Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Розенберги

Розенберги — многочисленная семья немцев-лютеран, представители которой служили в системе народного просвещения в Царском Селе.

Фотоальбом Розенбергов

 

Глава семьи - Розенберг Николай Густавович (18571916) — лютеранин, выходец из городских обывателей г. Ревеля (н. Таллинн, Эстония), статский советник (1904), 32 года преподавал немецкий язык в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, с 1881 по 1914 гг.1

Первоначальное образование Николай Розенберг получил в немецкой гимназии г. Ревеля, после чего 3 года учился в Дерптском (н. Тарту, Эстония) университете и выдержал специальное испытание на получение Свидетельства на звание учителя немецкого языка гимназий и прогимназий в Таганрогской гимназии, свидетельство было выдано ему Одесским Учебным округом 19 августа  1881 года за № 5957.1

Розенберг Н.Г., 19002

 

По отбыванию воинской обязанности состоял, тем не менее, запасным унтер-офицером из вольноопределяющихся 95 пехотного Красноярского полка и был, как сейчас бы сказали, прописан в Сибирской губернии до первого выхода на пенсию в 1906 году.1 

С 1 сентября 1881 года он допущен к преподаванию немецкого языка  в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, с октября он уже в штате гимназии, в которой прослужит 32 года.1

Нет свидетельств, которые позволили бы нам сейчас прояснить ситуацию, как в течение довольно краткого времени Розенберг из Ревеля едет учиться в Дерпт, экзамены сдает на юге России, в Таганроге, приписан к службе в полку в Сибири, а поступает на службу, в итоге, в Царском Селе. На все эти перемещения у него ушло лет пять! Интересная ситуация, учитывая, что следующие 35 лет до самой своей смерти он проживет в одном городе — Царском Селе. Историю, мы надеемся со временем прояснить (прим.сост.).

В 1884 году по ходатайству СПб Учебного округа Николай Розенберг исключен Эстляндской Казенной палатой из числа мещан по вышгороду Ревелю. А 18 сентября этого же года он избран членом Хозяйственного Совета Николаевской гимназии и состоял в этой должности 15 лет, до 1899 года.1

С 1886 года Н. Розенберг совмещает преподавание в Николаевской гимназии с преподаванием в Царскосельской Мариинской женской гимназии.1

Усердная служба преподавателя была отмечена довольно быстрым повышением в чине — за три года, с 1886 по 1889, он дослужился до чина коллежского советника, а к 1893 году он уже статский советник.1

В 1887 — 1888 гг помимо немецкого языка он преподавал гимнастику,3  с 1891 — Розенберг утвержден в должности воспитателя, с 1895 — воспитателем в гимназическом пансионе.

Николай Густавович занимался, помимо преподавания, методической работой и написанием учебных пособий по немецкому языку. Он принимал участие в переводах и редактировании серии литературно-учебного издания "Избранные произведения немецких и французских писателей для классного и домашнего чтения, автором и издателем которой был его коллега по Николаевской гимназии С.А. Манштейн.4

Когда в мае 1899 году скончался один из преподавателей гимназии А.А. Смирнов, то 22 апреля 1900 года директор гимназии, И.Ф. Анненский, учитывая 18-ти летний стаж Николая Густавовича в гимназии, ходатайствует о назначении высшего оклада преподавателю (1250 р. против прежних 900 р.), свидетельствуя перед Учебным округом о "трудолюбии преподавателя Розенберга, о его добросовестном отношениик исполнению своих обязанностейи о пользе, приносимой его службою учебно-воспитательному делу".29 К этому Анненский счел необходимым добавить самый длительный срок службы Розенберга в Николаевской гимназии по сравнению с остальными преподавателями. Но, увы, тогда был получен отказ в связи с отсутствием у Н.Г. высшего образования.

