Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Катуркин Тимофей Ильич (1887-1957)

русский живописец и график, преподаватель чистописания и рисования Императорской Николаевской Царскосельской гимназии в 1912-1917 гг

Фотоальбом Катуркин Т.И.

 

Тимофей Ильич Катуркин  — православный,  родился 21 февраля (ст.ст.) 1887 года в деревне Петрово Белевского уезда Тульской губернии, в крестьянской семье.1

В раннем детстве он показал себя способным к рисованию. Подростком попадает в Одессу, где поступает в Одесское художественное училище. Он настолько хорошо и плодотворно овладевает рисунком и живописью, что в 1909 году едет в Петербург и поступает без экзаменов в Академию художеств, которую успешно заканчивает в 1916 году по классу профессора В. Е. Маковского.1

Катуркин Т.И., 1916.2

 

В годы его учебы в Императорской Академии художеств белевское Земское Собрание выделяло Катуркину в 1910 и 1911 годах субсидии на обучение в Академии. Он окончил полный курс педагогического класса Академии по I разряду, получив за картину «Ярмарка» звание художника.3 

По отзывам товарищей, с которыми учился Катуркин, Тимофей Ильич выделялся своим сердечным, теплым отношением к друзьям студентам, был бескомпромиссным и принципиальным в вопросах искусства.3 

Из воспоминаний (не слишком лицеприятных для художника) о времени учебы Катуркина в Академии и студенческой жизни на знаменитой академической даче известного советского художника-иллюстратора книг Владимира Милашевского:4 "Опишу кое-какие забавные, даже декоративные черты жизни студентов-академистов. Большую роль в ней играла столовая. Она освобождала нас от хождения по кухмистерским, да и цены были дешевле. Столовая была не только местом для обедов, но чем-то вроде интеллектуального клуба, которым ведал Катуркин, ученик Маковского... 

Вся атмосфера академической столовой была родной для академистов. Мы сидели в ней после дневных занятий, болтали, обедали, пили чай, рисовали в «столовских» альбомах, пока ровно в пять часов не прогремит звонок к рисунку… Несколько раз в году Катуркин устраивал «вечера». Вечер уважаемого балалаечника; никому неизвестного чтеца-декламатора с непременным в то время «СакьяМуни — каменный гигант»; исполнительницы цыганских романсов, с модными испанскими пейсами и кустодиевской шалью. Но два раза в год я слышал и видел, находясь от него в двух метрах, — Федора Ивановича Шаляпина. 

Это были большие дни, никто не пропускал такого случая. Являлся он к нам часа в два дня, гостил у нас и пел часов до пяти-шести вечера… Катуркин благодарит от лица собравшихся и просит разрешения «на память о дивном вечере» преподнести два пейзажа. Он торжественно, со счастливым лицом, протягивает эти два пейзажишка, написанные бог знает чем, серыми сгустками краски, с пробивающейся зеленцой, свистящей и мерзкой. Конечно, серый день, какие-то дрянные кусты, слюнявые речушки. Как можно было дарить этот замшелый мусор Шаляпину, да еще с претензией на то, что это принесет ему радость! Но артист есть артист! Шаляпин великолепно сыграл роль растроганного и осчастливленного человека."

Впрочем, даже из этих строк, автор которых столь пренебрежительно отзывается о творчестве Тимофея Катуркина, явствует активная жизненная позиция художника, его качества организатора и желание быть в гуще событий.

Ещё не имея чина, с 1 сентября (в реальности с 9 октября) 1912 года до сентября 1913 года Тимофей Катуркин преподавал рисование в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии.В конце 1913 года директор гимназии Я.Г. Мор составил характеристику на прослужившего год в гимназии Т.И. Катуркина:6

  • Педагогические умения невелики, так как служит первый год,
  • Конфликтов с учениками не было. Обращается с учениками вежливо.
  • Относится к своему весьма добросовестно, Не опаздывает, а пропусков весьма мало.
  • Авторитет педагога в классе хорош
  • Интерес учеников к его предмету — удовлетворительный, успешность учеников полная
  • Дополнительных занятий с учениками не было
  • Классным наставником не был

 

С 12 сентября 1913 года Катуркина замещает его сокурсник по классу Маковского в ИАХ В.А. Лепикаш. Вместе с Лепикашем Катуркин принимал участие в годы учебы в издании 10-ти томного издания А.В. Маковского "Школа рисования, живописи и прикладного искусства "Искусство для всех",7 выходившего в Петрограде в годы Первой мировой войны (1914-1916). Этот журнал-руководство к обучению живописи, изданное выдающимися художниками — В. Маковским и И. Репиным, Д. Кипликом. Единственное в своем роде издание на фоне обширной периодической печати начала ХХ века, посвященной искусству, рассматривающие практические вопросы: наблюдательная перспектива, отмывка тушью, рисование частей человеческого тела, опыты живописи масляной краской и др.8

