Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Цыбульский Степан Осипович (1858 - 1937)

поляк, статский советник, филолог-классик, педагог, преподаватель древних языков Царскосельской Императорской Николаевской гимназии с 1890 по 1902 гг., издатель

Фотоальбом Цыбульский С.О.

Старайтесь денно и нощно, не выпуская из рук, изучать создания греков...
С.О. Цыбульский

Стефан Сильвестр Цыбульский (Stefan Cibulski, Степан Осипович, Стефан Иосифович, Цибульский) — поляк, потомственный дворянин, католик,1 родился 20 июня (ст.ст.) 1858 года в Кущинце Подольской губернии (н. Винницкая область, Украина) в поместье Семидубы, в семье Юзефа Цибульского и Эмилии, урожденной Билинской.2

С.О. Цыбульский,3

Позже, в воспоминаниях Стефан опишет своё детство: "Я родился, как говорится, в достатке. В моем детстве было все: усадьба на Украине, плодородная почва, большой дом с двумя коринфскими портиками и красивыми фресками на потолках. Сад. Фрукты. Виноград. Лошади, кареты. Арабские скакуны. Голландские коровы. В возрасте семи лет я уже ездил верхом и участвовал в охоте с борзыми на зайцев и лис. Меня долго учили дома. Я свободно говорил на трёх языках: польском, украинском и французском… Охота... вызывала у меня чувство жалости к животным... Я прочитал два тома всемирной истории Ламе-Флери на французском языке, я до сих пор пишу сочинения на французском. Мой отец уделял много внимания изучению современных языков. письма ему я писал только на французском… После уроков, чаще всего тайком, я слушал песни украинцев, смотрел их танцы, сожалея, что не могу принять в них участие, я знал их обычаи и обряды ... " .4

Когда Стефану исполнилось 14 лет, его мать с детьми переехала в Немиров, а его определили в 3 класс Немировской гимназии. Здесь Стефан начал изучать греческий и латынь, Гомер и Овидий произвели на мальчика неизгладимое впечатление, он овладевал языками очень успешно. Даже девушке, которую он полюбил в 16 лет, он писал на греческом и латыни. На переводном в 5 класс экзамене по древним языкам присутствовал инспектор Учебного округа И.Я. Ростовцев, отец в будущем известного ученого и преподавателя Николаевской гимназии М.И. Ростовцева, известный своей строгостью. Раздраженный опозданием Стефана на экзамен, Ростовцев пытался всячески его срезать, но Стефан на все вопросы отвечал блестяще и был переведен. Несмотря на все сложности и строгости казенной гимназии, и формальный подход к преподаванию языков (акцент был сделан на изучение грамматики), к выпуску Стефан окончательно решил, вопреки воле родителей — выбрать, как более оплачиваемые, карьеру врача или адвоката, — стать учителем древних языков.4

Надо сказать, что отец сопротивлялся выбору сына не просто так — к моменту поступления Стефана в университет семья была на грани разорения и потери своего поместья, что, в итоге, и произошло. Пойдя против воли родителей, он потом считал себя обязанным всячески помогать им, посылая скромные доходы со студенческих репетиторских занятий.4 Преодолев все сложности, Стефан сдал экзамен на аттестат зрелости в 1879 году, и поступил на факультет классической филологии Варшавского университета.5 Наибольший интерес Цыбульского вызвали лекции по древним языкам, истории, древнегреческой литературе и искусству. В 1883 году он защитил кандидатскую диссертацию на русском языке под названием "Фонетические и морфологические свойства языка в идиллиях Феокрита в сравнении с аттической речью", получив за нее серебряную медаль и звание кандидата филологии.6

Окончив университет, с 1883 до 1890 гг Цыбульский служит учителем древних языков в 4-й Варшавской гимназии. С августа 1884 года он назначен классным наставником с прибавкой в 160 р. Параллельно он продолжил заниматься научной работой, в том числе, за границей. В 1887 году был командирован в Грецию.7 Цыбульский был в полном восторге от древней Эллады, он вспоминал: "там я научился говорить по-гречески. Вернувшись домой, я научил говорить на нем свою пятилетнюю дочь".8  Результатом этой поездки стали первые публикации Цыбульского (на польском, немецком и русском) «Военное дело у древних греков» (1889), «Древний город Афины и его гавани» (1890), «Греческий театр» (1891) и монография «Французский археологический институт в Афинах» (1891).9

В своем преподавании, увлеченный учитель, активно использовал театр и музыку, дважды поставив трагедию «Антигона Софокла» на музыку Ф. Мендельсона, на языке оригинала. Он не пожалел ни труда, ни затрат, все расходы, связанные с устройством представления и  школьный оркестр он оплатил собственными средствами. Но активное участие гимназистов в этих спектаклях не получило одобрения родителей и местной общественности10 - "за то, что мои ученики бурно приветствовали выступающих, их отправили в карцер на 12 часов, а меня перевели на север в Санкт-Петербург.".11 

Помимо публикаций, приехав из-за границы, Цыбульский начал масштабный многолетний проект создания серии наглядных пособий для изучения древних языков в гимназиях "Таблицы для наглядного преподавания греческих и римских древностей. С объяснительными текстами (1889 - 1918 гг.)", принесший ему широкую известность. Большинство выпусков таблиц нарисовал его ученик, гимназист 7 класса Бронислав Гембажевский, в будущем — экстерн Николаевской гимназии, выпускник СПбИХА и известный в Польше музейщик.12

