Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Форстен Георгий Васильевич (1857-1910)

историк, действительный член Русского исторического Общества. Доктор всеобщей истории, преподаватель истории в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии в 1887-1890 гг.1

Фотоальбом Форстенов


«… Рассказывать о Форстене, если что знаешь, совсем нетрудно.
Но писать о нем — это целая литературная за­дача,
решаемая посредством ряда бесконечно малых».
Современник Форстена — Б. А. Романов 

Форстен — распространенная среди финляндских шведов фамилия. Даже в предреволюционном Петрограде Форстенов было несколько — как родственников, так и одно­фамильцев нашего героя. Среди Форстенов ещё в XVIII в. были чинов­ники шведского военного ведомства. Отец историка Торстен-Вильгельм Форстен был капитаном пешей артиллерии и помощником инспектора классов Финлянд­ского кадетского корпуса в г. Фридрихсгамне (Хамина, Финляндия).

Георгий Васильевич Форстен (Георг-Август (фин. Georg August Forsten)) - лютеранин, родился там седьмым и последним ребенком 30 мая (11 июня) 1857 г. Полученное отцом Форстена личное дворянство позволило сыну писать впоследствии в анкетах — «из дворян». Кавалер орденов, Форстен-стар-ший никогда не воевал и был, по рассказам сына, хоро­шим педагогом, поэтом в душе, писавшим стихи по-шведски и по--русски.

Г.В. Форстен, фото 1890-х годов, архив изобразительных материалов Национального музея Финляндии ©

 

Женился Форстен-старший на украин­ской польке, католичке, подполковничьей дочери Констанции-Антонии Малиновской. Сам Г. В. Форстен был люте­ранского вероисповедания, сохранил его на всю жизнь, что впоследствии отмечал и в лекциях по истории Рефор­мации. Мать Форстена была способной женщиной, овла­девшей и языком, и «складом жизни» чуждой ей Фин­ляндии, куда она попала, выйдя замуж 17-ти лет. Хоро­шая музыкантша, она давала уроки музыки, подчас обес­печивавшие ео ученикам доступ в консерваторию. Музы­кальные интересы и способности сына — явно от нее.

Детство историка прошло в дружной, но бедной семье. Отец, отставной подполковник, не имел недвижимости и после увольнения по болезни (1860) перебрался в Петер­бург, где Г.В. Форстен поступил в 6-ю петербургскую классическую гимназию .

Ко времени окончания гимназии Форстен успел потерять отца, и мать на не­большую пенсию (37 руб. в месяц) вывела в люди шесте­рых детей — по ночам вышивала «на магазин» (слова Форстена)3. Впоследствии Форстен вспоминал о детстве, прошедшем на северной окраине Петербурга — на остро­вах, в Лахте.

Школьные годы (1868 - 1874) прошли в скромном по­мещении казенной гимназии, в подвале которой инспек­тор держал своих кур. Гимназист Форстен учился средне, имея отличные оценки только по немецкому и француз­скому языкам4.

Несмотря на детство и отрочество, прове­денные в России, Форстен сохранил шведский акцент. Внешне он, судя по фотографиям в зрелом возрасте и по описаниям, оставленным его почитателями, не был типич­ным северянином. Близкие ему люди, а также гимназическая ученица Форстена И. И. Любименко рисуют нам человека энергич­ного, властного, увлекающегося, впечатлительного, резкого, капризного, небрежного.

«У него была левая недоразвившаяся рука и вся ко­лоссальная сила была в правой, но он ухитрялся, садясь боком, играть на рояле, так как любил все искусства. Это был в науке человек увлекающийся, горячий; ему случалось, найдя в учебнике неправильное толкование, вырвать страницу, нагрубить надоедавшей ему классной даме, иногда быть несправед­ливым к кому-нибудь из нас, но как-то на это не обижались и все легко ему прощали»5.

«На кафедре однорукий профессор с энергичным лицом, то сильно опаздывавший на лекции, то читающий два часа без перерыва. Нервно прижимая обрубком руки листки своих записок или принесенной книги, быстро, с увлечением излагает Георгий Васильевич свои люби­мые темы...»6

Несмотря на «северное» по отцу происхождение, Форстен обладал «южным» темпераментом. То была «импуль­сивно-сангвиническая натура прежде всего», говорит его коллега И. М. Гревс; «какая это большая и драгоценная натура; какое интересное сплетение фннско-шведской и южной натур», — отмечал А. Е. Пресняков еще при жизни Форстена7. Такое «сплетение», однако, не поме­шало Форстену сильно обрусеть. Если диплом об оконча­нии Петербургского университета выдан (1881) еще Геор­гию Торстенову сыну Форстену, то магистерский диплом, плод успешной защиты диссертации в 1885 г., выдан Георгию Васильевичу Форстену8.