 

 

На титульном листе журнала имена сразу двух преподавателей Николаевской гимназии — В.А. Лепикаша и Т.И. Катуркина

 

Журнал "Нива", №36 за 1916 год, реклама журнала "Искусство для всех"

 

Об издании Маковский писал:  "Считаю долгом предупредить читателя, что я далек от мысли написать такое руководство, которое выучивало бы искусству живописи. За двадцать лет моего педагогического опыта я пришел к выводу, что могу только руководить учащимися, пользуясь своим опытом художника, указывать, советуясь с учеником, делать то-то и то-то, употреблять такой-то материал, избегать таких-то красок и пр. и пр. Здесь я говорю о художестве в чистом его значении. Этому нельзя выучить, можно только помочь выучиться. Совсем другое дело, если задачей ставится выучить грамотно передавать видимое на плоскости. Графической грамотности выучить можно всякого. Это — часть начального обучения графическому искусству".  

 

Катуркин Т.И. Народное гулянье, 1913.9

 

Неизвестно, как сложились обстоятельства с замещением Катуркина на Лепикаша, но в декабре того же 1913 года Катуркина утверждают штатным преподавателем Николаевской гимназии и он продолжает преподавать в ней рисование и чистописание вместе с Лепикашем.10 

В гимназическом деле отложился документ, объясняющий причину пропуска преподавателем Катуркиным в 1915 году уроков в гимназии: "вызов к Августейшему Президенту Великой княгине Марии Павловне старшей".11 Великая княгиня Мария Павловна с 1909 года была Президентом Императорской Академии художеств.

С 1911 Тимофей Ильич участник выставок (22-я выставка Товарищества южнорусских художников в Одессе). Экспонировался на отчетных, весенних и осенних академических выставках (1912–1917), 1-й выставке картин «Общины художников» (1917), ТПХВ (1918) в Петербурге (Петрограде), выставке произведений московских и ленинградских художников (1937), Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» (1939) в Москве, Ленинграде и других.12

Когда произошла Октябрьская революция, Катуркин безоговорочно стал на ее сторону.

 

Катуркин Т.И. В перерыве, 1917

 

Картина "В перерыве", посвященная событиям бурного 1917 года была впервые представлена Катуркиным на осенней выставке Петроградского товарищества художников.13 Он был заведующим этой выставкой. Один из рецензентов, отмечая общую пассивность выставленных работ относительно событий в стране, упомянул другую картину Катуркина того же периода: "Правда, при желании, на выставке можно было все же найти несколько работ, посвященных еще недавним событиям («Тревожные вести» и «Вырвались мысли свободные» И. Владимирова, «Земля и воля» Т. Катуркина), без которых вообще «никто не сказал бы, что это не на выставке эпохи Николая»".14 

Катуркин возвращается из бурлящего Петрограда в места своего детства. 18 марта 1917 года он был послан Академией художеств в Белёв в научную командировку сроком на 1 год, а пробыл в ней 6 лет. Инициатором командировки был А. В. Луначарский. В Петрограде в это время хлеб давали по талонам, поэтому для поддержки здоровья и для написания этюдов и картин Луначарский направил Катуркина в родной Белев. В июне 1918 года его назначают председателем белевского пролеткульта. Он был сразу мобилизован местным УОНО «к собиранию художественных ценностей».15

 

1929. Ячейка ВЛКСМ Тульского статистического отдела. Катуркин Т.И. в центре.16

 

12 сентября 1918 года Тульский губернский исполнительный комитет для ведения учета во всех отраслях народного хозяйства и культурно-социального строительства постановил преобразовать статистический отдел бывшего губернского земства в статистический отдел Тульского губернского исполнительного комитета с правами самостоятельного учреждения. Первым заведующим Статистического отдела советского периода стал Т.Катуркин.17

 

Катуркин Т.И. Модель. 1920-е — нач. 1930-х гг

 