Розенберг принимал участие и в составлении отчета к 25-летию гимназии, отмечавшемся в 1895 году5, состоял членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам ИНЦГ

Оставил об учителе воспоминания и его ученик - выпускник 1900 года А.А. Оцуп, писавший под псевдонимом С. Горный:42

"...О, тени учителей, скользящие по коридорам! Как далеко все это! – ...И еще одна тень проносится мимо: нашего немца с «Минной фон Барнгельм» и Шиллеровским «Колоколом». Он тоже сумел привить нам любовь к этому архитектурному готическому языку, в котором придаточные предложения громоздились «по клопштоковски» зигзагами башенек и острыми треугольными куполами на главном. Сравнивая патетическую, похожую на вечерний фейерверк в Мальмезоне или над прудами Фонтебло, взмывающую в небо стилистику французов – с честной, будничной, по благородному простой прозой немецкой литературы, мы невольно начинали искать за этой простотой, за манерой строить стиль своей прозы – духовный облик всего народа, его трудолюбие, ставшее религией и отраженную в зубчатых башенках придаточных предложений трогательную любовь к оккультности. Вторая натура народа...".

Николай Густавович был женат на Аделаиде (Адель Вильгельмине) урожденной Зальцберг (27 февраля 1861 — 17 января 1942). У супругов было семеро детей — две дочери и пятеро сыновей:6

  1. Елена (р. 23.09.1887) — домашняя наставница, преподавала в женской гимназии МНП (на 1914-1915 гг)
  2. Николай (р. 28.07.1889) — выпускник Николаевской гимназии 1908 года
  3. Елизавета (р. 12.02.1892) — в замуж. Бильдюгина ( с 1915 г.)
  4. Иван (Ганс, р. 12.12. 1893) — ученик Реального училища Николая II
  5. Пётр (1895-?) — ученик Реального училища Николая II, на 1916 год состоял на военной службе прапорщиком
  6. Михаил (р.17.10.1897), учился в Николаевской гимназии 2 четверти учебного года в 1910-1911 уч. году в 4 классе, на 1916 год на казенный счет учился в Инженерном военном училище
  7. Виктор (1902-1945), эмигрант

 

Такое большое семейство требовало существенных расходов от преподавателя, не имевшего никаких дополнительных доходов, кроме жалования. В 1901 году за службу в ведомстве Марии Фёдоровны он получает из него средства на содержание сына Ивана сроком на 6 лет. И в том же году предложением Попечителя Учебного округа ему назначается высший оклад по ведомству в его должности.

В 1902 году, возможно и ранее, у Николая Розенберга начались проблемы со здоровьем. 13 мая 1902 года директор гимназии И.Ф.Анненский уведомляет Управляющего СПб учебным округом о том, что Розенберг, по настоянию врачей, отправляется на летние вакации на воды в Германию.27

В 1904-1905  уч. гду Розенберг классный наставник 1 класса.43 В мае 1905 года Анненский благополучно испрашивает для Розенберга у Попечителя Учебного округа единовременного пособия в размере 100 рублей.31

Весной 1906 года уже новый директор Николаевской гимназии Я.Г.Мор подает Попечителю учебного округа список служащих Николаевской гимназии "могущих. в случае выслуги получать награды по пропорции 1 к 8, с указанием на какую последнюю награду и когда" может претендовать представляемый. Пятым по списку был "Преподаватель немецкого языка статский советник Николай Розенберг." Последняя награда - орден Св. Владимира  4-ой ст. был им  получен за год до представления, 1 января 1905 года."32

Тогда же Мор назначил Розенбергу на следующий 1906-1907 учебный год 13 уроков немецкого в неделю в III, VI-ViiI классах гимназии, и классное наставничество, с вознаграждением в 1470 рублей годовых.35