 

Братья и сестра

Отчеством «Василье­вич» пользовались и два осевших в Петербурге брата Форстена: 

  1. Густав Васильевич Форстен, полковник, а после отставки дирек­тор сначала Общества для заклада движимого имущества, а затем правления СПб общества стра­хования жизни,
  2. Торстен Васильевич Форстен, купец, в 1900-х годах владелец электротехнического и механического завода в Петер­бурге.
  3. Карл Торстенович Форстен, капитан русской армии, был начальником мастерских Охтенских порохо­вых заводов. Братья Форстены выбились, таким образом, в среднюю буржуазию;
  4. Жившие в Финляндии старший брат — подполковник Леннарт Форстен
  5. и старшая сестра Мария-Луиза владели там имением или имениями.

 

В по­слеоктябрьских адресных кпигах Петрограда Форстены не значатся. Гревс отмечал, что Форстен оставался привязанным к своей родине «финляндским патриотом». Вместе с тем, в течение жизни росла связь Форстена с Россией, «и он стал смотреть на нее как на отечество — стал русским, но не „только русским"»9, не стал квасным патриотом, шовинистом.

О студенческих годах Форстена (1877—1881) изве­стно мало. Уже на 1878/79 учебный год он был освобож­ден от платы за обучение, представив свидетельство о бедности как лицо, живущее на средства матери и не имеющее недвижимости. На следующий учебный год он выхлопотал себе стипендию. На историко-филологическом факультете столичного университета Форстен долгое время не выделялся. Однако на 3-м курсе среди наиболее удовлетворительных была названа его курсовая работа «Германская политика Густава-Адольфа». Тема его кан­дидатской (выпускной) работы неизвестна, но задана она была проф. В. В. Бауером. 

Университет Форстен окончил в мае 1881 г.  на отлично и со сте­пенью кандидата, после чего был оставлен при универси­тете со стипендией для подготовки «к высшим ученым степеням» по всеобщей истории. В. В. Бауер и В. Г. Васильевский - его главные учителя. Обоим учителям Форстен был обязан и связан с ними по-разному. Друзьями, коллегами и современниками он вос­принимался как прямой ученик Бауера, как один из луч­ших, даже как единственный значительный его ученик. Бауер, будучи в 1883 г. деканом факультета, направил своего любимого ученика в первую и самую длительную из его заграничных командировок10. Став преподавателем высшей школы, Форстен читал, подобно Бауеру, курс новой истории, но с прибавлением XIX в., причем, как и его учитель, читал «очень фактически»11, т. е. конкретно и объективно, пред­почитая фактические сведения отвлеченным рассуждениям. 

Вторым наставником Форстена был медиевист и круп­нейший русский византинист В. Г. Васильевский. После своего избрания в академики и назначе­ния редактором «Журнала министерства народного про­свещения» Васильевский был покровителем, патроном, а в бытность свою секретарем историко-филологического факультета — и прямым начальником Форстена. Отзыв Васильевского был важным фактором получения Форстеном полной (высшей) премии митрополита Макария в 1895 г.

13 января 1885 года  Г.В. Форстен защитил магистерскую диссертацию «Борьба из-за господства на Балтийском море в XV и XVI веках» (1884) и получил заграничную командировку на два года.

 

Семья

Перед самой защитой наш историк женился на Валентине Александровне фон Фрикен  (1860 – 1891).

 

 

Она была красавицей; отличалась музыкальными интересами, иг­рала на рояле, пела. Последние достоинства были осо­бенно дороги Форстену, который сам был очень музыка­лен12.

Жена Форстена принадлежала к интеллигентской дворянской семье обрусевших немцев. Об этом роде подробно рассказывается в генеалогическом исследовании В.Н. Рыхлякова "Род фон Фрикенов в России". М.: Лебедушка, 2012 г.

 

 

Первый опыт работы в архивах. Издание источников

Решение о командировании Форстена на казенный счет за границу на два года было принято Советом профессоров университета единогласно. 9 января 1884 г. историко-фи­лологический факультет свидетельствовал «о полной безупреч­ности поведения Форстена во все время его пребывания при университете» и с полной уверенностью ручался «за неизменную его честность н благонамеренность в буду­щем». Речь шла в первую очередь именно о политиче­ской благонадежности: то была пора глухой реакции после убийства Александра II.

