Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Гау

Семья художников Гау, писавших императорские интерьеры и их венценосных владельцев, в том числе, в Царском Селе1

Фотоальбом семьи Гау

 

Отец братьев Гау -  Иоганн (Иоганнес) Гау (Johannes Hau, 1771 — 1838) — лютеранского вероисповедания, родился 30 марта 1771 года в немецком Фленсбурге (Flensburg, Schleswig-Holstein, Germany).2 Не получив специального художественного образования, снискал известность как «ландшафтный художник» и декоратор. Немногочисленные сохранившиеся работы И.Гау из музейных и частных собраний свидетельствуют о несомненном таланте их автора.3

 

Литография И. Гау. из собрания Городского архива Таллинна

 

Иоганн Гау — глава очень большого семейства, он был трижды женат и в трёх браках родились 14 (!) детей. С Царским Селом связано трое сыновей: Эдуард, Александр и Владимир, они были сводными братьями от разных жен Иоганна. Скончался Иоганн Гау 22 июля 1838 года в Ревеле (н. Таллинн, Эстония).4

 

Старший сын - Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807–1887) — родился 16 июля 1807 года в Ревеле.5 Стал известен как талантливый художник-перспективист. Его кисти принадлежат многочисленные акварели с изображениями интерьеров дворцов Петербурга и пригородов, Большого Кремлевского дворца в Москве.

Эдуард занимался рисованием с детства и в 1830—1832 годах на свои средства обучался живописи в Академии художеств Дрездена. В 1838 (или 1836) году Санкт-Петербургской Императорской Академией художеств ему было присвоено звание неклассного художника и вручена серебряная медаль. Наибольшую известность художнику принесли акварели интерьеров известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга, Гатчины, написанных по заказу императорской семьи, хотя известно и несколько портретов в его исполнении.7

Э.Гау, автопортрет

С 1840 года, выполняя заказы Двора, он «многократно удостаивался за исполнения их изъяснения высочайшего одобрения»; многие из его акварелей находились в альбомах императорской семьи. В декабре 1852 года совместно с Л. Премацци и К. Ухтомским получил от императора Николая I почётный заказ на создание целой серии акварелей «внутренностей зала Нового Эрмитажа», который был построен как специальное музейное здание по проекту баварского архитектора Лео Кленце. Николай I гордился новым музеем и заказал художникам виды всех залов этого здания. За эту работу Эдуард Петрович получил в 1854 году от Академии художеств звание академика, а также был утверждён в чине титулярного советника.7

Особая ценность акварелей художника заключается, прежде всего, в том, что по ним можно составить учебник по истории интерьера с середины XVIII века и почти до конца XIX век. В Царском Селе Эдуард Гау нарисовал несколько великолепных акварелей интерьеров императорских дворцов: Зеркальный кабинет Марии Александровны, Китайский зал, Спальня Марии Александровны, Азиатская (Турецкая) комната, Синяя комната (Табакерка), Арабесковый зал. Многие из них хранятся в фондах ГМЗ "Царское Село".

 

Э.Гау. Арабская (Турецкая) комната Зубовского флигеля Екатерининского дворца

 

Надо отметить, что акварели Э.Гау объединяет высокое техническое мастерство: это точное построение перспективы, тщательная прорисовка деталей, мастерство акварельной техники. Работа с акварелью в технике отмывки, когда многократное покрытие цветом — слой за слоем, усиливая тональность, очень сложная, и нельзя ошибиться, переписать. Существует предположение, что Э.Гау, как и другие художники — перспективисты, использовал оптические приборы типа камеры обскуры (прообраз фотоаппарата). Даже в этом случае все равно написание акварелей — это огромный труд. Если вначале художник создавал небольшое количество листов, по 3-4 в год, то затем по десятку.7 По его акварели, в том числе, сейчас (2018) восстанавливают интерьер Церкви Екатерининского дворца.

