Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Мельцеры, отец и сыновья

Фридрих Иоганн (Федор Андреевич) Мельцер (1831 - 1922), мастер каретного дела

Торговый дом «Мельцер Ф. и К°» был основан в северной столице Фридрихом Иоганном (Федором Андреевичем) Мельцером,, мастером каретного дела, купившим в 1860-х годах мебельное предприятие А.И. Тура. Точная дата сделки неизвестна, но в 1896 году одна из столичных газет упоминала, что производство более 35 лет находится в руках семьи Мельцеров. И в конце XIX - начале XX веков знаменитая мебельная мануфактура братьев Мельцеров занимала уже ведущее место в отечественной мебельной промышленности.

Фабрика Ф. Мельцера на рубеже веков была едва ли не крупнейшей в Санкт-Петербурге. Для императорского двора начал работать сам основатель мебельного дела в северной столице, но по бытующей легенде поставщиком оставался недолго: за подачу двух счетов на одну и ту же работу по Аничкову дворцу Александр III запрещает к нему обращаться с какими бы то ни было заказами. Но тем не менее мануфактура быстро развивалась, Торговый Дом "Мельцер Ф. и К" вновь завоевал доверие и становится одним из крупнейших поставщиков императорского двора, имеет магазин на Невском и заказы из других городов.

У Фёдора Андреевича Мельцера было три сына: Фёдор Фёдорович, Эрнест и Роман Фёдорович  (Роберт-Фридрих)

 

Фёдор Федорович (Фридрих) Мельцер, (1861—1945), купец 1-й гильдии

Основанная отцом фабрика со временем перешла к старшему сыну, Фёдору. Первоначально фабрика находилась в Санкт-Петербурге на Большей Конюшенной, 17. Документально известно, что это было в 1880 г. Спустя время, когда она стала знаменитой и потребовалось ее расширить. Но в центре Санкт-Петербурга, где фабрика располагалась, все места для застройки были уже заняты.

Эрнест Федорович Мельцер, военный инженер

В 1884 году построил новые корпуса для фабрики - на углу набережной реки Карповки и Каменноостровского проспекта, в домах 27-29. На рубеже веков на фабрике работало 400 человек.  Здесь было несколько мастерских: рисовальная, скульптурная, столярная, резная, токарная, лакировочная, бронзовая, слесарная, обойная, швейная, а также машинное отделение и библиотека.

Мебельно-столярная фабрика Мельцеров также занимала и здания 18-20 на улице Попова и размещалась на Каменноостровском проспекте в домах 49-51. В доме 49/22 на Каменноостровском проспекте и в доме 13 на Невском проспекте были открыты магазины «мельцеровской» мебели.
 

Роман Федорович (Роберт-Фридрих) Мельцер, придворный архитектор и мебельный дизайнер

Он был выдающимся художником-прикладником и руководил на фабрике рисовальной мастерской, которая готовила проекты для будущих изделий мебельного убранства. ( О нем подробнее ниже).

На фабрике работала так же мастерская по производству светильников под руководством приемного сына Ф.А. Мельцера - инженера-электрика Ивана Ивановича Трофимова-Мельцера.

Отличительной чертой деятельности фабрики Мельцеров стал выпуск самой разнообразной продукции, способной удовлетворить вкусы и финансовые возможности достаточно широких общественных слоев. Фабрика Мельцера, подобно многим другим европейским мануфактурам второй половины XIX века стремится угодить как изысканному аристократическому вкусу двора, так и обеспечить нужда буржуазии и среднего класса. Мир уже живет в другом, ритме, это отражается и в мебельном производстве. Кто-то привык к роскоши, а кому-то важен шик "по карману". Значит нужны качественные, доступные материалы. И Мельцеры успешно этим пользуются, совмещая использование ценных пород дерева, и например, целлулоид, имитирующий слоновую кость. Роскошь в массы! Конец прекрасной эпохи мебельных мастеров.

