Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Клевер Юлий Юльевич и его семья

Клевер Юлий Юльевич (1850 — 1924) — художник, отец семейства

  1. Клевер Мария Юльевна (1878 — 1967), художница, дочь
  2. Клевер Оскар Юльевич (1887 — 1975) художник, сын Клевера Ю.Ю.
  3. Клевер Ольга Юльевна (? — 1942),  дочь, умерла в блокаду
  4. Клевер Юлий Юльевич (1882-1942) — художник, сын, умер в блокаду

 

ЮЛИЙ Юльевич Клевер родился в 1850 г. в Дерпте (современный г. Тарту, Эстония), в семье профессора химии. Окончив в 1866 г. Дерптскую гимназию, он поступил в Петербургскую Академию художеств на живописный факультет к профессору СП. Воробьеву.

В эти годы в Царском Селе на углу Нижнего (сейчас Софийского) бульвара и Московского переулка против Московских ворот проживал генерал в отставке Карл Васильевич Ферро, заведующий дворцовой аптекой. В доме, который сохранился и сейчас, Клевер встретился с одной из дочерей Феро, ставшей его женой.

Генерал был большим театралом и поклонником искусства. В доме Феро часто бывала молодежь, пользовавшаяся любовью гостеприимного хозяина. Сюда заходили студенты Академии, приезжавшие с юным Клевером на этюды: Руфик Судковский, Дмитриев-Кавказский, Васильев—Кищенко, Литовченко. К этому периоду относятся этюды Клевера «Из Дерпта», «Из Царского Села», за которые в 1870 г. художник получил малую и большую серебряные медали. С нашим городом связан пейзаж 1872 г. «Зимний вид в окрестностях Царского Села».

В 1874 году Ю.Ю. Клевер оказался одним из членов-учредителей Общества выставок художественных произведений в Петербурге и был его членом до 1885 года. Молодой художник вел большую общественную работу. К этому времени уже сформировались его эстетические принципы, которые были противоположны передвижникам. В этом плане Ю.Ю. Клевер составлял передвижникам острую конкуренцию.

В том же 1874 году 24-летний Ю.Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным образом: он организовал персональную выставку, которая прошла на стендах Петербургского Общества поощрения художеств. Это было необычным делом, на которое решались лишь немногие известные живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Выставка Ю.Ю. Клевера прошла чрезвычайно успешно. После нее успех следовал за успехом. В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк", в 1876-м премию получила его картина "Первый снег на вспаханном поле". И уже в том же 1876 году Клевер на своей второй персональной выставке (!) показал сорок работ – десять картин и тридцать этюдов. Все были восхищены работоспособностью, упорством и талантом живописца Клевера. О нем говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину «Березовый лес» приобрел Александр II. Это было очередной ступенью вверх для художника – покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ю.Ю. Клеверу, даже не окончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.

Еще через два года, в 1878 году за картину “Вид запущенного парка в Мариенбурге” («Старый парк») Ю.Ю. Клеверу было присвоено звание академика. Позже эту картину отправили на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз.

В 1876 г. Клевер получает диплом художника первой степени, а в 1878 г. удостоен звания академика за картину «Лес» (собственность Академии художеств). В 1881 г. получает звание профессора.

Клевер писал очень быстро, своеобразными широкими мазками и очень продуктивно. В своих ярких и красочных пейзажах любил эффекты освещения. Много выставлялся. Лучшие картины в Третьяковской галерее — «Девственный лес», в Русском музее — «Зима». Участник всемирных выставок в Вене, Париже, Берлине, Москве. В 1885 г. был устроителем русского художественного отдела на международной выставке в Антверпене. Затем были выставки в Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Риге, Киеве, Казани.

В эти годы Ю.Ю. Клевер написал множество картин. Мотивы для них он брал в основном из природы своей родины, Прибалтийского края, воспроизводя, главным образом, либо пейзажи пасмурной и дождливой осени, либо эффекты ярких солнечных закатов и восходов зимой. Лучшими картинами Ю.Клевера этих лет можно считать "Лес осенью" (ГТГ, Москва), "Зима" (ГРМ, Петербург), "Дорога над болотом", "Деревня на острове Нарген", "Листья пожелтелые", "Красная Шапочка в лесу", "Болото", "На корнях". Пейзажи Клевера знала и любила вся Россия, они пользовались огромной известностью, а репродукции его работ тысячами раскупались в разных уголках страны.

