращения ко мне за советами, за позволением присутствовать на уроках, чтобы видеть, как ведется дело, дают мне право предположить, что работа моя не будет излишней. Лучше что-нибудь, чем ничего!"

В своем учебнике А.Д. Чистяков приводит "Проект программы для мужских и женских гимназий", которую, вероятно, он использовал преподавая в Николаевской гимназии:
1-й курс: .

  1. Позиции.
  2. Приседание и поднимание на носки.
  3. Поклоны и реверанс: на месте, на ходу, вперед и и в стороны.
  4. Батманы: вперед, в стороны и назад.
  5. Port-de-bras.
  6. Cliangem ent de pieds.
  7. Assemble.
  8. Jete.
  9. Полонезъ.

2-й курс.

  1. Chasse: 3 chasse, одно вперед и одно назад; одно направо и назад; круг.
  2. Русский танец.
  3. Полька.

3-й курс.

  1. Французская кадриль,
  2. Pas cle basque.
  3. Вальс в два па.

4-й курс

  1. Менуэт.
  2. Вальс в три па.
  3. Лансье (для женских учебных заведений).

5-й курс

  1. Pas marche для кадрили.
  2. Полька мазурка.
  3. Мазурка.

6, 7 и 8-й курсы

  1. Повторение всех бальных танцевъ.
  2. Научить дирижировать в кадрили.
  3. Мазурка с фигурами.

 

В издаваемом в гимназии журнале "Юный труд" дается любопытная заметка о вечере, состоявшемся в царскосельской женской гимназии МНП, гостями которого были гимназисты Николаевской гимназии. Заметка дает наглядное представление об атмосфере, в которой проходили вечера царскосельской молодежи и какие танцы были в моде у гимназистов.

«Танцевали под рояль, который был взят напрокат у Шмидта и доставлен с такой аккуратностью, что лишился своих педалей, но это, однако, не мешало молодежи непринужденно веселиться. Играл сам Шмидт, который является везде и всюду, где только танцуют, за неимением другого тапера. Вообще вечер прошел довольно мило, чисто по семейному. Все приходящие встречались хозяйками с полным радушием; барышни сами знакомились с кавалерами и приглашали их танцевать. Дирижера танцев не было, ими руководил сам тапер, играющий, что хотел, и все танцующие; бесчисленное множество раз игралось «Хиоватто» и после него следовал «Вальс»».

Наиболее популярными танцами в начале века были: вальс, падекатр, падеспань, хиовата, русско-славянский танец, болеро, полька-бабочка, краковяк и матчиш.На видео можно посмотреть реконструкцию танца "Хиовата" современными танцорами и послушать историческое звучание этого танца. 

 

 

 

 

В 1900 г. в Николаевской гимназии А.Д. Чистякова сменил профессор хореографии М. Н. Баласанов.

Надо отметить, что учебник Чистякова пользуется заслуженной популярностью и в наше время, им охотно пользуются реконструкторы Ассоциации исторических танцев:

 

 

Помимо хореографического таланта, у Александра Дмитриевича был и писательский дар — в РГИА и РНБ хранятся либретто балетов, шуточные и сатирические стихотворения, куплеты, басни А.Д. Чистякова.9

Александр Дмитриевич был женат на Анне Петровне, урожденной Натаровой(1835-1917). Она, и их дочь Александра Дмитриевна, в замуж. Немчинова(1888-1904) — артистки Александрийского театра.10 Александра Александровна с 1886 по 1887 г. входила в труппу Малого театра.11

 

 

Бровкина Т.Ю., зав.Музеем Николаевской гимназии.

 

Источники:

  1. Список лиц, состоящих на службе в ИНЦГ в 1898 году. Сведения об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за 1898-1899 гг. СПб.: Лештуковская паровая скоропечатня П.О. Яблонского, 1899. — 223 с. С.42
  2. РГИА. Ф.701, 36 ед. хр., 1842-1910. Фонд выделен в августе 1939 г. из фонда Молчанова-Савиной, ввиду отсутствия видимой тесной связи между ними. Фон содержит либретто балетов, шуточные и сатирические стихотворения, куплеты, басни А.Д. Чистякова и др. лиц; переписка А.Д. Чистякова с театральными деятелями о постановке им танцев в спектаклях, о новостях театральной жизни; личные документы. Путеводитель по фондам РГИА
  3. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884 [1937] Под ред. и с предисловием Н.А.Швалова. Л.: Искусство, 1937. OCR lib.ru
  4. РГИА. Ф.701.
  5. Список лиц, состоящих на службе в ИНЦГ в 1898 году. 
  6. Письмо О.А. Рождественской к брату Вс., 28 марта 1969 года. ИРЛИ Ф.370 
  7. Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях [Текст]: с приложением руководства для дирижеров: с 20 рисунками в тексте: со 157 фигурами для кадрили, мазурки, вальса, польки и катильона: пособие для учителей танцев в кадетских корпусах / сост. артист император. театров А. Д. Чистяков. — Санкт-Петербург: Лештуковская Паровая Скоропечатня П. О. Яблонского, 1893. — [4], 189 с.: ил. — 5 р., 3 р. 
  8. К.И. Финкельштейн. Рукописный журнал Николаевской Царскосельской гимназии "Юный труд"
  9. ГЦТМ, ф. 302, 25 ед. хр., 1856-1937.
  10. История Малого Академического театра

 

опубликовано 09/2019

Рейтинг: 0 Голосов: 0 889 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!