Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Руска Луиджи (1758 - 1822)

Луиджи (Алоиизий, Луиз) Иванович Руска (1758 - 1822) - архитектор

В статье будут упомянуты помимо него:

  • Иван Руска
  • Франц Руска
  • Иеронимо Руска
  • Д. Руска
  • сын Д. Руска- Лев Руска

Луиджи Руска родился в итальянской Швейцарии (кантон Тичино). Общепринятые данные о месте и времени его рождения — Аньо, 1758 год — опровергаются последними публикациями, где указывается местечко Мондонико и 1762 год . Уроженцами этого края были многие известные архитекторы, скульпторы и живописцы, работавшие в России. Среди них — архитектор начала XVIII века Доменико Трезини, архитекторы эпохи классицизма Д. Жиляри и Д. Адамини, художник Ф. А. Бруни, скульптор-декоратор В. Мадерни.

Детство и юность зодчего, его жизнь до приезда в Россию остаются нам неизвестны. Единственным источником о предках Л. Руска в отечественной литературе служит статья А. Бенуа «Рассадник искусства», опубликованная в журнале «Старые годы» в 1909 году. В ней автор изложил результаты своей поездки по району Тичннского кантона, где он исследовал местные архивы.

Из статьи мы узнаем, что Л. Руска принадлежит к одной из «самых древних и распространенных» фамилий Тичино. Наиболее выдающийся представитель этого рода Лутеро Руска (XV век) был принчипе (князь) в городе Комо и подеста (высший судейский чин) — в Милане. Различные ветви фамилии дали ряд талантливых скульпторов и живописцев, работавших не только на родине, но и в Испании, в Германии. В России Руска были известны главным образом как строители и архитекторы.

Еще не выяснено, где и когда Л. Руска получил архитектурное образование. Зарубежные источники сообщают, что до приезда в Россию Руска учился в Туринской академии, а его учителями называют Пьермарини, Альбертолли и Каньолу. Однако эти сведения не подтверждаются реальными фактами. Каньола не мог стать учителем Руска, так как был его ровесник. Джузеппе Пьермарини мог оказать влияние на Руска прежде всего потому, что был крупнейшим архитектором Северной Италии середины XVIII века и занимался преподаванием. Однако преподавал он не в Турине, а в Врерской академии в Милане, так же, как и Альбертолли.

В конце 1770-х годов, когда Руска начал приобщаться к профессии зодчего, в итальянской архитектуре утвердился новый стиль — классицизм. Крупнейшим его представителем был упомянутый выше Д. Пьермарини. Таким образом, еще до приезда в Россию Руска формировался как мастер классицистического направления.

По прибытии в Петербург в июне 1783 года Руска был зачислен в придворное ведомство каменных дел мастером 4. Должность каменных дел мастера предполагает профессиональную подготовку. Это доказывает, что навыки в проведении строительных работ Руска имел до приезда в Россию.

Следует заметить, что зодчий был не единственным представителем своей фамилии в России. Почти на два десятилетия раньше, в 1766 году, в Петербург по приглашению президента Императорской академии художеств И. И. Бецкого из Швейцарии приехал Иван Руска и был зачислен «в контору строения зимнего каменного дома». Имя каменных дел мастера Ивана Руска встречается в архивных делах по петербургскому строительству с 1767 по 1789 год, затем — после перерыва вновь в 90-х годах XVIII века. Из свидетельства современника известно, что отец Луиджи Руска Иван Руска в это время находился в Петербурге и в 1792 году присутствовал на бракосочетании сына. Тот ли это каменных дел мастер Иван Руска, приехавший в Россию тридцать лет назад?

Еще один каменных дел мастер — Иван Руска, отец каменных дел мастера Франца Руска, возможно представлявший другую ветвь фамилии, служил в ведомстве Кабинета с 1792 по 1802 год . Одновременно с Луиджи Руска работал его брат, также каменных дел мастер и архитектор,— Иеронимо Руска.

Луиджи занимался государственными и дворцовыми постройками, а также строил по частным заказам. Много работал в Санкт-Петербурге, Ораниенбауме и Царском Селе. Совместно с архитекторами Василием Стасовым и Вильямом Гесте занимался разработкой "образцовых" фасадов для провинциальных городов.

Л. Руска являлся академиком архитектуры Петербургской Академии Художеств. В 1815 году был избран в почетные вольные общники Академии Художеств. Мастер позднего классицизма. В 1818 году уволился со службы и покинул Россию. Умер в Италии в Валенце.

К основным работам Л. Руска в Санкт-Петербурге относятся: дворец Бобринских на Галерной улице, казармы Кавалергардского, Измайловского, Гренадерского, Астраханского полков, дом ордена иезуитов на Екатерининском канале, портик Перинной линии, дом с четырьмя фронтонами на углу Садовой и Итальянской улиц.

К работам в Царском Селе Руска привлекался на протяжении всей своей деятельности. Наиболее существенные среди них относятся к первому десятилетию XIX века — это создание в Царскосельском саду террасы и пристани на берегу Большого пруда вблизи Камероновой галереи.

Терраса была построена на месте катальной горки, сооруженной в XVIII веке в пейзажной части Екатерининского парка и снесенной в 1792—1795 годах. Она сохранилась до наших дней и представляет собой площадку, расположенную на плоской вершине холма, с которой открывается вид на Большой пруд. Террасу поддерживает стенка, решенная в виде декоративной аркады, где арки разделяются дорическими полуколоннами без баз. Завершают композицию аркады два лестничных спуска, нижние марши которых обращены к центру. Использование розового и серого гранита создает изысканную цветовую гамму сооружения. На парапете установлена скульптура. Подобного типа парковое сооружение в творчестве Руска встречается впервые. Следует отметить высокое профессиональное мастерство зодчего, его умение вписать сооружение в окружающий пейзаж.

Руска приписывается также создание пристани Большого пруда, расположенной под террасой, у подножья холма. Она небольшая, что соответствует парковому характеру сооружения. Архитектурное ее решение предельно лаконично: прямоугольная площадка с тремя спускающимися к воде ступенями. Фланкируют спуск четыре постамента в виде оснований гладкоствольных колонн, соединенных между собой балюстрадой.

Одновременно Руска руководил работами в Александровском дворце Царского Села. Известно, что здесь зодчий переделывал некоторые интерьеры: кавалерские комнаты и другие помещения. Точный объем работ выявить не удалось.

Помимо этих сооружений в 1807 году зодчий отремонтировал казармы в Софии, а в 1810 году ему был поручен ремонт Верхнего садика.

 

Мы нашли упоминание еще об одних Руска в Царском Селе:

"Осуществление генерального контроля процесса строительства Дворцовой теплицы было обязанностью самого Менеласа, а ежедневный надзор за работами осуществляли его помощники: в 1827 году это был опытный каменных дед мастер Боттани, который также принимал материалы; с 1828 году Боттани заменил мастер Д. Руска, который вел строительство павильона и овальной оранжереи. Десятником при нем был В. Петров. С 1829 году в чертежной мастереских начинает работать Руска-младший—Лев. ..Остекленным с южной стороны он дан на чертеже, выполненном помощником Менеласа по чертежной части молодым архитектором, выпускником Императорской Академик художеств Львом Руской.."

Мы уточняем в какой степени родства с Луиджи были упомянутые выше Руска.


 

В Царском Селе и в  Екатерининском парке по проекту Л. Руска были построены и перестроены:

 

Источники:

  • Александрова Л. Б. Луиджи Руска.—Л.: Лениздат, 1990.—160 е., ил.
  • Степанова И. Менелас. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!