Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Цыбульский Степан Осипович (1858 - после 1933)

коллежский советник, русский филолог,  педагог, преподаватель древних языков Царскосельской Императорской Николаевской гимназии с 1890 по 1903 г., издатель

Фотоальбом Цыбульский С.О.

 

Степан Осипович (Стефан Иосифович) Цыбульский родился в 1858 году. Среднее образование он получил в Немировской гимназии Киевского учебного округа2, в гимназию он поступил в 3-й класс, в возрасте 14 лет.3

Окончил университет в Варшаве со степенью кандидата в 1883 году.4 Преподавал в 4-й Варшавской гимназии.

В 1887 году был командирован в Грецию для изучения надписей и топографии Афин; результатом этого путешествия явились работы «Военное дело у древних греков» (1889), «Древний город Афины и его гавани» (1890), «Греческий театр» (1891) и монография «Французский археологический институт в Афинах» (1891).

Результатом поездки стало издание очень интересного проекта наглядных пособий для изучения древних языков в гимназиях, принесших ему широкую известность, изданные им с участием других учёных, «Таблицы для наглядного преподавания греческих и римских древностей», с объяснительными текстами (1889 - 1918 гг.):

 

 

С 1890 по 1903 годы — преподаватель древних языков Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, читает в гимназии полный курс художественной мифологии.

В 1898 году произведен в чин коллежского советника со старшинством от 1 августа 1897 года.20

На торжественном акте гимназии 8 сентября 1899 года И.Ф. Анненский поблагодарил С.О. Цыбульского за полезную деятельность по чтению ученикам старших классов дополнительпого курса художественной мифологии.15

С.О. Цыбульский удостоился похвалы за то, что в 1898/1899 уч.г. прочитал ученикам старших классов дополнительный к основному ,, Курс художественной мифологии". 12 марта 1899 года, комиссией, в составе гг. директора И.Ф. Анненского, инспектора И.И. Фомилианта, преподавателей: С. О. Цыбульского, Б. Н. Александрова, А. А. Мухина и П. П. Митрофанова большинство учеников, прослушавших курс художественной мифологии, подверглись испытанию.16

Выпускник гимназии 1900 года С.Горный (псевд. А.Оцупа) в рассказе "Урок греческого" (сборник "Всякое бывало", Берлин, 1927)5 дает совесный портрет Степана Осиповича:

"Степан. Синий жилет, округлое брюшко, и посередине бегут маленькие, округлые пуговицы. Широкие полы сюртука болтаются. Лицо с круглыми, надувшимися и почему-то детскими щеками, и какая-то девственная, ни разу не бритая борода..

… Голос у Степана тонкий, какой-то фальцет. Это странно при его брюшке, при длинном форменном сюртуке с золочеными пуговицами, при свежей мягкой бороде клинышком, оставляющей свободными юные, иногда почему-то румяные щеки....

Цыбульский зарекомендовал себя убежденным сторонником «историко-культурного» метода изучения древних языков, при котором введению в античную цивилизацию придается гораздо большее значение, нежели грамматической «тренировке ума».

 

Анненский высоко оценивал эрудицию и педагогические новации Цыбульского6, публично высказывал ему «искреннюю благодарность» за «неизменное сочувствие» своим еврипидовским занятиям7. Отдельный оттиск перевода «Ифигении-жертвы» Еврипида8  содержит указание, что этот «перевод посвящается Ст. Ос. Цыбульскому».

В качестве директора гимназии Анненскому доводилось не раз официально обращаться к окружному начальству по поводу официальных ходатайств и заявлений Цыбульского: ".. Преподаватель древних языков вверенной мне гимназии Коллежский Советник Степан Цыбульский обратился ко мне с просьбою об исходатайствовании ему на предстоящее каникулярное время отпуска за границу. Не встречая со своей стороны препятствий к удовлетворению просьбы г. Цыбульского, имею честь представить о сем на благоусмотрение Вашего ПревосходительстваДиректор И. Аннен<ский>" 14

