Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Васильев Михаил Николаевич (1830-1900)

академик, профессор живописи, житель Царского Села, отец выпускника Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, похоронен на Казанском кладбище.

Фотоальбом Судовские-Горбуновы-Васильевы

 

Михаил Николаевич Васильев  (1830-1900) родился в городе Болхове (Орловской губернии) 15 (27) апреля 1830 года(по другим данным — в 1826 г.).2

М.Н. Васильев, до 1889 г.8

Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, учился  у А.С. и В.С. Добровольских, И.Т. Дурова (1848-1850) и в Петербургской Академии художеств у А.Т. Маркова. Получил несколько медалей Академии: четыре серебряные медали (малые и большие), малую золотую (1854) за программу «Суд Соломона», большую золотую (1857) за программу «Аэндорская волшебница вызывает тень Соломона» и звание классного художника. Окончив курс Академии, был командирован за границу в качестве её пенсионера (1859-1864). Посетил Берлин, Париж, Лондон, Константинополь, Салоники, Афон и Италию (1859-1866) и везде изучал памятники живописи в церквях и музеях.1,9

По возвращении в С.-Петербург, в 1869 г., получил степень академика, из которой в 1884 г. был повышен в звание профессора. Состоял преподавателем в Художественных классах Академии (1876-1894).9 Специализировался на исторической и религиозной живописи.

 

Васильев М.Н. Девочка итальянка, ок. 1880. ГРМ

 

Его образа и религиозные картины отличаются благородством сочинения, строгостью рисунка, приятностью красок и выдержанностью стиля в духе православия. Из произведений М.Васильева особенного внимания заслуживают:2,9

  • фигуры 14 пророков и восседающей среди них Богоматери, написанные восковыми красками, в русской посольской церкви в Париже;
  • десять религиозных картин в рижском соборе;
  • «Суд царя Соломона» (нач. 1850-х);
  • «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» (1857);
  • «Св. семейство» (1863, копия с картины Рафаэля);
  • «Джованина» (1864),
  • «Бог Саваоф» (1883);
  • «Голова старухи» (1883),
  • «Гавань» (1886);
  • стенная живопись красками, в Николаевской кладбищенской церкви на Братском кладбище в Севастополе; девять небольших иконостасных образов в той же церкви (1866);
  • работы в храме Христа Спасителя (1870-е);
  • Иконы: «Спаситель» и «Богоматерь» для церкви св. Пантелеймона (Новый Афон);
  • «Рождество Богородицы» для житомирского православного Успенского собора;
  • Запрестольный образ Спасителя в архиерейском облачении на престоле с благословляющей десницей и книгой св. Евангелия. Живописный в византийском стиле, на полотне по золотому фону. Высота ок. 2 м., в изящной резной массивной раме из американского ореха работы Александрова. Внизу рамы под иконой резными деревянными буквами  изображено величание храмового праздника; и другие образы для Рождественско-Богородицкой церкви Императорской Николаевской Царскосельской гимназии,10
  • Образа для одноярусного резного из дуба иконостаса Церковь благ. вел. кн. Александра Невского при Доме предварительного заключения на Шпалерной ул.;
  • Образа для иконостаса Церкви Спаса Нерукотворного образа в доме кн. Г. А. Щербатова на углу Моховой и ул. Чайковского;
  • М.Н. автор рисунков: «Над телом убитого воина» (1884), «Иоанн Дамаскин», «Роман Рязанский», «Ефросинья Полоцкая» и др.

 

 

М.Н. Васильев "Бог Саваоф". Эскиз. Холст, масло. 105,6x105,6 (круг). ГТГ

 

Жил в Царском Селе, в своеобразной художественной колонии на Московском шоссе. Его супруга — Наталья Кирилловна, урожденная Горбунова, была дочерью художника Горбунова Кирилла Антоновича.  

Участок художника К. А. Горбунова на Московском шоссе, д.15 изначально был оформлен на нее, позднее она его передала своему отцу — Горбунову К.А., позже участок делится на два равных участка — один был вновь передан Наталье Кириловне, о чем в архиве есть запись от 21 февраля 1880 года.

