Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Москвин Григорий Николаевич (1909-1986)

российский танкостроитель. 

 

Имя Григория Николаевича Москвина неразрывно связано с историей отечественного танкостроения. Не получив классического высшего образования, начав свою трудовую деятельность на заре зарождения отечественной школы танкостроения, он был одним из немногих, кто смело перешагнул от подражания первым, во многом примитивным, зарубежным конструкциям, к смелому, новаторскому решению творческих задач, не потерявших актуальности и сегодня.

 

Григорий Николаевич Москвин. 1932 г.

 

Григорий Николаевич Москвин родился в г. Сормово, близ Нижнего Новгорода, 21 ноября 1909 г. в интеллигентной семье.

Отец, Николай Дмитриевич Москвин, выпускник Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1881 года, стал путейцем, т.е. железнодорожником, крупным специалистом. Руководил знаменитым Сормовским заводом с 1907 по 1912 гг.

Мать, Вера Семеновна Москвина, посвятила свою жизнь воспитанию детей и внуков. Семья была большая — 10 человек.

Григорий был младшим по возрасту, а средним был Андрей, ставший известным кинооператором, Заслуженным деятелем искусств, дважды лауреатом Сталинской премии.

Но когда по окончании школы (в конце 1920-х гг.) Григорий Николаевич попытался поступить в индустриальный вуз, о чем мечтал с детства, ему ответили отказом. Пришлось искать обходной путь к инженерным знаниям. В мае 1929 г, он в должности техника-чертежника начал работать в структуре Северо-Западного управления внутренних водных путей, а с января 1930 г. устроился конструктором на завод «Светлана».

В ноябре 1931 г. последовал призыв в Красную Армию, на действительную военную службу, но способного, технически грамотного красноармейца направили не в строевую часть, а в конструкторское бюро Артиллерийского НИИ, находящегося в Ленинграде. Руководство НИИ в тот период осуществляли военные специалисты Заходер и Беркалов, а непосредственным начальником был известный специалист в области минометов Н.А. Доровлев, возглавлявший газодинамическую лабораторию.

Только сочетание творческой интуиции (чувство новизны) со смелым новаторством изобретателя может дать положительный эффект при создании принципиально новых образцов техники. И этими качествами Григорий Николаевич обладал в полной мере.

Первым служебным заданием Григория Николаевича была разработка снарядов, оснащенных пороховыми двигателями и откидными стабилизаторами и выстреливаемых из гладкоствольных орудий. По сути, это были предшественники реактивных снарядов. Работе над минами нового типа первостепенное внимание оказывал в те годы начальник вооружений РККА М.Н. Тухачевский, неоднократно посещавший АртНИИ. Г.Н. Москвину довелось тогда разговаривать с М.Н. Тухачевским, давать пояснения, отвечать на вопросы.

Но приближалось окончание годичной службы в Красной Армии. Григория Николаевича не хотели отпускать и предложили перейти в штат НИИ. Однако в это время перед ним открылась заманчивая перспектива. На заводе «Большевик» началось преобразование авиамоторного производства в танковое, формировался Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО). Из Москвы в него переводили группу конструкторов КБ-3 артиллерийской направленности. Комплектование отдела шло с трудом, многие москвичи не захотели переехать в Ленинград. Узнав об этом, Г.Н. Москвин обратился к К.К. Сиркену, одному из организаторов отдела, с просьбой о принятии на работу.

В сентябре 1933 г. произошла очередная реорганизация танкового производства завода. Вся конструкторско-экспериментальная часть завода №174 была выделена в самостоятельный завод №185 (с 1934 г. — им. Кирова). Г.Н. Москвин продолжал трудиться на заводе.

Однако работа Г.Н. Москвина в КБ ОКМО — завода №185 на этом закончилась: по требованию органов госбезопасности его уволили в связи с арестом (по ложному доносу) его старшего брата Семена. В октябре 1938 г. Григорий Николаевич получил расчет. Пришлось пойти на случайную работу — поступить в декабре 1938 г. старшим инженером-конструктором в ленинградскую организацию «Буммашпроект». Там проектировалась бумагоделательная машина для изготовления пергамента.

В августе 1939 г. Г.Н. Москвин перешел в Институт инженеров железнодорожного транспорта, где участвовал в проектировании путеукладчика, а затем работал в бюро по строительству шахт.

Шел август 1940 г. Наступил самый напряженный предвоенный период, когда «в воздухе пахло порохом и войной». Друзья-сослуживцы не прерывали связи с Григорием Николаевичем. Его знали как талантливого компоновщика сложных систем вооружения. Кировский завод всегда стоял на передовых позициях отечественного военного производства. С ним считались и в ленинградских партийных и советских кругах, и в стране в целом. Возложенные на кировцев задачи создания перспективного тяжелого танка прорыва требовали концентрации творческих усилий квалифицированных конструкторов-танкистов. И опытом Г.Н. Москвина нельзя было пренебрегать. С августа 1940 г. Григорий Николаевич вновь стал членом творческого коллектива, на этот раз — СКБ-2 Кировского завода, которое возглавлял Ж.Я. Котин.

