Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Горбунов Кирилл Антонович (1822 — 1893, Царское Село)

русский художник-литограф из крепостных, живший на Московском шоссе. Сыновья художника — выпускники и преподаватели Николаевской гимназии

Фотоальбом Горбуновы-Судовские

 

Горбунов Кирилл Антонович(1822 — 1893, Царское Село) жил со своей большой семьей на Московском шоссе (в 1917 и до войны — нумерация дом 15), среди других художников, образовавших здесь своеобразную художественную колонию: П.П. Чистякова, М.В. Харламова, М.Н Васильева (его зять).

Кирилл Антонович Горбунов родился в 1822 году в селе Владыкино Чембарского уезда, ныне Каменского района в семье дворового крепостного человека помещицы Владыкиной. В 1834 году был отправлен в Москву для обучения ремеслу. Здесь, в доме Владыкиных, встречается с В.Г. Белинским, сыгравшим большую роль в его судьбе.1

Первоначальное художественное образование Горбунов получил в Московском художественном классе под руководством братьев Василия и Алексея Добровольских, Ивана Дурнова и Карла Рабуса. Окончив Московский художественный класс (18361840), К.Горбунов по рекомендации Николая Гоголя едет в Санкт-Петербург и становится вольноприходящим воспитанником Академии художеств (1840—1846), где занимается под руководством Карла Брюллова. Именно Брюллов совместно с В.А. Жуковским, В.Ф. Одоевским и М.Ф. Орловым (директором художественного класса) добились получения К.А. Горбуновым «вольной» в 1841 года. В апреле того же года смог поступить в Академию Художеств, где на правах вольноопределяющегося воспитанника занимается у К.П. Брюллова.

Московский художественный класс был весьма любопытным учреждением. Созданный художниками-любителями из высшего московского общества с целью приятного времяпровождения, класс под влиянием декабриста М. Ф. Орлова постепенно совершенно изменил свое лицо и превратился в школу, которая ставила своей целью дать художественное образование талантам из народа, «ибо <как писал М. Ф. Орлов> сколько людей, рожденных для художества, остается без всякого образования и здесь и в отдаленных частях России, не имея средств предпринять путешествие в С.-Петербург и испытать свои силы и усердие».2

Основную массу учеников Художественного класса составляли крепостные, так как учредители его имели право записать в класс для бесплатного обучения двух учеников, свободного или крепостного состояния. Этой возможностью почти все члены поспешили воспользоваться для определения туда своих крепостных.Жизнь этих учеников была весьма безрадостная. Даже московский военный генерал-губернатор, кн. Голицын, должен был засвидетельствовать, что в Художественном классе учатся молодые люди «часто без одежды, без обуви и без пропитания». Но, несмотря на все невзгоды, ученики, и как раз крепостные, делали большие успехи. В 1836 году, т. е. в год поступления Горбунова в Художественный класс, Академия художеств присудила двум ученикам (оба крепостные) серебряные медали, а двум другим (тоже крепостным) — похвалы за присланные в Академию работы.2

Горбунов также быстро выдвинулся своими успехами, и вскоре после его поступления работа молодого художника «Старуха с девочкой» была послана вместе с другими лучшими ученическими работами в Академию художеств. Вскоре Горбунов сблизился с группой передовой московской молодежи. Особенно близко сошелся он с В. П. Боткиным, а также с Белинским, которого, вероятно, знал еще до приезда в Москву, помещица Л. С. Владыкина с семейством критика находилось в родственных отношениях. Эта дружба сыграла большую роль во всей дальнейшей судьбе художника.2

Белинский вскоре оставил Москву и переехал в Петербург. Он ведет живую и деятельную переписку с Боткиным и почти в каждом письме вспоминает Кирюшу, т. е. Горбунова. Последний также рвется в Петербург. Он мечтает о получении отпускной и о поступлении в Академию художеств. Его работы уже обращают на себя внимание. К этому времени Горбунов уже настолько выдвинулся, что пишет акварельный портрет такого видного члена московского общества, как почт-директор Булгаков. В Москву приезжает Гоголь. Боткин знакомит молодого художника с Гоголем и дальше Боткин принимает самое живое и непосредственное участие в жизни молодого талантливого художника. Скоро из «отдаленнейшего края», т. е. из Пензенской губернии, Чембарского уезда, из села Сергиевского-Владыкино, получена была отпускная, подписанная корнетом А. С. Владыкиным 31 марта 1841 года.2