В 1854 (или в 1864) году Эдуарду Петровичу было присвоено звание академика перспективной акварельной живописи. Только в Гатчинском дворце Гау было написано 59 акварелей, часть из которых до 1920-х годов хранилась в коллекции дворца, и лишь потом была передана в Эрмитаж. В Гатчине Гау впервые появился в 1862 году для создания акварелей с видами кабинетов Николая I и Александра II и продолжил работу во дворце только в 1874 году. Гатчинские акварели представляют собой особую ценность, поскольку Большой Гатчинский дворец был полностью сожжён во время Великой Отечественной войны отступающими немецкими войсками, и эти картины служат ценным материалом при проведении реставрации интерьеров дворца. Последние работы художника были сделаны в Большом Гатчинском дворце и отмечены 1880 годом.7

Эдуард Петрович Гау прожил долгую жизнь до 80 лет. Он умер 22 декабря 1887 г. в Дерпте и погрёбен в этом же городе. Однако после его смерти вдова Емилия Гау с приемной дочерью, не имея достаточных средств, вынуждены были просить Санкт-Петербургскую академию об оказании материальной помощи. В архиве были найдены документы, где Академия, отметив заслуги художника, выделила единовременное пособие, но в пенсии отказала, ссылаясь на то, что "Эдуард Гау на службе при Академии не состоял".

 

Средний сын — Александр Иванович Гау (1814-1875) — родился 10 мая 1814 года там же, где  братья — в Ревеле. Славы братьев-художников ни снискал, но стал ремесленником-ювелиром, купцом 3-ей гильдии. Скончался 28 января 1875 году в Санкт-Петербурге.8

Его супруга Луиза Жозефина урожденная Шилль (Luise Josephine Schil, 1826-1889). Родилась 28 августа 1826 года, скончалась 3 мая 1889 года в Санкт-Петербурге.9 

Дети супругов:10

  1. Вольдмар (29 августа 1849 года-19 марта 1883 года) — родился и умер в Санкт-Петербурге, провизор-фармацевт, владелец аптеки 
  2. Николай (?-?) — как и отец стал ювелиром, в 1880 году женился в Санкт-Петербурге на Elwine Alexandrine Юргенсон
  3. Джулия (Julie Louise Hau, 1854-?) - родилась 4 февраля 1854  в Санкт-Петербурге
  4. Ольга Александровна Гау (1858 — после 1916) — вышла замуж за преподавателя истории и географии Императорской Николаевской Царскосельской гимназии Николая Петровича Покотило.11

 

 

Младший сын, брат Эдуарда и Александра - Владимир Иванович Гау (1816- 1895) — родился 4 февраля 1816 года в Ревеле.12 

Несомненно, что сама атмосфера семьи, где отец и старший брат были художниками, оказала влияние в выборе Владимиром будущей профессии. Еще в детстве он «обнаруживал склонность к рисованию лиц и человеческих фигур». Однако отец, его первый учитель, был против стремления сына посвятить себя портретному искусству, поскольку «считал весьма печальной участь портретиста, которому поневоле часто приходится снисходительно выслушивать суждения людей, ничего не понимающих в живописи». Желая сделать из сына ландшафтного художника, он отдал его учиться известному пейзажисту, академику Карлу фон Кюгельхену (1772–1831), на склоне лет поселившемуся в своей усадьбе Фридхейм под Ревелем.13

В.И. Гау. Автопортрет. 1855. Бристольский картон, акварель, белила. ГЭ

Кюгельхен, отличавшийся «живостью нрава, мягкостью, жизнерадостностью и благородством», видимо, дал возможность молодому таланту развиваться в избранном им направлении. Он первым оценил в юноше дар портретиста, и благодаря его содействию «Гау стал уже тогда (в конце 1820-х годов — Л.К.) получать заказы на портреты в таком количестве, что едва успевал исполнять их». К сожалению, эти ранние работы Гау конца 1820-х – начала 1830-х годов пока неизвестны.13