Один из жилых домов на участке достраивается художественной мастерской. Таким образом, на участке Васильевой теперь две художественных мастерских, а ледник остается общим. Позднее участок Васильевой Н.К. вновь меняет владельцев. В 1894—1900 годы владелец — муж Натальи Кирилловны — Васильев Михаил Николаевич.3

Нам известно о двух детях Михаила Николаевича — дочери Анне (1881 г.р.) и сыне Николае (1877 г.р.), возможно, что их было больше. 

 

Из воспоминаний его внучки — Нины Дмитриевны Беер, урожд. Судовской, дочери Анны Михайловны Васильевой (в замуж. Судовской): "Дед мой художник был живописцем религиозных сюжетов и, хотя он умер до моего рождения, но мастерская его оставалась, там писала бабушка и мама, которая была ученицей Рериха и окончила "Общество поощрения художников", если я только не перевираю название. Оно помещалось, кажется, на Большой Морской. В мастерской было много образов, изображений Христа и разных святых, но больше всего мне нравились ангелы, белые, с белыми крыльями и какие-то все серебристые."4

Из этих воспоминаний становится понятным, что в семье Васильевых живописью серьезно увлекались все — и глава семьи, и его супруга, и его дочь.

Супруг Анны Михайловны, и отец Нины — преподаватель географии в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии Судовский Дмитрий Аркадьевич, позднее — инспектор соседнего Реального училища.

 

Сын, Николай Михайлович Васильев родился 23 марта 1877 года. Он - выпускник Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1897 года. На выпускном гимназическом акте, 1 июня 1897 года, директор гимназии И.Ф. Анненский поблагодарил выпуск этого года за икону, которая была ими подарена гимназической церкви. Икону написал его отец —  М.Н. Васильев.5

Позднее Николай проживал в Санкт-Петербурге. 

 

Михаил Николаевич принял участие в судьбе в будущем известного художника Феодосия Вахрушева. Рисунки молодого человека привлекли внимание вдовы богатого купца Хаминовой, образованной женщины, которая изредка останавливалась в Тотьме, совершая поездки из Сольвычегодска в Петербург. Именно она помогла будущему художнику перебраться в Царское Село, где он два года жил в семье адъюнкт-профессора Академии художеств М. Н. Васильева, готовясь к поступлению в это учебное заведение.6

Скончался Михаил Николаевич Васильев 2 (15) октября 1900 года. Похоронен художник на Казанском кладбище, там же похоронены члены семьи его супруги — Горбуновы.7 Его работы можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Хабаровска и Ростова-на-Дону.

 

Бровкина Т.Ю., зав.Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГА и воспоминания внучки М.Н. Васильева Нины Беер публикуются впервые

 

Источники:

  1. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 32. — 454 с.; Эдуард Коновалов. Новый полный биографический словарь русских художников. С. 90.
  2. Русские художники
  3. РГИА. Ф.487, Оп.4, Д.953.
  4. Воспоминания Н. Беер
  5. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1896-1897 уч. год. СПб., 1897. Приложения, С.29 
  6. Сайт администрации Тотемского муниципального района Вологодской области
  7. Царскосельский некрополь / Под редакцией Давыдовой Н.А., Груздевой Г.Ф. СПб.: Серебряный век, 2014 – 280 с., ил. С.186
  8. Фотограф неизв., из: Ф. И. Булгаков. Наши художники (Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия. Биографии, портреты художников и снимки с их произведений. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1889. — Т. 1. — С. 70. — 234 с. Опубликовано в Википедии
  9. Васильев Михаил Николаевич на сайте Академии художеств
  10. ЦГА СПб. Ф.512. Оп.1. Д.343. 1923. Акты изъятия ценностей Рождественской церкви при б. Николаевской мужской гимназии

 

опубликовано 11/2016, отредактировано 09/2019

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2001 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!