Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Стуколкин Лев Петрович (1837-1895)

из семьи вольноотпущенных крестьян, артист балета, педагог, преподаватель танцев в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1888-1894

 

Происходивший из семьи вольноотпущенных крестьян господ Щепотьевых, Лев Петрович Стуколкин родился в Санкт-Петербурге 19 февраля 1837 года (ст.ст.). 1

К началу XX в. русский балет пришел как хранитель классических традиций и новатор в мировой хореографии. Занять такую позицию ему помогло возрождение русской литературы и культуры; сотрудничество с оперой. Творчество прекрасных балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова не ограничивалось «украшательством». Они стремились к симфонизации театрального действа — их поиски шли параллельно развитию музыкального симфонизма, и совершенно закономерным стало сотрудничество балета конца века с такими великими композиторами, как П. И. Чайковский и А. К. Глазунов.

Но балет не мог существовать только с одними солистами. Кроме них работали, танцевали, жили сценой и танцовщики и танцовщицы, занятые на вторых ролях, корифеи и корифейки, артисты кордебалета. Одним из танцовщиков, работавших в 1850–80-х гг. в Императорских театрах, был Лев Петрович Стуколкин.2

В 13-летнем возрасте, летом 1850 г. он поступил в Театральное училище, на балетное отделение, «казенным воспитанником».  После окончания Училища, Лев Стуколкин был принят на службу в балетную труппу Петербургских театров корифеем. Это случилось 24 марта 1857 г.

Стуколкин танцевал много, но крупных сольных партий в его репертуаре почти не было — наиболее известной была, пожалуй, только партия Дровосека из балета «Сон в летнюю ночь». Кроме того, он регулярно выступал как дублер в крупных партиях, был занят на выездных спектаклях.

Выговоров он не получал, а положительные отзывы о нем были высказаны всего лишь дважды: «с примерным усердием исполняет свои обязанности, почему и сделался полезным и даже необходимым артистом в балетах, притом же будет занят летом в Красном Селе» и «во время служения при театрах, он, Стуколкин, обязанности свои исполнял, при хорошем поведении, с примерным усердием». 

Стуколкин регулярно просил о повышении до должности танцовщика 2-го разряда, но в долгожданной должности танцовщика — мимиста был утвержден только в 1880 г. Однако уже в 1884 г. Лев Петрович был уволен, с сохранением за ним звания «Артиста Императорских театров». В это время вышло новое положение о штатах, и Дирекция не имела права держать на работе пенсионеров, если они не отличались большим талантом или другими танцевальными заслугами. Одновременно с ним был уволен и другой танцовщик, позже ставший коллегой по преподаванию — А. Д. Чистяков.

Дополнительно к работе на сцене Императорских Театров Л.П. Стуколкин занимался постановкой балетных дивертисментов на частных сценах, много гастролировал по России, организовал артистические «Товарищества», ставил балетные дивертисменты.

Был одним из лучших преподавателей бальных танцев2. Частные уроки бальных танцев Стуколкин стал давать еще в начале своей артистической карьеры. После увольнения из Императорских Театров он вплотную занялся преподаванием танцев «в мужских и женских казенно-учебных заведениях», большое внимание уделял обучению детей.

Он преподавал в 1-ой СПб гимназии, в Ларинской гимназии. С 1 сентября 1888 г. по 1 сентября 1894 г. преподавал танцы в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии.3

Лев Петрович женился достаточно рано (по меркам нашего времени)– в 21 год. 5 сентября 1858 г. он обвенчался с Варварой Васильевной Стрельской (16.12.1838 — 24.01.1915, Лигово)2. Супруга Льва Петровича,  была младше мужа всего на год. Варвара Васильевна родилась в Москве, в семье оперного певца Василия Ивановича Стрельского (настоящая фамилия Старов) и драматической актрисы Серафимы Ивановны Виноградовой.

Родилась Варвара Васильевна в Москве, в актерской семье: отец – оперный певец В. Стрельский, мать – драматическая актриса. Вышла на сцену театра впервые в три года — на подмостки её вывел сам М. Щепкин.

Варвара Васильевна с шести лет обучалась в Петербургском театральном училище сначала балету, а затем драме. По окончании училища в 1857 году дебютировала в Александринском театре в роли пансионерки Саши в водевиле С. Турбина «Картинка с натуры». Во втором дебютном спектакле – «Горе от ума» А. С. Грибоедова – юная актриса с большим успехом сыграла Лизу, на четверть века став ее бессменной исполнительницей. В 1905 ей было присвоено звание заслуженной артистки императорских театров. Мастерство Стрельской высоко оценивали такие разные режиссеры, как К.Станиславский и Вс. Мейерхольд. В Александринском театре играла до конца жизни.

Вместе с женой – актрисой Александринского театра Варварой Стрельской – Стуколкин ездил с гастролями по России (Гельсингфорс, Нижний Новгород, Витебск, Смоленск, Вильно и др.).