6 октября 1906 года директор Я.Г. Мор, испрашивает Попечителя Учебного округа о назначении Н. Розенбергу пенсии в связи с 25-летием срока его службы и продлением ему службы еще на 5 лет. При этом Мор дает Розенбергу блестящую характеристику, отмечая его "безкоризненно-добросовестное исполнение своих обязанностей, глубоконравственное его влияние на своих учеников, любовь к детям и искусство преподавать в классах"34. Прошение удовлетворено и Розенберг остается преподавать в Николаевской гимназии еще на 5 лет, но оставив службу с этого года в Мариинской гимназии.6

В ноябре 1910 года проблемы со здоровьем Николая Густавовича серьезно осложнились (острое воспаление мозговых оболочек поясничной части спинного мозга). Подлечившись, 22 февраля 1912 года он вернулся к службе в гимназии, но ходатайствует перед директором Я.Г. Мором об освобождении его от преподавания немецкого языка в 4 классе. Мор отдает класс его сестре — Елизавете, которая замещала преподавателя в этом классе во время продолжительной болезни брата.

В 1912 году исполняется 30 лет преподавательского стажа Николая Густавовича, причем все 30 — в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии! В связи с этим обстоятельством директор гимназии Я.Г. Мор ходатайствует перед окружным начальством об оставлении Розенберга в гимназии и далее, так как при небольшой пенсии, Николай Густавович; "имеет жену и пятерых сыновей, учащихся в различных учебных заведениях, которых ему надо поставить на ноги".8

Не смотря на то, что Розенберг отработал в гимназии три десятка лет, и учительствовал под началом четырех директоров, отношения с последним — Я.Г. Мором, у него явно не сложились. Желчный характер директора в полной мере проявился в характеристике, данной им Розенбергу в 1913 году (преподавателю, прослужившему в гимназии к тому времени 31 год!):9

  1. Опытности много, педагогическое умение невелико, педагогические приемы не всегда достигают цели;
  2. Отношения с учениками в текущем году стали более правильными; это можно объяснить как большей старательностью самого преподавателя, так и с другой стороны, заметным улучшением всего состава учеников старших классов,
  3. Успешность учеников текущем году несколько снизилась в сравнению с предыдущим годом.

 

Сравнивая с характеристикой, данной Мором Розенбергу 6 лет назад, остается только предположить, что именно под его "чутким руководством" замечательный педагог растерял весь свой профессионализм. Нельзя не заметить, что последняя характеристика не сильно отличается от характеристики, составленной Мором на Розенберга тремя годами ранее, в 1909 году, хотя она и отличается большей детальностью:

  1. Опытности много, педагогическое умение невелико, педагогические приемы не всегда достигают цели;
  2. Должно быть, не умеет правильно обращаться с учениками, несмотря на то, что хорошо знает их особенности, так как отношения между ним и большим числом учеников старших классов (в которых он преподает) часто принимают враждебный характер и порой вызывают неприятные столкновения. Уроки пропускает редко, опозданий не бывает. Воспитательное влияние незначительное и нередко принимает отрицательный характер.
  3. Авторитет в классе и дисциплина на уроках оставляют желать лучшего, к мерам взыскания прибегает часто, но не всегда с желательным результатом.
  4. Интерес учеников к предмету и участие в классной работе незначительные.
  5. Дополнительных занятий по предмету не было
  6. С влиятельностью преподавателя в качестве классного наставника я не совсем доволен исполнением возложенных на него по этой должности обязанностей, не доволен тоже и его недостаточной энергией
  7. Успеваемость учеников от 74 % до 100 % (в среднем 84 %)

 

Далее Мор пишет: "К этому я, однако, должен прибавить, что эти сравнительно высокие проценты на переводных испытаниях значительно уменьшились, что для меня служит явным доказательством неправильной оценки знаний учеников и недостатка требовательности преподавателя."10

Он не дает Розенбергу скидку ни на возраст, ни на его болезненное состояние. Преподаватель, отработавший в гимназии почти 30 лет, при четырех директорах, вряд ли мог быть настолько непрофессиональным. Учитывая большую семью учителя, заботы о ней и серьезное заболевание, развивавшееся в это время, очевидно, что причины его раздражительности в общении с учениками и недостаток энергии носили иной характер.