Не менее важно и то, что это производство обратилось не только к созданию мебели, но и к решению архитектурного стиля интерьера, для которого, собственно, и выпускалась мебель. Подобно Морису в Европе, для состоятельных заказчиков братья Мельцеры не только создавали эксклюзивную мебель, но и полностью продумывали весь интерьер: двери, текстиль, оконные рамы, освещение и прочее. Ассортимент фирмы был очень разнообразен. В моде вычурное "второе рококо", потом неоготика, модерн во всех его проявлениях. Мельцеры обращались и к наследию Буля, и к лучшим образцам английского классического мебельного искусства.

Выстроенные по его проектам особняки и административные здания "характерны строгой элегантностью форм и тонкой стилизацией классицистических мотивов"1. Фирма "Мельцер и Ко" выполняла самые разные заказы, ее специалисты проектировали оформление интерьеров; фирма выпускала серийную мебель, вначале в модных неостилях по иностранным образцам и рисункам. В этих проектах эклектично соединялись "исторические стили" с элементами французского Ар Нуво. Изготавливали мебель в "китайском", или "восточном", стиле (шинуазри). Постепенно усиливалось рациональное начало, и поздние образцы изделий фирмы братьев Мельцер демонстрируют строгий и элегантный стиль.

Во время войны фобрика выпускала продукцию для нужд фронта, телефонные и телеграфные аппараты, ручные гранаты и аэропланы.

После революции Роман Ф. Мельцер жил в Берлине и работал на созданной им мебельной фабрике, а фабрика в Петербурге прекратила существование. Отчасти. В корпусах бывшей Мельцеровской мануфактуры так или иначе продолжали мебельное дело (мебельный завод имени С.Халтурина, затем мебельный завод № 4 производственного объединения "Ленмебельдревпром", экспериментальный мебельный комбинат "Интурист", входивший в объединение "Ленпроектмебель").  

 

Роман Федорович  (Роберт-Фридрих) Мельцер (1860-1943)

Выдающийся архитектор и художник-прикладник.

Ученик Санкт-Петербургской Академии Художеств с 1878 года. В 1887 году получил звание классного художника I-й степени по архитектуре.

Роман Мельцер стал самым известным из братьев, он был одним из первых мастеров петербургского модерна в области интерьеров. Получивший специальное образование в Академии художеств Р.Ф.Мельцер, будучи совладельцем предприятия «Мельцер Ф. и Ко», заведовал рисовальной мастерской, изготавливавшей все проекты, рисунки и шаблоны для мебели и оформления интерьеров.

Но главным делом жизни для Романа Федоровича стала архитектура. Наиболее знаменитое его творение , за которое он получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже – это ограда сада Зимнего дворца, впоследствии перенесенная на пр.Стачек. 

В 1893 году Российское общество архитекторов направило Р.Ф.Мельцера на Всемирную выставку в Чикаго. По возвращении путешественнику было предложено поведать о Новом Свете императрице Марии Федоровне. С этого времени началась карьера Р.Ф. Мельцера при Дворе, впоследствии он получил звание архитектора Высочайшего Двора.

За составление рисунков и технический надзор за живописными, штукатурными и печными работами» Р. Ф. Мельцер включал в сметную документацию фирмы свои 10%.

Благодаря Роману Мельцеру миру стал известен художник Петров-Водкин. Когда мастер гостил в Хвалынске, к нему пришел со своими рисунками и эскизами 16-летний местный юноша Кузьма. И с той поры Мельцер стал его покровителем. Он убедил Петрова-Водкина получить образование в Петербурге и пригласил к себе. И художник , приехав в Петербург, действительно, остановился на квартире при фабрике. Мельцер многие годы помогал ему встать на ноги, был его покровителем, учителем и другом, но и впоследствии, когда Петров-Водкин стал известным художником, их дружба продолжалась.

 

Работы Мельцеров в Царском Селе

Первые крупные работы, выполненные фабрикой, относят к 1875 году. Именно в тот год была сделана мебель для апартаментов великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, в Фермерском дворце в Петергофе.   Почти одновременно изготовили вещи для комнат императрицы в Большом Царскосельском дворце.

В 1896—1897 годах на жилой половине царской семьи в Александровском дворце были созданы Палисандровая гостиная и Лиловый кабинет императрицы, Уборная и Рабочий кабинет Николая II — характерные интерьеры эпохи историзма.

В 1900 году мебель Парадной Голубой гостиной была вновь реставрирована и обита «шелком с рисунком старого образца» на фабрике Ф.Ф. Мельцера.

