Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Мейер Христиан

Христиан Мейер (Christian Meyer) — знаменитый петербургский столяр, лучший краснодеревец екатерининского времени, интерес к творчеству которого не ослабевает до сих пор.

Хотя в биографии Мейера по-прежнему больше вопросов, чем ясности: неизвестны годы его рождения и смерти, место и время овладения профессиональными навыками — все же творческий портрет мастера и истинные масштабы его деятельности уже обрели конкретные очертания. Христиан Мейер пользовался особым расположением императрицы. Благодаря сохранившимся архивным документам известно, что Мейеру, служившему Екатерине II более 20 лет, доставались самые разные, подчас неожиданные заказы по убранству дворцов Ее Величества и домов петербургской знати.

Достоверно известно, что Христиан Мейер прибыл в С.—Петербург 28 июня 1774 года из Копенгагена и уже вскоре стал работать по заказам Двора Екатерины II. Мейер был не только мастером высокого класса, но специалистом, пользовавшимся особым расположением коронованной заказчицы. Из жизни мастера известен любопытный факт, который говорит об особом отношении к нему императрицы, доверившей столяру занятия со старшими внуками. В письме от 28 марта 1784 года она писала барону Гримму: «Я составила хорошую инструкцию по воспитанию Александра и Константина… А покамест высокородные господа занимаются изучением столярного мастерства под руководством г. Мейера, столяра-немца, и большую часть дня пилят, стругают. Вот забавное воспитание для маленьких царей — учиться столярному ремеслу? Но так как игрушки уже не забавляют г. Александра, столярное искусство заменило игрушки, наполняет наше время и не позволяет нам быть без дела». Вряд ли императрице пришло бы в голову отдать молодых принцев на учебу ремесленнику средней руки. Судя по всему, Мейер пользовался ее доверием и его работы удовлетворяли Высочайшему вкусу.

Не имея официального звания придворного мебельщика, Мейер выполнял разнообразные заказы хозяйки Российской империи и, по существу, на протяжении 30 лет являлся придворным поставщиком. Контракты, прошения и счета о выплатах за мебель и столярные работы дают возможность представить масштабы его деятельности, осилить которые могла лишь большая и хорошо организованная мастерская.

Известно, к примеру, что в 1786 году Мейеру выплачиваются суммы за отделочные работы в павильонах Царского Села и в строящемся Эрмитажном театре; в это время для князя Г. Потемкина мастер изготавливает модель собора Св. Петра в Риме, а в 1787 году создает целый ряд предметов для знаменитого Крымского путешествия императрицы. Судя по всему, Мейеру были по силам любые заказы: от моделей архитектурных и инженерных сооружений, игрушек, шкатулок для драгоценностей, футляров для скульптуры, рам и подрамников для картин до бильярдных и письменных столов, витрин для медалей, книжных шкафов и нарядных паркетов.

Виртуозный мастер маркетри, Мейер много работал над созданием сложных наборных полов. Работал Мейер и для Царского Села. В любимой резиденции императрицы им были выполнены наборные полы в комнатах на ее личной половине. В Царском Селе дворце оказались в конечном итоге и паркеты, изготовленные в его мастерской в 1784 году для А.Ланского: сложные наборные композиции по эскизам архитектора Ю. Фельтена для дома Ланского на Миллионной улице не были использованы по назначению из-за внезапной смерти фаворита. Оставаясь рачительной хозяйкой, императрица распорядилась установить виртуозно исполненные полы в Агатовых комнатах Холодной бани, отделка которых завершалась в это время под руководством Ч. Камерона.

Работая над сложными паркетами из экзотических пород древесины, Мейер в совершенстве освоил технику маркетри и уже в 1780-х годах владел крупной мастерской, в которой изготавливали наборную мебель. О ее значении свидетельствуют не только объем и уровень заказов, но и наличие в распоряжении Мейера больших запасов древесины, включая дорогие экзотические виды.

Маркетри иначе называют деревянной мозаикой, или деревянным набором. Ее истоки прослеживаются еще в искусстве Древнего Египта и Греции. В середине XVIII века работа в технике маркетри стала одним из главных критериев в определении мастерства краснодеревцев всех европейских стран. В XVIII веке техника маркетри приходит в Россию. Петр I предпринимает попытку создать русскую школу мастеров по изготовлению мебели и даже посылает 18 столяров учиться «столярному делу и убиранию домов, науке стульев, столов и поставцов» в Англию и Голландию. Но его усилия по-настоящему стали давать плоды только во время царствования Екатерины II. Императрица, ревностно следившая за всеми новыми художественными веяниями в европейской культуре, уделяла огромное внимание строительству и отделке своих резиденций. Значительная часть мебели ее интерьеров была декорирована в технике маркетри.

