Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Сверчков Николай Егорович (1817-1898, Царское Село)

академик живописи, художник-портретист, анималист, отец художника-анималиста


Николай Егорович Сверчков родился 2 марта 1817 года в Петербурге в семье старшего конюха и кучера придворных конюшен. Его отец был выходцем из обычных крестьян. Мальчик начал рисовать довольно рано. Его экспонатами поначалу были лошади, что отложилось на его дальнейшем творчестве.

Сначала в 1827 г. учился в Воспитательном училище при Академии Художеств. Но учитывая слабое здоровье ребенка и довольно суровый режим, через полгода был забран отсюда и зачислен в училище общего режима, после окончания которого, уже по настоянию своего отца поступил в департамент хозяйства при Министерстве внутренних дел.  

Все же два года (1827—1829), проведенные в академической атмосфере, стали основой самостоятельного овладения искусством живописи. В свободное время юноша продолжал упорно заниматься техникой рисунка и живописью. В 1839 г. он дерзнул послать на академическую выставку свои первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сморчковой». Успех был невероятным и его удостоили звания: свободный художник портретной живописи

Но служба не очень его прельщала, и при каждом удобном случае он рисовал, и в 1840 году он окончательно оставил службу, выбрав тернистый путь художника.

К 1852 году мастерство Н.Е. Сверчкова стало очевидным — в этом году за картину "Помещичья тройка, пересекающая на всем скаку цепь обоза" он был удостоен звания академика. Детские впечатления во многом определяли художественные интересы живописца — его изображения лошадей, в том числе и в бытовых сценах, были уникальными.

Удивительный дар анималиста, как и умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.

 

 

Мы видим портреты легких изящных тонконогих жеребцов, скульптурно играющих мышцами, летящих рысью почти над землей, и старых заслуженных водовозов, со сбитыми подковами и рубцами от кнута на крупе… В этот период он окончательно выбирает основные направления своего творчества: «Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России» — напишет он впоследствии.

За картину "Дорожные. Грузный экипаж с пассажирами" художник получил в 1855 году звание профессора.

Сверчков работает в различных жанрах живописи. Охотно пишет портреты, изображая портретируемых верхом, в конном экипаже, или просто рядом с лошадьми. Уже к концу сороковых годов он становится признанным мастером модного в те годы «конного портрета». Среди знакомых Н.Е. Сверчкова были многие известные государственные и общественные деятели.  Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы Д.И. Скобелев и А.А. Болдырев, граф А.Г. Орлов-Чесменский и персидский шах Насреддин, маркиза Траверсе.

Тесная дружба связывала художника с Н.А. Некрасовым, в имени которого Карабихе он часто и подолгу бывал и работал, в числе прочего написав несколько картин к произведениям поэта. Известно его полотно времен Карабихи — "Портрет А.Я. Панаевой на лошади":

 

 

С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.

Со временем расширяется диапазон тем и занятий Н.Е. Сверчкова: Помимо живописи и графики Сверчков занимался еще литографией и скульптурой. Им были созданы литографии «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт» (1844) и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен «Эскизы русского» (1845). Издатель Фельтен выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым» (1846–1852). Не обойдет он стороной и юатальную тему - он пишет большое батальное полотно «Переход гвардии через Балканы». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна. 

Творчество Н.Е. Сверчкова приобретает европейскую известность, он с успехом выставлял свои полотна на международных выставках в Париже, Лондоне, Брюсселе, Филадельфии. Картины Сверчкова были отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863), правительство Франции награждает художника орденом Почетного легиона (редчайшее событие для российской культуры). Интересный факт: на Всемирной выставке в Лондоне было продано 40 его произведений (для работ русского художника цифра неслыханная), в том числе картина «Конская ярмарка», за которую заплатили очень высокую цену — 22 тыс. франков. Даже французский император Наполеон III приобрел его картину «Воронежская конная ярмарка».

После возвращения художника из зарубежной поездки, Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. В своих полотнах Сверчков не поднимается до глубокого осмысления событий русской истории, но, с присущим ему мастерством, показывает правдивые картины обыденной жизни наших предков. Среди них особенно интересными считаются полотна «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (1866 г.), «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте около Москвы» (1874), «Бой с медведем при Иване Грозном» (1886). Ныне картины из этой серии — «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» и «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» хранятся в Оружейной палате.

 

Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы

 

Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Крестьянские дети». Примечательна история создания рисунков к «Холстомеру» Л.Н. Толстого. Прочитав талантливое произведение, художник написал Льву Николаевичу: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.

 

Две птицы на розе. 1888

 

В памяти же отечественной живописи художник останется прежде всего как создатель стремительных, спокойных, грациозных лошадей. На холстах и красками, естественно. В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони — саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни.

Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.

В 1866 году Н. Е. Сверчков принял решение построить дачу в Царском Селе на Павловском шоссе. Очевидно, это решение было связано с тем, что в Царском Селе был в то время ипподром, где художник мог наблюдать свою излюбленную натуру. В том же 1866 году архитектор А. Ф. Видов отводит художнику участок под № 7 по Павловскому шоссе. Н. Е. Сверчков взял на себя обязательство «выстроить на нём красивую дачу с представлением предварительного фасада на утверждение». 

Дом Сверчкова был интересен не только фасадами, но и частично сохранившейся внутренней отделкой: деревянной лестницей с балясинами, ведущей на второй этаж, и камином (на первом этаже при входе), выполненном из кирпича и оштукатуренном. Старожилка города О. Э. Майер-Чистякова рассказывала, как маленькой девочкой примерно в 1937–1938 гг. была в доме Сверчкова: «Меня поразила архитектура и внутренняя планировка дома, добротность лестниц, ступенек, которые были окованы медью, резьба по дереву в древнерусском стиле, оригинальные камины, просторные помещения».