На 1912-1913 год Розенберг получал 2400 рублей за 12 уроков немецкого языка в неделю37; на 1913-1914 уч. год — 2650 руб, из них за 14 уроков нем. языка 1050 руб., и приб. 1600 руб.36

Как бы то ни было, но через два года, с 20 сентября 1914 год Розенберг в возрасте 57 лет, и в чине статского советника, выходит на пенсию окончательно, а Я.Мор вновь испрашивает Учебный округ о назначении положенной ему пенсии. В документах этого дела он уже фигурирует как житель г. Царского Села Петербургской губернии.11 

За службу Н. Розенберг был награждён:12

  1. 1888 — Св. Станислава 3-ей ст. 
  2. 1893 — Св. Анны 3-ей ст.
  3. 1896 — Св. Станислава 2-ой ст.
  4. 1900 — Св. Анны 2-ой ст.
  5. 1905 — Св.Владимира 4-ой ст.
  6. Медаль в память царствования Императора Александра III

 

Не можем не отметить тот факт, что все они получены до прихода в гимназию Я. Мора, что еще раз косвенно подтверждает не самое лучшее отношение директора к заслуженному педагогу.

Проживали Розенберги на 1914 г. в Царском Селе, на Стессельской улице, в доме лютеранской церкви.13 

16 сентября 1915 года дочь Николая Николаевича Елизавета вышла замуж. Венчались молодые в Рождественской (домовой) церкви Николаевской гимназии. 23-х летняя дочь статского советника Елизавета Николаевна Розенберг венчалась с православным, 32-х летним, штатным преподавателем Островского реального училища им.Цесаревича Алексея Алексеем Васильевичем Бильдюгиным. Свидетелями со стороны жениха были — прапорщик военно-авиационной школы Иван Николаевич Матросов; и финляндский гражданин Павел николаевич Матросов; со стороны невесты — брат невесты Михаил Николаевич Розенберг, сын статского советника… ксий (неразб.) Викторович Шмидт. 26  

А вскоре, 12 января 1916 года Николай Густавович Розенберг скончался. После его смерти, его вдова Аделаида Розенберг испрашивает о назначении пенсии по утрате кормильца себе и своему единственному, на это время, несовершеннолетнему сыну находящемуся на её иждивении - Виктору Розенбергу. Два других несовершеннолетних сына — Петр и Михаил, находились в тот момент на казенном содержании.14 

Местная газета "Царскосельское Дело" откликнулась на смерть старейшего преподавателя Николаевской гимназии некрологом:

"— Кончина Н. Г. Розенберга. 12 Января от воспаления в легких скончался известный педагог Николай Густавович Розенберг, преподававший немецкий язык в Николаевской мужской и Мариинской женской гимназии. Покойный был уроженцем Ревеля, где и получил среднее образование (в немецкой гимназии). По окончании гимназии, поступил в Юрьевский (тогда еще Дерптский) университет и пробыл в нем три года. Выйдя из университета, он выдержал в Таганрогской гимназии особое испытание на звание учителя немецкого языка. С 1 Сентября 1881 года Н.Г. стал преподавать в Николаевской гимназии. По прошествии 33 лет (20 Сентября 1914 г.), вышел в отставку. С 1886 г. он начал преподавать и в Мариинской гимназии. Покойный, хоть и считался строгим преподавателем, но всегда славился своею справедливостью. Отпевание происходило 15 Января в местной лютеранской церкви. Отдать последний долг почившему явились многие из его сотоварищей по гимназии и масса учеников и учениц  обеих гимназий, как бывших, так и нынешних. Пастор произнёс прочувственное слово. На гроб было выложено много венков. Тело для погребения было отправлено в местечко Юргенс, Эстляндской губернии."28

 

В Николаевской гимназии немецкий язык преподавали родственницы Николая Густавовича — сестра Розенберг Елизавета Густавовна и племяница (?) Розенберг Ирма Дмитриевна.

