Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Положенский Сергей Сергеевич (1898, Царское Село - 1992)

поэт, священник, эмигрант

 

Положенский Сергей Сергеевич родился 9 мая 1898 в Царском Селе Петербургской губернии.1

Предполагаемый родственник: Положенский Сергей — выпускник Царскосельской Императорской Николаевской гимназии 1891 года. Возможно даже — его отец, это многое объяснило бы о поэтическом творчестве о. Сергия (версия проверяется, tsarselo.ru).

 

В юности Сергей Сергеевич Положенский был близко знаком с поэтом Игорем Северянином, дружил с ним в течении 12 лет.

Игорь Северянин

 

В РГАЛИ сохранилось письмо С.Положенского, которое является ответом на присылку ему из архива сборника стихов Игоря  Северянина и очень многое объясняет об их знакомстве.2

Письма Игоря Северянина к о.Сергию Положенскому хранятся у внуков Игоря Северянина в Швеции. Сына поэта Вакх Игоревич еще при жизни наложил запрет на публикацию этих писем, поскольку сам он утратил навычки чтения на русском языке и полагал, что в этих письмах могут содержаться слишком интимные подробности отношений отца и матери.

В письме С. Положенский пишет о своей дружбе с Игорем и своем поэтическом опыте:

"Посылаю вам 6 моих стихотворений, касающихся наших отношений с Игорем. В общем наша дружба продолжалась 12 лет. Потом мы разстались навсегда, разъехавшись в разные страны, и больше уже не встречались и никогда не переписывались… "

В этом же письме он упоминает о своем знакомстве с Игорем в Тойле (местечко в Эстонии, куда последний переехал в 1919 году):

"Я появился в Тойле в ноябре 1919 года. Вскоре же познакомился и с Игорем. При ближайшем знакомстве (одно время мы жили с ним вместе на одной квартире), он предложил мне вступить в его свиту как короля поэтов. До сих пор в его свите состояли:

  • Принц Лилий — Александр Карлович фон-Эссен,
  • Принц Сирени — Борис Николаевич Башкиров, (ученик Николаевской гимназии)
  • Принц Нарциссов — Борис Васильевич Правдин.

Предложил мне выбрать цветок. Я, конечно, выбрал розу. Игорь поморщился ("шаблон"!), но ничего не сказал. Так и осталось...

… Стихи я писал главным образом тогда, когда был, как говорится, по уши влюблен в какую-нибудь девицу и ухаживал, намереваясь жениться. Но не вышло — сижу холостяком. Прочия темы я в стихах почти не затрагивал, кроме очень немногих случаев. Вообще пишу стихи очень редко: поэзотворчество все таки остается не моей стихией, как я и чувствовал с самаго начала. Но отдельныя стихотворения мне удавались, так что иногда (обычно очень недолго) я и сам начинал воображать себя поэтом. Но Игорь всегда причислял меня к разряду людей, только пишущих стихи.

… Теперь я хочу поговорить с вами об очень серьезном. Когда мы были с Игорем вместе, я иногда пробовал заговорить с ним о Боге, о религии, о церкви. Но никогда не имел отклика. Он никогда не бывал в церкви, никогда не исповедовался, никогда не причащался. И только один раз сказал мне насчет Евангелия, что это просто книга, исполненная противоречий, и больше ничего. Я видел, что заводить с ним богословские споры — дело совершенно безнадежное, я оставил всякую попытку. Когда я узнал, что он умер, я конечно сразу же записал его в наши синодики новопреставленныхъ и стал, как мог за него молиться.

Однажды вижу сон. Большая прямоугольная зада: четыре стены, пол и потолок, больше ничего. Стены все из какого-то гладкого камня мебели никакой, освещение только из щели в стыке между стеной и потолком — довольно слабое. Обстановка мрачная. Вдруг вижу, с противоположной стороны зала идет ко мне Игорь. Вытянутый во весь свой высокий рост, в застегнутом на все пуговицы черном длинном (ниже колен) сюртуке, с лицом человека, предельно измученнаго какими-то страданиями, видимо, почти превышающими силы человеческия, и все таки сохраняющаго свою гордыню, свое непоколебимое противостояние кому-то в гордыне. Подходя ко мне, он, едва выговаривая слова от явных страданий, как-то процеживая их сквозь зубы, говорить мне: "0. Сергий, Вы напрасно молитесь обо мне. Я чувствую себя прекрасно и ничего другого для себя не желал бы". Все понятно. Гордым. Бог противится. И их место, где-то по соседству с диаволом. Это — предельный ужас. Я не могу вспомнить этаго сна безь слез. ".

