Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Томир Пьер-Филипп (1751 - 1843)

Французский скульптор-бронзовщик. Учился у О. Пажу и Ж. А. Гудона. Известный прежде всего как непревзойденный мастер ампирной бронзы, Пьер-Филипп Томир (1751-1843) уже в эпоху Людовика XVI приобрел славу первоклассного литейщика и чеканщика, изделия которого стоят в одном ряду с работами таких бронзовщиков XVIII века, как Ш. Крессан, Ж. Сен-Жермен, Ж. Каффиери, П. Гутьер.

Основу царскосельского собрания художественной бронзы эпохи ампира составляют изделия французских мастеров, прежде всего мастерской Пьера-Филиппа Томира. Произведения Томира отражают наивысший подъем искусства декоративной бронзы. На Парижской индустриальной выставке 1806 года он получил золотую медаль, впервые присужденную бронзовщику, а не серебряных и золотых дел мастеру. Тогда же он и ряд других бронзовщиков получили от правительства Франции субсидии на поддержание производства в связи с ущербом, нанесенным континентальной блокадой. С 1806 года фирма выполнила ряд крупных заказов для дворцов в Тюильри, Фонтенбло, Компьене, заказ к свадьбе Наполеона и Марии-Луизы, а также активно работала на продажу.

В России ее изделия приобретались как русским императорским двором, так и частными лицами. Одним из постоянных клиентов фирмы был Н.Н. Демидов. Исследователь бронзы П. П. Вейнер отмечал: «редкий старинный дом, преемственно занимавший видное место с александровского времени, не мог похвастаться целыми сервизами или отдельными вещами Томира». В настоящее время отечественные музеи обладают большим количеством изделий фирмы Томира; одно только собрание Государственного Эрмитажа насчитывает более 200 работ.

Музейное собрание художественного металла Екатерининского дворца обладает 21 работой Пьера-Филиппа Томира, творчество которого на протяжении почти полувека способствовало всемирной славе французских бронзовщиков. Царскосельская коллекция произведений выдающегося мастера стиля Империи состоит из самых разнообразных предметов: часы, канделябры, сюрту-де-табль, и охватывает весь период его творчества. 

Две вещи мастера в царскосельском собрании — подписные, авторство других устанавливается по аналогичным изделиям из различных муэейных и частных собраний, по рисункам и проектам бровзовщика, сохранившимся в Библиотеке Дюсе (Париж) и Государственном Эрмитаже.

Самостоятельную деятельность он начал в 1776 году. Получив образование скульптора, чеканщика, позолотчика, Томир создавал многие изделия по своим проектам. Диапазон его работ этого времени необычайно широк: каминные часы различных моделей, декоративные вазы, вазы-курильницы, канделябры, в том числе канделябры-треножники, торшеры, бронзовая отделка мебели и т. д. В 1780-1790-х годах Томир уже имел хорошо налаженное производство, поставлявшее продукцию не только непосредственным заказчикам, но и торговцам бронзой, нередко вывозившим бронзу за пределы Франции, в том числе в Россию.

Уроженец Парижа, Томир происходил из семьи чеканщиков и художников. Он обучался скульптуре в академии Св. Луки, учился у О. Пажу и Ж.-А. Гудона, затем осваивал навыки чеканки, золочения и патинирования у П. Гутьера. С 1776 года, получив звание мастера, Томир начал свое дело. Но уже годом ранее он участвовал вместе с Ж.-Л. Приёром, мастером короля, в изготовлении бронзового убранства для коронационной кареты Людовика XVI.

С 1780-х годов Томир выполняет ряд заказов Ж.-А. Гудона, Л.-С. Буазо, работает для Севрской фарфоровой мануфактуры, поставляет бронзу мебельщикам Г. Шнейдеру и Г. Бенеману, выполняет массу других работ. К концу 1780-х годов он уже является чеканщиком и позолотчиком короля и имеет репутацию крупного мастера художественной бронзы. Несмотря на трудности, которые переживало производство бронзы в эпоху Французской революции, Томир сумел сохранить свое предприятие, хотя ему пришлось временно переориентировать производство на изготовление оружия.

В 1780-1790-е годы из мастерской Томира выходят выдаю щиеся произведения классицистической бронзы: часы «Колесница времен года", «Амур и Психея», «Колесница Аполлона», «Весталки, несущие священный алтарь» и др. Многие из его ранних  произведений  попали в Россию благодаря закупкам обстановочной бронзы для интерьеров Михайловского замка Павла I, проводившихся министерством Императорского двора в конце 1790-х годов. 

Каминные часы, украшенные фигурами двух жриц богини Весты, несущих алтарь со священным огнем, относятся к ранним работам П.-Ф. Томира.  

