Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Менелас Адам Адамович (1753 — 1831)

Архитектор, "открывший России эру псевдоготики"

 

Адам Адамович Менела (Adam Menelaws) — российский архитектор шотландского происхождения.

Адам Менелас  появился в России в 1784 году в числе семидесяти трех шотландских мастеров, приглашенных Ч. Камероном через объявление в «Эдинбургских вечерних известиях» (Edinburgh Evening Courant), и заключил контракт на три года. Он приехал из Англии как «анарельер» — мастер по возведению сложных сводчатых конструкций. В России в это время высоко ценили английскую строительную технику, умение англичан строить, по словам архитектора Н. А. Львова, «прочно, чисто и прямо».

О деятельности Менеласа до приезда в Россию ничего не известно. Однако его специальность мастера по возведению сложных сводчатых конструкций позволяет предположить хорошее образование и навыки, позволившие ему со временем стать архитектором.

В Царском Селе он принял участие в сооружении сводов камероновой Холодной бани, но уже в середине 1785 года был переведен в распоряжение выдающегося русского архитектора и паркостроителя Н. А. Львова и в течение почти восемнадцати лет занимался строительством по его проектам.

В лице Львова Менелас нашел покровителя, наставника, учителя, под влиянием которого сформировалась его художественная индивидуальность. Менеласа отличала большая восприимчизосиь натуры, умение учиться, работоспособность и, судя по всему, покладистость исполнителя, умевшего уловить желания заказчика, что и сыграло важную роль в его дальнейшей успешной карьере.

В 1794 году Менелас был зачислен архитектором в ведомство Санкт-Петербургского остаточного Казначейства. В это время он выполнял заказы только частных лиц и императорской фамилии и не строил сооружений общественного значения.

В 1797 году Менелас вновь появился в Царском Селе в качестве наставника по архитектуре и сельской механике в Школе практического земледелия (софийского протоиерея А. Самборского) в Белозерке, где обучал огнеупорному «земляному битому строению», изобретенному Львовым, учеников, присылаемых из разных концов России.

После смерти Львова в 1803 году Менелас занялся частным строительством по собственным проектам сначала на Украине, а затем в Подмосковье. В эти годы он создавал постройки в классическом стиле и планировал парки.

1814 год застает зодчего в Санкт-Петербурге, где он становится членом Строительного комитета Министерства внутренних дел, а в 1816 году Менелас участвует, наряду с другими архитекторами, в проектировании царскосельской дачи М. В. Кочубей — супруги В. П. Кочубея, министра внутренних дел при Александре I.

Исходной точкой разработки проектов явился карандашный набросок, сделанный самим императором. Проект Менеласа, по архитектуре очень близкий некоторым сооружениям Н. А. Львова, не утвердили. Дворец был построен по замыслу В. П. Стасова, который использовал, лишь незначительно изменив, разработанную Менеласом планировку и принял его же идею полуротонды, но вместо предлагавшихся Менеласом низких спаренных колонн применил восемь одиночных ионических, высотой в два этажа. Вероятно, Менелас распланировал и территорию вокруг дворца.

В 1817 году император определил Менеласа к работам в царскосельских садах в качестве архитектора, садового мастера и гидротехника. Перед ним была поставлена задача перестроить Ферму (Скотный двор) и создать парк у Нового дворца — на присоединенных землях и на территории бывшего Зверинца.

В Китайской деревне Менелас в 1817 году планировал садики при китайских домиках и проводил работы по осушению территории.

Начало созданию Фермы и преобразованию Зверинца было положено садовым мастером И. Бушем еще в 1800 и 1810 годах: в это время были проложены новые пейзажные дороги, которые объединили территорию и составили «костяк» будущего парка. Датированный 1817 годом план, по которому работал Менелас, был составлен на основе более раннего, с четко обозначенной дорожной сетью и указанием будущих водоемов и павильонов, но с лишь частично разработанным ландшафтом. При осуществлении этого плана Менелас расширил старые водоемы и выкопал новые по собственным рисункам, спланировал территории, изменил рельеф, посадил деревья и кусты, проложил новые дороги, спроектировал и построил мостики и плотины, разработал, а затем осуществил проекты архитектурных сооружений.

Еще осенью 1816 года император распорядился о посадке кустов и деревьев близ дворца и переделке каскада на пруду (Нижнем или Фасадном). В следующем году по указанию Менеласа садовник Ф. Лямин посадил перед дворцом и колоннадой кусты сирени. Начатые одновременно работы по каскаду были отложены (и произведены в 1823 году), но было предпринято углубление пруда, вода из него каналом вдоль дороги отводилась в пруд в Кузьмине. Работы по расширению и углублению этого пруда Менелас завершил в 1826 году.