 

Розенберг Елизавета Густавовна — имела звание домашней учительницы, преподавала немецкий язык, педагогический стаж начался 1 сентября 1898 года, с 1 октября 1904 года она служила в учебных заведениях Ведомства Императрицы Марии Фёдоровны.15

На 1 января 1905 года она состоит преподавательницей немецкого языка в Женской гимназии МНП.33

Весной 1906 года директор Я.Г.Мор подает Попечителю учебного округа список служащих Николаевской гимназии которые могут "в случае выслуги получать награды". Тринадцатой по списку была "Преподаватель немецкого языка Елизавета Розенберг."32 

18 сентября 1912 года Мор подает прошение Попечителю Учебного округа, где просит перевести в штат гимназии Елизавету Розенберг — на тот момент штатную преподавательницу Мариинской гимназии. При этом Мор указывает, что перейдя в гимназию учителем по найму и не получив заветное штатное место, Елизавета потеряет право на пенсию в Ведомстве Императрицы Марии, не получив его в Николаевской гимназии.38 Параллельно с преподаванием немецкого языка в 1-3 классах, с 1907 по 1917 гг. Елизавета Густавовна служила  еще и воспитателем в Николаевской гимназии.16

На 1912-1913 учебный год в гимназии сложилась критическая ситуация с классными наставниками — на 8 классов только 3 (!) преподавателя обладали необходимыми качествами для такого назначения. Мор пишет пространные ходатайства в округ по этому поводу, пытаясь разрулить ситуацию. В конечно итоге, решив вопрос с переводом в штат гимназии из Мариинской гимназии Елизаветы Розенберг, он был вынужден распределить классное наставничество в 8-ми классах между 4-мя наставниками, по два каждому, в том числе Ел. Розенберг в 1 и 2 классах гимназии. Её вознаграждение в 1912-1913 уч. году составило 2254 р. 17 коп., из которых за 11 часов преподавания — 1054,17 руб.; за классное наставничество в 2-х классах — 1200 руб.40

По отзывам знавших её, она была "активной филантропкой, оказывала материальную помощь нуждающимся школьникам".17 В Николаевской гимназии Елизавете Розенберг выпало замещать брата, Николая Густавовича, во время его продолжительной болезни в 1910-1911 уч. году. 12 октября 1912 года была окончательно перемещена из женской гимназии в штат Николаевской гимназии.37 В отличие от брата, службу Елизаветы Я.Г. Мор оценивал (в 1912 г.) в весьма  положительно:18

  1. Научная подготовленность преподавателя прекрасная
  2. Педагогическое умение и опытность не малая, методические приемы ей вполне знакомы
  3. Отношение к ученикам совершенно правильное, обращение с ними строгое, но справедливое и доброжелательное, отношение к делу весьма добросовестное, уроков пропускает очень мало, опаздывает редко
  4. Авторитет в классе достаточный, она довольно требовательна и в классе поддерживает хорошую дисциплину; применяет меры взыскания там, где только это нужно
  5. Интерес учеников к предмету живой, всегда работает почти весь класс. Преподавание ведется по новому наглядному методу, в котором преподавательница весьма опытна
  6. Занималась дополнительно с малоуспевающими учениками бесплатно
  7. Подготовка к урокам хорошая, внимательно следит за литературой своего предмета
  8. Успешность от 76 % до 91%, средний балл 81 %
  9. Был классной наставницей 1 кл., исполняла все возложенные на нее обязанности с большим усердием: помогала слабым ученикам своего класса, следила за поведением учеников, часто вступала в сношение с родителями учеников, обращавших на себя чем-либо особое внимание, собирала записки относительно домашнего приготовления уроков

 

В 1912/1913 уч. году Мор в характеристике на учительницу написал: "всё осталось без изменений". В этом году Е.Розенберг была классной наставницей в 1 классе. В 1913-1914 учебного года ей назначают наставничество 2-го параллельного класса.30 В 1913 году её жалование в гимназии составляло 2437 руб. 50 коп. годовых, из которых за 11 уроков немецкого языка — 687 руб.50 коп., за классное наставничество двух классов — 1200 руб, и прибавочного жалование — 550 руб.