Для составления таблиц и пояснительных текстов к ним, С.О. Цыбульский использовал произведения авторов, входивших в программу гимназий, с которыми он, как преподаватель, был отлично знаком. Он планировал тщательно и всесторонне проиллюстрировать в таблицах содержание учебников и учебных планов по изучению древних языков. Реализацию проекта прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, после начала которой все картографические издательства работали преимущественно на армию. На Всемирной выставке в Антверпене 1894 г. С.О. Цыбульскому, как автору проекта, была присуждена золотая медаль, на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде — диплом 1-го разряда, на Всемирной выставке в Париже 1900 г. — большая серебряная медаль.12

Одна из таблиц С.О. Цыбульского. Фонд МНГ, публикуется впервые

Переехав с семьей в Петербург, Цыбульский с августа 1890 по 1903 гг преподавал древние языки в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии,13 состоя также воспитателем гимназического пансиона.14 Помимо основных уроков, Цыбульский прочел дополнительный "Курс художественной мифологии", закончившийся 12 марта 1899 года испытанием, с участием комиссии, в состав которой вошли сам С.О., директор И.Ф. Анненский, инспектор И.И. Фомилиант, и преподавателей, Б. Н. Александрова, А. А. Мухина и П. П. Митрофанова.15 На торжественном акте гимназии 8 сентября 1899 года И.Ф. Анненский поблагодарил С.О. Цыбульского за чтение этого курса.16

Тогда же по инициативе Цыбульского решено было силами гимназистов разучить и исполнить на древнегреческом языке хоровые и сольные номера на музыку Мендельсона-Бартольди к трагедии Софокла «Антигона», на языке оригинала. Подготовкой спектакля руководил С.О., ему помогали учителя музыки и пения В. П. Петров и Е. Н. Жильников. На подготовку ушло около трёх месяцев. Спектакль состоялся 5 мая 1891 г. в Павловском театре в присутствии многих почетных лиц, родителей и воспитанников С.Петербургских гимназий с их преподавателями. Успех спектакля был полным.17

Антигона "Софокла" в переработке С.О. Цыбульского. Царское Село, 1902

Опыт с «Антигоной» был признан настолько удачным, что в 1893 году Цыбульский осуществил более масштабную постановку - «Царя Эдипа» Софокла на сцене придворного царскосельского Китайского театра, осуществленную силами учеников и преподавателей. Старания участников спектакля увенчались оглушительным успехом, о чем засвидетельствовали в печати, присутствовавшие на постановках представители столичных газет.18

В следующем году Цыбульский вместе упомянутым выше с М. И. Ростовцевым прочитал для учеников 3-х старших классов курс по одному из отделов истории искусств. С.О. познакомил гимназистов с общими основами эстетики, архитектурой Египта, Accирии, Вавилонии, Финикии, Иудеи и, главным образом, Греции, Ростовцев рассказал об архитектуре Рима. Лекции сопровождались изучением памятников на наглядных пособиях.19

В 1898/1899 учебном году Цыбульский был классным наставником выпускного 8 класса.20 Среди его учеников — сын Анненского Валентин и князь И.С. Васильчиков (золотая медаль). В 1899 году, в первый класс гимназии был зачислен сын С.О. Стефан-Александр Цыбульский,21 он учился в гимназии до отъезда семьи в Петербург в 1903 году. 

Выпускник гимназии 1900 года Александр Оцуп (псевд. С.Горный) в рассказе "Урок греческого" дает словесный портрет С.О.:22

"Степан. Синий жилет, округлое брюшко, и посередине бегут маленькие, округлые пуговицы. Широкие полы сюртука болтаются. Лицо с круглыми, надувшимися и почему-то детскими щеками, и какая-то девственная, ни разу не бритая борода… Голос у Степана тонкий, какой-то фальцет. Это странно при его брюшке, при длинном форменном сюртуке с золочеными пуговицами, при свежей мягкой бороде клинышком, оставляющей свободными юные, иногда почему-то румяные щеки… Цыбульский зарекомендовал себя убежденным сторонником «историко-культурного» метода изучения древних языков, при котором введению в античную цивилизацию придается гораздо большее значение, нежели грамматической «тренировке ума».

Анненский высоко оценивал эрудицию и педагогические новации Цыбульского, не раз публично высказывал ему «искреннюю благодарность» за «неизменное сочувствие» своим еврипидовским занятиям.23 Отдельный оттиск перевода «Ифигении-жертвы» Еврипида  содержит указание, что этот «перевод посвящается Ст. Ос. Цыбульскому».24 Анненскому не раз доводилось обращаться к окружному начальству по поводу ходатайств и заявлений Цыбульского, в том числе, и по поводу его командировок за границу — Цыбульский не прекратил своих занятий в зарубежных музеях и архивах после поступления в Николаевскую гимназию.25

Впрочем, сохранились и другие воспоминания о С.О., в которых он выглядит весьма негативно. Это воспоминания Ивана Манухина,26 в будущем — знаменитого петербургского врача, выпускника Николаевской гимназии 1900 года, классным наставником которого также был Цыбульский. Справедливости ради надо отметить, что все воспоминания Ивана о гимназии пропитаны горечью, а местами, и ненавистью к ней и царившим в ней нравам. Он был иногородним, и был вынужден, в отрыве от отчего дома, жить в гимназическом пансионе. Отчасти, именно этим объясняется нелюбовь Ивана к гимназии. Но Цыбульскому досталось больше остальных, Иван Манухин делает его прямым виновником полного своего охлаждения, некогда талантливого и любознательного мальчика, к учебе в гимназии: 