Впрочем, есть и другие воспоминания о Степане Цыбульском в качестве преподавателя Николаевской гимназии, в которых он выглядит довольно негативно. Это воспоминания Ивана Манухина, в будущем — знаменитого петербургского врача, выпускника гимназии 1900 года, классным наставником которого был Цыбульский. Справедливости ради надо отметить, что все воспоминания Ивана о гимназии пропитаны горечью, а местами, и ненавистью к ней и царившим в ней нравам. Иван был иногородним, потому был вынужден, оторвавшись от родного дома, жить в гимназическом пансионе. Отчасти, именно этим объясняется не любовь Иванв к гимназии. Но Цыбульскому досталось больше остальных, Иван Манухин делает его прямым виновником полного своего охлаждения, некогда талантливого и любознательного мальчика, к учебе в гимназии: 

"Роковой переворот, который, пожалуй, можно назвать ката­строфой, произошел со мною в 3-м классе под влиянием столкно­вений с учителем древних языков (известным впоследствии фило­логом, редактором классического журнала «Гермес» С.О. Цыбульским). Этот сангвинический, придирчивый, злой и мстительный человек перенес на меня счеты, которые возникли у него с инспек­тором (им в этот период был И.И. Фомилиант — прим. сост.), покровительственно относившимся ко мне и благорасполо­женным к моим родителям.

Цыбульский брал к себе пансионеров (имеются в виду доп. платные занятия — прим. сост.), и я, имевший репутацию богатого мальчика, казался ему подходящим кандидатом. Началось с придирок и строгостей, дабы дока­зать мне (и моим родителям), что без репетиторов учиться трудно. Как я ни усердствовал, как на уроках ни старался преодолеть его западни, я неизменно получал неудовлетворительные отметки. Несправедливая оценка моих ответов, злой умысел строгостей, нехороший, корыстный замысел постепенно и незаметно приве­ли к сознанию коренной несправедливости самого отношения ко мне, которому я ничего не мог противопоставить: мой враг был хитрый, сильный, неуязвимый для моей гимназической бесправ­ности, и я борьбу бросил и погрузился в сознательное, упрямое пренебрежение и к мучительным урокам, и к самому мучителю — я просто перестал стараться. И этот переворот психологически за­хватил меня всего. Я охладел к учению вообще, к добросовестно­прилежному отношению к своим школьным обязанностям...».9

 

В нашем распоряжении есть фотография преподавателя выпускного класса Николаевской гимназии того самого 1900 года, учеником которого был И.Манухин, которого мы считаем С.О. Цыбульским, но окончательной уверенности у нас в этом нет:

 

 

2 июня 1900 года при прощании с учениками VIII класса, во время выдачи им аттестатов зрелости, Цыбульский С.О. произнес речь "Моим бывшим ученикам". В следующем, 1901 году, она была издана (Типографìа и Литографìа В. А. Тиханова, 1901).

В 1901 году коллежского советника С.О. Цыбульский директор гимназии И.Ф. Анненский представляет к очередному званию.

29 октября 1901 г. С. О. Цыбульским в гимназии была прочитана публичная лекция о мистериях со световыми картинами; чтение удостоил своим посещением окружной инспектор Н. В. Санчурский.17 Мистерия (от лат. ministerium "церемония") — один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.

8 января 1902 года директор Николаевской гимназии И.Ф. Анненский сообщает Попечителю учебного округа о том, что "Приват-доцент С.-Пб Университета, магистр классической филологии Борис Васильевич Варнеке, ныне состоящий помощником классных наставников в V С.-Петербургской гимназии, просит меня о предоставлении ему вакантных после преподавателя С.О. Цыбульского уроков во вверенной мне гимназии."18 

Начиная с осени 1902 года Цыбульский сокращает количество уроков в Николаевской гимназии до 12 уроков в неделю и параллельно преподаёт латынь и греческий в III Петербургской гимназии.19

Он так же заведовал гимназией при католической церкви Св. Екатерины на Невском. В это время он уже проживает на Серпуховской ул. в СПб, д.5.  

В 1906 году выступил в качестве литературного агента И.Ф. Анненского в издании I-ого тома его работы «Театр Еврипида». Впрочем, судя по всему, не слишком успешно.10 В том же, 1906 году, была опубликована статья Цыбульского "К вопросу о преподавании древних языков в гимназиях", в которой он подробно излагает назревшие вопросы реформирования не только преподавания друвних языков, но и о назревших изменениях всего гимназического образования. Усилия Цыбульского, высказывавшегося о насущной потребности съезда педагогов для обсуждения устаревших школьных догматов привели к тому, что в 1907 году он возглавил комиссию по реформированию школы, которая в 1915 году предложила программу, основные положения которой позже вошли в «Основные положения о единой трудовой школе», принятые в октябре 1918 года Наркомпросом.

