Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Сидоров Пётр Аполлонович (1859 – 1920)

дворянин, педагог, филолог, дсс, директор приюта принца П.Г.Ольденбургского, товарищ председателя СПб общества грамотности, кандидат филологических наук, преподаватель латыни в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1909-1917 гг.

Фотоальбом Сидоровых

 

Пётр Аполлонович Сидоров (1859-1920) - православный, родился 5 апреля (ст.ст.) 1859 года.(Л.4 Метрика)

Его отец, Аполлон Андреевич Сидоров (1820-?) - происходил из военной среды, из так называемых «обер-офицерских детей» — это были дети офицеров, родившиеся до получения их отцами чина, дающего дворянство. Закончив учебу со степенью действительного студента в С.-Петербургском университете, он начал свой жизненный путь с должности коллежского регистратора в штате канцелярии Вятского губернатора ведомства МВД 1 сентября 1844 года (Л.4 св-во) (самый низший чин из 14-ти). Канцелярия, в которой он начал свою службу занималась делами губернских Комитетов: Оспенного, коннезаводства и губернской дорожной комиссии.  

Сидоров П.А.,1904 г., архив ЦГАКФФД

 

В 1845 году он уже получил чин коллежского секретаря. У Аполлона Андреевича, помимо стандартого ордена Св. Анны 3-ей ст. "за выслугу лет", была еще интересная награда - серебряная медаль "за труды по освобождению крестьянства", поученная им в 1861 году. С 1848 года он перемещен чиновником в Статистический Комитет Совета Министров "для усиления". 6 марта 1865 года его командируют в распоряжение С.-Петербургского Военного губернатора, и мы не можем не обратить внимание на интересный факт - он переведен на должность переводчика (!), то есть, тяга к изучению языков у Петра Аполлоновича Сидорова от его отца, Аполлона Андреевича. В 1866 году Управление Военного Губернатора было упразднено и Сидорова оставили за штатом.

За труды праведные приобрел достаточно солидное имение в Финляндии, Выборгской губернии, того же прихода деревни Нуора-геймат Коккола, состоящее из 229 тунландов (ок.113 гектаторов) земли.

У супругов Сидоровых родились трое детей: 

  1. Петр (р. 5 апреля 1859 года),
  2. Алексей (р. 17 июня 1860 года), 
  3. Вера (р. 11 сентября 1862 года).

 

Сидоровы состояли в родстве с царскосёлами Латкиными: мама мальчика - Емилия Николаевна, урожденная Латкина. Оба супруги православные и венчаны первым браком. Своего сына Аполлона они крестили 26 апреля того же года, в Пантелеймоновской церкви С.-Петербурга. Восприемниками стали: отставной губернский секретарь Пётр Николаевич Латкин, царскосельского 1-ой гильдии купца Василия Николаевича Латкина жена Еликонида Никифоровна.  (Л.4 Св-во) 

Первоначальное образование Петр Сидоров получил в 3-ей С.-Петербургской гимназии, проучившись в ней 7 лет и закончив гимназию отличным аттестатом и с золотой медалью в 1878 году. (Л.3) Копия Аттетстата. Но момент окончания Петром гинмазии его отец дослужился до чина коллежского секретаря. (Л.3 Аттестат)

По окончании гимназии, в 1878 году, Пётр Аполлонович поступил на историко-филологический факультет Императорского столичного университета. 

 

Пётр Аполлонович Сидоров окончил полный курс историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета (1889) с высшими оценками и присуждением звания кандидата. Он знал 10 иностранных языков.

В службе состоял с 22 июня 1882 года.12 Начал преподавательскую деятельность 24 мая 1896 года.11 

Уже в  28 лет (1887) Пётр Аполлонович был произведении в надворные советники (7-й чин), а 24 мая 1913 года — произведен в  чин «действительного статского советника», который давал право занимать высшие должности и потомственное дворянство.11 

Петр Аполлонович был награжден семью орденами и тремя медалями:11, 12

  1. Орденом Св. Станислава I (1905), II (1894), III (1887) ст.;
  2. Орденом Св. Анны II ст. (1898, по судебному ведомству), III ст. (1890);
  3. Орденом Св. Владимира III ст. (1893);
  4. Медаль «В память царствования Императора Александра IIi» (1896);
  5. Медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» (1897);
  6. Медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых» (1913);
  7. Знак французского колониального ордена Черной звезды (1903).