"Роковой переворот, который, пожалуй, можно назвать ката­строфой, произошел со мною в 3-м классе под влиянием столкно­вений с учителем древних языков (известным впоследствии фило­логом, редактором классического журнала «Гермес» С.О. Цыбульским). Этот сангвинический, придирчивый, злой и мстительный человек перенес на меня счеты, которые возникли у него с инспек­тором (им в этот период был И.И. Фомилиант — Б.Т.), покровительственно относившимся ко мне и благорасположенным к моим родителям.

Цыбульский брал к себе пансионеров (имеются в виду доп. платные занятия — Б.Т.), и я, имевший репутацию богатого мальчика, казался ему подходящим кандидатом. Началось с придирок и строгостей, дабы дока­зать мне (и моим родителям), что без репетиторов учиться трудно. Как я ни усердствовал, как на уроках ни старался преодолеть его западни, я неизменно получал неудовлетворительные отметки. Несправедливая оценка моих ответов, злой умысел строгостей, нехороший, корыстный замысел постепенно и незаметно приве­ли к сознанию коренной несправедливости самого отношения ко мне, которому я ничего не мог противопоставить: мой враг был хитрый, сильный, неуязвимый для моей гимназической бесправности, и я борьбу бросил и погрузился в сознательное, упрямое пренебрежение и к мучительным урокам, и к самому мучителю — я просто перестал стараться. И этот переворот психологически захватил меня всего. Я охладел к учению вообще, к добросовестно-прилежному отношению к своим школьным обязанностям...».

Но, как бы то ни было, 2 июня 1900 года при прощании с учениками этого выпускного класса, во время выдачи им аттестатов зрелости, Цыбульский С.О. произнес свою известную речь "Моим бывшим ученикам",27 завершив её обращением: "А когда вам случится проходить мимо Дворцовой площади, сверните па Миллионную улицу, зайдите в Эрмитаж. Переехав границу Западной Европы, не забывайте о музеях Берлина, Мюнхенской глиптотеке, о Дрезденском Альбертинуме, Ватиканском, Капитолийском и Латеранском музеях в Риме, Неаполитанском Национальном музее, о Британском музее, Лувре. Созерцание памятников, находящихся в этих музеях, пусть перенесет вас в лучший мир, в мир прекрасного, в миp вечной правды и красоты; пусть это созерцание напомнит вам и стены этого заведения, пусть напомнит и настоящую минуту, пусть поставит вам перед глазами вашего бывшего учителя и наставника, который вас любил, и который, прощаясь, желает вам больше благ, меньше тревог, желает вам успеха на поприще научной и общественной деятельности." 

Эта речь была свидетельством убежденности Цыбульского в универсальных качествах классической модели образования, основанной на изучении древних языков. В следующем, 1901 году, речь была издана отдельным оттиском.27 Педагогические воззрения Цыбульского характеризовалась, с одной стороны, привязанностью к традициям, а, с другой стороны,  стремлением включить в процесс обучения последние достижения педагогической науки. С.О. выступал за сохранение системы оценок, но при условии изменения формы урока, когда гимназисты спрашивались регулярно, а не только на экзаменах. Он предостерегал от разрушительных последствий чрезмерного формализма и преувеличенной строгости на экзаменах. По его мнению, залогом успеха являлось регулярное и систематическое повторение пройденного. Он считал, что задачей школы является передача навыков, адаптированных к современным требованиям. Он настаивал на перестройке учебного плана таким образом, чтобы создать связи между отдельными предметами.28

Высокое положение Цыбульского среди знатоков древности подтверждает принятием его в 1901 году членом С.-Петербургского Императорского Русского археологического общества,29 одним из членов которого был известный филолог-поляк Тадеуш Зелинский (1859-1944). Отчеты о собраниях Общества содержат информацию о его регулярном участии в работе кафедры древней и западной археологии и его лекциях. 

29 октября 1901 г. С. О. Цыбульским в гимназии была прочитана публичная лекция о мистериях30 со световыми картинами; чтение удостоил своим посещением окружной инспектор Н.В. Санчурский.31 Тогда же, к преподаванию древних языков Цыбульскому были добавлены уроки логики в 8 классе.32

В царскосельский период жизни Цыбульские жили, по трем адресам: д.Скабичевского на Магазейной ул. (до 1896), затем в д. Травина на ул. Малой (до 1898), в д. Ост на Леонтьевской (до 1903).33 В 1897 году Николаевскую гимназию закончил Александр Скабичевский. Связь между ним и Цыбульскими устанавливается. Семья Цыбульских состояла уже из пяти человек, а его жалование было всего 900 руб. годовых.34 Это обстоятельство, в том числе, толкало его на поиски дополнительного заработка.

