Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Шильдер Николай Густавович (1828-1898, Царское Село)

русский художник-жанрист, академик живописи, похоронен на Казанском кладбище.

 

Николай Густавович (Николай Вольдемар) Шильдер происходил из прибалтийских немцев. Небольшой дворянский род Шильдеров на протяжении XIX — начала XX века дал России целый ряд известных личностей, среди которых два художника-академика — Николай Густавович и его сын Андрей Николаевич.1

Его отец, Отто Густав (Евстафий Андреевич) Шильдер родился в Витебской губернии 7 января 1789 года, умер 12 августа 1848 года. Отставной корнет с 1817 года, смотритель Московской коммерческой школы. Был женат на Шарлоте Фредерике Вильгельмине Шмидт, родившейся в Берлине около 1796 года, и умершей 14 января 1860 года в Санкт-Петербурге.

Николай Шильдер родился 12 марта 1828 года в Харькове. Он был третьим сыном отставного корнета Отто Густава Шильдера. 

 

 

Известно, что в 1845 и 1846 годах Николай пытался поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, но принят не был. Был очень беден. Невельский предводитель дворянства выдал ему свидетельство "в том, что ни за ним, ни за родителями его не числится никакого недвижимого имения, и он, Шильдер, не имеет решительно никакого состояния". 

В 1850 году Шильдер поступил в С.-Петербургскую Академию художеств, где учился более десяти лет. Он занимался в классе батальной живописи у профессора Б.П. Виллевальде, который осенью 1850 года обратился с прошением в Совет Академии о назначении содержания своему ученику. Это содержание Н. Шильдер получал в Академии вплоть до 1858 года.2

За период учёбы неоднократно отмечался медалями:

  • в 1853 году был награждён малой серебряной медалью за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка»,
  • в 1857 году — большой серебряной медалью за картину «Искушение»,
  • в 1859 году — малой золотой медалью за картину «Ростовщик».

 

В 18541855 годах работал над картинами на темы Крымской войны, затем обратился к жанровой живописи.

В 1861 годах за картину «Расплата с кредиторами» был удостоен звания академика жанровой и батальной живописи.

В произведениях бытового жанра придерживался обличительного направления, считался одним из последователей П.А.Федотова. Многие произведения Шильдера не сохранились и известны лишь по описаниям.

Шильдер принадлежит к числу так называемых «малых» жанристов 1860-х. В своем творчестве испытал влияние П. А. Федотова. Картинам художника, посвященным преимущественно судьбе «маленького человека», присуща критическая направленность, несколько прямолинейная и демонстративная разработка сюжета. 

Снискал известность после создания картины "Искушение" (1856)

 

Н.Шильдер, "Искушение"

 

22 мая 1856 года Павел Михайлович Третьяков купил две первые картины — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Это положило начало его знаменитой коллекции произведений искусства. В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

В настоящее время картина "Искушение" датируется годом получения за нее художником большой серебряной медали. Тем не менее она сохраняет и свое мемориальное значение. Шильдер продолжает традиции Федотова. Сюжет прост: бедная девушка зарабатывает на жизнь себе и больной матери вышиванием, сваха предлагает ей пойти на содержание к богатому купцу. Тема та же, что и в сепии Федотова "Бедной девушке краса – смертная коса" (1846, Государственная Третьяковская галерея), однако Шильдер, усиливая обличительное начало, делает атмосферу сцены более мрачной, мимику и жесты героев более резкими. Очень показательно, что вместо офицера (как было у Федотова) появляется именно купец. Обличение буржуазии, власти денег – одна из важнейших тем для художников второй половины XIX века. Назидательный пафос подчеркнут незатейливой аллегорией на первом плане – кошка, подстерегающая мышь

Писал художник и иконы. Он ссоздал иконостас церкви в Даниловском уезде Ярославской губернии. Периодически принимал участие в выставках в залах ИАХ (1853–1873, с перерывами). В 1857 стал членом-учредителем Художественного общества в ИАХ. В 1863–1879 являлся действительным членом Санкт-Петербургского собрания художников.

В 1890-х работал над портретами царской семьи (Александра III, Императрицы Марии Федоровны, Великого князя Николая Николаевича и других). 

 

Шильдер Н.Г. Великий князь Николай Николаевич -старший, 1870-е.

 

Николай Шильдер написал несколько портретов для Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. Актовый зал гимназии украшали три полноростовых портрета лиц Императорской фамилии — Императора Александра III, Императрицы Марии Фёдоровны и преждевременно почившего в бозе Цесаревича Николая Александровича, в честь которого гимназия была названа Николаевской. Портреты были заказаны для гимназии почетным попечителем гимназии И.В. Рукавишниковым у академика Шильдера в 1890 году.

 

 

Помимо них Рукавишников заказал портреты Александра II и цесаревича Николая Александровича (Николая II) для Рекреационного зала гимназии, находящего над Актовым. Два внука Н. Шильдера — Николай и Владимир Клименко — выпускники гимназии.

 

Произведения Шильдера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге, Музее Орсэ в Париже и других.