С 1907 по 1918 год Цыбульский был издателем и редактором журнала «Гермес. Научно-популярный вестник античного мира», в котором постоянно печатался И. Ф. Анненский11

Журнал «Гермес» — первый в России специальное периодическое издание по истории и культуре Древнего мира, в то же время рассчитанному на широкого читателя. Название «Гермес» отсылало не только к древнегреческому богу (среди прочего, покровителю мудрецов и ораторов), но и к немецкому журналу «Гермес» — одному из старейших в своей области (издавался с 1866 г.). Тем не менее, в отличие от академического немецкого журнала, русский «Гермес» с самого начала сделал упор на широкого читателя — не только на учёных, но и студентов университетов, гимназистов и просто любителей истории. Первоначально журнал позиционировался как «научно- популярный вестник античного мира», затем к подзаголовку добавилось слово «иллюстрированный». 

Редакция журнала находилась в Санкт-Петербурге. Издателем выступал один из ответственных редакторов «Гермеса» — С. О. Цыбульский. Вторым редактором журнала был доктор римской словесности, профессор, известный русский библиограф А. И. Малеин.

В числе сотрудников журнала значились профессора В. П. Бузескул, С. А. Жебелёв, Ф. Ф. Зелинский, Е. Г. Кагаров, И. В. Нетушил, М. И. Ростовцев, Б. А. Тураев и др. Часть их стала классиками советского антиковедения, а некоторые (прежде всего М. И. Ростовцев) — и мирового. При этом вышеуказанные авторы обычно публиковали в «Гермесе» не столько свои научные работы, сколько рецензии на книги, впечатления от командировок и пр.

С «Гермесом» сотрудничали знаменитые русские поэты И.Ф. Анненский и символист В. Я. Брюсов. Известен давний интерес Брюсова к древней истории. В своём дневнике  озвучивал желание написать грандиозный труд по истории Римской империи вплоть до её падения. Он писал стихи и прозу на античные сюжеты, переводил античных поэтов. Некоторые из этих переводов впервые были опубликованы в «Гермесе». Переводы В. Я. Брюсова снабжены пространными авторскими комментариями, демонстрирующими недюжинное владение материалом. 

Кроме «статей научных и популярных» по различным аспектам антиковедения (древняя история, литература, языки, философия, искусство), заметное место в содержании журнала занимали публикации по методике преподавания соответствующих дисциплин в гимназиях (и в первую очередь древнегреческого языка и латыни), давались рекомендации, разбирались сложные случаи. Издавались переводы греческих и римских авторов. В журнале имелся обширный раздел хроники международной научной и культурной жизни сообразно выбранной тематике: новости об археологических экспедициях и открытиях, отчёты о заграничных командировках и путешествиях русских учёных, информация о научных конференциях и т. д. вплоть до рецензий на гимназические театральные постановки. Публиковались рецензии на новые книги (от академических монографий до популярной литературы) на нескольких языках, извлечения из зарубежных антиковедческих журналов, в т. ч. и немецкого «Гермеса».

Достаточно заметную часть публикаций журнала составляли статьи, объединённые общей темой «Античность и Россия»; создатели «Гермеса» явно хотели сделать античные сюжеты, подробно изучаемых в гимназиях, ближе и понятнее своему читателю. 

С. О. Цыбульский, опубликовал в журнале серию статей, посвящённых античной музыке и её современному исполнению; он лично организовал такой концерт. Разумеется, подчёркивает автор, в основном это наследие не античности, а средневековья, когда ряд драматических текстов был положен на музыку. Вместе с тем и с античности сохранилось несколько аутентичных мелодий (например, религиозные гимны), каждая из которых оказалась в строгом соответствии с тем или иным поэтическим размером.

Универсальность стала главной отличительной особенностью «Гермеса». С одной стороны, это был методический журнал для преподавателей гимназий (таковыми были и многие авторы «Гермеса») и в некоторой степени внеклассное пособие для самих гимназистов. С другой, он стал своего рода координационным центром или клубом для российских учёных-антиковедов, площадкой для обмена мнениями: там печатались новости научной жизни (в частности, программы научных конференций и отчёты с них), рецензии на монографии. Если опубликовать свою статью учёный мог и в другом журнале, эта информация была эксклюзивной. Наконец, немало интересного там мог найти и обычный читатель, интересующийся древней историей и культурой, потому что публикации в «Гермесе» были умышленно лишены чрезмерной «наукообразности».