У Стуколкиных было много детей2:

  1. сын Николай (р. 1859 г.)
  2. дочь лидия (р. 1863 г.)
  3. сын Борис (р. 1869 г.)
  4. сын Александр (прожил всего 2,5 года, умер в 1873 г.)
  5. дочь Мария прожила еще меньше - четыре с половиной месяца (она родилась и умерла в 1873 г.)
  6. дочь Наталья ( р. 1884 г.) (в замужестве Андронова, Андронов Сергей Александрович), русская драматическая актриса

 

С самого начала службы у Л. П. Стуколкина была очень небольшая заработная плата, мизерная даже по меркам того времени: 220 руб. в год, причем поднимали ее очень редко и не на много:

  • к 1864 г. танцовщик получал 260 руб.,
  • в 1864-м — 350 руб.,
  • с 1868 г. — 400 руб.,
  • с 1880 г. — 500 руб.,
  • и только в 1882 г. — 1000 руб. в год.

Эти деньги дополнялись поспектакльной платой, а с 1873 г. — еще и пенсией в 400 руб., но на жизнь всей большой семьи их не хватало. Основным кормильцем семьи была Варвара Васильевна, выпущенная из Училища на оклад 120 руб. в год, но уже через год получавшая 600 руб., а в 1885 г. — 4000 руб.

Однако и ее денег не хватало: в личных делах артистов хранится множество просьб о выделении им материальной помощи. Самым тяжёлым выдался 1873 г. Сам Стуколкин описывал положение семьи в письме к министру Императорского Двора графу А. В. Адлербергу 2-му так:

«Прослужив двадцать лет, я ни разу не осмеливался беспокоить особу Вашего Сиятельства просьбою о вспомоществовании, но обстоятельства жизни, каковы почти одновременная смерть сестры, брата, рождение и смерть дочери, дают мне смелость обратиться к Вашему Сиятельству с глубокою просьбою не оставить милостивым пособием человека, честно и добросовестно прослужившего двадцать лет и обременённого большим семейством и единственную его опору. При дороговизне, какую мы испытываем в настоящее время, я с моим семейством дошёл до крайнего положения, и только милостивое внимание особы Вашего Сиятельства может спасти меня и семейство от полнейшего разорения. Танцовщик Лев Стуколкин. 1873 г. мая 8 дня».

 

На этом беды семейства не кончились: через четыре дня после письма у Стуколкиных умер маленький сын Александр. Кроме того, весь 1873 г. старый кредитор семейства, переяславский купеческий сын Моисей Финкельштейн требовал через управу «Благочинныя уплаты долга по векселям» — 313 руб., которых Л. П. Стуколкину, служившему в этот период «в благодарность», без жалования, взять было негде. К счастью для артиста, после того как Финкельштейн отверг расписку Варвары Стрельской-Стуколкиной об обязательном погашении долга частями, но в течение оставшихся месяцев 1873 г. и потребовал посадить и Стуколкина, и Стрельскую в долговую тюрьму, вмешались Дирекция Императорских театров и Министерство Императорского Двора и помогли артистам погасить этот огромный для их достатка долг.

Однако, хоть призрак тюрьмы и отступил, нужда оставалась частой гостьей в семье артистов. С каждым годом все возрастали расходы на обучение детей, так что Стуколкину и Стрельской приходилось подавать все новые просьбы о материальной помощи в Дирекцию Императорских театров. Не удивительно, что Лев Петрович выступил одним из учредителей и главных деятелей похоронной кассы, созданной при Дирекции Императорских театров, незадолго до его смерти. Касса была создана потому, что многие театральные деятели умирали в глубокой нищете и родственникам не на что было их похоронить.

К несчастью артистов, их дети, особенно сыновья, выросли несамостоятельными людьми: от неорганизованности часто теряли виды на жительство; Борис дважды был под судом (один раз привлекался вместе с братом Николаем за кражу); семьи детей жили вместе с родителями — и Варвара Стуколкина уже после смерти мужа, в 1905 г., указывала, что на ее иждивении находятся 17 человек. Кроме того, младшая дочь, Наталья, росла очень болезненной девушкой.

В такой ситуации родителям приходилось много работать. Вот как сам Стуколкин характеризует свою занятость в письме к Директору Императорских театров А. М. Борху:

«Согласно желанию Вашего Сиятельства о возможном сокращении поспектакльной платы, я участвую во всех дивертисментах при русских операх, в самих операх и в балетах, таким образом я бываю занят до ста двадцати раз в год и исполняю возлагаемые на меня обязанности настолько добросовестно, насколько возможно».


Дополнительно к работе на сцене Императорских театров Л. П. Стуколкин занимался постановкой балетных дивертисментов на частных сценах. Однако выступления артистов Императорских театров «от себя», в частном порядке, официально были запрещены, и крупных постановок ему осуществлять не удавалось. 

Более успешны были поездки с гастролями и дивертисментами по России. Вначале Стуколкин гастролировал с женой, позже один или с организованными им "Товариществами". Работа с провинциальными театрами очень нравилась Стуколкину, приносила моральное и материальное удовлетворение.