Начиная с осени 1901 года Цыбульский сокращает количество уроков в Николаевской гимназии до 12 уроков в неделю. С 3 января 1902 года он начинает параллельно преподавать латынь и греческий в 3-й СПб гимназии. Но при этом Цыбульского оставляют не только преподавать в Николаевской гимназии, но и Попечитель оставляет его классным наставником.75 Попечитель Учебного округа своим распоряжением о сокращении количества часов Цыбульского в гимназии поставил Анненского в сложное положение, о чем тот извещает 5 января округ: "… остаются незамещенными 15 уроков, а именно: лат.яз. в IV кл. — 4 урока, в VII кл. — 5 уроков, греч. яз. в VI  кл. 6 уроков".76 8 января 1902 года И.Ф. Анненский извещает Попечителя учебного округа о передаче части уроков Цыбульского "приват-доценту СПбИУ магистру классической филологии Б.В.Варнеке, ныне состоящего пом. классных наставников в 5-й СПб гимназии".35 

С 15 сентября 1903 года Цыбульский переходит в штат 3-й гимназии, ему поручают и гимназическую библиотеку.36 Его коллегой в этой гимназии станет выпускник Николаевской гимназии 1882 года В.М. Клембровский, который также преподавал древние языки. Когда через 3 года Клембровского назначат инспектором гимназии, его подпись будет стоять на многих документах Цыбульского. 

В марте 1904 года С.О. впервые обращается к руководству гимназии с прошением отпустить его на время летних каникул в Европу. Целью поездки он указывает необходимость посещения европейских музеев для сбора новых материалов для печатных работ.37 8 лет Цыбульский будет ежегодно ездить в заграничные командировки в Европу от 3-ей гимназии, с условием предоставления подробных отчетов по результатам поездки. Вернувшись в августе 1904 года он пишет записку, в которой дает негативную оценку качеству одного из распространенных учебных пособий по древним языка Э.В. Черного.38 Осенью 1905 года Цыбульский подает записку директору гимназии, в которой рассматривает систему преподавания древних языков в гимназиях в целом. Тот препровождает её Попечителю Учебного округа с припиской, что считает её "заслуживающей самого серьезного рассмотрения".40 В дальнейшем, вплоть до 1912 года, Цыбульский посещает летом Австрию, Швейцарию, Италию, Германию и Францию.41 Целью своих поездок он указывал  изучение системы гимназического образования, преподавания французского языка и философской пропедевтики в Европе.

В 1906 году Цыбульский выступил в качестве литературного агента И.Ф. Анненского в издании I-ого тома его работы «Театр Еврипида». Впрочем, судя по всему, не слишком успешно.42 В том же, 1906 году, была опубликована статья Цыбульского "К вопросу о преподавании древних языков в гимназиях",43 в которой он подробно излагает назревшие вопросы реформирования не только преподавания древних языков, но и о назревших изменениях всего гимназического образования.

Усилия Цыбульского, высказывавшегося о насущной потребности обсуждения устаревших школьных догматов привели к тому, что в 1907 году он возглавил комиссию по реформированию школы, которая в 1915 году предложила программу, основные положения которой позже вошли в «Основные положения о единой трудовой школе», принятые в октябре 1918 года Наркомпросом.44

В этот период происходит еще одно важное событие в жизни Цыбульского — 1 августа 1908 года исполняется 25 лет его службы и он планировал выйти пенсию, "желая посвятить себя целиком научной деятельности". По существовавшему тогда положению из 7 лет его варшавского  стажа ему засчитали только 5. Возбуждается по этому поводу переписка с учебным округом.45 Пока она длится (бюрократическая машина России работала не быстро), С.О. выходит за штат 3-ей гимназии, оставшись там преподавателем по найму,46 при этом он просит назначить ему, помимо уроков греческого, уроки философской пропедевтики.47

 

Педагогический коллектив мужской гимназии при церкви Св. Екатерины в учебном году 1913/1914. С.О. Цыбульский, директор учреждения, сидит в первом ряду, третий слева.48

 

На деле, с 13 августа 1907 года Цыбульский занимал пост директора частной мужской гимназии при католической церкви св. Екатерины Александрийской в Петербурге. Важнейшим элементом воспитания он считал религиозное образование, он верил в облагораживающую силу искусства, особенно театрального представления и церковного пения, которое он популяризировал многочисленными публикациями на эту тему. К решению материальных проблем своих учеников он неоднократно привлекал благотворителей в Польше, обращаясь к ним через публикации в журналах «Край» („Kraj”) и «Петербургский вестник» („Dziennik Petersburski”).49 

Будучи главой важнейшего католического учебного заведения в Санкт-Петербурге, он сыграл важную роль в формировании личности многих молодых поляков, составлявших подавляющее большинство гимназистов. В воспоминаниях учеников школы Цыбульский предстает глубоко верующим человеком и учителем, преданным идеалам католического гуманизма, и в то же время строгого учителя и педанта в отношениях с коллегами и подчиненными.49 

Цыбульский возглавлял гимназию вплоть до конца 1918-1919 учебного года (уже в качестве директора 8-ой  Единой трудовой школы), и покинул школу, не видя шансов сохранить первоначальный характер заведения. Реализованное им видение гимназии как школы гражданских отношений нашло свое идеализированное отражение на страницах автобиографической статьи, написанной несколько лет спустя.50

Педагогические взгляды Цыбульского нашли отражение в его многочисленных публикациях на школьную тему. Наиболее известны статьи, посвященные сравнению русского и европейского образования;51 статьи, содержащие предложения по пересмотру школьных программ52 и в серии статей, посвященных обсуждению реформы образования во втором десятилетии ХХ века.53 Заслуги педагога были высоко оценены приглашением его в 1907 года руководить работой комитета, обсуждавшего реформу школьного образования.Эта программа, разработанная к  1915 году, была частично учтена советской властью после 1917 года.Цыбульский также входил в состав экзаменационной комиссии при Совете по образованию Санкт-Петербурга.