А в Петербурге художника ждали и профессионалы, и любители, и знатоки. Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: его картины ходили смотреть, их обсуждали, покупали. Затем последовало еще одно приятное событие: картину "Лес на острове Нарген" ("Девственный лес") в 1880 году приобрел для своей галереи Павел Михайлович Третьяков. Около картины "Дом эстонского рыбака" постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений. Картину "Остров Нарген" приобрел великий князь Алексей Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. Не отстал от брата и Александр III: он купил картину "Лес зимой".

По натуре жизнерадостный, подвижный, беспечный и очень добрый человек. Известный в свое время ученик Академии Самохин вспоминает, как ему помог Клевер «Я был тогда учеником Академии. В моей скромной комнате было много этюдов, а в моем кармане очень мало денег. Короче, я нуждался, и сильно. В один, особенно чер¬ный для меня день — стук в дверь, и на пороге появляется фигура Клевера в шубе. Я не был знаком с ним, но, конечно, знал его в лицо, как популярного, озаренного славой художника. Поздоровавшись, он тотчас же приступил к делу. — Я слышал о Ваших батальных этюдах. Покажите мне их, пожалуйста! Я развернул перед ним целую груду. Он отобрал этюдов пятнадцать. — Сколько Вы за них желаете? Я растерялся. Хоро¬шо, если бы отсыпал рублей пятьдесят, думаю я. Когда я очнулся, передо мной была груда денег из трех— и пятирублевок. Я пересчитал деньги, на столе было 783 рубля». Так же точно известный советский художник Чарушин вспоминает, что Клевер очень многим помог его отцу.

К началу 1880-х годов Клевер вполне сложился как художник с оригинальной творческой манерой. Вершиной взлета для Юлия Юльевича оказался 1880 год, когда он по эскизам с острова Нарген написал картину "Лесная глушь". За эту работу Юлий Клевер получил в 1881 году звание профессора пейзажной живописи и кафедру в Академии художеств. В тридцать один год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Отныне для состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь в своей коллекции картин Клевера. Теперь дверь в его мастерскую не закрывалась: шли заказчики, друзья, студенты Академии. За его работы платили огромные деньги, а по популярности он соперничал с Иваном Шишкиным.

Достигшая апогея популярность Ю.Ю. Клевера сыграла с ним злую шутку и вынудила художника выработать особую методику. Не справляясь с наплывом заказов, создавая иногда по картине в день, Клевер часто лишь наскоро проходил кистью по подмалёвкам, выполненным его помощниками. Так появлялись многочисленные «клеверки», они же работы «Клевер и мастерская». Круг художников, работавших в его мастерской, исследователями творчества Ю.Ю. Клевера до сих пор полностью не установлен. Кто и что написал – остается неизвестным. Самым известным соавтором Ю.Ю. Клевера, оставившим свое имя в истории искусств, был Николай Оболенский. Ему удалось при общем "клеверовском" стиле внести и свои собственные наработки. При внимательном сравнении эксперты обнаружили некие отличия в композиции пейзажей Оболенского.

Юлий Клевер был широкой натурой. Он очень много зарабатывал, однако постоянно нуждался, легко тратил деньги и без счета раздавал их многочисленным приятелям, а то и незнакомым людям. Современники считали художника простым и бескорыстным человеком. Он ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений.

Умер Юлий Юльевич в 1924 году, похоронен на Смоленском кладбище.» .

Ю.Ю. Клевер стал основателем целой династии живописцев: Из четырех детей Юлия Юльевича трое стали художниками, несмотря на то, что отец был против того, чтобы дети пошли по его стопам. Он считал, что дети известных мастеров бывают малоодаренными. Поэтому они рисовали тайком от отца, и и это способствовало неудержимому влечению к рисованию. Только увидев работу с натуры старшего сына Юлия, он сказал: «Его я беру к себе в ученики». Хотя дети (Мария, Юлий и Оскар) были вольнослушателями Академии, систематического художественного образования они не получили. Вся школа состояла в изучении природы во время поездок с отцом в Финляндию и Белоруссию и в этюдах. Оскар Юльевич с переменным успехом сдавал экстерном при реальном училище в Царском Селе, но аттестата зрелости так и не получил.

 

Наибольшей известности из его детей достиг Юлий Юльевич Клевер-младший (1882-1942), который учился живописи у отца, а позднее в Академии изобразительных искусств в Мюнхене. Он стал признанным мастером натюрморта и пейзажа, с 16-летнего возраста принимал участие в художественных выставках Санкт-Петербургского товарищества художников. В 1910 году провёл персональную выставку в Москве. Преподавал в Рисовальной школе ТПХ в Петербурге (1902-1906; 1909-1917). Юлий Юльевич, как и его сестра Ольга, умер в блокаду Ленинграда.

