поэт, священник, эмигрант
Положенский Сергей Сергеевич родился 9 мая 1898 в Царском Селе Петербургской губернии.1
Предполагаемый родственник: Положенский Сергей — выпускник Царскосельской Императорской Николаевской гимназии 1891 года. Возможно даже — его отец, это многое объяснило бы о поэтическом творчестве о. Сергия (версия проверяется, tsarselo.ru).
В юности Сергей Сергеевич Положенский был близко знаком с поэтом Игорем Северянином, дружил с ним в течении 12 лет.
Игорь Северянин
В РГАЛИ сохранилось письмо С.Положенского, которое является ответом на присылку ему из архива сборника стихов Игоря Северянина и очень многое объясняет об их знакомстве.2
Письма Игоря Северянина к о.Сергию Положенскому хранятся у внуков Игоря Северянина в Швеции. Сына поэта Вакх Игоревич еще при жизни наложил запрет на публикацию этих писем, поскольку сам он утратил навычки чтения на русском языке и полагал, что в этих письмах могут содержаться слишком интимные подробности отношений отца и матери.
В письме С. Положенский пишет о своей дружбе с Игорем и своем поэтическом опыте:
"Посылаю вам 6 моих стихотворений, касающихся наших отношений с Игорем. В общем наша дружба продолжалась 12 лет. Потом мы разстались навсегда, разъехавшись в разные страны, и больше уже не встречались и никогда не переписывались… "
В этом же письме он упоминает о своем знакомстве с Игорем в Тойле (местечко в Эстонии, куда последний переехал в 1919 году):
"Я появился в Тойле в ноябре 1919 года. Вскоре же познакомился и с Игорем. При ближайшем знакомстве (одно время мы жили с ним вместе на одной квартире), он предложил мне вступить в его свиту как короля поэтов. До сих пор в его свите состояли:
Предложил мне выбрать цветок. Я, конечно, выбрал розу. Игорь поморщился ("шаблон"!), но ничего не сказал. Так и осталось...
… Стихи я писал главным образом тогда, когда был, как говорится, по уши влюблен в какую-нибудь девицу и ухаживал, намереваясь жениться. Но не вышло — сижу холостяком. Прочия темы я в стихах почти не затрагивал, кроме очень немногих случаев. Вообще пишу стихи очень редко: поэзотворчество все таки остается не моей стихией, как я и чувствовал с самаго начала. Но отдельныя стихотворения мне удавались, так что иногда (обычно очень недолго) я и сам начинал воображать себя поэтом. Но Игорь всегда причислял меня к разряду людей, только пишущих стихи.
… Теперь я хочу поговорить с вами об очень серьезном. Когда мы были с Игорем вместе, я иногда пробовал заговорить с ним о Боге, о религии, о церкви. Но никогда не имел отклика. Он никогда не бывал в церкви, никогда не исповедовался, никогда не причащался. И только один раз сказал мне насчет Евангелия, что это просто книга, исполненная противоречий, и больше ничего. Я видел, что заводить с ним богословские споры — дело совершенно безнадежное, я оставил всякую попытку. Когда я узнал, что он умер, я конечно сразу же записал его в наши синодики новопреставленныхъ и стал, как мог за него молиться.
Однажды вижу сон. Большая прямоугольная зада: четыре стены, пол и потолок, больше ничего. Стены все из какого-то гладкого камня мебели никакой, освещение только из щели в стыке между стеной и потолком — довольно слабое. Обстановка мрачная. Вдруг вижу, с противоположной стороны зала идет ко мне Игорь. Вытянутый во весь свой высокий рост, в застегнутом на все пуговицы черном длинном (ниже колен) сюртуке, с лицом человека, предельно измученнаго какими-то страданиями, видимо, почти превышающими силы человеческия, и все таки сохраняющаго свою гордыню, свое непоколебимое противостояние кому-то в гордыне. Подходя ко мне, он, едва выговаривая слова от явных страданий, как-то процеживая их сквозь зубы, говорить мне: "0. Сергий, Вы напрасно молитесь обо мне. Я чувствую себя прекрасно и ничего другого для себя не желал бы". Все понятно. Гордым. Бог противится. И их место, где-то по соседству с диаволом. Это — предельный ужас. Я не могу вспомнить этаго сна безь слез. ".
В РГАЛИ также хранятся стихотворения, написанные Сергеем Положенским в этот период — с 1920 по 1932 гг.:
В эмиграции:
До 1934 года — библиотекарь прихода храма Христа Спасителя в Аньере (под Парижем).
Окончил Богословский институт (1934) в Париже.
В 1934 году переехал из Франции в Берлин.
Уже после отъезда Сергея Сергеевича за границу, в 1937 году, Игорь Северянин пишет отчаянное письмо Барановой Августе Дмитриевне, поклонице его таланта:
"...16-го мaя исполняется 50 лет со дня моего рождения. Грустнaя дaтa… Если бы от<ец> Сергий Положенский и Вы могли бы собрaть кaкую-нибудь сумму среди знaкомых для меня, сынa и Ф<елиссы> М<ихaйловны>, мы были бы тaк светло Вaм признaтельны, всегдa дорогaя Августa Дмитриевнa! Неужели никто не поможет гибнущему поэту в уже погибшем мире? Есть же люди, хочется верить! Нaш сердечный и теплый привет Вaм, Фед<ору> Фед<оровичу> и Асе. И Серг<ею> Серг<еевичу>. И его помним и любим постоянно. Целую Вaши ручки." 5
Игорь Северянин оказался в оккупированном немцами Таллине и тяжело переживал преследования со стороны эстонских националистов и Гестапо. Умер 20 декабря 1941 от сердечного приступа, в присутствии Валерии, младшей сестры своей гражданской жены Веры Борисовны Коренди.
Служение о. Сергия:
Иных сведений не имеется.
Скончался в Берлине 10-го ноября 1992-го года в возрасте 94-х лет. Похоронен 13-го ноября 1992 года на православном кладбище Тегель в первом ряду второго квартала.
Обряд погребения совершил собор духовенства.6
Возможные родстенники:
Источники:
Нет комментариев. Ваш будет первым!