Исследователи русского мебельного искусства (Т.М. Соколова, К.А.Орлова, Б.Герес) единодушно отмечают, что во времена царствования Екатерины II Х.Мейер был лучшим краснодеревцем Петербурга. На его долю приходились самые разные заказы по убранству дворцов Ее Величества и петербургской знати. Но обычно представление о произведениях мастера связывалось с так называемым стилем «русский жакоб», в котором он стал работать с 1800-х годов и который послужил началом расцвета русской школы мебели. Под этим термином подразумевается мебель, фанерованная красным деревом без применения маркетри и отделанная латунными профилями, которая стала изготавливаться в России под влиянием мебели выдающегося краснодеревца Давида Рентгена, появившейся в Петербурге после больших закупок, сделанных Екатериной II. Мейер считается одним из последователей Рентгена и признанных создателей мебели в стиле «русский жакоб».

К самым ранним по времени изготовления предметам, украшенным сдержанным набором, следует отнести письменный «большой стол для писания с бронзой», сохранившийся в коллекции музея-заповедника «Царское Село» (1787). Высокое качество наборных картин, отвечавших канонам лучших европейских школ, оригинальные по своей стилистике и декоративной насыщенности орнаментальные композиции позволяют выделить работы Мейера среди произведений других мебельщиков его времени. Сегодня известно значительное число наборных столов, созданных в его мастерской; два столика-бобика представлены в царскосельском собрании.

Столик-бобик с великолепной композицией на столешнице в английском духе имеет необычные восьмигранные ножки, фанерованные по граням светлыми и темными породами дерева и украшенные husk-орнаментом (в виде раскрытых зерен), выполненным в технике набора с гравировкой. В месте соединения с подстольем ножки имеют не менее оригинальные бронзовые насадки. Совпадение композиционно-декоративных приемов, высокий уровень исполнения и оригинальная стилистика, а также особенности формы и декора ножек позволили связать этот предмет с выявленными в последнее время изделиями мастерской Христиана Мейера (на основе стилистического родства с именем Мейера можно связать еще один столик, находящийся в царскосельской коллекции, украшенный аналогичной по рисунку, виртуозно исполненной мозаикой).

Действительно, в петербургских музеях и частных коллекциях за рубежом сегодня существует группа изделий, украшенных похожим, а иногда и идентичным декором, в основе которого цветочно—растительные узоры, выполненные в английской манере. Все предметы имеют необычные восьмигранные ножки, фанерованные по граням поочередно светлыми и темными породами дерева и украшенные husk—орнаментом, выполненным в технике набора с гравировкой.

Появление в этих работах узнаваемой английской стилистики получает свое объяснение в художественных пристрастиях их заказчицы: как известно, в 1770—х годах Екатерина II была увлечена англоманией. Эта страсть нашла отражение и в интерьерах императрицы. Однако, несмотря на заимствование сюжетов и манеры исполнения, в отделке мебели обращали на себя внимание редкие художественные приемы, нигде более не встречающиеся. Один из предметов этой группы — столик-бобик из коллекции Эрмитажа — стал эталоном для выявления комплекса характерных признаков, позволивших в дальнейшем сделать вывод, что рассматриваемая мебель была изготовлена одним и тем же мастером. Им был Христиан Мейер.

Качество декора и мастерство исполнения этих предметов — свидетельство яркости и разносторонности таланта Х. Мейера. Подлинные раритеты Екатерининской эпохи, знак блестящих успехов русского мебельного искусства 1770 — 1790-х годов.

Известно, что в 1793 году в связи с оборудованием апартаментов великого князя Александра Павловича в Зимнем дворце у X. Мейера работали 50 человек. Документы, из которых явствует, что в 1780-1790-х годах в мастерской Мейера было создано большое количество наборных предметов, помогают уточнить наши представления о масштабах его деятельности и типах изготовлявшихся им предметов мебели. Известное сегодня наследие петербургского мебельщика насчитывает несколько десятков наборных изделий и вещей из красного дерева, находящихся в собраниях Государственного Эрмитажа, Музея-заповедника «Павловск», а также в частных коллекциях.

Изготовленные в 1780-х годах предположительно в мастерской X. Мейера, в 1931 году столики были проданы на аукционе в Берлине, и долгое время их судьба оставалась неизвестной. Вновь они появились лишь в 2008 году в Лондоне, на аукционе Sotheby’s. Уникальность художественного решения столиков, их принадлежность Екатерине Великой и дворцовое происхождение вызвали оправданный интерес у собирателей и любителей искусства. Московский предприниматель и коллекционер Д.Якобашвили приобрел столики-бобики, тем самым вернув их в Россию (Столики находятся в собрании Д. М. Якобашвили. Один из них в 2009 году по просьбе музея-заповедника любезно передан владельцем на временное хранение в Екатерининский дворец).

Блок документов о деятельности Х. Мейера впервые опубликовал Б. Гёрес (см.: Герес Б. Творчество Давида Рентгена для Россия и его связь с русским мебельным искусством конца XVIII — начала ХIХ века / Автореферат диссертации.)

Август 2012 Cтолик Екатерины II вернулся в Царское Село

Источники:

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 5261 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!