С.О. Цыбульским, совместно с А. И. Малеиным, подписано траурное извещение о смерти Анненского (Гермес, 1909, No 19 (45), 1 декабря, с. 595).

Выпуск «Гермеса» был прекращён в 1918 г. Для сравнения, «Журнал Министерства народного просвещения» выжил и стал выходить под новым названием, но свою прежнюю роль главной академической площадки для учёных-антиковедов он не вернул, а с 1937 г. она перешла к «Вестнику древней истории». Оригинальный «Гермес» остаётся ярким и одновременно уникальным феноменом в истории российского антиковедения.

Степан Осипович Цыбульский был инициатором первого (и единственного) Всероссийского съезда преподавателей древних языков, который состоялся в Санкт-Петербурге, 28–31 декабря 1911 г.  На съезде присутствовало 269 делегатов из 129 городов российской империи; в числе 45 почетных членов, наряду с В.В. Латышевым, В.П. Бузескулом, А.А. Грушкой, С.А. Жебелëвым, Ф.Ф. Зелинским, Ф.Е.Коршем, А.И. Малеиным, М.И.Ростовцевым, Б.В. Фармаковским, И.И. Холодняком, Б.В. Варнеке и др… Труды съезда были изданы в 1912 г., бюллетени съезда публиковались как приложения к журналу «Гермес» в 1911–1912 гг. (№ 20/86).

Его ученики делали модели римского военного лагеря, изучали формы аттических ваз, исполняли античную музыку, пели пиндаровские гимны и ставили трагедии.

Известен С.О. Цыбульский в педагогическом мире и как устроитель школьных представлений античных трагедий. Причем, эти традиции имели продолжение и после 1917 года.

В 1899 году в списке ученик приготовительного класса числился Стефан Цыбульский, возможно, сын или племянник С.О.Цыбульского.12

 

После 1917 года  

 

После 1917 года Степан Осипович не оставляет ни педагогических, ни научных занятий, насколько позволяли ему это обстоятельства того времени. В 1918 году в Петрограде издано очередное его учебное посбие для начинающих изучать латинский язык:

 

 

Не оставил он и своего любимого занятия — школьных постановое древнегреческих трагедий. 

БИРЮЧ Петроградских Государственных театров за 1919 год13 писал о состоявшихся летом 1919 года двух спектаклей для детей, которые по своему исполнению оставили самое отрадное впечатление. "Второй спектакль — постановка «Ифигении в Авлиде» на школьной сцене. Трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде» в переводе покойного И. Ф. Анненского — «Ифигения — жертва», была представлена на школьной сцене два раза, в зале б. Павловского Института в июне и в зале б. Екатерининского Института в июле с. г.

Все лирические части трагедии исполнялись с музыкою и пением при обязательном участии балета. Даже отдельные реплики хора передавались пением хора. Была введена и пантомима. Аккомпанимент к пению, декламации и танцам исполнялся на деревянных инструментах (флейты и кларнеты) с ударными и роялью. Музыка к второму коммосу (прощание Ифигении) была написана еще раньше и напечатана в журнале «Гермес» бывшим учителем пения б. мужской гимназии при р. к. церкви Св. Екатерины Новальсетти. Остальные части трагедии, все стасимы и эксод положены на музыку Б. И. Горжелянским, теперешним преподавателем названного учебного заведения, при ближайшем участии заведывающего С. О. Цыбульского, взявшего на себя метрическую сторону музыки. Балетные номера разучены под руководством артиста госуд. театров Н. Н. Яковлева, по указаниям Цыбульского, который руководил всей постановкой пьесы. Исполнителями отдельных ролей были учащиеся и преподаватели школ Петрограда.

С. О. Цыбульский старался дать зрителям, насколько это было возможно, точную копию античной постановки. Несмотря на одуряющую июльскую пору, на большое скопление публики, отсутствие антрактов публика, состоящая главным образом из детворы, смотрела трагедию с неослабевающим интересом и в конце концов дружно и заслуженно наградила и исполнителей, а отдельно и С. О. Цыбульского, аплодисментами."

Некоторое время спустя (начало 1920-х гг) С.О. Цыбульский вернулся в Польшу, где одно время был товарищем Министра народного просвещения, продолжая издавать учебные пособия для школьного изучения.