Была награждена медалями, в том числе медалью "В память 300-летнего царствования Дома Романовых".19

 

Вторая Розенберг Ирма Дмитриевна, выпускница Мариинской гимназии 1912 года, преподавала немецкий язык в Николаевской гимназии с 23 августа 1913 по 1917 гг.20

 

И.Д.Розенберг, 191221

Эту фотографию Ирма подарила своей подруге, сопроводив её на обороте надписью: "Не презирай совета ничьего, а прежде разсмотри его. Крылов. Дорогой Симе на добрую память от Ирмы Розенберг. 1912, 18 мая".

 

После окончания гимназии Ирма закончила курс словесного отделения дополнительного педагогического класса Петербургской женской Александровской гимназии.41 В Николаевской гимназии её назначают преподавателем немецкого языка в параллельных 1-ом и 3-ем классах с 23 августа 1913 года.

В 1915-1916 уч.году фигурирует в документах гимназии, как преподаватель. который "не может быть утвержден в звании учителя средних учебных заведений" (имеет звание дом. наставницы, дающей право преподавания только в нач. школе — прим. сост.),22

 

После 1917 года нам известна судьба только вдовы Николая Густавовича — Аделаиды Розенберг, и её младшего сына Виктора. Они оба оказались в эмиграции, в Германии. Адель Зальцберг скончалась 17 января 1942 года в Захерте, а Виктор - 17 апреля 1945 года в Гессене.23 

Несколько однофамильцев Розенбергов числились в списках гимназистов и выпускников Николаевской гимназии, предполагаем их родственниками Николая Густавовича, возможно, племянники: 

  • Розенберг Константин — выпускник Николаевской гимназии 1889 года
  • Розенберг Израиль — в списках гимназии с 1887 (4 кл.) по 1892 гг

 

Двое сыновей Н.Г. Розенберга учились (окончили ?) в Реальном училище Николая II. В списках училища значится еще один однофамилец Розенбергов — Розенберг Дмитрий, выпускник Реального училища 1915 года.24

Эрих Фёдорович Голлербах, выпускник Реального училища, учившийся вместе в Розенбергами, позднее писал о них: "Честные немецкие матери шли со свитой выводков: вот фрау Розенберг, Петер Розенберг, Ганс Розенберг, Юлиус Розенберг и еще другие розовые и головастые Розенберги; вот фрау Келлерман, фрау Мундингер и разные другие фрау, все в пыльных черных шляпках и с добротными зонтиками."25

 

Бровкина Т.Ю., зав. Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГИА и фотография Розенберга Н.Г. публикуются впервые

 

Источники:

  1. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д. 16582. 1906. О назначении пенсии Н. Розенбергу. Л. 4-9, 16-18 Формулярный список Н. Розенберга; Д. 16583. 1914. О назначении пенсии Н.Розенбергу; Д. 16584. 1916. О назначении пенсии Розенберг Аделаиде, вдове преподавателя ЦГ; 
  2. Фотография Н.Розенберга — преподавателя выпускного класса 1900 года, частная коллекция, копия передана Музею Николаевской гимназии
  3. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1887-1888 уч. год. СПб.: Тип. Балашева, 1888.- 88 с., 1 л. ил. С.10
  4. Фонд МНГ: Хауф В. Избранные сказки Гауффа. Текст с введ., сб. слов и оборотов, расположенных в порядке текста, алфавитным словарем и алфавитным перечнем сильных и неправильных глаголов Ред.: Розенберг Николай Густавович. Петроград: Изд-во: С.А. Манштейн, 1915-126, 104, 7 с./ Серия: Избранные произведения немецких и французских писателей для классного и домашнего чтения.Загл. на рус. и нем. яз.; текст на нем. яз.
  5. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896-1911). Спб., 1912. 100 с.
  6. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1 Д.16582. 1906. О назначении пенсии Н.Розенбергу. Л. 4-9, 16-18. Формулярный список преподавателя
  7. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1 Д.12689. 1911. Л. 55. Ходатайство Мора о возвращении к преподаванию Н. Розенберга и передаче его 4 класса Е. Розенберг
  8. там же, Л.62.Ходатайство Мора об оставлении на службе Н. Розенберга по истечению 30-летнего срока службы
  9. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1 Д.13222. 1912. Л. 121-122 Характеристика на Н.Г. Розенберга; Д.13744. 1913. ЛЛ.147-148.
  10. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1 Д.11756. 1909. Л. 124-125 Характеристика на Н.Г. Розенберга
  11. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1 Д..16583. 1914 О назначении пенсии Н.Розенбергу
  12. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1 Д.16582. 1906
  13. Адресные книги Весь Петербург
  14. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.16584. 1916. Дело вдовы Аделаиды Розенберг
  15. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1 Д.15489. 1916. Л. 2 Список личного состава Николаевской гимназии в 1916 году
  16. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1 Д.19017. 1917. Л.4-5 Ведомость о пропущенных преподавателями уроках в 1 полугодии
  17. Э.Голлербах.  Встречи и впечатления. Санкт-Петербург. Инапресс. 1998. С.34-38.
  18. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1 Д.13222. 1912. ЛЛ.141-142 Характеристика на Е.Г. Розенберг; Д.13744. 1913. ЛЛ.149-150
  19. ЦГИА СПб, Ф.139 Оп.1 Д 14307. 1914. Л.15. Личный состав служащих
  20. там же; ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1 Д.19017. 1917
  21. Фото И. Розенберг опубликовано на ресурсе Geglov2.narod.ru
  22. ЦГИА СПб, Ф. 139, Оп.1,  Д.15034. 1915-1916. Л. 55 Ведомость вакантных должностей ИНЦГ
  23. Историк С.В. Волков. База данных «Участники Белого движения в России». Опубликовано на ресурсе Погибшие.рф
  24. Царскосельское дело" №19 пятница 8 мая1915 года
  25. Э.Голлербах.  указ.сочин.
  26. ЦГИА СПб, Ф.19. Оп.127, Д. 333. Л. 192 Запись о венчании
  27. ЦГИА СПб, Ф.139. Оп.1, Д.9431. Л.53
  28. "Царскосельское дело" №3, пятница, 22 января 1916 года. С.3,4
  29. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.8889, Л.1. Ходатайство
  30. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.14307. 1914. Л.80
  31. ЦГИА СПб. Ф.139. оп.1, Д.10284. 1905. ЛЛ.53-54
  32. там же. Л.101
  33. там же. Л.102
  34. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1, Д.10573. 1906. Л.29
  35. там же. Л.72
  36. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.13744. 1914. Л.25
  37. там же. Л.29
  38. Д.13222. Л.162
  39. там же. Л.171
  40. там же. Л.171 об
  41. там же. Л.165
  42. Новелла Сергея  Горного «GAUDEАMUS IGITUR» (рукопись, хранящаяся в Бахметевском архиве русской и восточноевропейской культуры, США), посвящена учебе Александра Авдеевича Оцупа (псв. Сергей Горный, 1882-1948) в петербургском Горном институте. Рукопись содержит также три дополнительные главы. В первой из них рассказывается о Царском Селе, Николаевской гимназии и поездке в Германию. Отрывки из новеллы опубликованы в книге: «Горный Сергей. Царское Село. Составл., подготовка текста, вступ. Статья и комм. К.И. Финкельштейна. СПб.: Серебряный век, 2011». 
  43. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1, Д.10013. 1904. Л.119

 

опубликовано 12/2013, отредактировано 03/2019

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1093 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!