1790-е. Каминные часы Весталки, несущие священный алтарь. Франция. Париж. Мастер Пьер-Филипп Томир. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, патинирование, шлифование, полирование 57,5 х 66 х 19. 

Модель часов с весталками была создана Томиром в 1788 году по мотивам рисунка Гюбера Робера (1733-1808), гравированного в «Сборнике рисунков» («Recueil des Griffonis») аббата Сен-Нона. Фарфоровые алтари и плакетки для изделия заказывались на Севрской фарфоровой мануфактуре, где Томир с 1783 года занимал должность штатного бронзовщика. Часы с весталками, выполненные в золоченой и патинированной бронзе, с фарфоровыми деталями, украшали будуар Марии-Антуаннеты во дворце Тюильри (значатся в инвентаре часов 1792 года). В настоящее время известно шестнадцать экземпляров подобных часов. Пять из них имеют фарфоровые детали, как полихромно раскрашенные, так и бисквитные (Галерея Коркоран, Вашингтон; Музей декоративного искусства, Париж; Музей декоративных искусств, Мадрид, и др.).

В других экземплярах часов этой модели вместо фарфора использован белый мрамор. Иногда часы покоятся на фигурах львов (на месте леопардов), покрытых попонами, различаются и декоративные накладки основания: либо это грифоны, различные арабески, либо, как в часах царскосельского собрания, — барельеф, представляющий веселящихся путти. Многие из часов украшены накладками золоченой в два тона бронзы с изображением коленопреклоненных муз Каллиопы и Урании.

Часы с фигурами весталок, будучи довольно популярной моделью французской бронзы конца XVIII века, послужили прообразом одного из самых ранних повторений изделий Томира в России. В начале 1790-х годов на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге по проекту Жака-Доминика Рашетта (1744-1809) был выполнен вариант часов с изображением жриц древнеримской богини домашнего очага, охраняющих священный огонь. По мнению исследователей, образцом для работы Рашетта, вероятно, послужил экземпляр часов Томира, принадлежавший управляющему Императорскими заводами князю Н. Б. Юсупову. Фарфоровый вариант был больше оригинала, фигуры располагались дальше друг от друга, а высокое и массивное основание было декорировано плакетками в духе веджвудского фарфора. С 1796 года весталки Рашетта украшали один из интерьеров парадной анфилады Александровского дворца, впоследствии получивший название Зала с горкой (нынешнее местонахождение часов неизвестно).

Часы, в настоящее время входящие в собрание художественной бронзы Государственного музея-заповедника «Царское Село», про¬исходят из коллекции графов Шереметевых. Как и в позапрошлом столетии, часы с весталками — теперь уже в оригинальном, авторском исполнении — вновь украшают Александровский дворец.  

 

1790-е конец. Парадные канделябры. Франция. Париж. Мастер Пьер-Филипп Томир. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, шлифование, полирование 83 х 32 х 35. Подробнее  

Пара канделябров с фигурами Слав и еще шесть аналогичных светильников из царскосельской коллекции относятся к последнему десятилетию XVIII века. Хотя предметы не отмечены подписью бронзовщика, они, безусловно, являются изделиями его мастерской, о чем свидетельствуют два проекта осветительных приборов из альбома-прейскуранта фирмы в собрании Государственного Эрмитажа. 

Альбом, созданный после 1804 года, содержит наряду с другими вещами девять недатированных проектов канделябров. Каждый рисунок снабжен указанием цен, размеров и характера отделки (золочение, патинирование) готовой вещи. Под номером 20 в прейскуранте значится канделябр на три свечи с фигурой аналогичной фигурам осветительных приборов царскосельского собрания.

Под номером 37 представлен канделябр, основание которого в виде колонки, покоящейся на трех грифонах и треугольном плинте со срезанными углами и вогнутыми сторонами, также идентично оформлению светильников Екатерининского дворца. 

Помимо проектов, Эрмитаж обладает двумя парами канделябров этой модели на основаниях красного и зеленого мраморов, которые датируются 1790-ми годами и имеют аналоги в Компьенском дворце (Париж). Канделябры из Царского Села отличаются от эрмитажных овоидной вазой, венчающей светильники, с попарно расположенными шестью рожками.

Восемь канделябров с фигурами Слав на основаниях с грифонами работы П.-Ф. Томира поступили в Новый Царскосельский (Александровский) дворец в 1817 году из Эрмитажа. Во второй половине ХIХ века они были перемещены в парадные залы Большого Царскосельского дворца и находились в 3-й Антикамере. Ныне четыре из них украшают интерьер Парадной Голубой гостиной великого князя Павла Петровича в Екатерининском дворце. 