Цыбульский был инициатором первого (и единственного) Всероссийского съезда преподавателей древних языков, который состоялся в Санкт-Петербурге, 28-31 декабря 1911 г.  На съезде присутствовало 269 делегатов из 129 городов российской империи; в числе 45 почетных членов, наряду с В.В. Латышевым, А.И. Малеиным, М.И.Ростовцевым, Б.В. Варнеке и др. присутствовал и сам Цыбульский.54

Цыбульский также внес важный вклад в прививку древней культуры на почву русских гуманитарных наук — с 1907 по 1918 год он был издателем и редактором журнала «Гермес. Научно-популярный вестник античного мира», посвященного истории и культуре древних времен, в котором регулярно печатался И. Ф. Анненский.55

Вместе с ним журнал издавал известный библиограф и филолог-античник А.И.Малеин. С периодическим изданием, частота которого достигала 20 номеров в год, сотрудничали не только самые выдающиеся ученые и филологи, как М.И. Ростовцев, но и ведущие русские поэты, переводящие произведения античной литературы, такие, как И.Ф. Анненский и В.Я. Брюсов. В числе сотрудников журнала значились профессора В. П. Бузескул, С. А. Жебелёв, Ф. Ф. Зелинский, Е. Г. Кагаров, И. В. Нетушил, Б. А. Тураев и др. Часть их стала классиками советского антиковедения, а некоторые (прежде всего М. И. Ростовцев) — и мирового. 

Важным активом журнала было разнообразие жанровых форм (статьи, обзоры литературы по теме и выступлениям, репортажи, хроника научных событий, репортажи о путешествиях и переводы) и широкий спектр тем. Вопросы в области истории, истории искусств, литературы, филологии и философии были дополнены материалами, полезными в педагогической работе со студентами, в том числе статьями по методике преподавания. Журнал «Гермес» с самого начала сделал упор на широкого читателя — не только на учёных, но и студентов университетов, гимназистов и просто любителей истории. 

Кроме «статей научных и популярных» по различным аспектам антиковедения (древняя история, литература, языки, философия, искусство), заметное место в содержании журнала занимали публикации по методике преподавания соответствующих дисциплин в гимназиях (и в первую очередь древнегреческого языка и латыни), давались рекомендации, разбирались сложные случаи. Издавались переводы греческих и римских авторов. Достаточно заметную часть публикаций журнала составляли статьи, объединённые общей темой «Античность и Россия». Универсальность стала главной отличительной особенностью «Гермеса», он стал своего рода профессиональным клубом для российских учёных-антиковедов, площадкой для обмена мнениями. 

30 ноября 1909 года на ступеньках Царскосельского вокзала трагично скончался И.Ф. Анненский. С.О. Цыбульским, совместно с А. И. Малеиным, было подписано траурное извещение о его смерти, опубликованное в журнале.56 Выпуск «Гермеса» был прекращён в 1919 году. после отъезда Цыбульского в Польшу,57 журнал остаётся ярким и одновременно уникальным феноменом в истории российского антиковедения.

В 1915 году уже немолодой преподаватель серьёзно заболел, сказывалась многолетняя напряженная преподавательская работа.58 Лечение затянулось и в марте 1916 года Цыбульский был вынужден просить директора 3-ей гимназии о полной отставке, в ответ на которое директор гимназии Н. Козеко пишет С.О. теплое письмо, в котором благодарит преподавателя за многолетний полезный труд на благо гимназии и выражает надежду на то, что тот вернется к преподаванию, когда ему это позволит здоровье.59 Но революционные события следующего, 1917 года перечеркнули всякие надежды на это.

Подводя итоги профессиональной жизни Цыбульского до революции 1917 года, известный  филолог-классик Ф.Ф… Зелинский сказал, что тот выбрал путь, «обусловленный, с одной стороны, искренним и благородным желанием найти счастье в самой профессии, а не за ее пределами, а с другой — в существовании лучшей и более великой России», то есть, благородный.60 

В 1918 году новая советская власть коренным образом меняет всю систему образования, из учебных программ древние языки были удалены, однако, Цыбульский не оставляет ни педагогических, ни научных занятий, насколько позволяли ему это обстоятельства того времени. В 1918 году гимназия, которой руководил Цыбульский, была реорганизована в Единую трудовую школу и он покинул её, не согласный с новыми реалиями. Тогда же, в Петрограде было издано последнее вышедшее в России  его учебное пособие для начинающих изучать латинский язык: "Первая маленькая латинская хрестоматия".61

Последнее, чем запомнился Цыбульский перед отъездом, были его любимые постановки древнегреческих трагедий. БИРЮЧ Петроградских Государственных театров за 1919 год62 писал о состоявшихся летом этого года двух спектаклей для детей: "Трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде» в переводе покойного И. Ф. Анненского — «Ифигения — жертва», была представлена на школьной сцене два раза, в зале б. Павловского Института в июне и в зале б. Екатерининского Института в июле с. г. 