На присоединенных к северо-востоку для Фермы и нового парка землях (полей крестьян деревни Кузьмино, получивших земли в другом месте) в первую очередь необходимо было распланировать ближайшую к дворцу часть, расположенную вдоль Кузьминской дороги, которая огибала присоединенную к парку полукруглую территорию, где, согласно плану, выполненному архитектором В. И. Гесте, предполагалась обширная городская площадь.

На проектном плане, по которому работал Менелас, этот участок окружен пейзажной дорожкой и прорезан длинным водоемом («рекой»), устроенным на месте канала вдоль прежней трассы дороги, по которому отводилась вода из садовых прудов. В 1817 году Менелас составил «примерную смету на отделку предполагаемого парка при Александровском дворце с сообщением через оный парк реки, паханием и высеянием по всему лугу травою, выстилкою по берегам реки дерном», с устройством вокруг парка дороги для езды, постройкой ворот со стороны Кузьмина; а также с отделкой небольшой плотины и посадкой деревьев с кустарниками.

В следующем году началось строительство ворот у въезда в парк, обозначенных еще в смете 1817 года. Это были Кузьминские (Египетские) ворота, местоположение которых было немного изменено, так что они стали въездом в город.

Ворота в «египетском вкусе», с караулками в виде массивных пилонов, украшенных литыми из чугуна барельефами, Менелас спроектировал еще при Александре I.

В конце XIX века всю присоединенную (бывшую Кузьминскую) территорию называли Фермерским парком.

Перестройке деревянных зданий Фермы («английского скотоводства») в камне должна была предшествовать разборка северо-восточной части Зверинской стены, проходившей по территории, намеченной для нового Скотного двора. К этим работам архитектор приступил в 1819 году. Одновременно, начав с полей Фермы со стороны деревни Александровки, Менелас занялся ограждением всей территории нового парка рвом, выложенным дерном, в котором устраивался бревенчатый палисад, выкрашенный в зеленый цвет, а с наружной стороны рва — деревянные перила. Эта работа выполнялась в течение нескольких лет.

Затем он продолжил ограждение территории со стороны Столбовой (Петербургской) дороги. Император Александр I проявлял большой интерес к работам в парке и каждый день осматривал постройки. Увлекавшийся сельским хозяйством император придавал особое значение Ферме, которая «учреждалась на широких основаниях, дабы через продажу приплода улучшить повсеместно в России породу скота». Александр I перевел эту ферму из Санкт-Петербурга, поменяв ее местами с находившейся в Зверинце в 1803-1809 годах Лесной школой.

Ферма создавалась под прямым наблюдением Александра I, его супруги и матери. Вероятно, они следили и за ходом проектирования, прежде всего императрица Елизавета Алексеевна, вкусу которой, возможно, отвечает решение фасадов двух первых павильонов — Молочного и для Высочайших присутствий, отличающихся от других зданий Фермы.

В состав «Большой фермы» входили не только постройки Скотного двора и Пенсионерная конюшня, но и Павильон лам, Красносельские ворота, деревянный Слоновник.

Павильон, созданный по типу английского коттеджа, стал одним из первых памятников русской неоготики XIX века. Выходящий своими фасадами на огибающую парк дорогу павильон Фермы обозначил будущий характер нового, необычного для России ансамбля Александровского парка и стал его своеобразной «визитной карточкой».

Здание Пенсионерной конюшни для отставных лошадей императорского седла возводили одновременно со Смотрительским домом, в 1827-1829 годах. Для нее был использован один из вариантов проекта для Павильона Фермы.

К владениям Фермы относился и Ламский выгон — присоединенный с западной стороны Зверинца трапециевидный участок между Петербургской дорогой, старым парковым рвом и дорогой на деревню АлександровкуПавильон лам, как и другие постройки Менеласа, имевшие хозяйственное назначение (в первую очередь, здания на царскосельской Ферме), напоминает проекты землебитных строений из альбома Н. А. Львова, выполненного при ближайшем участии И. А. Иванова, который теперь состоял при Менеласе в качестве помощника по чертежной и рисовальной части.

В 1823 году были проведены работы по устройству Ламского выгона, присоединены новые земли с западной стороны, начата планировка территории и продолжено сооружение ограды во рву вдоль Петербургской дороги.

В 1823-1824 годах на границе Александровского парка, у бывшей Красносельской дороги, по проекту Менеласа были построены неоготические Красносельские ворота, которые представляют собой две кирпичные караулки, облицованные пудостским известняком и украшенные зубцами из того же материала.

