Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Вальднер Севастьян Севастьянович (1882 - 1945)

дворянин, учился в Царскосельской Императорской Николаевской гимназии 1892-1894 гг, революционер, инженер-изобретатель.

Фотоальбом

 

Севастьян Севастьянович родился в семье Вальднеров, вернее де Вальднеров — семьи потомственных дворян, которые происходили от французских маркизов. Титул маркиза де Вальднер получил на службе у королей Франции. Никаких документов о землях во Франции в семье потомков, к сожалению, не сохранилось. Поместья были в Эльзасе. А вот свидетельства об изобретениях сохранились1.

В семье потомков Севастьяна Севастьяновича хранится оттиск печати с изображением герба рода Вальднеров.

Вальднер С.С., 1890-е годы, архив МНГ1

 

В зарубежной печати конце 1990-х годов  часто мелькали сообщения, что английский наследный принц Чальз нередко предпочитал обществу времяпрепровождение с баранессой фон Вальднер в ее поместьях. Речь шла о прямой родственнице талантливого российского изобретателя, предки которого приехали на службу русскому императору после Великой французской революции…

Но русские Вальднеры были, по началу, купцами.

Глава семьи, купец Севастьян Севастьянович Вальднер, согласно сведениям, изложенным в прошении в Петербургскую Дворянскую опеку его внуком, Сергеем Севастьяновичем,10 был французом, имевшим прусское подданство, и купцом, а скончался в г. Уфе в 1852-1854 гг. У него было два сына — старший, носивший родовое имя, Севастьян и Иван.

Севастьян Севастьянович и Иван Севастьянович в 1840-х годах приняли Российское подданство. Скончались оба в 1863 году (?)11. Иван стал московским купцом (3 гильдии), а Севастьян Севастьянович, за выслугу лет был награжден потомственным дворянством, продолжая заниматься торговлей. 

У Севастьяна было много детей:

  1. Сергей,
  2. Александр
  3. Николай
  4. Константин
  5. Севастьян (?, неразб.)
  6. Виктор (?, неразб.)
  7. и сестра (неразб.)

 

Из материалов дела Дворянской опеки становится очевидным, что после смерти старших Вальднеров — деда, отца и его брата, их потомок, сын присяжный поверенный Сергей Севастьянович Вальднер в июне 1911 года возбудил дело об опеке над оставшейся после смерти его отца С.С. Вальднера несовершеннолетней дочери, и движимом и недвижимом имуществе, принадлежащем деду и его сыновьям. Сергею было отказано на том основании, что он не смог точно и с соответствующими документами перечислить имущество, опеку над которым он хотел бы получить. Второй причиной, указанной ему, было то, что Дворянская опека рассматривает не имущественные дела наследования, а опеку над имуществом несовершеннолетних детей-дворян, оставшихся без попечителей, а указанные им в прошении лица — купцы.

Несколько месяцев Сергей не оставлял попыток, подавая повторные жалобы и дойдя с ними до Окружного суда, но на все, в итоге, он получил отказ. Недвижимое же имущество, которое он указывал в своем прошении, было им обозначено довольно расплывчато, как "дома, на М. и Б. Фонтанке, на Васильевском острове, в банках, российских и зарубежных". Никаких других документов, кроме "голословных утверждений", предъявить не смог. Вся эта история видится довольно авантюрной. Здесь еще предстоит понять историю до конца.

 

Но, как бы то ни было, в 1882 году в Вышнем Волочке, в семье дворянина, акцизного чиновника Севастьяна Севастьяновича де Вальднера, коллежского советника,  родился сын Севастьян. Перед смертью отец завещал сыну только “не быть чиновником, а делом послужить России”2.

Учился в Императорской Николаевской Царскосельской мужской гимназии. В 1894 году за чтение нелегальной литературы и газет Севастьян исключается из четвертого класса гимназии, но в 1897 году он вновь в списках 4 класса гимназии9. Позднее он добивается перевода в Комиссаровское техническое училище в Москву3 .

С 19 июля по 16 сентября 1899 г. Вальднер содержался под стражей в Твери (затем отдан на поруки отцу) по делу о социал-демократическом (дело Б. И. Зиновьева, А. Н. Грамматикова и др.), обвинялся в принадлежности к кружку, содействии организации типографии (доставил шрифт Зиновьеву), чтении нелегальной литературы.

По высочайшему повелению 7 июня 1900 г. определено, по вменении в наказание предварительного заключения, подчинить гласному надзору полиции на 1 год в месте жительства родителей — г. Твери.

С 1901 г. жил в Вильне. В 1902 г. было снято запрещение проживать ему в столицах и Петербургской губернии, наложенное по окончании срока надзора.

 

Вальднер С.С., 1900-е годы, архив МНГ1

 

Севастьян учился в Московском филармоническом училище по классу игры на скрипке с 1902 по 1905 год. Прекрасно умел играть на скрипке, участвовал в концертах .