Все лирические части трагедии исполнялись с музыкою и пением при обязательном участии балета. Даже отдельные реплики хора передавались пением хора. Была введена и пантомима. Аккомпанимент к пению, декламации и танцам исполнялся на деревянных инструментах (флейты и кларнеты) с ударными и роялью. Музыка к второму коммосу (прощание Ифигении) была написана еще раньше и напечатана в журнале «Гермес» бывшим учителем пения б. мужской гимназии при р. к. церкви Св. Екатерины Новальсетти. Остальные части трагедии, все стасимы и эксод положены на музыку Б. И. Горжелянским, теперешним преподавателем названного учебного заведения, при ближайшем участии заведывающего С. О. Цыбульского, взявшего на себя метрическую сторону музыки. Балетные номера разучены под руководством артиста госуд. театров Н.Н. Яковлева, по указаниям Цыбульского, который руководил всей постановкой пьесы. Исполнителями отдельных ролей были учащиеся и преподаватели школ Петрограда.

С. О. Цыбульский старался дать зрителям, насколько это было возможно, точную копию античной постановки. Несмотря на одуряющую июльскую пору, на большое скопление публики, отсутствие антрактов, публика, состоящая главным образом из детворы, смотрела трагедию с неослабевающим интересом и в конце концов дружно и заслуженно наградила и исполнителей, а отдельно и С. О. Цыбульского, аплодисментами."

В 1918 году Польша, в результате подписания сепаратного мира по окончанию Первой мировой войны, обретает независимость, перестав быть частью России, и в начале 1920 года С.О. Цыбульский с семьей возвращается в Варшаву. Там он продолжил службу по учебному ведомству, став советником в программном отделе Министерства религиозных конфессий и народного образования. Доказательством признания его достижений было поручение ему разработки программы обучения классическому языку в средних школах.(1927). Он не прекращал публиковать научные и методические статьи в отраслевых журналах и переиздавать свои учебники.63

Цыбульский участвовал в реорганизации частной гимназии Мариана Рихловского в государственную классическую мужскую гимназию им. Тадеуша Рейтана.63 С.О. не прекратил и преподавательскую деятельность, в основном, в университете Варшавы, где с 1921 года он был преподавателем греческого языка, а с 1922 года читал курс "Греческие и римские древности, дидактика и методология классической филологии" (с 1927 г.). Также С.О. преподавал латынь в частной женской средней школе Я.Попелевской и Я.Рошковской.63

Тогда же Цыбульский опубликовал четыре выпуска продолжения своих знаменитых "Таблиц", новой серии"Боги и люди в древнем искусстве", которые были изданы не привычными большими плакатами, а альбомами-тетрадями мини-плакатов. Альбомы изданы в Кракове в 1929 году, имеют формат 41 x 61 см. В каждом альбоме несколько несброшюрованных мини-плакатов и страниц, на которых несколько небольших карточек. Предполагалось, что каждый такой мини-плакат будет вставлен в рамки для развешивания в классе или поставлен на стол. Пояснительные тексты к изображениям написал проф. др. Казимеж Михаловский. Всего вышли четыре альбома: I. Зевс-Юпитер; II. Гера-Юнона, III. Афина-Минерва, IV. Аполлон.64 

Мини-плакаты "Боги и люди", II Hera-Juno w sztuce, 1929

 

Итогом его преподавательской деятельности стало руководство с 1930 года частной гимназией учебно-воспитательного общества «Будущее». Как он утверждал, силы для работы давало ему на протяжении многих лет «с одной стороны, постоянный контакт с древним миром, миром красоты и правды, с другой стороны, общение с молодыми людьми».65  Указом Президента Республики Польша от 29 апреля 1930 года Цыбульский был награжден золотым крестом за заслуги, и Рыцарским крестом Ордена Св. Сильвестра.66

Цыбульский стал организатором Польского филологического общества в Варшаве, став его соучредителем вместе с филологом-классиком Г.Пшичоцким, и первым президентом. Активное участие в конференциях и регулярные выступления принесли ему научное признание в 1934 году, когда в связи с 50-летием научной и воспитательной деятельности он был избран Почетным членом Общества.66

Имел чины:67

  • 1883 — коллежский секретарь
  • 1889 — титулярный советник (ст. 01.08.1886)
  • 1892 — коллежский асессор (ст. 01.08.1890)
  • 1894 — надворный советник (ст. 01.08.1893)
  • 1898 — коллежский советник (ст. 01.08.1897)
  • 1902 — статский советник (ст.01.08.1901)

 

Имел награды:67

  • 1889 — Орден Св.Станислава 3-й ст.
  • 1894 — Орден Св. Анны 3-й ст.
  • 1898 — Орден Св. Станислава 2-й ст.
  • 1902 — Орден Св. Анны 2 ст.
  • 1905 — Орден Св. Владимира 4 ст. 
  • Серебряная медаль в память царствования Императора Александра III на Александровской ленте
  • Светло-бронзовая медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых
  • Рыцарский крест Ордена Св. Сильвестра и Золотой крест за заслуги  

 

С.О. Цыбульский был женат на дочери присяжного поверенного Адама Ружицкого Елене-Марии (? - 1930).67 Супруга С.О. была учителем музыки и целиком разделяла увлечения супруга музыкальными постановками, участвуя в них как музыкант и учитель.68 Дети супругов: Октавия-Гелена (10.03.1885), Гелена-Янина (12.11.1886) и Стефан-Александр (13.10.1888), все католического вероисповедания.69

В Петербурге Цыбульские сменили несколько адресов: ул. 3-й Роты Измайловского полка, д.4, ул. Серпуховская, д.5, казенная квартира церкви св. Екатерины на Невском пр., д.32.70 

Старшая дочь Октавия вышла замуж и стала Ощитской,71 она пошла по стопам отца, поступив в 1904 году в Петербургский женский педагогический нститут.72 Сведений о судьбе детей и супруги Цыбульского в Польше мы не располагаем.