С 1918 по сентябрь 1923 года он работал по линии народного образования, занимая сразу несколько должностей. Был инструктором по внешкольному образованию, заведующим отдела искусств, заведующим отделом народного образования, зампредседателя Уездным Исполнительным Комитетом.8 Под опекой Катуркина находился белевский краеведческий музей. В 1918 году в национализированном купеческом доме В. М. Рыжкова Тимофей Ильич открывает Дворец Искусств, в составе 4-х студий. Одной из студий – художественной – он руководил сам. В студии занималось 22 студента, среди которых была Надежда Петровна Ходасевич. Затем Надежда Петровна уехала во Францию, вышла замуж за знаменитого французского художника Фернана Леже.15 

 

Катуркин Т.И. Мальчик с лошадью

 

В 1919 году Катуркин вступает в ряды коммунистической партии, и активно включается в дело становления новой, советской культуры. В 19191924 годы Тимофей Ильич работает заведующим отделами искусств и народного образования в Белеве, а в последующие годы — в Тульском губернском отделе народного образования, где руководит отделом губпрофобра.15

 

Президиум Тёпло-Огарёвского РИКа (декабрь 1924 года), Катуркин Т.И. второй справа, в черном пальто.

 

С 1934 года Катуркин вновь возвращается к изобразительному искусству, которому он служит до последних дней своей жизни. С 1934 года по 1940 год он состоит председателем правления Ленинградского отделения «Всекохудожника», а затем переезжает в Москву и возглавляет правление «Всекохудожника».18

 

Катуркин Т.И. Малый городок, 1949.

 

О Катуркине в 1935 году упоминает в своём дневнике Павел Филонов: "4 января. Сегодня была Важнова. Она сказала, что в их мастерской по росписи тканей при кооперативе «Изо» был просмотр работ. Комиссию особенно заинтересовала работа Важновой (она ее недавно приносила мне показывать). Эту работу комиссия признала самой лучшей. Катуркин — работник Союза — спросил Важнову, у кого она училась. Та ответила: «У Филонова». Катуркин сказал: «Я всегда стоял за Филонова и его работы! Его надо пригласить к нам в совет по просмотру!» Кто-то из членов комиссии заметил: «Филонов сюда не пойдет». Катуркин сказал: «Мы его принудим по союзной линии»… Катуркин — коммунист. Сейчас он назначен на место Григорьева. Григорьев был арестован, как говорят, но сейчас на свободе и ждет суда.".19

 

1929. Кружок РОК. I выпуск Тульского статотдела. Катуркин Т.И. слева

 

Тимофею Катуркину принадлежит важная роль в восстановлении Академической дачи в Тверской области после войны. В 1945 г. им было написано письмо в Совет Министров СССР о необходимости государственного финансирования «Дачи». Письмо было рассмотрено положительно. В его картинах отражена история возрождения Академической дачи, изображены тогда только начинавшие строиться дома многих известных художников.20

В 1953 году, когда «Всекохудожник» был ликвидирован и его функции перешли к Художественному фонду СССР, Катуркин ушел на заслуженный отдых. Но и будучи пенсионером, он не прекращал своей деятельности в области изобразительного искусства: был преподавателем Художественно-промышленного училища имени М. И. Калинина (с 1953 по 1957 гг) и членом художественного совета Московской областной организации Художественного фонда РСФСР.

Тимофей Ильич — автор ряда книг по  теории рисунка, в написании одной из них - «Наблюдательная перспектива» — Катуркин выступил соавтором самого И.Е.Репина. В год смерти художника, в 1957 году в издательстве "Всесоюзное кооперативное дело" вышло пособие по рисунку, изданное коллективом авторов, среди которых был и Т.И. Катуркин.21

 

 

Как художник Т. Катуркин известен своими пейзажами Тверского края, жанровыми произведениями на тему сельской жизни. Автор живописных произведений: «В хоромах у барина» (1912), «У барского крыльца» (1914), «Сирень» (1915), «На работу» (1917), «Из гостей» (1917), «Бабы на речке» (1918), «Велосипедисты» (1935), «Лето» (1936), «В. И. Ленин на 1-й Всероссийской конференции фронтовых и тыловых военных организаций РСДРП (б) в 1917 году» (1937), «В обеденный перерыв», «Весенняя дорога» (обе — 1939) и других.

Помимо рисования, у Тимофея Ильича было еще одно призвание - он был мастером художественной фотографии.22

 

 

Герои его снимков — простые люди, которые его окружали: дети, старики, женщины постреволюционной русской провинции, они запечатлены на фотографиях с любовью и профессионализмом.

 

  

 

Некоторые фотографии служили для художника материалом и источником вдохновения для написания картин, как, к примеру, фотография "Велосипедисты":

 

  

 

Наиболее известные ученики -  художница Надежда Ходасевич (жена Фернана Леже) и  советский писатель Сергей Бородин.  Т.И. награжден медалями СССР  и орденом «Знак Почета».  Картины хранятся в  Государственном музее  политической истории России в Санкт Петербурге,  в  Тверской картинной галерее и других музеях России, а также в частных коллекциях за рубежом. 