В 1835 году Владимира Гау, в то время ученика Академии художеств, пригласили для работы в Царское Село. Об этом событии упоминает в своем дневнике семнадцатилетний цесаревич Александр Николаевич: «23 сентября. Понедельник. Царское Село. <…> Я очень дурно провел ночь от зубной боли и от того встал позже. В 11 часов меня рисовал Гау и там я гулял. <…> 28 сентября. Суббота. Царское Село. <…> После обеда Гау делал мою профиль». Осенью этого года художник исполнил серию портретов детей императорской четы: великих князей Александра и Константина, Николая и Михаила, великих княжон Марии и Ольги (по два изображения на одном листе) и Александры.13 

Заказные портреты позволили Владимиру Гау «через год отказаться от стипендии, назначенной ему императрицей, так как он был уже в состоянии содержать себя своими трудами»15. Он обратился к ней с просьбой назначить этот пенсион «другому бедняку из числа учащихся». Александра Федоровна, «тронутая его благородным поступком, попросила молодого живописца написать ея портрет. В награду она подарила художнику золотые часы с цепочкой». В 1836 году Гау окончил Академию художеств с большой серебряной медалью и званием неклассного художника акварельной живописи17. В 1837–1839 годах круг его заказчиков заметно расширился. Среди его моделей — члены Императорского дома. Заказчиками портретиста были и представители русской знати, близкие к Императорскому двору.13

В 1838 году В.И.Гау получил возможность посетить Италию. Около двух лет он пробыл за границей, где не только совершенствовал мастерство, но и продолжал работать на заказ, очевидно, таким образом зарабатывая себе на жизнь и обучение. После возвращения в Россию карьера Гау развивалась стремительно. В 1840 году он стал придворным художником, в 1842 получил звание «назначенного», а в 1849-м — академика акварельной портретной живописи. Эти годы — период его активной творческой деятельности. Он писал многочисленные заказные портреты царской семьи и русской знати, исполненные в основном поколенно или в полный рост в интерьере или на фоне пейзажа.13 

В 1842 году Владимир Гау женился на Луизе-Матильде-Теодоре Занфтлебен (1825–1898), дочери модного петербургского портного Фридриха Захариаса Готлиба Занфтлебена (1776–1837) и Марии Елизаветы, урожденной Винтер (1792–1849). Можно предположить, что знакомство художника с этой семьей произошло вскоре после его приезда в Петербург: Гау, как и Зантфлебены, был прихожанином лютеранской церкви Святого Петра, находящейся и поныне на Невском проспекте. «Для санкт-петербургских немцев, живших в рассеянии и чуждом окружении, жизнь их церковных общин была особенно дорога. Это был неповторимый сплоченный мир, где они были только между собой, говорили только на родном языке и с пристрастием культивировали собственные религиозные, культурные традиции и обычаи». Сближение молодых людей могло произойти и благодаря старшему брату Луизы — соученику Гау по Академии художеств, архитектору Александру Федоровичу Занфтлебену (1815–1881). В 1851 году он совместно с архитектором Н.П.Гребенкой занимался перестройкой дома по Большой Итальянской, 29, приобретенного художником в 1850 году. Этот дом сохранился, но немногие знают, что более сорока лет в нем жил и работал замечательный портретист В.И.Гау. О некоторых событиях его семейной жизни рассказывают небольшие карандашные наброски и акварели в основном жанрового характера, поступившие в собрание Русского музея от его внука Магнуса Викторовича Гинце (1879 – после 1917).13

В семье Гау родились девять детей - три сына: Гаральд (1851–1893), впоследствии ставший архитектором, Александр (родился и умер в 1855 году), Гастон (1857–1874) и шесть дочерей: Ольга (1844–1850), Матильда (родилась и умерла в 1845), Евгения (1846–1852), Мария Луиза (1848–1915), Елена Цецилия (1852–1853), Ева Юлиана (1854–1914/1915?).13

Семейные портреты кисти Гау находятся в музеях России и ближнего зарубежья. Облик старшего сына Гаральда (1852) и трех дочерей — Марии, Ольги и Евгении (1850) сохранили акварели из собрания Ярославского художественного музея.13 

 

В. Гау. Портрет Марии, Ольги и Евгении Гау. 1850

 