К числу наиболее интересных и значительных работ фирмы в Александровском дворце относятся парадные комнаты царской четы, созданные в 1902—1903 годах.

Николай II благоволил Мельцерам. Об этом, к примеру, красноречиво свидетельствует эпизод с ремонтом бассейна в Мавританской Александровского дворца. В 1908 году, когда понадобилось привести в порядок бассейн (почистить решетки и приклеить отвалившиеся плитки), Мельцер направил во дворец мастеров, которые перед началом работы в царских апартаментах прошли обязательное освидетельствование у врача. Бытовая рабочая ситуация выросла в настоящее «дело о ремонте бассейна», из которого явствует, что у Мельцера не складывались отношения с Царскосельским дворцовым правлением, подозревавшим фабриканта то в завышенных ценах, то в некачественно выполненной работе, и требовавшим, как в данном случае, полной переделки.

В результате тяжбы была создана специальная техническая комиссия, и дело дошло до того, что министр императорского двора вынужден был доложить ситуацию Николаю II. Император принял мудрое решение — «повелел оставить бассейн без исправления, изъяв его из ведомства Дворцового правления и возложив всю ответственность» за состояние бассейна после ремонта на архитектора двора Мельцера». И продолжал заказывать фабриканту предметы убранства для своих интерьеров.

Объемы и сроки выполнения заказа впечатляют: только для Лилового кабинета фабрика изготовила более 30 предметов лакированной мебели, причем, как писал в обязательстве Ф.Ф.Мельцер, «срок исполнения главных означенных работ, включая составление рисунков, шаблонов, моделей, — 2 1/2 месяца».

Здесь важно обратить внимание на то, что Мельцер не только изготавливал мебель, но и оформлял помещения полностью, включая лепные и живописные работы, поставку бронзы, каминов, ковров и тканей, которые выписывались из Европы, а также проектировал «разные приспособления для электрического освещения картин и проч.». При этом только в Палисандровую гостиную Александровского дворца на фабрике изготовили около сорока предметов мебели «из палисандра с инкрустацией», в Лиловый кабинет — более тридцати, и множество предметов для половины Николая II. Для Лиловой комнаты Мельцер не только изготовил мебель, панели и «облицевал пианино в стиле комнаты», но и поставил таганы, осветительное оборудование. камины, материи на стены и оконные приборы. Короткие сроки исполнения заказа объяснялись большим и хорошо налаженным производством и использованием в меблировании императорского дворца наработанных образцов серийной продукции, отличавшихся высоким качеством.

Мебельное убранство созданных интерьеров вполне вписывалось в стилистику историзма 1890-х годов — это мебель «третьего рококо» Лилового кабинета, «крестьянские стулья» Рабочего кабинета Николая, два «богато резных» кресла «Renaissance» из ореха и стулья «а lа Чиппендейль» Библиотеки и Парадного Кабинете Николая II, поставленные фирмой Мельцера в 1896—1898 годах.

К числу лучших работ, выполненных в 1902—1903 годах «дуэтом» Мельцеров во дворце, относятся парадные комнаты царской четы — Кленовая гостиная императрицы и Новый кабинет Николая II.

Новом кабинете Николая II в это время появилась мебель красного дерева, выписанные из Вены камины, мраморные колонны фирмы «Duckerhoff & Neumann» в Нассау. Для Нового кабинета была выполнена мебель красного дерева, спроектированная Р. Ф. Мельцером, — угловой диван у камина, два книжных шкафа, угловой шкаф, этажерки, бильярд, большой письменный стол, кресла и стулья «с ажурными резными спинками». Мельцер поставил в Кабинет плафоны «с пестрыми стеклами в пайке тифани», бра, лампы и 8 стекол «пестрых тифани [...] для фрамуг».

Аналогичное убранство, состоявшее из 40 предметов встроенной и отдельно стоящей мебели, изготовила фирма и для Кленовой гостиной императрицы.

Мельцер выполнил все работы в служебных помещениях второго этажа, поставив мебель из ясеня, дуба, «кленового зеленого дерева», а также предметы, окрашенные под слоновую кость.