Сын акцизного чиновника выполнил завещание отца. Вальднер испробовал все профессии, но чиновником не был. Перемежались неудачи, города, ссылки и. профессии. В свободное время выгнанный гимназист изучал философию, писал листовки и сам набирал их в подпольной типографий.

Кстати, его родной брат Николай Севастьянович Вальднер (1890-1947?) стал архитектором. Архитектор, преподавал в МАРХИ. Был неплохим художником и входил в модный в 30-е годы кружок художников Петра Митурича. Родился 15 марта 1890 года, а когда умер потомки не помнят. Но точно ещё долго жил и работал после войны. Его дочь — Людмила Николаевна Вальднер — умерла в 1996 году. Она была актрисой. Архив семьи хранит у внука.

Вальднер работал слесарем на сельскохозяйственном машиностроительном заводе в Красном Холме. Рисовал картины и расписные пейзажи бродячим фотографам. На Кавказе, для того чтобы набрать деньги на железодорожный билет, редактировал и издавал приключенческий журнал. Играл на скрипке в оркестрах театров и загородных ресторанов. Он бросался на все, не раздумывая, лишь бы ближе чувствовать жизнь. 

Согласно адресным книгам за 1907 и 1909 гг. проживал в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, затем на Малой Пушкарской ул.

В 1915 году его мобилизуют в армию, где определяют в автороту. Вальднер быстро ощутил и полюбил мотор.

 

Вальднер С.С. на фронте в автороте, вероятно, лето 1916 г., архив МНГ1

 

Он сливался с машиной, любил гнать, начиная с небольших скоростей, постепенно увеличивая скорость, не отрывая глаз от спидометра, где стрелка заканчивала свой круг.

Вальднер на фронте взялся разбирать автомобильный хлам, машины разных систем, сваленный в кучу. На большом брезенте в сарае он раскладывал проржавленные части, вдумываясь в конструктивное оформление каждой детали, Он чувствовал тяжеловесность и прочность немецких частей. Все немецкое он складывал вместе. Он любовался легкой отделкой французов и сразу узнавал комфортабельность старомодных английских машин. Так, разбирая по странам, а в странах по фирмам, он разобрал части, а после собрал больше десятка машин.

На фронтах братались немцы и русские. В недели перемирия Матиссон и Вальднер из старья и хлама собирали без чертежей и расчетов свою машину «Матваль». Но по рельсам первый шестиместный «Матваль» понесся, когда Матиссон и Вальднер стали красногвардейцами.

Окончание работ по изготовлению мотодрезины совпало с Октябрьским переворотом 1917 года.

Но к этому времени Вальднер уже отошел от политики — он полностью поглощен конструированием новых моделей мотодрезин. 27 декабря 1919 года при промвоенсовете создается "Бюро по постройке моторных дрезин системы Матваль", или по принятой тогда в РСФСР традиции словотворчества путем сокращений, — "Матвальбюро".

Ижорцы облицевали дрезину броней, установили на ней четыре пулемета. Из Кинешмы на Петроград, со скоростью 80 верст в час, быстрее скорости сегодняшнего экспресса «Красная стрела», гнал Вальднер бронированную машину на юденический фронт. Путь от Москвы до Петрограда, поражая дежурных по станции и начальников маршрутов, Вальднер сделал в девять часов тридцать минут. Дзержинский и Ягода знали в те годы Вальднера и «Матваль».

 

Первые советские бронедрезины: "Матваль"

 

В сентябре 1919 года им была изготовлена первая дрезина тяжелого типа, которая развивала скорость 90 километров в час! Может быть поэтому вся продукция “Бюро Матваль” по распоряжению Дзержинского тут же передавалась в распоряжение ЧК.

В 1920 году умер Матиссон. Вальднер разрабатывал дальше приложение двигателя внутреннего сгорания на рельсы. Автодрезиностроением заинтересовался Ленин. Вальднера вызвали для доклада в Реввоенсовет.

После смерти компаньона, Вальднер продолжал работу по совершенствованию мотодрезин. Тогда и родился у него проект монорельсового аэропоезда.

В 1931 году Комитет по делам изобретений при Совете Труда и Обороны одобрил проект скоростного монорельсового аэропоезда, предложенный советским изобретателем Севастьяном Севастьяновичем Вальднером. Для детальной разработки нового транспортного средства в Центральном институте сооружений организовали группу специалистов под руководством изобретателя.

 

Аэропоезд Вальднера, архив МНГ1

 

В основу проекта положен седлообразный вагон, движущийся по монорельсовому пути. Вскоре было готово несколько вариантов аэропоезда: рабочие чертежи вагонов на 42 и 80 пассажиров с двумя авиационными двигателями по 500 лошадиных сил с максимальной расчетной скоростью движения 250-280 километров в час. Следом появился эскизный проект трехсекционного поезда на 300 пассажирских мест при общей мощности двигателей 1500 лошадиных сил с той же расчетной скоростью.

