Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Виноградов Михаил Евстафьевич (1853 - после 1885)

преподаватель географии Николаевской Царскосельской гимназии 1883-1885 гг

 

Виноградов Михаил Евстафьевич (1853-?) — православный, сын губернского секретаря Евстафия Ивановича Виноградова и его законной жены Александры Яковлевны. Михаил родился в Рязани 3, крещен 7 сентября 1853 года в местной Благовещенской церкви. Восприемниками при крещении стали подпоручик Рязанского гарнизонного батальона Герман Андреевич Герц и девица Варвара Ивановна Васильева.1

Первоначальное образование Михаил получил казеннокоштным пансионером в Николаевском Гатчинском сиротском институте (1863-1874). Интересно отметить, что у будущего преподавателя географии в аттестате пятерка была только по истории, четверки по математике, латинскому и русскому языкам, а по обеим географиям — математической и физической, — у него были тройки.2 

Тем не менее, окончив институт он поначалу поступил в С.-Петербургский Земледельческий институт. Но там он пробыл недолго, проучившись 2 года (1874-1876) на первом курсе.3 После чего, в 1876 году, подал  прошение о поступлении на 1 курс естественного отделение физико-математического отделения С.-Петербургского университета.4 

Едва поступив, Михаил обращается к Ректору университета с просьбой об освобождении его от оплаты учебы и назначении "сторублевой стипендии", прикладывая к этому св-во о бедности, выданное ему С.-Петербургским Градоначальником.5 Из выданного свидетельства о состоятельности становится ясным, что опекуном Михаила стал его старший брат Николай Евстафьевич Виноградов — столоначальник Главного Военно-Судного Управления, который помимо заботы о Михаиле, взял еще и заботу о двух своих взрослых, видимо, незамужних, сестрах.6 

Все годы учебы в институте Михаил просит университетское начальство об освобождении от оплаты. На встречу ему шли, но лишь снизив плату за учебу наполовину. Стипендию же, о которой он так мечтал, ему ни разу не назначили.7 Возможно, именно по этой причине, каждый год он меняет место жительства, переезжая с места на место, но оставаясь в одной городской части — Коломенской: 1) на углу Покровской пл. и Английского пр., д.39/103, кв.11.(1876), Никольская ул. д.3, кв. 21 (1876-1877), ВО, 2 линия, д.5, кв.12 (1877), на углу Минского пер. и Офицерской улицы, д.1/36, кв.22 (1878),  Офицерская ул., д.48, кв.23 (1879-1880).8

Летние каникулы Михаил проводил в сельце Ермаково Делянской волости Новгородской губернии; в Москве и Рязани.9 В апреле 1878 года Михаил серьезно заболел и был вынужден уехать из Петербурга на лечение на юг, обратившись к Ректору с просьбой о переносе курсовых экзаменов на осень, приложив к прошению заключение врача.10 9 июля 1880 года Михаил заканчивает университет, получив Диплом со званием действительного студента. На этот раз его оценка по географии — пять.11

Где было его первое место службы нам неизвестно, но с сентября 1883 года по апрель 1885 года он преподавал географию в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии.12 Виноградов был вторым по счету преподавателем географии в гимназии, его предшественник, Аркадий Фёдорович Соколов прослужил в гимназии 13 лет с момента её открытия.

 

Автограф М.Е. Виноградов. Фонд МНГ, публикуется впервые

 

Уроки естествознания и географии преследовало практические цели: ознакомить учащихся с природой, различными ми­неральными, горными породами, растениями, животными с целью их широкого использования для удовлетворения потреб­ностей человека. В начале XIX века география как учебный предмет была введена во всех средних учебных заведениях. Но учебники того времени был несовершенны, и в изучении предмета также преобладала зубрежка.

На новый уровень преподавания естествознания поднял К.Д. Ушинский — крупней­ший методист и педагог в области начального обучения. Он придавал большое значение изучению естествознания и геогра­фии в начальных классах для развития логического мышления, воображения и языка младших школьников. По мнению К. Д. Ушинского, «логика природы есть самая доступная и са­мая полезная логика для детей». Он ввёл в школьную географию принцип краеведения, предложил начать школьную географию с изучения своей местности. 

Преподаватели естествознания Николаевской гимназии поддерживали и развивали передовые методы обучения, такие, как самостоятельные наблюдения учащихся, проведение лабораторных работ. Большое значение в изучении природы отводилось предметным урокам, на которых гимназисты работали с объектами природы, и экскурсиям в природу.

Сменил Виноградова в 1885 году Еремеев Евгений Павлович. Дальнейших сведений о М.Е. Виноградове не выявлено.

 

Бровкина Т.Ю., зав.Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуются впервые

 

Источники:

  1. ЦГИА СПб. Ф.14. оп.1. Д.18875. Л.3 Метрическое св-во от 16.05.1863
  2. там же. Л.2 Аттестат Гатчинского сиротского института
  3. там же. Л.7. Св-во о прослушании 2 курсов №239 от 02.09.1876 года СПб Земледельческого института; ЦГИА СПб. Ф.994. Оп.2. Д. 970. 1874-1876. Виноградов Михаил Евстафьевич
  4. там же.  Л.1 Прошение
  5. там же. ЛЛ.11. Прошение, Л.1. Св-во о бедности
  6. там же. Л.12. Виноградов Н.Е. с сл. и класс. чине с 1861. ДСС с 1886. Отс. с 1896. Сл. по ГВ-Суд. У ВМ./1.2.1896/. С. Волков Высшее чиновничество Российской империи. Краткий словарь; Список лиц, служащих по ведомству МВД, ч.1, 1.05.1907
  7. там же. ЛЛ.14, 16, 20, 23, 29, 31, 37
  8. там же. ЛЛ.1, 15, 17, 21, 24, 39
  9. там же. Л.33, Л.35
  10. там же. Л.22, 26.
  11. там же.  Л.50. Диплом №5638 от 9 июля 1880 года
  12. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870-1895). Спб., 1895. 256 с. С.34

 

опубликовано 07/2019

Рейтинг: 0 Голосов: 0 53 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!