Скончался Степан Осипович Цыбульский после 1933 года, точный год и место его смерти не установлены.

 

Труды С.О. Цыбульского:

  1. Cybulski S.Poezja łacińska w piesni: melodie do utworów poezji łacińskiej dla użytku w kl.IV-VIII gimnazjow zebrał. Lwów; Warszawa, 1924
  2. Cybulski S. Gimnazjum przy kościele św. Katarzyny w Petersburgu // Z murów św. Katarzyny. Księga pamiątkowa b. wychowanek i wychowanków gimnazjum przy kościele Świętej Katarzyny w Petersburgu. W-wa, 1933. S. 221-248.
  3. Цыбульский С.О. Антигоны Софокла. Лирические партии трагедии с метрическими делениями, музыкой и иллюстрациями, с приложением указаний для постановки трагедии на сцене». Изд.: Степан Цыбульский, учитель ИНЦН, Царское Село, 1892 [2], Х, 51 с., илл, 3 цв. илл. (нотный фонд РНБ)
  4. Цыбульский С.О. Античная драма // Бирюч петроградских государственных театров. 1918. № 3. 16—30 ноября. С. 36 - 40.
  5. Цыбульский С.О. Военное дело у древних греков. Ч. I. Вооружение и состав греческого войска. Варшава, Издание автора, 1889.; переизд. СПб, 1901. 
  6. Цыбульский С.О. Воспроизведение античной драмы // Бирюч петроградских государственных театров. 1918. № 5. 1- 7 декабря. С. 22 24.
  7. Цыбульский С.О. Греческая комедия на современной сцене // Гермес. 1918. №2
  8. Гермес: Науч.-попул. вестник древнего и нового мира. — Петроград: Издатель С.О. Цыбульский, 1907-1919 
  9. Цыбульский С.О., Греческие монеты: Нумизматич. атлас для школы и любителей греческих древностей / Сост. Степан Цыбульский, учитель Имп. Николаевск. Царскосельск. гимназии. — Санкт-Петербург: торг. д. Н. Фену и К⁰, 1894. — [2] с., 6 л. ил.; 25 см 
  10. Цыбульский С.О. Гомер. Илиада [Teхт]: песнь 3: с введением, примечаниями, 22 рисунками и географическою картою: [части 1,­ 2] / Гомер ; объянил Степан Цыбульский, преподаватель Имп. Николаев. гимназии. ­ Царское Село: [Гл. скл. изд. у С. А. Манштейна], 1891. ­ 22 см. ­ (Иллюстрированное собрание греческих и римских классиков с объяснительными примечаниями, под редакцией Льва Георгиевского и Сергея Манштейна). ­Напеч. в СПб., в тип. В. Безобразова и К°. ­Ч. 1: Текст, Ч. 2: Комментарий. ­ 1891. ­ [2], 16, [2], 68 с., [1] л. карт: ил. ­ Текст 1 ч. древнегреч. ­
  11. Цыбульский С.О. Заграничные впечатления. Некоторые учебные заведения в Германии // Извлеч. из Журнала МНП 1911 г… СПб: Сенат. типогр., 1911., 30 стр.
  12. Цыбульский С.О. История искусств в гимназиях: [Реф., чит. в заседании Имп. Рус. археол. о-ва 18 февр. 1906 г.] / С.О. Цыбульский. — Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1907. — 30 с.; 24 см (РНБ)
  13. Цыбульский С.О. Илиада. Песнь III, текст и объясн. СПб., 1899
  14. Цыбульский С.О. К вопросу о преподавании древних языков в гимназии // Наст. статья под заг. "Школа и наука" была предвар. напечатана в СПб ведомостях №118 от 31 мая 1906 года. СПб: Типография В.Д. Смирнова, 1906., 2 с.
  15.  
  16. Цыбульский С.О.Моим бывшим ученикам" / С.О. Цыбульский. — Санкт-Петербург: тип. и лит. В.А. Тиханова, 1901. — 16 с.; 17 см 
  17. Цыбульский С.О. Музыка и пение в гимназиях // Извлеч. из Журнала МНП за март 1891 г.СПб: Типогрф. В.С.Балашёва, 1891 г.19 с., 1 л. нот
  18. Цыбульский С.О. Организация средней школы в Западной Европе» (материал, собранный путем опросов и на основании литературных данных // Извлеч. из Журнала МНП за 1906 г… — СПб.: Сенат. тип., 1906. — 183 с., с табл.
  19. ​Цыбульский С.О. Оркестр. Сцена. Театр. // Бирюч петроградских государственных театров. 1918. № 7. 16-22 декабря. С. 29 — 31.
  20. Цыбульский С.О. Основы латинского языка в популярном изложении». Введ. в чтение рим. авт.: По образцу кн. С. Рейнака "Cornélie ou le latin sans pleurs". Петроград: Изд-во т-во М.О. Вольф, 1915. Сост. С.О. Цыбульский, зав. Гимназией при р[им].-к[атол]. церкви св. Екатерины в Петрограде. 4, 226, XII с.