Окончание работ по строительству дороги, проложенной от Фермы к Красносельским воротам до соединения с Красносельской дорогой, и планировке прилегающей к ней территории относится к 1824 году.

Еще одно сооружение Менеласа —деревянный Слоновник в формах мавританской архитектуры, построенный в 1827-1828 голах поблизости от ворот на территории Ламского выгона, — дала ротам второе название — Слоновые.

Луг, трава на котором сушивалась и шла на нужды Фермы, стал использоваться как зыгое для выпаса слонов.

Разборка восточной, обращенной к дворцам, стены Зверинца, начатая в 1819 году, открыла вид на расположенный в центре бывшего Зверинца ветхий охотничий павильон, некогда роскошный Монбижу, фасады которого пришлось подвергнуть срочной переделке. Одновременно был засыпан окружавший его ров, построена труба, отводящая воду из источника, которая наполняла ров, в Большой Звериночный пруд, и выполнена планировка прилегающей территории.

Работы по внутренней отделке павильона архитектор продолжал до самой своей смерти в августе 1831 года. Завершил их в 1832-1834 годах архитектор А. А. Тон.

Одновременно с Арсеналом в 1822-1827 годах создавался еще один «дом рыцаря» — Белая башня, которая при Николае I строи¬лась как павильон для игр и обучения наследника и других детей.

«Дом рыцаря» — так называли в XIX веке Белую башню — построен по проекту А. А. Менеласа в 1821-1827 годах. Это самое высокое в Царском Селе здание» высотой около 38 метров.

В 1823-1824 годах по проекту Менеласа были сооружены службы при башне в виде руинированных ворот при входе в бастион, с искусственными пробоинами «от вражеских ядер».

Одновременно Менелас руководил большим объемом работ по расширению и углублению старых и созданию новых прудов. Начав с прудов у Александровского дворца, в 1820-1823 годах он произвел реконструкцию и увеличение Большого старого, или Звериночного, пруда, который принято разделять на три пруда, называемые Ламскими: Большим, Малым и Нижним.

После сноса Зверинской стены от моста на Столбовой дороге и теплиц и присоединения с юго-западной стороны новой территории Менелас приступил к устройству здесь "парка на сторону Петербургской дороги".

В 1823-1824 годах на бывшем "огородном месте", рядом с юго-восточным люстгаузом был выкопан по его проекту Виттоловский Шапельный) пруд. На южной стороне пруда была сделана езжалая дорога. Перед началом работ был срыт бастион и засыпан ров около него. Вынутая из пруда земля образовала на его берегу гору, на которой затем был построен, одновременно с Шапелью, грот из гигантских валунов.

На этой системе водоемов, протянувшейся вдоль всей восточной стороны парка, Менелас построил плотины и несколько деревянных мостов, которые имитировали каменные, для чего их со всех сторон обшили досками и соответствующим образом раскрасили.

Одновременно архитектор вел гидротехнические работы и за пределами Александровского парка. В 1824 году он был привлечен к работам в Отдельном (Нижнем) парке: два существовавших здесь небольших пруда, принимавших воду из системы, соединявшей парки и город, Менелас углубил и превратил в один большой «искривленный» пруд, названный Колонистским. На южной оконечности пруда была построенаплотина, позволившая регулировать уровень воды и выпускать излишек в Павловский водопроводный канал.

В 1825 году рядом с новым Виттоловским прудом на месте люст-гауза началось сооружение капеллы для размещения мраморной статуи Спасителя — Шалели. Менелас воздвиг романтическую руину, которая выглядит как остатки заброшенной старинной базилики.

Параллельно Менелас привлекался к выполнению работ в Екатерининском парке.

В 1821 году ворота «Любезным моим сослуживцам» перенесли на место Лейб-казачьего дома, где на выезде с парковой периметральной дороги к только что отстроенной даче графини М. В. Кочубей была распланирована полукруглая площадь и создан новый парадный ансамбль. Менелас выполнил обрамление новой площади, установив по сторонам от ворот полукруглую металлическую кованую ограду.

Сразу после переноса ворот «Любезным моим сослуживцам» на новое место, на выходе из сада в «бывшую Софию» Менелас установил Кадетские ворота, созданные по его проекту на Казенном чугунолитейном заводе.

Подобным образом, в стиле ампир, были декорированы построенные Менеласом и не дошедшие до наших дней Баболовские ворота — величественная постройка с триумфальной аркой в центре и чугунными колоннадами по сторонам. На месте ворот сохранилась Розовая караулка.

