Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Кваренги Джакомо (1744–1817)

 

Фотоальбом Кваренги

 

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (итал. Quarenghi, Guarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) — известный архитектор и живописец, сын живописца и внук живописца.

Джакомо Кваренги является крупнейшим представителем архитектуры русского классицизма, утвердившегося к 1770-м годам во всех областях отечественного искусства.

Искусство Дж. Кваренги хорошо исследовано, но всегда найдется место для добавлений и всегда будет уместен пристальный интерес к отдельному произведению в творчестве мастера.

Он усиливается благодаря недавним публикациям обширного графического наследия Кваренги, ставшего более доступным для специалистов. Графические листы, хранящиеся, в основном, в собраниях Городской библиотеки Бергамо в Италии (более 700 произведений), Государственного Музея истории Санкт-Петербурга и Государственного Эрмитажа, как правило, не датированы, что представляет определенную проблему в выстраивании хронологии и оставляет место дискуссии, но именно они являются важным источником информации наряду с письмами архитектора. При сопоставлении и анализе материала яснее осознаются масштаб работ, разнообразие осуществленных и неосуществленных проектов, повторяющиеся идеи, которые волновали мастера, заимствования и инновации в его решениях, художественная традиция, которой он следовал.

 

Родился в Италии возле Бергамо в старинной знатной семье. Обучался живописи в Бергамо у Дж. Реджи, ученика Тьеполо. Путешествовал по Италии. В Риме вначале учился живописи у А. Р. Менгса, а затем архитектуре у Ст. Поудо. Находился под влиянием А. Палладио. Имел знатных друзей и покровителей. Много работал в Италии и Англии. Один из самых известных архитекторов и рисовальщиков XVIII века.

Замыслы архитектора, основанные на изучении памятников античности и эпохи Возрождения, отвечали духу времени, и Екатерина II предложила Кваренги работать при русском дворе.

В одном из самых ранних писем, отправленном Кваренги из Санкт-Петербурга и датированном 1 мая 1780 г., архитектор описывал заботливый прием, который ему оказала Екатерина II по приезде, отметив также, что она испросила его рисунки. Он послал те, которые были выполнены в Риме несколько лет назад, после чего императрица объявила публично на одном из празднеств, что она, наконец, нашла в Кваренги архитектора своего склада.

 

Литография в карандашной манере, бумага, 34,5 x 30 см 
Опубликовано на аукционном доме bidspirit

 

Екатерину всегда отличало пристрастное наблюдение за выполнением ее архитектурных заказов и непосредственность общения с архитекторами. В одном из писем Кваренги упоминал, что императрица неоднократно обращалась к нему с программами построек и набрасывала эскизы. В обширном архиве Кваренги в Городской библиотеке Бергамо сохранились собственноручные записки Екатерины с карандашными набросками планов, которые она адресовала архитектору. Они свидетельствуют о личном и частом обращении к нему («Я забыла вам сказать вчера три вещи...»), понимания того, чего она хочет, представления о возможных ресурсах материалов: «Господин Кваренги, я вас прошу сделать мне рисунок для зала или салона в саду в форме, как это отмечено на бумаге, в центре которого можно было бы поместить статую Аполлона Бельведерского или какую-либо другую, которая бы вам понравилась, с которых есть формы и которые я приказала бы отлить...».

Джакомо Кваренги подписал контракт 1 (12) сентября 1779 года еще в Италии и прибыл в Санкт-Петербург в конце 1779.  В конце 1779 года итальянский зодчий вместе с женой прибыл в Петербург и до конца жизни остался в России.

 

 

Здесь он создал выдающиеся архитектурные памятники, вошедшие в историю русского искусства: Английский дворец в Петергофе, здание Академии наук на Васильевском острове, Эрмитажный театр, Ассигнационный банк на Садовой улице, Мариинский госпиталь в пригороде Санкт-Петербурга — Павловске; Академия наук на Университетской набережной; Эрмитажный театр; Лоджии Рафаэля в Эрмитаже; здание Коллегии иностранных дел на Английской набережной; Ассигнационный банк на Садовой улице; Серебряные ряды на Невском проспекте; дом Салтыкова на Марсовом поле; дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте; дом Юсуповых на Садовой улице; здание Главной аптеки на Миллионной улице; Мариинская больница для бедных на Литейном проспекте; Екатерининский институт на Фонтанке; здание "Кабинета Его Величества" на Невском проспекте; Смольный институт; Конногвардейский манеж; Английская церковь на Английской набережной. Александровский дворец в Царском Селе.

Все постройки Кваренги отличает простота композиции, строгость внешнего облика и в то же время изысканность, достигнутая благодаря необыкновенной соразмерности пропорций. Фасады его построек почти лишены декора; внимание акцентируется на главной — центральной части здания, обычно украшенной портиком или колоннадой.

 

А. Орловский. Карикатура на Джакомо Кваренги, 1802 и 1817

 

В качестве придворного архитектора сначала работал в Петергофе, а затем в Санкт-Петербурге. Блестящий мастер эпохи классицизма, он много строил в Москве, работал при трех российских императорах: императрице Екатерине II, императоре Павле I и императоре Александре I.  Значительный период жизни и творчества Кваренги связан с пригородами Петербурга, и в первую очередь с Царским Селом.