 

фото из журнала "Наши достижения", № 7, июль 1933 г.6

 

Для лучшей устойчивости аэропоездов при боковом ветре и от центробежной силы, возникающей на кривых участках пути, было запроектировано специальное устройство (так называемый “треугольник устойчивости”), которое позволяло подвижному составу двигаться с любой скоростью при абсолютной безопасности движения. Проводились многократные испытания моделей в аэродинамической трубе ЦАГИ, благодаря чему была достигнута оптимально обтекаемая форма вагонов.

 

рисунок из журнала "Наши достижения", № 7, июль 1933 г.6

 

Одновременно спроектировали путь для движения аэропоездов со всеми устройствами для нормальной эксплуатации: стрелочный перевод, сигнализация, связь. Путь представлял собой монорельсовую эстакаду, изготовление которой было запроектировано в двух вариантах – из железобетона и дерева.

В октябре 1933 года рабочая модель аэропоезда, в одну десятую часть натуральной величины, прошла первые испытания на экспериментальной деревянной эстакаде в московском парке культуры и отдыха имени М. Горького. Этот момент запечатлен на редчайших кадрах

 

 

Протяженность пути была всего лишь 474 метра с двумя закруглениями эстакады радиусом 36 метров, но этого хватило для установления тогда мирового рекорда скорости – 120 километров в час.

 

Монорельсовый аэропоезд Вальднера в американском журнале7 

 

В следующем году С.С. Вальднер выехал в Туркмению. Предстояли изыскания трассы опытного кольца эстакады для электропоезда в натуральную величину. Один из этих вариантов Чарджоу – Ташауз протяженностью 500 километров. Народный Комиссариат путей сообщения принял так же решение о постройке опытного кольца аэродороги длиной 7-8 километров около станции Бутово Московско-Курской железной дороги.

 

С.С. Вальднер выступает на радио с рассказом о своем изобретении, архив МНГ1

 

Однако в 1936 году по приказу того же НКПС “Бюро аэропоезда Вальднера” неожиданно ликвидируется. Разбирается эстакада в парке Горького. Все документы, а их было около шестисот рабочих чертежей, не считая расчетов и текстового материала, передаются в архив.

Изобретатель первой монорельсовой дороги умер в 1945 году, до последних дней получая академическую пенсию. По аэропоезду Вальднером запатентовано три изобретения по авторским свидетельствам за номерами 33168, 35209, 44551. Он умер, так и не увидев воплощения своих идей.

Севастьяна Севастьяновича Вальднера не расстреляли, не отправили в лагерь. Но в секретном деле НКВД его все же отнесли к категории “неблагонадежных”. Об этом нам рассказал Михаил Юрьевич Лаврентьев, историк и внук изобретателя. 

Идеи, заложенные в аэропоезд, до сих пор не устарели. Так, в 1971 годуинженер Марти Трент (США) запатентовал вариант системы Вальднера. За дальнейшую разработку поезда бралась фирма North American Rockwell, предполагалось довести скорость поезда до 500 км/ч. И этот проект также не был доведен до внедрения…

Пока же по монорельсовым дорогам мчатся поезда в Японии, Америке, Европе. А какой русский не любит быстрой езды?

А в апреле 2015 года Музею Николаевской гимназии подарили модель мотодрезины "Матваль".

Продолжение истории:

  1. Монорельс Петеребург — Гатчина
  2. Царскосельский маглев. Новый вид пассажирского транспорта
  3. 2012.11 От проекта «Царскосельский Маглев» РЖД не отказалось

 

Бровкина Т.Ю., зав.Музеем Николаевской гимназии. Фотографии и сведения семейного архива М.Ю. Лаврентьева публикуются впервые

 

Источники и комментарии:

  1. Сведения о семье и фотографии, любезно предоставленные нам внуком С.С. Вальднера — М.Ю. Лаврентьевым (Москва)
  2. Владлен Дорофеев. Изобретатель монорельсовой дороги (на сайте Проза.ру)
  3. Комисаровское техническое училище в Москве — одно из лучших технических училищ Российской империи, где готовили хороших специалистов-механиков, пользующихся большим спросом на многих промышленных предприятиях России.
  4. Адресные книги СПб
  5. Первые советские бронедрезины: "Матваль"
  6. В. Шмерлинг. Аэропоезд
  7. Аэропоезд Севастьяна Вальднера. 250 км/ч, которые были так близко...
  8. Сайт К.И. Финкельштейна
  9. Список учеников Императорской Николаевской Царскосельской гимназии к 8-му сентября 1897 года. (Сведения об ИНг в Царском Селе 1896-1897 учебный год. 1897стр. 40-45)
  10. ЦГИА СПб. Ф.286. Оп.1. Д.1710. Об опеке над несовершеннолетней дочерью и имуществом умершего дворянина С.С.Вальднера
  11. Здесь расхождение по датам с другими источниками — у Севастьяна в 1882 году родился сын, следовательно он не мог скончаться в 1863 году. Нужны дополнительные уточнения

 

опубликовано 02/2014

Рейтинг: +1 Голосов: 1 3881 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!