Одним из прекрасных образцов художественной бронзы эпохи ампира в царскосельском собрании являются каминные часы с изысканной фигурой музы лирической поэзии Эрато золоченой бронзы, выполненные в мастерской Пьера-Филиппа Томира.  

 

Часы с фигурой музы Эрато, 1810-е. Франция. Париж. Пьер-Филипп Томир. Мастер Луи Муане. Бронза, эмаль; литье, чеканка, золочение, роспись. Подписъ на циферблате: Thomire & C-ie, Moinet aine H-er Подробнее 

Наиболее известные с фигурой Марса, канделябры с военными трофеями, часы «Минин и Пожарский»,  ампирная бронза представлена в царскосельском собрании шестью вещами мастерской Пьера и Фёшеров. в том числе экземпляром наиболее известной модели фирмы — часов с фигурой Юлия Цезаря:

 

Каминные часы Марс, до 1817. Франция. Париж. Мастер Пьер-Филипп Томир. Часовой мастер Луи Муане. Бронза, эмаль; литье, чеканка, золочение, роспись. 75 х 45 х 26. Подробнее 

 

 

Каминный гарнитур Юлий Цезарь, 1807-1817. часы и парные канделябры. Франция. Париж. Мастер Люсьен-Франсуа Фёшер. Часовой мастер Мюнье младший. Бронза, малахит, мрамор, эмаль; литье, чеканка, золочение, патинирование, мозаика, шлифование, полирование. Подробнее  

Неожиданным вторжением в строгое греко-римское сообщество богов, героев и императоров в произведениях мастеров французской художественной бронзы эпохи ампира являются эти часы работы П.-Ф. Томира, представляющие воеводу Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского - предводителей русского ополчения, которое выступило в 1612 году против польских интервентов. 

Каминные часы Мини и Пожарский, парные канделябры, ок. 1820. Франция. Париж. Мастер Пьер-Филипп Томир. Часы — по гравюре с рисунка И. П. Мартоса (1808) Канделябры — по модели Клода-Франсуа Рабья. Бронза, сиенский мрамор; литье, чеканка, патинирование; полирование. Подробнее

Царскосельские канделябры на шесть свечей, выполненные в виде связки копий с восьмиугольным щитом и украшенные в основании шестью знаменами и двумя панцирями, мастера Ф.-П. Томира были приобретены архитектором В. П. Стасовым в 1824 году через магазин петербургского торговца Жерома Корбьё для Приемной (Малиновой) комнаты апартаментов вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Большом Царскосельском Дворце:

Канделябры с изображением трофеев, до 1824. Франция. Париж. Мастер Пьер-Филипп Томир. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, шлифование, полирование. Подробнее. 

Каминные часы с фигурами Дианы и Аполлона в образе дня и ночи были приобретены для комнат вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1824 году через магазин Жерома Корбьё за 3500 рублей. Предмет украшал Розовую гостиную императрицы до 1941 года

 

Часы каминные Диана и Апполон, 1824 до. Франция. Париж. Мастер Прьер-Филипп Томир. Бронза; литье, чеканка, золочение. Подробнее

Ваза-канделябр, 1824. Франция. Париж. Мастер Пьер-Филипп Томир. Бронза; литье, чеканка, золочение, патинирование. Подробнее

 

Современники, отдавая дань уважения таланту мастера, рифмовали фамилию Томира с выражением on admire {франц. восхищаются). Историки искусства нашли еще одно уместное созвучие: Empire — Империя. Именно стиль наполеоновской Империи предоставил Томиру благодатную почву для раскрытия всех его творческих и деловых возможностей. Период с 1804 по1814 годы — время триумфа мастера. В это десятилетие он расширил дело, приобретя торговое предприятие М.-Э. Линьере вместе с моделями и проектами вещей, организовал фирму «Томир и Ко» (Thomire & Cо), где компаньонами стали два его зятя и финансист Дютерм, бывший сотрудник фирмы Линьере. 

Статус первого среди парижских бронзовщиков Томир завоевал, получив на Индустриальной выставке 1806 года золотую медаль (впервые присужденную бронзовщику, а не ювелиру) за камин из малахита и золоченой бронзы (заказ Н. Н. Демидова). С1807 года, в рамках государственного субсидирования крупных французских промышленников, фирма Томира получает наиболее престижные и большие заказы на поставку предметов убранства во дворцы Парижа и его окрестностей. И хотя в 1823 году П.-Ф. Томир отошел от дел, его фирма продолжала успешно работать вплоть до 1861 года.

Источники:

  • Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009
  • Верещагин В., Петр-Филипп Томир, его эпоха и работы, "Старые годы", 1907, июнь.

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 9481 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!