Екатерина в письме Гримму от 2 февраля 1780 сообщает, что он «сразу же по прибытии засел за один план» — когда Камерон уже работал над замыслом "Холодной бани", она предложила, по своему обыкновению, составить проект и другому только что приглашенному ею архитектору.

Деятельность Кваренги в Царском Селе началась в 1780-х годах, когда, следуя воле Екатерины II, придворный архитектор создал в пейзажной части Екатерининского парка, на одном из островов так называемых Верхних прудов» Концертный зал, задуманный как храм, посвященный богине плодородия Церере, и первоначально названный Храмом Дружбы.

 

 

В 1780-х годах недалеко от Концертного зала архитектор выстроил еще один павильон, названный Кухней-руиной. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «… руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Кухня-руина и Концертный зал, органично вписанные в окружающий ландшафт, образуют один из наиболее живописных и романтических уголков пейзажной части Екатерининского парка. Островок, на котором расположены обе постройки, Кваренги соединил с берегами пруда двумя металлическими мостами (вместо прежних деревянных), конструкции которых были отлиты по его проекту на Сестрорецких оружейных заводах.

 

 

Мостики Царскосельского парка восхищали гостей Екатерины II. Франсиско де Миранда, посетивший загородную резиденцию императрицы, писал: «Мост, сделанный полностью из железа в подражание подлинному английскому мосту, впечатляет своей легкостью, прочностью и изяществом, превосходя все прочие. Пожалуй, это лучшее, что есть в этом парке...».

В 1783 году архитектор поселился с семьей в существенно перестроенном им казенном доме, располагавшемся на углу Дворцовой и Средней улиц, недалеко от императорского дворца.

 

 

На территории прилегавшей к зданию усадьбы по его проекту был разбит сад с беседкой и небольшим круглым прудом. В ответ на просьбу зодчего в 1804 году Александр I распорядился передать усадьбу со всеми строениями в его полную собственность.

28 марта (8 апреля) 1783 года священником Стефаном Ивановым, рядом с деревянным, была совершена закладка нового каменного храма на Кузьминском кладбище -церковь Благовещения пресвятой Богородицы в Большом Кузьмине. Храм возводился по проекту Д. Кваренги.

 

 

В двумя месяцами позже в Пулкове заложили другой каменный храм по проекту Кваренги, а построили его в период 1783-1785 гг. -  храм Смоленской иконы Божией Матери.

 

 

Обоим этим храмам не суждено будет дожить донаших дней- они будут разрушены во время войны. Но храм в б. Большом Пулкове планируют восстановить по проекту Кваренги, правда, несколько сместив его в сторону из-за проектов расширения Петербургского шоссе у Экспофорума.

В 1785 году мастера Сестрорецких заводов изготовили по проекту Кваренги чугунную беседку, установленную в Екатерининском парке на правом берегу второго Нижнего пруда.

В период, с 1785 по 1790 годы, на Казанском кладбище у границы прилегавшего прежде к Царскому Селу города Софии, Кваренги руководил строительством мавзолея А. Д. Ланского — фаворита императрицы Екатерины II, умершего в 1784 году. Храм был освящен во имя иконы Казанской Божией Матери в день рождения Ланского 8 марта 1790 года. Сам зодчий называл ее «надгробной часовней на кладбище Софии с колокольней». Зодчему удалось создать уникальную церковную постройку, сочетавшую православные архитектурные традиции и тип погребального храма-мавзолея.

 

 

По проекту Кваренги территория кладбища была окружена каменной стеной со «Святыми» (как их называли) воротами. С запада в ограду была встроена простая по архитектурному решению колокольня. Храм-мавзолей с памятником Ланскому, ограда и колокольня составляли единственный в творчестве Кваренги мемориальный комплекс.

В 1788 — 1800 гг. — архитектор капитула ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского).

В Большом Царскосельском дворце архитектор осуществил ряд переделок интерьеров Екатерины II в Зубовском флигеле: Опочивальни, Серебряного кабинета, Рафаэлевской комнаты. В 1780-1790 годах изменениям подверглись и примыкающие к новым помещениям Первая, Вторая и Третья антикамеры.

XVIII столетия, наряду с «мыльнями», были купальни под открытым небом. Одной из обязательных принадлежностей парков в Царском Селе были купальни и банные комплексы. В 1791 году Кваренги построил открытую  Купальню, находившуюся между Рамповой аллеей и Большим прудом.

 

 

В 1794 году Кваренги приступил к капитальной перестройке в классическом стиле Зала на острову, построенного в конце 1740-х годов архитектором С. И. Чевакинским. Памятник был полностью реконструирован.

В 1795 году Кваренги оформил заново оформил Серебряный кабинет в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

Для любимого внука Екатерины II Александра в живописном месте Нового (Александровского) парка по указу императрицу Кваренги выстроил дворец в классицистическом стиле. Этот памятник является лучшей и наиболее масштабной работой архитектора в Царском Селе. Чертежи и проекты Нового дворца (так его называли первоначально), предположительно, были выполнены архитектором в начале 1792 года. Переезд "малого двора" во дворец состоялся в 1796 году- год смерти Екатерины.