 

Младший сын Ю.Ю. Клевера-старшего – Оскар Юльевич Клевер (1887-1975) был близок к художникам «Мира искусства» и «Голубой розы», иллюстрировал и оформлял книги, создавал эскизы театральных костюмов и декораций в Передвижном театре П.П. Гайдебурова в Петербурге. После революции работал преимущественно как художник театра и график.

 

Дочь – Мария Юльевна Клевер (1878-1967) – писала пейзажи и натюрморты, в 1920-х годах участвовала во многих художественных выставках. Мария Юльевна стала, как и Оскар Юльевич, театральным художником. В Москве у них была совместная выставка с отцом.

С целью познакомиться с его детьми мы поднялись на седьмой этаж дома, расположенный по улице Некрасова 12 (рядом с Театром кукол) и позвонили Оскару Юльевичу. Открыла нам старшая дочь Юлия Юльевича Клевера Мария Юльевна, ибо брат лежал больным в постели. Узнав о цели нашего прихода, они с готовностью поделились воспоминаниями об отце и рассказами о себе.

Знакомясь с творчеством Оскара Юльевича, мы просмотрели интересные его детские рисунки, начиная с 4-летнего возраста. Их заботливо собирала мать. Вся стена их скромной комнаты увешена пейзажами Оскара Юльевича и работами Марии Юльевны.

Свою самостоятельную работу в театре Оскар Юльевич начал у Гайдебурова А.П. (директора императорских театров. — Сот.) в 1913 году и до сих пор верен этой области. В передвижном театре Гайдебурова работала и Мария Юльевна сначала помощником Оскара Юльевича, а с 1924 г. самостоятельно. Затем совместная работа в студии Губполитпросвета до 1932 года. После этого работали в разных театрах Ленинграда под эгидой ИЗО, в горкоме которого они оба состояли на учете.

После войны Оскар Юльевич работает в театрах самодеятельности: в студии Дома работников просвещения (наб. р. Мойки, д. 94) и в Университете им. Жданова (ЛГУ). Последняя работа — оформление в спектакле «Фауст» в Павловском доме культуры.

В заключение нашего визита Оскар Юльевич показал нам свои акварели — замечательные иллюстрации к сказкам Андерсена. Андерсен и Генрих Манн — любимые писатели художника. Над диваном — чучело крокодила и гигантской ллгушки, на подоконнике — нога слона (вместо корзины для бумаг), на столе живой красавец кот Тук, а хозяин достает из огромной папки свои акварели. И столько в них творческой фантазии, юмора и блестящего мастерства, что художник кажется добрым сказочником, показывающим свои чудеса сказки. Марии Юльевне 81 год, она персональный пенсионер. Оскар Юльевич с 1956 г. тоже на пенсии, но к его опыту прибегают и сейчас. При нас пришли за фотографиями для доски почета.

Если Клевер — отец отличался удивительным непостоянством своего жилья, то для его семьи характерна оседлость и привязанность к родному городу, где они прожили 40 лете 1901 по 1941 г.

Квартиры их были

  1. 1895 — Жуковско-Волынская 3, д. Градке
  2. Широкая  1,
  3. 1915 — Безымянный пер., д. Гакель
  4. 1916 — Нижнмй бульвар (Софийский), 7 в доме Гагина,
  5. Московское шоссе 32, где они жили до 1941 года.

Клевер Юлия Адольфовна – 1895 – отставной сс, ЦС, Жуковско-Волынская улица дом Градке3

Этих домов нет. Дом на улице Широкой упоминает А.Ахматова в своих воспоминаниях:

Напротив (по Широкой) была в первом этаже придворная фотография Ган, а во втором жила семья художника Клевера. Клеверы были не царскоселы, жили очень уединенно и в сплетнях унылого и косного общества никакого участия не принимали.

Второе поколение Клеверов — скромные труженики кисти, лишенные страстей и шумной славы отца. Они бескорыстно отдавали свое мастерство советскому народу. Полная тяжелых переживаний трудовая жизнь их диаметрально противоположна богемной отцовской жизни. Это люди разных миров и эпох.
12-24.11.1959

 

Источники:

  1. Головчинер Евгений Маркович. Истоки Пушкинского краеведения. СПб., 2005.
  2. Клевер Юлий Юльевич (1850-1924)
  3. Адресные книги СПб
Рейтинг: +1 Голосов: 1 16993 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!