 

Сидоров был известным в Петербурге педагогом и организатором народного образования, служил директором гимназии под попечительством принца А.П. Ольденбургского и был членом Попечительского Совета приюта. В архиве сохранился указ Императора о награждении П. А. Сидорова орденом св. Станислава I степени, с формулировкой: «в создании особых трудов и заслуг, оказанных Вами приюту…»1

Его избирали вице-председателем и секретарем со­вета, председателем педагогической комиссии общества «Маяк». Общест­во, состоявшее под почетным попечительством принца А.П. Ольденбургского, было создано в 1900 г. для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей. Основателем общества был аме­риканский гражданин Джеймс Стоке2.

В 1901 году в Петербурге был открыт Народный дом или Зал для народных чтений Э. Л. Нобеля – общественный центр производственно-жилого комплекса механического завода «Людвиг Нобель». Культурно-просветительское учреждение для всех чернорабочих и интеллигентных служащих завода было создано по инициативе и на средства промышленника Эмануэля (Эммануила Людвиговича) Нобеля (1859–1932).  Первоначально руководство чтениями принял на себя директор Приюта принца П. Г. Ольденбургского П. А.Сидоров. Тематика чтений была разнообразной, они охотно посещались не только рабочими, но и их женами и детьми, так что количество слушателей нередко доходило до 600–700 человек. С января 1905 устройство лекций было передано высочайше учрежденной Комиссии народных чтений. Лекции, которые сопровождались световыми картинами и различными демонстрациями, приняли более серьезный характер, приблизившись по программе к чтениям народных университетов, затрагивая не только вопросы русской истории и явлений природы, но и химии, физики, ботаники и пр.3

В 1902 году По возвращении в Петербург из первой своей поездки на Кавказ Его Высочество принц А. П. Ольденбургский задался целью устроить в Гаграх особого типа учебное заведение, куда могли бы приезжать со всей России воспитанники различных учебных заведений, нуждающиеся в поправлении здоровья, и в то же время продолжать свои занятия. Разработка проекта в деталях была поручена директору приюта П. А. Сидорову. 4

В 1909-1917 гг Сидоров преподавал латынь в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии.5

Из характеристики, данной ему директором гимназии Я.Г. Мором в 1912 году:6

  1. Научная подготовленность преподавателя очень хорошая
  2. Опытность большая, методически предмет знает хорошо
  3. Отношения с учениками не всегда ровные, умеет с ними обращаться, отношение к делу вполне добросовестно, но нередко пропускает уроки, любит идти в класс последним, воспитательного влияния имеет мало
  4. Вследствии многих посторонних, не относящихся к гимназии занятий, в 1910-1911 году нередко пропускал уроки и заседания Педагогического совета, даже на приемные испытания для учеников своих классов являлся неправильно. Все это, конечно, часто очень неудобно и нарушает установленный в гимназии порядок
  5. Интерес учеников к предмету достаточен
  6. Дополнительных, внеурочных занятий с учениками не было
  7. В подготовке к урокам кажется не нуждается, некоторая рутина не указывает на прогресс в деле усовершенствования
  8. Успешность учеников высокая - от 92 % до 100 %
  9. Классным наставником не состоял

 

Из этой характеристики можно судить о том, что П.Сидоров был педагогом профессиональным, но, загруженный делами в других учреждениях, имел мало времени и возможности проявить себя в Николаевской гимназии в полном объеме. Параллельно он служил штатным преподавателем Царскосельской женской гимназии МНП, и был в ней Председателем Педагогического совета.7

В 1912-1913 уч.год А.Сидоров получал 750 рублей годовых за 10 уроков латыни в неделю в 5 и 6 классах.13 На следующий, 1913 год, его жалование учелилось до 2710 руб. ежегодно, из которых только 750 руб. приходились на 10 уроков латинского языка в неделю, а остальные 1960 руб. - пенсия преподавателя.12

В 1920-е годы, в разговоре с художественным руководителем Ленфильма А. И. Пиотровским, выпускник Николаевской гимназии (тогда уже I Единой Детскосельской трудовой школыВ.В. Горданов с чувством благодарности вспоминал преподавателя гимназии Петра Аполлоновича Сидорова, который читал им «Феонида из Мегары» в своем переводе и даже под скрипку.8

Многие потомки Петра Аполлоновича пошли по его стопам и стали известными педагогами.

 

Пётр Аполлонович был женат на Евгении Сер­геевне Баранской (1873-1935):1

 

Баранская Евгения Сергеевна, архив семьи1

 

После революции она работала преподавательницей русского языка.