Филолог-классик, преподаватель, методист, организатор образования, 79-летний статский советник С.О. Цыбульский скончался  21 февраля 1937 года в Варшаве и был похоронен на Повонзсковском кладбище в фамильном склепе. Руководство Польши, друзья и коллеги откликнулись на смерть педагога несколькими некрологами, в которых подробно освещалась многообразная деятельность преподавателя в России и Польше, и то, что польское образование и наука понесли большую потерю.73

Внушительный список трудов С.О. Цыбульского74 свидетельствует об интенсивности его профессиональных занятий. В своих работах он поднимал вопросы преподавания древних языков и литературы, истории мирового и отечественного искусства, пения и музыки в гимназиях, проблемы современной педагогики и т.д. Он был убежден, что древние языки должны способствовать выработке у учеников "правильности и точности в выражении мыслей, в проведении связи между мыслью и словом", а античная культура помогает воспитанию — "это главное значение классического мира для сердца". Его труды и сегодня пригодятся педагогам, историкам и ученым. Хорошо понимая и учеников и преподавателей, Цыбульский внес весомую лепту в развитие классичесого образования России. Многие из них помогут и сегодняшнему учителю сделать преподавание истории Древнего мира, истории искусств, музыки и пения более интересным и качественным.

 

Мы благодарим за помощь в переводе польских источников к.и.н. Н.М. Филатову(Институт славяноведения РАН, Москва)

Бровкина Т.Ю., зав.Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуются впервые

 

Источники:

  1. ЦГИА СПб. Ф.439. Оп.1. Д.418. 1902-1922. Личное дело преподавателя 3-й С.-Петербургской гимназии С.О. Цыбульского. ЛЛ.16-20. Формулярный список 
  2. Cybulski St., "Moje wspomnienia z lat dawnych" / „Filomata” 1930, Nr 14, S.147–159
  3. "Kwartalnik Klasyczny". 1934. R.8. Z.4. С.XXX
  4. Cybulski St., "Moje wspomnienia.."
  5. Д.418. ЛЛ.16-20. ФС
  6. там же. ЛЛ.102. Аттестат №2060
  7. там же. ЛЛ.16-20. ФС
  8. Cybulski St., "Moje wspomnienia.."
  9. Winiczucowna Lidja. Stefan Cybulski. W 25-lecie pracy naukowej i wychowawczej ( К 25-летию научно-преподавательской деятельности) / "Kwartalnik Klasyczny". 1934. R.8. Z.4. S.XXV-XXXII
  10. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.16798. Л.2 об Прошение о зачете стажа в Варшаве в пенсию
  11. Cybulski St., "Moje wspomnienia.."
  12. Подробно о таблицах см.: Бровкина Т.Ю. "Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей, составленные С. О. Цыбульским (1889—1914 гг.)". / Преподавание древних языков в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. — [б. м.]: Издательские решения, 2016. — 154 с. — ISBN 978-5-4483-5079-5. С.33-96
  13. Краткий исторический очерк ИЦГ за XXV лет (1870 – 1895).-СПб.,1895,-256 с., ил. С.34 
  14. там же. С.37
  15. Сведения об ИНГ. 1898-1899 уч. год. СПб., 1899. С.33 
  16. там же. С.3
  17. Краткий исторический очерк ИЦГ за XXV лет. С.203-205
  18. Подробно о постановке см.: там же. С. 205-211; Финкельштейн К.О. «Царь Эдип» Софокла на сцене Придворного Китайского театра в Царском Селе; В.А. Грингмут. «Царь Эдип» Софокла в ИНЦГ / Преподавание древних языков в  ИНЦГ. С.103-118
  19. Краткий исторический очерк ИЦГ за XXV лет. С.2199
  20. Сведения об ИНГ. 1898-1899 уч. год. С.12
  21. Сведения об ИНГ. 1898-1899 уч. год. СПб.: Скоропечатня Яблонского, 1900. С.45 
  22. С. Горный. "Всякое бывало", Берлин, 1927.С. 63-74
  23. См.: Театр Еврипида: Полный стихотворный перевод с греческого всех пьес и отрывков, дошедших до нас под этим именем: В 3-х т. / С двумя введениями, статьями об отдельных пьесах, объяснит. указателем и снимком с античного бюста Еврипида. СПб.: Тип. Книгоиздательского Т-ва «Просвещение», 1906. Т. I. С. VII.
  24. Ифигения-жертва, трагедия Еврипида. Перевел с греческого стихами и снабдил послесловием «Посмертная Ифигения Еврипида» Иннокентий Анненский. Перевод посвящается Ст. Ос. Цыбульскому. Спб., 1898, -94 с.
  25. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.9143. 1901 г.  Л.8. Ходатайство о заграничном отпуске Цыбульскому от 17 марта 1901 г. за № 158
  26. Манухин И.И. Автобиография. Царскосельская гимназия 1893-1900. /: "Жизнь и призвание доктора И.И.Манухина / сост. и подгот. текста: А.В.Говядинов; предисл. Т.И.Ульянкиной. М.: Русский путь, 2015.- С.27-36. 
  27. Цыбульский С.О."Моим бывшим ученикам". СПб: тип. В.А. Тиханова, 1901. — 16 с. РНБ
  28. Winiczowna L. Stefan Cybulski.
  29. Императорское Русское Археологическое общество (первоначально Археологическо-нумизматическоe обществo) — научное общество в Российской империи. Основано в Санкт-Петербурге в 1846 году.
  30. Мистерия от лат. ministerium — церемония)- один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.
  31. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912.-100 с., табл. С.74
  32. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1.Д.9143. Л.85. Расписание занятий
  33. Д.418. ЛЛ.38-48. Паспортная книжка 
  34. там же. ЛЛ.16-20. ФС. 
  35. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.9431. Переписка директора ИНЦГ с Попечителем учебного округа. ЛЛ.1, 83
  36. Д.418. Л.5 
  37. там же. Л.9
  38. там же. Л.10-11
  39. там же. Л.21
  40. там же. Л.22
  41. там же. ЛЛ.34, 49, 51, 57, 71, 76, 80 
  42. Письмо Л. Лурье, книгоиздательское Т-во "Просвещение" И.Ф. Анненскому от 20.11.1906 г на annensky.lib.ru
  43. Цыбульский С.О. К вопросу о преподавании древних языков в гимназии // Наст. статья под заг. "Школа и наука" была предвар. напечатана в СПб ведомостях №118 от 31 мая 1906 года. СПб: Типография В.Д. Смирнова, 1906., 2 с.
  44. Winiczucowna L. Stefan Cybulski.
  45. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.17698. 1908-1909
  46. Д.418. Л.32
  47. там же. Л.59 
  48. С.О. Цыбульский. Средняя школа Св. Екатерины в Санкт-Петербурге. «Очерки из истории и быта средней школы» / Из стен Святой Екатерины… Варшава, 1933, С 252.
  49. Winiczowna L. Stefan Cybulski.
  50. С.О. Цыбульский, Средняя школа Св. Екатерины… С.221-248
  51. он же. Организация средней школы в Западной Европе. СПб, 1906
  52. он же. К вопросу о преподавании Древних языков в гимназиях, Санкт-Петербург 1906
  53. он же. Три школьных вопроса. — Пг.: тип. В.Д. Смирнова, 1917. 
  54. Труды съезда были изданы в 1912 г., бюллетени съезда публиковались как приложения к журналу «Гермес» в 1911–1912 гг. (№ 20/86).
  55. Абакумов А.А. г. Ярославль.Антиковедческие журналы в дореволюционной России / Книжная культура Ярославского края – 2013: сб. статей / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова; под ред. Н. В. Абросимовой. —Ярославль: Изд. бюро «ВНД», 2014. — 194 с. С.36-42
  56. Гермес, 1909, No 19 (45), 1 декабря, с. 595
  57. Для сравнения, «Журнал Министерства народного просвещения» выжил и стал выходить под новым названием, но свою прежнюю роль главной академической площадки для учёных-антиковедов он не вернул, а с 1937 г. она перешла к «Вестнику древней истории». 
  58.  Д.418. ЛЛ.105-106
  59. так же. Л.107
  60. Т. Зелинский. Стефан Цыбульский (некролог). « Газета Польская », 1937, № 61, С.3
  61. Цыбульский С.О., Первая маленькая латинская хрестоматия: Подготовит. ступ. к чтению авторов / Сост. С.О.Цыбульский. — Пг: Тип. С.В.Смирнова, 1918. — 32 с. Фонд РНБ
  62. Бирюч Петроградских государственных театров - театральный журнал. Издавался в Петрограде под редакцией А. С. Полякова в 1818-1919 гг.
  63. S. Seliga, Stefan Cybulski, "Eos. Kwartalnik Klasyczny" 1937, r. 38, z. 1, s. 152, 153 (nekrolog)
  64. Cybulski St. "Bogowie i ludzie. W sztuce Greckiej i Rzymskiej" Nacladem salonu malarzy Polskich w Krakowie
  65. Cybulski St., "Moje wspomnienia.."
  66. Winiczucowna L. Stefan Cybulski.
  67. Д.418. ЛЛ.102-103. Аттестат №2060 от 9.11.1915
  68. Winiczucowna L. Stefan Cybulski.
  69. Д.418. ЛЛ.16-20. ФС
  70. там же. ЛЛ.38-48. Паспортная книжка
  71. там же. Л.101
  72. ЦГИА СПб.  Ф.918. Оп.1. Д.2560. 1904. Цыбульская О.С.
  73. Напр.: S. Seliga, Stefan Cybulski, „Eos. Kwartalnik Klasyczny" 1937, r. 38, z. 1, s. 152, 153 (nekrolog)
  74. Наиболее полный список, с включ. изданий только на польском яз., см.в: Winiczucowna Lidja. Stefan Cybulski. W 25-lecie pracy naukowej i wychowawczej / "Kwartalnik Klasyczny". 1934. R.8. Z.4. S.XXV-XXXII
  75. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.17761. 1902. Л.1. Уведомление ПУО
  76. там же. Л.2

 

опубликовано 10/2013, отредактировано 07/2019

Рейтинг: +1 Голосов: 1 3292 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!