Горбунов немедленно поступил вольноприходящим учеником Академии художеств. Брюллов принял его в число своих учеников, и Горбунов сразу выдвинулся. За этюд в октябре 1842 года ОН получил второй номер, а вскоре и две серебряные медали. Поступив в Академию, Горбунов не прерывает своих старых связей с литературным миром Петербурга, в особенности с теми писателями, которые группировались вокруг «Современника», где руководящую роль играл друг Горбунова, Белинский.2

Горбунов не прерывает своих связей и с Москвой. Он заезжает туда, встречается с Герценом, бывает в его кружке, рисует его портрет, который последний преподносит издателю «Отечественных Записок» Краевскому. Когда в 1845 году Герцен и наиболее близкие ему друзья поселились за Москвой, на даче в Соколове, среди гостей, часто посещавших гостеприимных хозяев Герцена и Грановского, находился и Горбунов. Горбунов сошелся близко также с Огаревым.2

В 1846 году Горбунов получил звание свободного (неклассного) художника. В 1851 году, в возрасте 29 лет, за портрет профессора А.Т. Маркова получил звание Академика портретной живописи. Он теперь самостоятельный, независимый человек и признанный художник, на которого такие люди, как Белинский и Герцен, возлагают большие надежды. Но как это случалось со многими художниками, бывшими крепостными, Горбунов не оправдал тех больших надежд, которые возлагались на него как на художника. Слишком много сил и энергии, повидимому, было потрачено им на то, чтобы вырваться из неволи, и ему нехватало жизненной энергии, чтобы завоевать себе достойное место на художественном поприще. По окончании Академии и по получении звания академика Горбунов поступил учителем рисования в Смольный институт и на этой скромной работе оставался почти до своей смерти.2

Работал преимущественно как портретист. Преподавал живопись в Смольном институте, в Александровском училище и частных учебных заведениях. Все же Горбунов занял почетное место в истории русской культуры — тем, что он нарисовал целую галлерею портретов русских писателей: Белинского, Гоголя, Герцена, Грановского, Кольцова, Станкевича, Тургенева и других.

Мы не можем не отметить того факта, что Горбунов написал портрет М.Ю. Лермонтова. Первый акварельный портрет был исполнен художником в 1840 году, где он изобразил поэта в в сюртуке Тенгинского пехотного полка:

 

К.А. Горбунов. Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой
1840 г. Бумага, акварель. Изображение 12,0х10,5; лист 15,5х11,5. ИРЛИ РАН

 

Мнения современников об этом портрете различались. Впервые портрет (акварель) Горбунова был приложен в виде литографии к первой части «Стихотворений М. Ю. Лермонтова», изданных еще в 1842 года, и с тех пор он воспроизводился много раз как в виде отдельных изданий, так и в приложениях к сочинениям поэта, и без преувеличения можно сказать, что это — наиболее распространенный портрет поэта.2

Спустя более сорока лет, в 1883 году, в связи с организацией при Николаевском кавалерийском училище Лермонтовского музея, группа офицеров Лейб-гвардии Гусарского полка обратилась к Горбунову с просьбой исполнить портрет поэта в мундире этого полка. Художник охотно выполнил этот заказ. И по сей день этот портрет является лучшим посмертным изображением поэта.2

 

К.А. Горбунов. Женский портрет, 1874. Холст, масло, 69 х 57 см (овал). Рыбинский ГИАХЗ

 

Художник имел поразительной красоты голос и послужил прообразом Яшки Турка в рассказе Тургенева «Певцы». Писатель пригласил к себе Горбунова с его другом Л.М. Жемчужниковым и действительно устроил состязание, судьями были П.В. Анненков и сам Тургенев, победителем же оказался Горбунов.3

Писал художник  и религиозные сюжеты. В частности, он участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, Александровского собора в Вятке, церкви Знамения в Царском Селе. Основные работы хранятся в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

Он много писал в царскосельских храмах. В Знаменской церкви Царского Села находился запрестольный образ Горбунова «Воскресение Христово» (середина 1860-х гдов), а в госпитальной церкви — местные образа. Писал он и образа для полкового храма Лейб-Гвардии 2-го Стрелкового полка, написал "Вознесение Господне" для Евангелическо-лютеранской кирхи в Павловске.3

Его образы в церкви и госпитале Царского Села появились не случайно — с 1870-х годов семья художника обосновалась в Царском Селе.3