В РГАЛИ также хранятся стихотворения, написанные Сергеем Положенским в этот период — с 1920 по 1932 гг.:

  • "Я — не поэт. То — не моя стихия...",
  • "Я в комнате Игоря...",
  • "Игорю Северянину" ("Я не люблю твоих стихов..."),
  • "Его жене",
  • "Я — Соловей, Принц Роз. И стих мой — сладкозвучен...",
  • "Игорю Северянину" ("Осенним утром прибежать к себе...")3
  • "Духовной дщери моей Елизавете Ивановне Пороховниковой — ответ" ("Я не знаю "холодных" икон..."),
  • "Ты — вдали. Но дали нет для Бога...",
  • "Я весь — в тебе! Тобой лишь, дорогая...",
  • "Я в друге узнаю врага...",
  • "На смерть белаго мышонка",
  • "На берегу",
  • "В альбом одной ученице" ,
  • "Эскиз" (1-й), "Эскиз" (2-й),
  • "Nocturno",
  • "Торжествует мир победу света...",
  • "Oppo",
  • "В твой альбом я забрался непрошенный..."4

 

В эмиграции:

До 1934 года — библиотекарь прихода храма Христа Спасителя в Аньере (под Парижем).

Окончил Богословский институт (1934) в Париже.

В 1934 году переехал из Франции в Берлин.

Уже после отъезда Сергея Сергеевича за границу, в 1937 году, Игорь Северянин пишет отчаянное письмо Барановой Августе Дмитриевне, поклонице его таланта:

"...16-го мaя исполняется 50 лет со дня моего рождения. Грустнaя дaтa… Если бы от<ец> Сергий Положенский и Вы могли бы собрaть кaкую-нибудь сумму среди знaкомых для меня, сынa и Ф<елиссы> М<ихaйловны>, мы были бы тaк светло Вaм признaтельны, всегдa дорогaя Августa Дмитриевнa! Неужели никто не поможет гибнущему поэту в уже погибшем мире? Есть же люди, хочется верить! Нaш сердечный и теплый привет Вaм, Фед<ору> Фед<оровичу> и Асе. И Серг<ею> Серг<еевичу>. И его помним и любим постоянно. Целую Вaши ручки."  5

Игорь Северянин оказался в оккупированном немцами Таллине и тяжело переживал преследования со стороны эстонских националистов и Гестапо. Умер 20 декабря 1941 от сердечного приступа, в присутствии Валерии, младшей сестры своей гражданской жены Веры Борисовны Коренди.

 

Служение о. Сергия:

  • 1934 — Диакон
  • 1934 — Священник
  • 1934 — 1936 — Помощник настоятеля церкви Святого Владимира в Берлине.
  • 1936 — 1938 — Настоятель церкви святых Елены и Константина в Тегеле.
  • 1938 — 1945 — Помощник настоятеля церкви Святого Владимира в Берлине.
  • 1942 — 1943 — Преподаватель Священного писания на Православных богословских курсах в Берлине
  • 1942 — 1945 Член епархиального совета Германской епархии Русской Зарубежной Церкви
  • 1944 — Протоиерей
  • 1945 — 1974 — Настоятель церкви Святого Владимира в Берлине.
  • 1848 — 1955  — Благочинный приходов Московской Патриархии в Западной Германии
  • 1974 — 1986 — После закрытия храма св. кн. Владимира служил помощником настоятеля Воскресенского собора в Берлине.
  • 1974 — Митрофорный протоиерей

Иных сведений не имеется.

Скончался в Берлине 10-го ноября 1992-го года в возрасте 94-х лет. Похоронен 13-го ноября 1992 года на православном кладбище Тегель в первом ряду второго квартала.

Обряд погребения совершил собор духовенства.6

 

Возможные родстенники:

  1. священник Феодор Калинникович Положенский (1833-1897)  Екатерининская церковь в Царской Славянке

 

Источники:

  1. Дом-музей Марины Цветаевой
  2. РГАЛИ ф. 1152 оп. 2 ед. хр. 56а.Письмо о. Сергия Положенского. Приложены стихотворения С.Положенского за 1920 — 1934 гг.
  3. РГАЛИ ф. 1152 оп. 2 ед. хр. 56а л. 3-8. Стихи С.С.Положенского.  (18 ноября 1920-31 октября 1932), его фотографии за 1922-1991 гг
  4. РГАЛИ ф. 1152 оп. 2 ед. хр. 111
  5. Северянин Игорь. Том 5. Публицистика. Письма. Стр. 87
  6. Русская мысль. — 1984. — N 3526. — С. 14.
  7. Чуваков В.Н., сост. Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 томах. М., 2004. Т. 5. с. 549.
  8. Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). -М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. С. 517.
  9. Погост Тегель

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1843 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!