 

 

Мастерская в доме Сверчкова походила на зоологический музей: вся была уставлена чучелами медведей, волков, орлов, сов, статуэтками зверей и птиц. При доме находилась небольшая конюшня, где содержались лошади, которые служили моделями для его работы. 

 

16 (28 по н.ст.) мая 1872 года у художника родился сын Георгий (1872, Царское Село — 1957, Париж).

В 1882 году он будет числиться в списках гимназистов Николаевской гимназии, правда, недолго — в том же году он выбывает из гимназии, как "невернувшийся после вакаций" (каникул-прим. сост.).

В списках гимназистов в 1882 году числился еще и Сверчков Борис — ученик 3 класса. Их родство устанавливается.4

С юности Георгий увлекался конным спортом, получил известность как хороший наездник. Держал скаковую конюшню, лошади которой часто выигрывали призы.  Георгий унаследует талант отца и станет живописцем и графиком. 

 

А у его отца, Николая Сверчкова в 1880-е годы обострились отношения с Академией художеств, что видно из его письма: «Академия плюет на славное прошлое, забыли, что я сделал для популяризации русского искусства за границей». Поэтому он уединённо живёт в своём доме в Царском Селе, работает целыми днями и редко куда выезжает. Последние же годы художник провёл в безвестности и нужде и в минуту отчаяния он писал: «Вся жизнь моя состоит из забот и труда. Поражен, сколько может выдержать человек!»

Николай Егорович Сверчков умер 25 июля 1898 года в Царском Селе в возрасте 81 года и похоронен на Казанском кладбище. За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. К сожалению, со временем имя художника было незаслуженно забыто и сегодня хорошо известно только истинным ценителям живописи, да любителям конного дела.

 

В 1898 году у Георгия родился сын — Сверчков Николай Георгиевич.

В 1917 году в Петрограде окончил гимназию и Академию Художеств; сначала служил корнетом в царской армии, а с 1918 по 1921 г. в Красной Армии, с 1921 по 1923 г. на Фарфоровом заводе, затем безработный  при Гос. художественном промышленном техникуме. Женат, сын 1,5 года, Жил с семьей в Ленинграде,  Лермонтовский 30-16.

Впервые был вызван на допрос в ГПУ 06.02.26 г. и отпущен под подписку о невыезде. 16.04.26 г. на его квартире и в его отсутствие (выбыл в Херсон) был произведен обыск, при котором «была изъята литература религиозно-масонско-оккультная в кол.12 экз., открыток (карточек) религиозно-оккультно-масонских 78 шт., один священный колпак, 3 экз. знаков масонского религиозного изображения». Обвинение предъявлено по его возвращении. 18.06.26 г. Постановлением ОСО КОГПУ Н.Г.Сверчков приговорен к высылке в Нарымский край сроком на 3 года и отправлен в Новосибирск; Постановлением КОГПУ от 23.12.27 г. по амнистии срок сокращен на 1/4. Последний раз Н.Г.Сверчков упомянут в Постановлении ОСО КОГПУ от 24.08.28 г. в связи с тем, что «по отбытии наказания лишен права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях, округах и погрангуберниях с прикреплением к определенному местожительству сроком на ТРИ года». 

На 1931 год проживал в г. Новгороде, где был арестован 2 апреля 1931 г., а 28 сентября 1931 г. лишен на 3 года права проживания в пунктах, определенных спецперечнем. (НовгКП: т. 5, с. 26; г. Новгород.). Дальнейшая его судьба неизвестна.

Георгий Сверчков в середине 1900-х выехал за границу. Жил в Берлине и Лондоне, затем обосновался в Париже. В эмиграции посвятил себя искусству, получил признание как анималист, в первую очередь, «портретист лошадей» и автор картин с изображением скачек. Имел обширный круг заказчиков среди коннозаводчиков и владельцев скаковых конюшен (в том числе среди членов английской королевской семьи).

Он скончался25 сентября 1957 году в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Работы часто появляются на европейских аукционах. 

 

Сегодня работы Сверчкова-деда экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран, но, вот уж парадокс нашего времени, самая большая коллекция его работ (около 450 картин, акварелей, рисунков и литографий) находится в малодоступном для широкой публики Музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева.

Давно уже нет в живых художников Сверчковых, но продолжают мчаться написанные ими кони. 

Судьба дома художников так же печальна, как и уходящая память об их жизни и творчестве.  "Благодарные потомки", не создав ни музея, ни картинной галереи их имени, снесли дом Сверчковых в Царском Селе, тот самый -" с добротность лестниц, ступенек, которые были окованы медью, с резьбой по дереву в древнерусском стиле и оригинальными каминами...», чтобы построить на его месте муляж, который выдают за воссозданную дачу, в которой когда-то творил замечательный русский художник Николай Егорович Сверчков, страстный поклонник одного из самых прекрасных созданий на земле — лошади! 

 

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. А. Наумова, журнал Кони Петербурга, N6, 2000
  2. Е. Мурашова: Николай Сверчков. Сказка о волшебном коне. М.,2007
  3. В. Артемов. Николай Сверчков. М., 2007
  4. Список учеников, выбывших из гимназии с 08.09.1882 г. Сведения об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за 1881-1882 гг
  5. Сверчков Георгий. Искусство и архитектура русского зарубежья
Рейтинг: +1 Голосов: 1 5664 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!