Известный литературовед-царскосел Э.Ф. Голлербах писал: "Если в Царском — Детском — Пушкине перманентно пребывал литературный Парнас, то на Московском шоссе расположился уголок художников, начавший свое существование с дачи К.А. Горбунова".4

Е.В. Бабурина (внучка художника) рассказывает домашнюю историю-легенду о том, что после того, как картина К.А. Горбунова «Встреча с детьми Государя Императора Александра II во время прогулки а Павловском парке» была приобретена Александром II, последний предложил Горбунову участок земли по правую стороне (нечетная) против Фридентальской колонии. Дедушка отказался, но заявил, что если другие художники пожелают здесь поселиться, он с радостью примет проявление монаршей милости.5

Как бы то ни было, но в октябре 1874 года участок № 1 был пожалован дочери художника — Наталье Кирилловне Васильевой, жене академика живописи М.Н. Васильева, для постройки дачи и мастерской. Дом спроектировал придворный архитектор А.Ф. Видов.5 

Кирилл Антонович был женат на Екатерине Ивановне, родившей супругу восемь детей. Отец смог передать детям свой талант - четверо детей связаны с искусством:

  1. Антон Кириллович Горбунов (1850 — 1914) — архитектор и художник. Окончил Академию художеств в 1884 г.
  2. Николай Кириллович Горбунов (1857 — 1918) — родился 30 октября 1857 года. С 1 декабря 1903 года по 1 августа 1906 года преподавал рисование и служил художником в Императорской Николаевской Царскосельской гимна­зии.6 Скончался в 1918 году на Московском шоссе, в семейном доме, похоронен на Казанском кладбище
  3. Александр Кириллович Горбунов (1855 — 1912) — родился 12 декабря. Художник-баталист, автор портретов, жанровых и исторических сюжетов. Скончался  4 октября 1912 года. похоронен на Казанском кладбище
  4. Иван Кириллович Горбунов — выпусник Николаевской гимназии 1883 года, поступил сразу после гимназии в университет, стал служащим.7
  5. Владимир Кириллович Горбунов — в 1882 году поступил в старшую группу приготовительного класса Николаевской гимназии, более поздние сведения пока не выявлены. Служащий, кск, проживал в 1917 год на Московском шоссе, д.15. Канцелярия обер-прокурора Св. Синода, похоронен на Казанском кладбище
  6. Наталья Кирилловна Горбунова, в замуж. Васильева, супруга художника
  7. Анна Кирилловна Горбунова, в замуж. Блинова, овдовела
  8. Александра Кирилловна Горбунова  — умерла молодой
     

В адресных книгах 1917 году упомянута Горбунова Мария Степановна –  вдова художника, Московское шоссе, д.15. Необходимо уточнить вдовой которого из художников Горбуновых она является.8

Кирилл Антонович Горбунов скончался 8 ноября 1893 года и был похоронен на Казанском кладбище Царского Cела.9

 

Могила Горбунова К.А. на Казанском кладбище, надгробие 1961 года.

 

Там же похоронена вдова художника  и трое сыновей: Александр, Николай и Владимир.

С Николаевской гимназией связана и семья преподавателя Судовского, состоявшая в родстве и с Горбуновыми и с Васильевыми.

Дом художника, к сожалению, сгорел дотла в пожарах Великой Отечественной войны. 

 

Бровкина Т.Ю., зав. Музеем Николаевской гимназии

 

Источники и комментарии:

  1. К.А. Горбунов на Артпоиск
  2. Беккер И. К. А. Горбунов и его портрет Лермонтова // М. Ю. Лермонтов / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — Кн. II. — С. 776—781. — (Лит. наследство; Т. 45/46). ФЭБ
  3. Семенова Г.В. Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638 с.; 
  4. Головчинер Евгений Маркович. Истоки Пушкинского краеведения. СПб., 2005.
  5. Груздева А.Г., Чурилова Е.Б. Историческая застройка Московского шоссе в Отдельном парке Царского Села. СПб., 2005.; Царскосельский некрополь / Под редакцией Давыдовой Н.А., Груздевой Г.Ф. СПб.: Серебряный век, 2014 – 280 с., ил. С.186
  6. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896-1911). Спб., 1912. 100 с. С.44
  7. ЦГИА СПб.  Ф.14. Оп.3. Д.23124. 1883. Горбунов Иван Кириллов
  8. Адресные книги Санкт-Петербурга
  9. Царскосельский некрополь

 

опубликовано 05/2019

Рейтинг: 0 Голосов: 0 92 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!