 

Катуркин Т.И. — крайний слева, со своей семьей, 1950-е.23

 

Скончался Тимофей Ильич Катуркин 3 декабря 1957 года в Москве. Похоронили его на кладбище Донского монастыря.24 Дочь Тимофея Ильича - Тамара Тимофеевна, в замужестве Алабина, внук — Ю.М. Алабин.

 

Бровкина Т.Ю., зав.Музея Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуются впервые

 

Источники:

  1. Биография Т.И. Катуркина на Artinvestment.ru; Академическая дача. Воспоминания
  2. Фото из журнала "Лукоморье", 1916 г. Опубликовано на АртРу.инфо
  3. Селезнева И., архивариус. К истории создания музея в Белеве. Богородское краеведение; Белёв: памятники истории 
  4. Милашевский В. Вчера, позавчера… Воспоминания художника. 2-е изд., испр. и доп. М.: Книга, 1989.- 400с., ил. С.59-64
  5. .ЦГИА СПб. Ф.139, Оп.1, Д.14307. 1914. Список служащих ИНЦГ в 1914 году: ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1, Д.13222. 1912. ЛЛ.166,169. Ходатайство Мора о приеме Катуркина в ИНЦГ датировано 9 октября 1912 года.
  6. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.13744. 1913. ЛЛ.139-140. Характеристика 
  7. Школа рисования, живописи и прикладного искусства "Искусство для всех" [Текст]: в 10 т. / под ред. проф. А. В. Маковского и Вадима Лесового [Псевд.], при участии: И. Е. Репина, проф. Д. И. Киплика, преп. педагог. Курсов при Академии Художеств А. Г. Новикова, Н. К. Прозорова, Т. И. Катуркина, В. А. Лепикаш, Г. А. Ангерта, Б. Ф. Шлецера и др.; обл. Н. Бебиева. — Петроград: Благо, 1914? — 1916. — (27х21 см). — Текст представлен в старопечатной орфографии, используемой до 1918 г.   Т. 7. — 112 с.: ил. — (В пер.): Б. ц.
  8. Подробнее о журнале на сайте Русский библиофил
  9. Русская галерея искусств
  10. Д.13744. Л.174
  11. Д.14037. 1915 г. ЛЛ.41-42. Ведомость о числе пропущенных преподавателями ИНЦГ уроков в первой половине 1915 г.
  12. Биография Т.И. Катуркина на Artinvestment.ru
  13. Весенняя выставка (Петербургская весенняя выставка при императорской Академии художеств) — ежегодная выставка (1897 – 1918), организованная по инициативе руководителя пейзажной мастерской Академии А. И. Куинджи, на которой молодые художники, окончившие это учебное заведение и не состоявшие еще ни в каких творческих объединениях, демонстрировали свои работы. Цит. по: Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М.: Советский художник, 1983. 495 с. Электронная публикация Театральной библиотеки Сергеева
  14. Любитель. На выставке товарищества художников. — «Биржевые ведомости», веч. вып., 1917, 13 октября, № 16181. Цит. по: Лапшин В. П., указ. соч.
  15. Селезнева И., указ. сочинение; Белёв: памятники истории 
  16. 5 групповых фотографий с Т.И. Катуркиным из семейного собрания Катуркиных были проданы в 2016 году Аукционным домом "Русская эмаль"
  17. О развитии государственной статистики в Тульском регионе. Историческая справка Тулстата 
  18. Академическая дача. Воспоминания
  19. П. Филонов. Дневник. — СПб.: Азбука, 2000 (составление Е.Ф. Ковтуна). СС. 297-336
  20. Академическая дача. Воспоминания
  21. Рисунок [Текст]: (учебное пособие): для художественно-промышленных учебных заведений промысловой кооперации / А. Е. Хитров, Т. И. Катуркин, М. Ц. Рабинович; [спец. ред. В. В. Журавлев]. — Москва: Всесоюзное кооперативное издательство, 1957. — 320, [16] с.: рис., ил. — Б. ц.
  22. 9 художественных фотографий, выполненных Т.И. Катуркиным в 1930-е гг из семейного собрания Катуркиных были проданы в 2016 году Аукционным домом "Русская эмаль"
  23. Академическая дача. Воспоминания
  24. Белев: памятники истории

 

создано 03/2014, отредактировано 03/2019

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2009 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!