В 1825 году Менелас, продолжая работу по проектам Стасова, установил на Рыбном канале чугунный мостик, который называют «стасовским».

Одновременно Менелас установил в Александровском парке на Крестовом канале еще один металлический мостик — Висячий или Проволочный.

Совмещение должностей архитектора и садового мастера возлагало на Менеласа заботы о состоянии обширных тепличных комплексов, которые при его участии были расширены и достроены.

Еще в 1819 году при сносе Зверинской стены часть ее решено было оставить и использовать в качестве задней стенки новой вишневой оранжереи, которую Менелас начал строить по собственному проекту.

 В 1822 году Менеласу поручается ведение строительных дел и по другому комплексу теплиц — напротив Большого сада, и он включился в процесс их починки и перестройки. Наиболее заметной явилась работа Менеласа над 3-й линией этих теплиц. Во время перестройки жилых помещений этой линии под руководством П. В. Неелова Менелас в 1828-1829 годах поставил на месте соединения под тупым углом двух ее частей павильон и овальную оранжерею для поправления слабых померанцевых деревьев («ротонду»).

Среди работ Менеласа следует назвать также разбивку Михайловского и Аничкова садов в Санкт-Петербурге. В 1826 году он приступил к созданию нового парка Александрия в Петергофе, с дворцом Коттедж, различными садовыми затеями и фермо В последний год своей жизни Менелас начал в парке Александрия строительство Капеллы по проекту немецкого архитектора К. Ф. Шинкеля.

В 1831 году, во время эпидемии холеры Адам Менелас скончался, не завершив отделку своей большой постройки в царскосельском Cелe — Арсенала. В России осталась его семья — жена Елизавета, урожденная Кейв, и пятеро детей: три дочери и двое сыновей, которые пошли по стопам отца и стали строителями.

Вся жизнь Менеласа была заполнена работой, и годы, проведенные им в Царском Селе, стали исключительно плодотворными. Всего за несколько лет ему удалось преобразовать в единое гармоничное целое огромную территорию, простиравшуюся до Египетских ворот, соединив уже существовавшие дворец и парк при дворце с вновь распланированными участками и новыми постройками. По выражению историка искусства А. Н. Бенуа, Менелас «открыл в России эру псевдоготики». Не являясь архитектором первого плана, он стал ключевой фигурой периода поворота русской артектуры от ампира к историзму.

 

Литература и документы, использованные в работе И. Степановой:

  • Gautier Т. Tresors d art de la Russia et moderne. Arsenal de Tsarskoe Selo. Paris, 1859.
  • Бенуа А. Лансере Н. Дворцовое строительство при Николае 1 // Старые годы. 1913. Июль — сентябрь. С. 176.
  • Бурьянов В. Прогулки с детьми по Петербургу и его окрестностям. Т. 1-2. СПб., 1838.
  • Император Александр I в воспоминаниях графини Шуазель-Гуфье. Русская старина, 1877. Т. 20. С. 617
  • НИМ PAX. Инв. № А 14894-14898
  • РГИА. Ф. 467. Оп. 6. Д. 2569 (1822-1823). Л. 1 об., 3 об., 4- 12 об
  • РГИА. Ф. 472. Оп. 1.Д. 19. Л. 1-23;
  • РГИА. ф. 479. Ол. 1.Д. 19 (1827-1834). Л. 23,24;
  • РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2245 (1823), ч. I. Л. 11,56,156.
  • РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2246. Л. 320 об.
  • РГИА. Ф. 487. Ол. 6. Д. 2260. Л. 13 и др.
  • РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2324 (1827).
  • РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2246, ч. Н. Л. 120,122 об., 126-126 об.
  • РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2254 (1817-1821). Л. 4.
  • РГИА. Ф. 489. Оп. 6. Д. 2265. Л108L
  • РГИА. Ф. 515. Оп. 5 (1798). Д. 1061. Л. 59.
  • РГИА. Ф. 519. On. 1. Д. 44 (1817). Л. 5.
  • РГИА. Ф. 1286. On. 1. Д. 266. Л. 28
  • Фонд архитектурной графики ГМЗ «Царское Село»
  • Государственный Эрмитаж. (Отдел рисунка. Инв. № 12922,12968,42734, 26547)

     

Постройки А.А.Менеласа в Царском Селе в хронологическом порядке:

Источники:

  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Петров А. К и др. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л. 1985.
  • Степанова И. Менелас. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  • Цылов Н.И. "Атлас города Царского Села", 1857, репринтное издание, 2007

 

 У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 10922 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!