Фирма Мельцера выполнила также все работы в комнатах Детской половины: в Столовой — с розовыми полосками, в Гостиной (приемная княжон) — с голубыми; в спальне младших княжон — с зелеными., сочетавшимися с рисунком чинцев на стенах и драпировками на окнах. Такое решение воспринималось как «очень веселое и красивое».

Интерес к крашеной мебели, которой отдавали явное предпочтение владельцы дворца, не случаен: на рубеже веков белая мебель долго оставалась в моде, считалась нарядной и гигиеничной. Согласно записи Николая II, надень именин Ольги (11 июля 1895 года) он «подарил ей разную мебель белой окраски, обтянутую красивым ситцем». Из крашеной мебели простых форм состояло и убранство комнат детей: столовая — с розовыми полосками; гостиная княжон — с голубыми; спальня младших княжон — с зелеными. Такое решение воспринималось как «очень веселое и красивое». В целом же мебель в детских комнатах была довольно простой и функциональной. Ее так и характеризовали: «мебель простая, натурального ясеневого дерева».

Детская столовая — почти квадратное помещение с двумя окнами в парк — находилась над служебными покоями Александры Федоровны. Как и в других интерьерах, ее стены были затянуты английским чинцем, который императрица считала гигиеничным материалом, подходящим для детских апартаментов. В столовой стояли: обеденный стол, буфет, несколько пристенных столов и венских стульев с накладными подушками. Интересно отметить, что стулья были разной высоты — в соответствии с возрастом и ростом великих княжон. Там был спроектированный Данини буфетный шкаф с посудой, преимущественно «для детского употребления».

Данини принадлежит и проект киота для спальни цесаревича Алексея, изготовленного на фабрике Мельцера. «Киот о шести отделениях» с закрытыми шкафчиками в нижней части, окрашенный под слоновую кость и декорированный витыми колонками и плоской резьбой, располагался в углу комнаты и был заполнен иконами «нового письма» в ризах или окладах, а также образками, крестиками, фарфоровыми пасхальными яйцами. Такие же киоты с иконами были в спальнях всех августейших детей.

Помимо Опочивальни императрицы, была оформлена и Палисандровая гостиная.  Одновременно были оформлены рабочий кабинет и уборная Николая II, где в вещах также читаются исторические реминисценции.

Возможно, учитывая ампирный стиль мебели, в Угловой гостиной левого крыла, где в первый раз останавливались Николай и Александра, установили двери карельской березы, позаимствовав их из бывших комнат Николая I, и, в соответствии с ними, по рисункам архитектора Царскосельского дворцового управления С.А.Данини, фирма Ф.Ф.Мельцера изготовила два застекленных шкафа, также из карельской березы.

В 1909 году «...Государыня Императрица Александра Федоровна изволила выбрать рисунок, отмеченный красным крестом, и приказала сделать по нем стулья для столов в круглом зале Александровского дворца», где обычно собиралось семейство во время парадных завтраков. 48 буковых стульев, покрытых эмалевой краской и украшенных позолоченным ампирным декором, были изготовлены по рисунку архитектора Данини на фабрике Ф.Ф.Мельцера.

По заказу императорской семьи работали лучшие архитекторы и ведущие столичные мастера своего времени, к каковым, безусловно, относятся и братья Мельцеры. Такие интерьеры, как Парадная библиотека в Зимнем дворце, кленовая гостиная императрицы, и Новый кабинет Николая II в Александровском, — в числе лучших интерьеров рубежа веков.

Хочется отметить, что из всего убранства дворцовых покоев во время Великой Отечественной войны особенно пострадала мебель, воспринимавшаяся как утилитарная составляющая комнатного наполнения. Действительно, жилые и парадные интерьеры дворца включали не только специально изготовленные предметы, но и образцы массовой продукции столичных фабрик. Может быть, именно поэтому в послереволюционные годы мебель из Александровского дворца раздавали в различные государственные учреждения и практически не эвакуировали в годы войны.

Сегодня мы по-иному оцениваем и время, и его материальные памятники. Нам интересны как произведения, созданные по проектам архитекторов для конкретного интерьера, так и серийные изделия, выпускавшиеся ведущими отечественными производителями.

 

Источники:

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 8988 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!