  21. Цыбульский С.О. Первая маленькая латинская хрестоматия: Подготовит. ступ. к чтению авторов / Сост. С.О.Цыбульский. — Пг: Тип. С.В.Смирнова, 1918. — 32 с.; 15 см 
  22. Цыбульский С.О. Поездки учащихся за границу. СПб: журнал "Русская школа", 1901, 12 с. 
  23. Цыбульский С.О. Представление «Эдипа Царя» Софокла в Музыкальной драме. // Гермес. 1918. Август—декабрь. С. 231- 232.
  24. Цыбульский С.О. Представление «Царя Эдипа» Софокла на арене цирка в Петрограде // Гермес. 1918. Июль-август. С. 108-114.
  25. Цыбульский С.О. Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей". Проект, осуществлявшийся Цыбульским с 1889 по 1914. 23 таблицы (плаката) с пояснительными текстами к ним в виде отд. брошюр, сокращенных и полных
    1. Цыбульский С.О., Иллюстрации быта древних греков и римлян в таблицах: Предисловие ко всему изданию / С.О. Цыбульский. — Санкт-Петербург: тип. и лит. В.А. Тиханова, ценз. 1902. — 3 с 
    2. Цыбульский С.О. Военное дело у древних греков. Ч. 1: Вооружение и состав греческого войска. Ч. 1: (Объясн. текст к 1 и 2 табл. для нагляд. преподавания и изуч. греч. и рим. древностей). — 1889. — [2], IV, 53, [2] с., 1 л. ил., 2 отд. л. табл.: ил 
    3. Цыбульский С.О., Греческий дом: Объясн. текст к Х "Табл. для нагляд. преподавания и изучения греч. и рим. древностей" / Сост. Степан Цыбульский, учитель Имп. Николаев. Царскосел. гимназии. — Санкт-Петербург: торг. д. Н. Фену и К°, 1896. — [2], 20 с., 1 отд. л. табл.: ил.; 23 см 
    4. Цыбульский С.О., Греческий театр: Объясн. текст к XII и XIII "Табл. для нагляд. преподавания и изучения греч. и рим. древностей" / Сост. и изд. Степан Цыбульский, учитель Имп. Николаев. Царскосел. гимназии. — Царское село, 1891 (Варшава: тип. К. Ковалевского). — [2], VI, 34 с., 2 отд. л. табл.: ил.; 24 см. — Библиогр.: с. III-VI 
    5. Цыбульский С.О. Греческий театр: По тексту Э. Боденштейнера / Сост. О. Цыбульский, преподаватель С.-Петерб. 3-й гимназии. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: тип. В.Д. Смирнова, 1904. — 64 с., 2 л. ил.: ил.; 24 см. — (Иллюстрации быта древних греков и римлян в таблицах / С.О. Цыбульский). — Библиогр.: с. III-VI 
    6. Цыбульский С.О. Римский дом. Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей: Сокр. объясн. текст. Табл. I-. Табл. XI: Римский дом. Ценз. 1893
    7. Цыбульский С.О., Римский лагерь: Крат. объясн. текст к 8 "Табл. для нагляд. преподавания и изучения греч. и рим. древностей" / Сост. С. Цыбульский, учитель Имп. Николаев. Царскосел. гимназии. — Санкт-Петербург: торг. д. Н.О. Фену и К°, 1893. — 9 с., 1 отд. л. табл.; 22 см 
    8. Цыбульский С.О., Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей. Табл. XI, Римский дом / Сост. и изд. С. Цыбульский. — Варшава, ценз. 1890. — 1 л. ил 
  26. Цыбульский С.О. Три школьных вопроса: Пг: тип. В.Д. Смирнова, 1917, 38 с. 
  27. ​Цыбульский С.О. Французский археологический институт в Афинах (École d'Athènes) / / Цыбульский С.О. Варшава: 1889 (Отт. из журнала Гимназия. Ревель, 1891, № 1-3, стр. 72-80 13 с. 
  28. Цыбульский С.О. Художественное введение к 4 книге обвинительной речи М. Т. Цицерона против Верреса (о памятниках искусства) [Текст]: греческая скульптура / сост. С. О. Цыбульский, преп. Николев. царскосел. гимназии. (с 88 иллюстрациями). Мнением Ученого Комитета определено одобрить означепную кннгу "для приобретения в фундаментальные, а также, по возможности в нескольких экземплярах, и в ученические, старшего возраста библиотѳки мужских гимназий и шестиклассных прогимназий. С.­Петербург: Лештук. пар. скоропеч. П. О. Яблонского, 1900. ­ с. 101 ­ 161: ил. 