 

Началась война.

Фронт быстро приближался к Ленинграду. Для обороны города потребовалось срочное возведение оборонительных рубежей. Григорий Николаевич получил задание разработать, а затем обеспечить строительство двух оборонительных комплексов — капониров в непосредственной близости от завода.

Г.Н. Москвин, 1942—1943 гг.

 

С 8 сентября 1941 года Ленинград оказался в кольце блокады. В середине сентября бои шли на ближних подступах к городу. Нормальная работа на территории Кировского завода, в зоне прямого воздействия артиллерии противника, к тому же подвергавшегося регулярным налетам авиации, стала абсолютно невозможной. Для продолжения производства тяжелых танков KB еще летом 1940 г. в качестве дублера был определен Челябинский тракторный завод. Летом 1941 г. туда перебросили большую группу кировцев. 

Григорий Николаевич в числе других конструкторов-кировцев был вывезен из блокадного Ленинграда в конце сентября. Вслед за ним в Челябинск прибыла и его семья.

За новаторское выполнение проекта танка КВ-1С Г.Н. Москвина наградили орденом «Знак Почета».  20 августа 1942 г. постановлением ГКО танк КВ-1С приняли к серийному производству.

С августа 1943 г. Г.Н. Москвин — старший инженер-конструктор Опытного завода №100.

В 1944 г. Кировский завод, после напряженного подготовительного периода, когда все конструкторские и производственные службы решали основную задачу — освоение выпуска тяжелого танка нового типа, перешел к следующей фазе производства — к наращиванию суточного выпуска машин с одновременным повышением их качества.

За разработку и внедрение в производство новых тяжелых танков ИС Г.Н. Москвин в числе других работников Кировского и Опытного заводов в 1944 г. был награжден орденом Ленина, а за создание семейства новых тяжелых артсамоходов Г.Н. Москвин был удостоен Сталинской премии I степени.

В декабре 1945 г. Г.Н. Москвин вернулся из эвакуации в Ленинград, где на Кировском заводе еще в мае-июле 1944 г. был образован филиал завода №100.

В 1946 г. Г.Н. Москвин получил авторское свидетельство №12877 на изобретение нового способа бортовой защиты. Гнутый бортовой лист был применен и в ИС-7, и в Т-10. 

Г.Н. Москвину зачастую поручались для изучения актуальные, но малоизученные вопросы танкостроения, поскольку он обладал способностями трезвой оценки и достаточной интуицией, чтобы найти свежие, нестандартные решения.

В 1954 г. произошло очередное изменение структуры института, был образован научно-исследовательский и опытно-конструкторский отдел плавающих машин и плавсредств. Одним из основных направлений деятельности отдела стала разработка способов повышения водоходных качеств ВМГ. Отдел обозначался №9. Начальником отдела был назначен Г.Н. Москвин.

9 июня 1961 г. Г.Н. Москвин был назначен начальником отдела №21 специальных колесных машин высокой проходимости. 

MoskvinG055.jpg

Г.Н. Москвин на начальном этапе привлекался к созданию «Лунохода».

Г.Н. Москвин, 1970-е гг.

 

В последний период творческой работы с 1967 г. Г.Н. Москвину поручались отдельные виды работ по основной тематике института -военным гусеничным машинам. В частности, он в должности заместителя начальника отдела №2 принимал участие в решении вопросов доработки конструкции и постановки на производство нового основного танка Т-64А и его дальнейшего совершенствования.

С октября 1970 г. Г.Н. Москвин в составе другого отдела вел разработки некоторых видов нестандартного оборудования для нужд института.

Завершилась трудовая деятельность Г.Н. Москвина во ВНИИТрансмаше в 1972 г. Согласно поданному им заявлению, он был уволен с 25 мая по собственному желанию.

Григорий Николаевич Москвин умер 2 октября 1986 г. после тяжелой болезни.

 

Племянник Григория Николаевича — Игорь Борисович Москвин, достиг больших успехов на тренерской работе. Он и его жена Тамара Москвина воспитали целую плеяду чемпионов фигурного катания на коньках.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии.

 

Источник:

  1. Бах И.В. Боевые машины Григория Николаевича Москвина
  2. Использованы фото из семейного архива Г.Н. Москвина и архивов М.В. Павлова, М. Путникова, Д. Пичугина, А. Хлопотова. и И.В. Баха.
Рейтинг: +2 Голосов: 2 1218 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!