Жил в Санкт-Петербурге, а последний период — в Царском Селе. Скончался Николай Шильдер 13 марта 1898 года в Царском Селе и похоронен на Казанском кладбище.3

У Николая Густавовича было, как минимум трое детей — два сына и дочь.

 

Его сын Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919) — известный русский художник-пейзажист, писавший также театральные декорации. 

Андрей Николаевич Шильдер родился 18 мая 1861 года. Первоначальное художественное образование получил в домашних условиях от отца. Рисовал он с детства.  Среда, в которой он воспитывался, состояла преимущественно из художников, товарищей отца. Сначала Шильдер-младший увлекался рисованием карикатур, затем, увидев, как работают с натуры отец и его товарищи Ярошенко, Рязанов, Мартынов и другие, стал пробовать свои силы в других жанрах. Отец подарил ему несколько эстампов Калама, и эти рисунки так увлекли его, что он тогда же, лет четырнадцати, занялся пейзажем. С этого времени Шильдер видел себя в будущем только художником.

Несколько рисунков отец показал Шишкину. Шишкин, оценив работы, пригласил молодого Шильдера к себе в мастерскую для занятий.В восемнадцатилетнем возрасте вместе с Шишкиным И. И. и Волковым Е. Е., юноша едет в творческую командировку по Крыму.

В течении полу года он  рисует этюды и картины в одной компании с мастерами пейзажа. После приезда домой Крамской посоветовал ему показать свои работы в Общество Поощрения Художников, в следствии чего молодой художник получает ежемесячную стипендию, в размере сорока рублей.Свою первую крупную сумму он получил за картину «Туман в горах». Выставил он ее в 1888 году, и получил пятьсот рублей премиальных. Широко известен он стал благодаря панораме «Черный город», которая была написана в 1896 году. Еще одну панорамную работу «Сбор каучука на р. Амазонке» он сделал по заказу. Она была отмечена в 1900 году, золотой медалью и дипломом на выставке в Париже.

В своем творчестве он обращался и к технике офорта. Экспонировал свою печатную графику на 1-й выставке Blanc et Noir в Петербурге. Работы Шильдера репродуцировались в ряде периодических изданий того времени, в том числе в журнале «Всемирная иллюстрация».  С 1885 года печатал репродукции живописи в журналах «Ласточка», «Север», «Всемирная иллюстрация». Работал декоратором.

В 1903 году Шильдер-младший стал академиком пейзажной живописи.

 

 «Белая ночь Петербурга» Шильдера А. Н.

 

Особую известность ему принесла большая панорама заводов Нобеля "Город", которую художник написал к Нижегородской всероссийской выставке 1896 года. После знакомства с Куинджи его картины наполняются эффектами света. Лунный свет ему удавался особенно хорошо . 

Интересна картина "Село. Закат": она, видимо, одна из последних работ художника. Незатейливая окраина бедной деревушки. Отвоеванные у предлесья клочки земли. Скудный урожай собран. Впереди зима, не обещающая ничего доброго (год написания-то пейзажа 1919). И все же жизнь должна продолжаться. И природа, споря с надвигающейся осенью, подарит еще много теплых минут, а то и часов. 

Андрей Николаевич Шильдер скончался 14 октября 1919 года в возрасте 58 лет в Петрограде, где и был похоронен. А.Н Шильдер участник Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), товарищество русских художников-иллюстраторов. Трудолюбивый и разносторонний в творческой деятельности, художник много и плодотворно работал. Любимым жанром А. Н Шильдера всегда оставался пейзаж. Лесные мотивы отличались особой мягкостью, естественным движение света и тени, Картины художника А.Н Шильдера были востребованы у ценителей живописи своего времени. Работы находятся в ГТГ, ГРМ, в музеях Астрахани, Курска, Нижнего Новгорода, Таганрога, Ростова-Ярославского, Костромы и других городов.4,5

Андрей в юности по неосторожности застрелил на охоте своего родного брата.6

 

В Царском Селе жила семья сестры Андрея — Надежды Николаевны Шильдер, в замужестве Клименко.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. А.Н. Шильдер (186-11919) — живописец, рисовальщик. Пейзажист. Дворянский род Шильдеров представлен в одном из выпусков «Дворянского календаря» (СПб., 1897. Тетрадь 2. С. 92-106).
  2. Сведения об академических годах Н. Шильдера содержатся в документах РГИА (ф. 789, оп. 2, ед. хр. 18, 22; оп. 19, ед. хр. 724, 743, 751; оп. 39, ед. хр. 123).
  3. Савинов А. Н., Н. Г. Шильдер. 1828—1898, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века, М., 1958.
  4. Сайт Третьяковской галереи
  5. Царскосельский некрополь / Под редакцией Давыдовой Н.А., Груздевой Г.Ф. СПб.: Серебряный век, 2014 – 280 с., ил. С.125
  6. Галерея интерьерной живописи
  7. Шильдер А.Н. в Русской национальной галерее
  8. Шильдер Андрей Николаевич / Воспоминания о передвижниках. — Ленинград: «Художник РСФСР», 1965.
  9. Лапис И.А… Историческая справка к проекту реставрации Николаевской гимназии, Центр историко-культурных исследований "Цветы", 1991 для КГИОП. Копия — фонд МНГ
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1065 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!