В московской частной коллекции удалось отыскать парные портреты Александра Гау, старшего брата Владимира Ивановича,14 и его жены Луизы Жозефины, урожденной Шилль (родителей Ольги Александровны Покотило). К сожалению, неизвестна судьба портрета супруги художника Луизы Гау, экспонировавшегося в 1849 году в залах Императорской Академии художеств. Известен ее портрет второй половины 1860-х годов из фондов Русского музея.15 

Его манера отличается тщательностью исполнения и стремлением к натуральности, иллюзорной достоверности изображения, что очень точно отвечало вкусам заказчиков того времени. Журнал "Нива" за 1895 год писал: "Особы Императорской фамилии, начиная с императора Николая I-го до императора Александра III, весь Двор, все, кто принадлежал к высшим слоям петербургского общества, все знаменитости были написаны Гау". Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других.15  

В.И.Гау скончался 11 марта 1895 года в возрасте 79 лет от воспаления легких. Его могила находится на Смоленском лютеранском кладбище, одном из самых старых кладбищ Санкт-Петербурга, возникшем в середине XVIII века в южной части острова Голодай (ныне остров Декабристов). Здесь же покоится и его жена Луиза Гау. На могиле сохранилось надгробие из голубого мрамора с ее барельефом; бюст художника был утрачен, как и многие памятники наших великих соотечественников, здесь похороненных.15

Всем, кто интересуется творчеством Эдуарда и Владимира Гау, мы рекомендуем познакомиться с полными текстами статей Л. Карнауховой и В. Федоровой, сведениями из которых мы воспользовались, и ссылки на которые мы дали в источниках ниже.

Нам же, в первую очередь, интересно найти дополнительные сведения о семье ювелира Александра Ивановича Гау и семье его дочери Ольги, которую судьба связала с преподавателем Императорской Николаевской Царскосельской гимназии Николаем Петровичем Покотило.

 

Бровкина Т.Ю., зав. Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуются впервые

 

Источники:

  1. Основные сведения о семье Гау почерпнуты из публикации Л.Карнауховой, С.Архангельского. Придворный живописец В.И.Гау. Техника живописи акварелиста Владимира Гау. "Наше Наследие" № 100 2011. Далее источники и комментарии из публикации будут предваряться пом. Л. Карнаухова.
  2. Данные семьи Иоганна Гау в База данных Эрика Амбургера 
  3. Л. Карнаухова
  4. Иоганн Гау в БД ЭА
  5. Эдуард Гау в БД ЭА. В выписке из метрической книги церкви святого Николая города Ревеля за 2 октября 1834 г. значится, что отцом Эдуарда был «мещанин и декоратор Иоганес Гау», а матерью «его законная жена Анетта Юлиана, урожденная Нильсен» (РГИА. Ф.789. Оп.14. Д.66-Г. Л. 4 (перевод), Л. 2 (оригинал на немецком языке с церковной печатью). В имеющихся официальных архивных документах художник значится как Эдуард Петрович Гау. Неизвестно, что послужило причиной изменения отчества, но именно поэтому братьев Владимира и Эдуарда считали дальними родственниками или двоюродными братьями. Сведения Л. Карнауховой
  6. Л. Карнаухова
  7. Фёдорова В.В. Императорские покои Гатчинского дворца в акварелях Эдуарда Гау. ГМЗ Гатчина
  8. Александр Гау в БД ЭА
  9. Луиза Шилль (Гау) в БД ЭА
  10. Дети Александра и Луизы Гау в БД ЭА
  11. ЦГИА СПб. Ф.276. Оп. 3. Д.46. 1910-1916. Л.11 Св-во
  12. Владимир ГАУ в БД ЭА
  13. Л. Карнаухова
  14. У Л. Карнауховой Владимир назван старшим братом Александра, но, очевидно, она ошибается здесь — Александр родился на 2 года ранее Владимира. Сведения Л. Карнауховой относительно Александра требуют уточнения
  15. Л. Карнаухова
Рейтинг: 0 Голосов: 0 299 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!