 

Внушительный список трудов С.О. Цыбульского повествует о его профессиональных и творческих увлечениях. В своих работах он поднимал вопросы преподавания древних языков и литературы, истории мирового и отечественного искусства, пения и музыки в гимназиях, проблемы современной педагогики и т.д. Цыбульский ьыл убежден, что древние языки должны способствовать выработке у учеников "правильности и точности в выражении мыслей, в проведении связи между мыслью и словом", а античная культура помогает воспитанию — "это главное «значение классического мира для сердца".

Труды С.О. Цыбульского и сегодня пригодятся педагогам, историкам и ученым.  Степан Осипович понимал и учеников и преподавателей, внося своими трудами лепту в улучшение образования России. И он добился этого. Ныне забытые труды Цыбульского, несомненно могут помочь и сегодняшнему учителю сделать преподавание истории Древнего мира, истории искусств, музыки и пения более интересным и качественным.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии, которые будут признательны за любые дополнительные сведения о С.О. Цыбульском. 

 

Источники:

  1. Цыбульский, Степан Осипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. С.О. Цыбульский. Три школьных вопроса. — Пг.: тип. В.Д. Смирнова, 1917. С.25. В Киевском округе 2 населенных пункта с названием Немиров- в Винницкой и Львовской области — прим.сост.
  3. С.О. Цыбульским. Моим бывшим ученикам
  4. Сведения о лицах, состоящих на службе в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии в 1989 году
  5. Сергей Горный. Всякое бывало. Берлин, 1927. С. 63-74
  6. Например: Сведения об Императорской Николаевской гимназии в Царском Селе: 1898-1899 учебный год. СПб., 1900. С. 2-3
  7. См.: Театр Еврипида: Полный стихотворный перевод с греческого всех пьес и отрывков, дошедших до нас под этим именем: В 3-х т. / С двумя введениями, статьями об отдельных пьесах, объяснит. указателем и снимком с античного бюста Еврипида. СПб.: Тип. Книгоиздательского Т-ва «Просвещение», 1906. Т. I. С. VII.
  8. СПб.: Тип. В. С. Балашева и К°, 1898. 94 с.
  9. Манухин И.И. Автобиография. Царскосельская гимназия 1893-1900. Из: "Жизнь и призвание доктора И.И.Манухина / сост. и подгот. текста: А.В.Говядинов; предисл. Т.И.Ульянкиной. М.:Русский путь, 2015.- с.31-32. 
  10. Письмо Л. Лурье, книгоиздательское Т-во "Просвещение" И.Ф. Анненскому от 20.11.1906 г
  11. Абакумов А.А. г. Ярославль.Антиковедческие журналы в дореволюционной России
  12. Сведения об Императорской  Николаевской гимназии за 1898-1899 уч. год
  13. БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — СПб.
  14. ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Дело 9143. 1901 г.  Л. 8 «Николаевская Царскосельская гимназия: сведения об учениках и педагогах». На служебном бланке гимназии «Ходатайство о заграничном отпуске» от 17 марта 1901 г. за № 158, 
  15. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1898-1899 уч. год. СПб., 1899. С.3 
  16. там же. С.33
  17. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912.  С. 74
  18. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп. 1, Д.9431. Переписка директора ИНЦГ с Попечителем учебного округа. Л.1
  19. там же. Л.83
  20. там же. Л.133
Рейтинг: +1 Голосов: 1 2597 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!