Продол­жительные зарубежные научные командировки были в царской России со времени буржуазных реформ 60-х го­дов неотъемлемой частью научной жизни всеобщих исто­риков. Не дожидаясь магистерского диплома (утвержденного Советом университета уже 25 января 1885 г.), новобрач­ные Форстены вскоре после защиты выехали в Германию. Это время он провел в Германии, Италии, Франции, Бельгии, Дании и Швеции, где участвовал в исторических семинариях, особенно же много работал в архивах (в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Венеции, Флоренции, Риме, Париже, Брюсселе, Копенгагене и Стокгольме). Судя по печатному отчету 1886 г., Форстен в основном придерживался инструкции, «оставаясь в том или другом городе всегда положенный срок». Однако немалая часть времени была потрачена на занятия в университетах — слушание лекций, работу в семинарах, консультации с профессорами. Три печатных отчета Форстена об архивных занятиях позволяют определить в главных чертах, над какими фон­дами он работал. 

По итогам поездки,, Г.Форстен осуществил первую рус­скую публикацию по истории международных отношений из зарубежных архивов — "Акты и письма...". В отечественной критике сочувственная анонимная за­метка об обоих выпусках «Актов и писем...» появилась в 1894 г. 

 

Главный научный труд Форстена, преподавание в средних учебных зведениях

Готовить докторскую диссертацию Форстен стал не­медленно после защиты магистерской — завидная целеуст­ремленность. В итоге двухлетней командировки основной архивный материал для новой работы был собран. Пред­стояла обработка этого материала на родине, куда Фор­стены с новорожденнымсыном Борисом вернулись в на­чале 1887 г. В первую очередь, однако, нужно было со­держать семью. Штатной должности в университете Форстен не получил, место приват-доцента, т. е. внештатного преподавателя, полученное им с осени 1887 г., обеспечить семью не могло.

Поэтому вскоре после возвращения в Пе­тербург с осени 1887 года Г.В. Форстен начал преподавать в местных средних учебных заведениях. Отныне историк должен был вплоть до выпуска-своей главной книги в 1893—1894 гг. делить силы между напряженным научным трудом и обремени­тельными педагогическими обязанностями.

В этот наиболее ответственный период жизни Форстена постигли один за другим два тяжелейших удара, способны выпасть на долю человека. Летом 1887 г. на втором году жизни умер ребенок. «Сегодня день смерти нашего сына, — писал Форстен С. Ф. Платонову 5 июля 1890 г., — прошло уже три года, а бог, нам не даст никого взамен его жизни». А через год, в 1891 году ушла из жизни и супруга.

Понятно, почему в предисло­вии к «Балтийскому вопросу...» говорится о неблаго­приятных жизненных обстоятельствах, в каких писалась работа, о больших перерывах в написании.13 По мере продвижения нового диссертационного труда Форстен публиковал статьи и целые главы из него, а также рецензии по балтийской тематике. Годы 1889— 1894 оказались наиболее плодотворными в жизни исто­рика как исследователя.

Появление в России нового специалиста было заме­чено за рубежом. Первые же статьи Форстена о внешней политике Швеции в пору Тридцатилетней войны получили новые сочувственные отзывы в Герма­нии и русской Финляндии. Эти отклики тем примечательнее, что по­следующие сочинения Форстена, включая главное из них — «Балтийский вопрос...», уже не были отмечены зарубежными рецензентами.14

Замысел главного научного труда своей жизни Форстен изложил в предисловии к первому тому «Балтийского вопроса...». Молодой ученый, принимаясь за магистер­скую диссертацию, мечтал провести исследование балтий­ского вопроса от XV до XVIII в., до Ништадтского мира, либо даже до XVIII в. включительно. До­стичь первого из пих ученый смог не в магистерской, а лишь в докторской диссертации. 

 

Преподаватель истории в 5-8 классах Императорской Николаевской Царскосельской гимназии  с 25 августа 1887 по 1890 гг.

Из всех учителей Николаевской гимназии, ее гимназист Юлий Цедербаум, выделял учителя истории Г. В. Форстена, который стремился «привить нам понимание закономерности исторических процессов и обогатил мой духовный мир новым интересом к изучению истории»3.

 

В гимназии до сентября 189615 года учились два сводных брата Валентины Александровны Форстен, урожденной Фрикен (сыновья от второго брака её отца): Фрикен Андрей Александрович (1877-1842) и Фрикен Пётр Александрович (1880-1944).

1888 год для Г.В. Форстена был первым опытом гимназического преподавания, которое он в дальнейшем совмещал с преподаванием на Высших женских курсах и в университете, а также научной и общественной деятельностыою Судя по воспоминаниям некоторых его учеников, именно под влияннием Форстена у них формировался серьезный интерес к истории и западноевропейскому искусству.

Тогда же он выступил в качестве приват-доцента по кафедре всеобщей истории в университете, где состоит профессором с 1896 года. Кроме того, он преподавал с 1891 года на Высших женских курсах; в 1893 году получил кафедру в Историко-филологическом институте, в 1896 году — в Николаевской академии генерального штаба.