Впрочем, и в Петербурге артист находил возможности для дополнительных заработков. Чаще всего он подрабатывал уроками бальных танцев. Это была обыкновенная практика артистов балета, приносившая пусть небольшие, но очень необходимые средства. Свои уроки Стуколкин начал давать еще в начале артистической карьеры.

После увольнения из Императорских театров Л. П. Стуколкин вплотную занялся преподаванием танцев. Уже в первом издании своего руководства к изучению танцев, выпущенном в 1885 г., он именует себя «преподавателем в мужских и женских казенно-учебных заведениях». Преподаванием танцев Лев Петрович занимался очень активно, его жена писала: «Муж мой… несет непосильный труд преподаванием уроков и, конечно, точно так же нуждается в восстановлении здоровья».

А в некрологах о нем говорится: «Он принадлежал к числу лучших в Петербурге учителей бальных танцев». Артист большое внимание уделял обучению детей — видимо, это были его любимые ученики, работу с ними он очень ценил. Стуколкин считал необходимым дать ученикам хотя бы азы хореографической техники, а не заниматься исключительно вызубриванием схем танца, как это практиковалось у многих учителей конца XIX в… По его мнению, базовые элементы — плие, батманы, глиссады — настолько важны для умения танцевать и понимания па, что даже тем, кто до Стуколкина занимался у других учителей, артист предлагал пройти «краткий вводный курс», содержащий основы хореографии. 

Другой очень важной частью танцевальной жизни Л. П. Стуколкина была организация и проведение танцевальных вечеров. Он, как правило, исполнял обязанности распорядителя, к которым подходил очень творчески. Распорядитель был всегда очень важной персоной на балах и танцевальных вечерах: он определял программу, следил за порядком в танцах, помогал с подбором пары дамам, которых мало приглашали, а также искал визави парам для кадрилей. Кроме того, от искусства распорядителя зависело то, как именно будут танцеваться мазурка, котильон, последние фигуры кадрилей — так как именно он назначал фигуры, определял движения и последовательности, во многом импровизировал. Именно от мастерства распорядителя (или «кавалера-кондуктора», как его иногда называли на английский манер) зависело настроение общества и во многом успех вечера. 

Впервые книга Л.П. Стуколкина «Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев» увидела свет в 1885 году. По-видимому, идея этого учебника вынашивалась Стуколкиным уже давно: «Заметный упадок общественных танцев, этого эстетического, благородного и полезного в гигиеническом отношении препровождения времени между молодыми людьми, навел меня на мысль предпринять издание “Общедоступного”, толкового руководства к изучению бальных танцев, с скромною целью поднять это искусство и тем восстановить в молодежи охоту и желание к занятию более приятным и полезным развлечением, чем карты, биллиард и т. п.» 

Учебник оказался востребованным, и в 1890 г. Стуколкин выпускает второе, исправленное и дополненное издание. В 1894 г. выходит третье издание книги, что является, наверное, самым лучшим показателем ценности и важности этого учебника (большинство самоучителей не выдерживало более одного издания).

В 1901 г. выходит четвертое (посмертное) издание учебника. В 2010 году его переиздало издательство "Лань".

Историческое исследование, помещенное в самоучителе, было не единственным трудом Л.П.Стуколкина по истории танца. В Российском Государственном Историческом Архиве, в фонде Анатолия Евграфовича Молчанова, вице-президента Русского Театрального общества, редактора журнала «Ежегодник Императорских театров», хранится рукопись артиста «Исторический очерк Петербургского балета». 20 мая 1895 г. .

В балетной школе в то время выдвигался вопрос о необходимости повысить общую культуру будущих артистов». Труд Л. П. Стуколкина был в этом смысле «в русле времени». Сам он называл свою работу справочником для артистов балета и стремился собрать в этом справочнике максимальное количество сведений о русском балете: перечислял всех артистов с указанием лет жизни, сыгранных спектаклей и даже размера годового жалования; рассказывал обо всех балетмейстерах, приводя цитаты из газет, где критики прошлых дней восхищались новыми постановками или ругали их; в меньшем количестве уделял время характеристике отдельных балетов, приводил подробные списки постановок. Кроме архивных данных и биографических справок в книге были помещены обширные исторические очерки, которые не потеряли своего интереса и для наших современников, и читаются «на одном дыхании», как чудесный роман из жизни петербургского балетного театра. 

Увидеть свет этой книге было не суждено. 20 мая 1895 г. Л. П. Стуколкин умер в Петербурге от туберкулеза («чахотки легких»). Не помогло и путешествие, предпринятое супругами Стуколкиными на Кавказ и к Азовскому морю по совету докторов. Болезни легких, которые преследовали Льва Петровича всю жизнь, догнали его. Похоронен артист на кладбище Александро-Невской Лавры, а театральная общественность почтила его память всего двумя некрологами.2

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. Ежегодник Императорских Театров", сезон 1894—1895 гг., с. 415—416.
  2. Стуколкин Лев Петрович. Преподаватель и распорядитель бальных танцев.На сайте Классический балет
  3. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870-1895). Спб., 1895. 256 с.
 
 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 1168 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!