 

 

Кваренги органично вписал здание в ансамбль разбитого в это же время Нового сада.

В решении интерьеров архитектору удалось соединить строгость и утонченную роскошь. Отбор предметов убранства был самым тщательным, многие из них сохранялись в дворцовых залах и при последующих перестройках. Оформляя интерьеры, Кваренги проектировал и мебель, органично вписывая ее в архитектурный облик зала, гармонично сочетая мебельное убранство с архитектурными формами.

Парадные залы Александровского дворца, созданные по проекту Дж. Кваренги, не только являются яркими образцами творчества архитектора, но и входят в историю русского и мирового искусства XVIII столетия.

Хотелось бы упомянуть еще об одном удивительном дворце, построенном в то же время в Царском Селе Кваренги. Дворцы были построены в одно и тоже время для родных братьев. Но как разительно отличается их облик и судьба. Речь идет о деревянном Константиновском дворце, выстроенном на Большом лугу у Зубовского корпуса на берегу Верхних прудов. Константиновский дворец был построен в честь Великого князя и Цесаревича Константина Павловича. Великий князь Константин Павлович родился в Царском Селе и был вторым сыном Великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его второй супруги Марии Федоровны. Будучи на полтора года младше брата Александра, он рос и воспитывался вместе с ним у бабушки императрицы Екатерины II.

 

 

После смерти Екатерины II в 1797 году дворец, по приказу Павла, был перенесен архитектором П.В. Нееловым в Павловский парк. Кваренги известен в первую очередь как создатель каменных сооружений. Деревянные постройки этого зодчего мало изучены. Среди них дача Донаурова на Охте, имеющая много общих черт с Констан-тиновским дворцом. В связи с этим он представляет значительный интерес для историков русского классицизма.

Слева от Александровского дворца, фасадом на Кузьминскую (Дворовую) улицу в 1795-1796 годах Дж. Кваренги соорудил Кухонный корпус

 

 

Джакомо Кваренги известен не только как автор выдающихся архитектурных памятников. С самого начала своей деятельности он изучал и зарисовывал привлекавшие его интерес работы других мастеров. Ему принадлежат зарисовки с разных точек пейзажной части Екатерининского парка, строения которого его восхищали и в котором он сам создал ряд павильонов и мостов. В рисунках и эскизных набросках Кваренги очевиден уверенный почерк талантливого мастера-графика.

 

 

1790-е. Джакомо Квраенги. Садовая улица

1790-е. Джакомо Кваренги. Вид на Большой Царскосельский дворец и парк от Большого каприз

1780-е. Джакомо Кваренги. Кагульский обелиск

1780-е. Джакомо Кваренги. Красный (Турецкий) каскад

 

Творчество Кваренги является неотъемлемой частью расцвета русской культуры Екатерининской эпохи. Работы зодчего следуют духу палладианства и традициям новой итальянской школы, для которой характерны сдержанные архитектурные формы, исполненные изящества и благородства. Творения архитектора отличает безупречный художественный вкус и гармония пропорций. Памятники, сооруженные им в Царском Селе, принадлежат к числу лучших образцов русской архитектуры эпохи классицизма.

В 1801 году посетил родину, где был встречен с триумфом.

С 1805 года — вольный общник Санкт-Петербургской Академии художеств.

В 1814 году Дж. Кваренги получил потомственное российское дворянство и орден св. Владимира 1-й степени.

Умер в Санкт-Петербурге. В 1967 году его прах перенесен с Волковского кладбища в некрополь Александро-Невской лавры, напротив здания бывшего Ассигнационного банка на Садовой улице в Санкт-Петербурге установлен бюст архитектора.

Большинство работ Дж. Кваренги в Санкт-Петербурге и его пригородахсохранилось и в настоящее время.

 

Постройки Кваренги в Царском Селе в хронологическом порядке:

 

 

 

Источники:

  1. Плауде В. Кваренги. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  2. Семенова Г.В. Царское Село: знакомое и незнакомое. .- М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  3. Мощенникова М.А., Корнилова Н.А. Историческая застройка Царского Села: исторический очерк градостроительного развития (XVIII — начало XX века) / / Дворцовый город Царское Село. СПб., 2009.-294 с. 
  4. Круглов А.В. Екатерина II, Дж. Кваренги и создание «Руины»: Кухня-руина в парке Царского Села. МатериалыXVII Царскосельской научной конференции «Россия – Италия. Общие ценности», 2011г.
  5. Степаиенко И. Г. Сад Екатерины Великой: прототипы, сходство и различие // Петербург — место встречи с Европой. Материалы IX Царскосельской конференции. СПб., 2003. С. 316-325.
  6. Статья Е.Анисимова. Дворец путешественник из сборника "Белые ночи" (Сост. Л.Б.Добринская).- Л.Лениздат, 1985.-407. 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 19534 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!