В 1894 году ученик Форстена — В.А. Головань, при содействии Васильевского, был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию и в этом году Форстен защитил в Петербургском университете двухтомную докторскую диссертацию: «Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях». Это — продолжение его магистерской диссертации, основанное на архивных источниках (между прочим, собранных в Любеке и Данциге в 1889 году и частью напечатанных в особом Сборнике).16

В.А. Головань был близким другом, спутником Форстена в его зарубежных поездках, особенно последних. В 1890-е гг. учителя и ученика связывала еще и совместная работа — редактирование периода над русской книгой Л. Гейгера (L Geiger)? посвященной истории немецкого гуманизма.

Главная специальность Форстена — дипломатическая история взаимных отношений Швеции, России, Ливонии, Польши, Пруссии и Дании, центром которых является Балтийское море. В этом направлении он продолжал работать и после своей докторской диссертации, время от времени совершая поездки для занятий в заграничных архивах.

В 1890-1900-е гг. в Санкт-Петербурге существоввали дружеские сообщества ученых, историков и филологов. Традиции еженедельных субботних встреч дома у Форстена поддерживались его учениками долгие годы, вплоть до того трагического времени, когда разум и силы покинули Георгия Васильевича.

Скончался Г.В. Форстен во время летних каникул 21 июля 1910 года в Йоройнене.

 

В 1979 году в издательстве "Наука" вышла книга Александра Кана "Историк Г.В. Форстен и наука его времени".

 

 

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники и примечания:

  1. Статья написана на материалах научной биографии А.C. Кана. "Историк Г.В. Форстен и наука его времени". М.: Наука, 1979.-170 с. Далее указаны, в основном, источники, использованные в своей книге А.Каном
  2. С помощью финляндских коллег А. Кана, прежде всего Макса Энгмана, обнаружены и привлечены единичные письма Форстена, хранящиеся в архивах Финляндии. Предпринятые Оке Давидсоном по просьбе автора розыски в шведских архивах дали отрицательный резуль­тат. Не исключены находки в личных фондах немецких знакомых Форстена, в фондах российского МНП, а также в земских изданиях и архиве Новгородской губернии, где у историка были иму­щественные и благотворительные интересы
  3. Архив СПбИИ РАН, ф. 193, оп. 2, д. 9, л. 143—143 об.
  4. РГИА, ф. 14, оп. 3, д. 19791, л. 2 об. — 3; о гимназии см. воспоминания В. Г. Дружинина — РГАЛИ, ф. 167, on. 1, ед. хр. 8, л. 62 об., 64—64 об.
  5. Любименко И.И., 1950
  6. Это впечатления С. Ф. Знаменского, запи­санные в 1910 г. Архив А. Кана, письмо И. И. Любименко ему от 22 окт. 1950 г.; Речь, 1910, 31 июля.
  7. Архив АН РФ, СПб отд., ф. 726. on 1, д. 43, л. 9, 12 (Гревс И. М. Университет 17 сентября 1910. Памяти Г. В. Форстена — тезисы выступления); Архив СПбИИ РАН, ф. 193, оп. 2, д. 9, л. 143 об.   (Пресняков —жене, 1908 г.).
  8. РГИА, ф. 14, оп. 3, д. 19791, а. 31—32; там же, on. 1, д. 8402, л. 17.
  9. Архив СПбИИ РАН, ф. 726, on. 1, д. 43, л. 4.
  10. РГИА, ф. 14, on. 1, д. 8402, л. 11, 21 об.
  11. См. воспоминания В. Г. Дружинина о лекциях Бауора — РГАЛИ, ф. 167, on. 1, ед. хр. 7, л. 54 об.—55.
  12. РГИА, ф. 14, он, 1, д. 8402, л. 19; архив СПбИИ РАН, ф. 193, оп. 2, Д. 2, л. 32 (Пресняков — жене от 27 марта 1894); архив автора, письмо А. Я. Дзейвера автору от 10 ноября 1951 г., с. 8.
  13. Архив СПбИИ РАН, ф. 193, оп. 2, д. 8, л. 203.
  14. Deutsche Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft, 1891, Bd. VI, H. 1, S. 189; SchybergBon M. G. Historiska sallskapet vid uni-versitet i Petersburg. — Finsk tidskrift, 1891, t. XXX,
  15. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1896-1897 уч. год. СПб., 1897. С.52.
  16. А. Б. Кузьмичева (Государственный Эрмитаж). В. А. Головань — главный библиотекарь Государственного Эрмитажа / Сборник докладов XI Царскосельской научной конференции "Хранители". 28–30 ноября 2005 года.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 2066 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!