У супругов было три дочери:

  1. София, старшая (1892-1939)
  2. Ирина
  3. Мария

 

Жили они в квартире из одиннадцати комнат, видимо, от приюта принца Ольденбургского. Их дочь позднее, шутя (она обладала большим чувством юмора) вспоминала об их жизни: Пётр Аполлонович заказывал подать чай «покрепче, послаще и со сливками», а его супруга —  «слабый, негорячий, с лимоном». При разнице во вкусах у супругов был добрый союз. Потомки вспоминали, что дедушка, умирая, сказал о  том, что если бы жизнь можно было начать сначала, он повторил бы все так же. Он завещал дочерям: «будьте добры к людям», и это всей их семье, дочерям было присуще в избытке.

 

Их дочь, Софья Петровна Сидорова, получила образование за границей, училась в пансионе в Швейцарии, перед свадьбой несколько месяцев обучалась в Париже, в Сорбонне. После Сорбоны она преподавала французский язык в гимназии в Оезрках, где познакомилась со своим будущем мужем. В 1913 году она выша замуж за Анатолия Николаевича Вершинского (1888-1944), в последствии профессора, общественного деятеля, просветителя и основателя регионального исторического краеведения в Твери.  С 1912 года он преподавал в историю в 1-5 кл. Императорской Николаевской Царскосельской гимназии

Софья Петровна умерла 25 октября 1939 года, в 1943 году умер её супруг.

 

Младшие дочери Петра Аполлоновича — Ирина и Мария, после революционного переворота 1917 года не смогли продолжить учебу по материальным соображениям, да и существовало особое правило для детей интеллигенции — для поступления в ВУЗ нужен был пятилетний рабочий стаж. Они работали служащими в госучреждениях.

Пётр Аполлонович Сидоров скончался в марте 1920 года.

После его смерти семья переехала в маленькую трехкомнатную квартирку с минимальными удобствами у Финляндского вокзала. Одно время у них дома проводились маленькие музыкальные вечера. Сохранился рояль, очень хороший, который в период блокады они отдали на буханку хлеба какому-то музыканту. Дочери Петра Аполлоновича любили также играть в преферанс, у них собирались маленькие компании.

Позднее, после смерти матери, Евгении Сергеевны, в одну комнату к ним вселили женщину с ребенком, так они стали жить в коммунальной квартире, каких в Санкт-Петербурге после 1917 года было множество. При расселении этого дома в новый дом Ирина и Мария Аполлоновны снова оказались в коммунальной квартире. Они пережили всю блокаду Ленинграда и награждены медалью « За оборону Ленинграда».

Об авторе воспоминаний, внучке Сидорова П.А.: А. А. Вершинская окончила исторический факультет Калининского педагогического института (в настоящее время — Тверской государственный университет) и поступила в аспирантуру, в 1951 г. вышла замуж за Аркадия Георгиевича Манькова и переехала в Ленинград. С 1955 г. до выхода на пенсию в 1978 г. работала в Музее истории религии и атеизма в должности научного сотрудника, занималась историей православия, регулярно проводила экскурсии по музейной экспозиции, читала лекции на предприятиях, воспитала двух дочерей и двух внуков.

 

Бровкина Т.Ю., зав.Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуются впервые

 

Источники:

  1. 1.Вершинская Алла Анатольевна Воспоминания о прошлом. Публикация подготовлена Черняковой И.А. Научный электронный журнал Carelika № 1 (2014)
  2.  2. Как возник «Маяк» // Известия Маяка. 1917. Январь.
  3. 3. Энциклопедия благотворительности СПб
  4. 4. Зеленин А. Новый климатический курорт на кавказском берегу Черного моря
  5. 5. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1 Д.19017. 1917. Л. 8 Ведомость пропущенных уроков преподавателями ИНЦГ
  6. 6. ЦГИА СПб. Ф.139, Оп.1 Д.13222. 1912. Л. 134-135 Характеристика на преподавателя П.А. Сидорова
  7. 7. Д.19017. 1917. Л.4-5 Ведомость о пропущенных преподавателями уроках в 1 полугодии
  8. 8. Арнштам Л. Мастер // Советский экран. 1974. № 1.
  9. 9. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д. 13744. 1913. Л. 113 О переводе Гейне и Вершинского в штат ИНЦГ
  10. 10. там же Л.155 О предоставлении новых вакансий в 1912/1913 уч. году новым педагогам: Вершинскому, Дешевову, Триумфову
  11. 11. ЦГИА СПб. Ф.139 Оп.1 Д.15489. 1916. Л. 5 об. Список служащих ИНЦГ в 1916 году; 
  12. 12. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.13744. 1913. Л.31
  13. 13. Д.13222. Д.172
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1232 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!