Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Жохов Дмитрий Павлович (1881 - после 1930)

дворянин, русский филолог, преподаватель русского языка в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии

 

Дмитрий Павлович Жохов (1881 -  после 1930) — православный, дворянин, родился 14 февраля 1881 года в семье коллежского секретаря Павла Фёдоровича Жохова. Мама мальчика — Юлия Александровна, урожденная Келлеймар. Крестили Дмитрия 2 марта того же года в Входо-Иерусалимской церкви города Великие Луки Псковской губернии. Восприемниками при крещении стали: дворянин Константин Александрович Половцев и мещанская жена Анна Семёновна Ходыко; дети титулярного советника Владимир и София Михайловичи Келлеймары.1 

В 1863 году Указом Правительствующего сената, род Жоховых был утвержден в дворянском сословии.2 Дед Павла, Федор Николаевич Жохов — полковник, генерал-майор (с 5 марта 1883 года).

Д.П. Жохов в форме гимназиста, 1899. Фонд МНГ

 

В возрасте 10 лет, в 1891 году, Павла отдали учиться в Тверскую гимназию, где он проучился практически весь курс, семь лет. В 1898 году отец мальчика скончался и его семья была вынуждена переехать в Ярославль, где жизнь была подешевле, на Романовскую улицу, в дом Павлова.3 Последний восьмой класс Дмитрий закончил уже в Ярославской губернской гимназии, получив отличный аттестат, в нём были отмечены его особые успехи в русском языке и словесности, истории и древних языках. Помимо аттестата юноша был удостоен золотой медали, которая давала ему возможность поступления в столичный университет.4  

10 мая 1891 года дворянское происхождение Дмитрия было подтверждено внесением его имени в III часть дворянской родословной книги Костромской губернии.

16 июля 1899 года он подает прошение Ректору Императорского С.-Петербургского университета с просьбой о зачислении его на славянско-русское отделение историко-философского факультета.6 На пенсию вдовы выучить сына его мать не могла, поэтому, вместе с прошением о зачислении, "золотой" медалист Дмитрий Жохов подает и прошение об освобождении его от оплаты учебы. В дальнейшем ему придется подавать аналогичное прошение не раз,7 и даже просить о назначении стипендии.

На рождественские каникулы 1900 года Дмитрий ездил к матери, в Ярославль.9

Бедность заставила юношу выбрать себе жилище на окраине Петербурга, за Невской заставой, в селе Михаила Архангела, где он жил на Александровской улице, в д.1.10 Через два года такой жизни — интенсивная учеба, дальняя дорога в университет, плохое питание, — у Дмитрия развиваются серьезные заболевания. Врач Ковалевский констатирует устрашающий диагноз: "крайняя степень анемии и слабость легких, а также дальнейшая учеба в университете, грозит ему смертельной опасностью".11 Не смотря на крайне стесненные материальные возможности, Дмитрий проводит каникулы в местах с более благоприятным климатом, чем Петербург. Сначала в Крыму, в Таврической губернии (1901), затем в Кисловодске, на водах.12 К 1901 году он смог переехать в университетское студенческое общежитие (Коллегия в память Императора Александра II).13 

К окончанию университета дела Дмитрия пошли на лад — он смог оплачивать учебу и в марте 1903 года даже решил вступить в брак с православной дворянской девицей Екатериной Сергеевной де Роберти-Лацерда (де Роберти де Кастро де Ласерда). Женившись, он переехал из общежития на квартиру, возможно, супруги, на Николаевской улице, д.70, кв.8.14 

Перед самым выпуском Дмитрий под руководством профессора кафедры истории русской словесности И.Шляпкина пишет сочинение о русском публицисте и философе Чаадаеве "Жизнь и сочинения П.Я. Чаадаева".15  В апреле 1904 года Жохов Дмитрий Павлович получает Свидетельство о полном прослушании университетского курса.16 

С университетским свидетельством Дмитрий отправляется преподавать историю и географию в родную ярославскую гимназию. Но в 1907 году он возвращается в Петербург, вернее, в Царское Село, где поступает на службу в Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию.17 Молодой педагог преисполнен энтузиазма и ведет свои занятия неформально, обращаясь на уроках словесности не только к темам филологии, но и философии, в первую очередь - русской. В книге мемуаров его ученик, выпускник Николаевской гимназии 1910 года Георг фон Альбрехт, вспоминает гимназический литературный кружок, организованный преподавателем русского языка Жоховым, на котором учащиеся должны были выступать с докладами, жаркую дискуссию среди участников кружка, разгоревшуюся «после яркого выступления моего школьного товарища Кириллова на тему о Соловьеве (Христианство и русская действительность)».18

Об этих дискуссиях стало известно директору гимназии Я.Г.Мору, который был поставлен в гимназию "закрутить гайки" после ухода директора-либерала И.Ф. Анненского, и делал он это со рвением. В соответствии с новым циркуляром Министра Народного Просвещения от 1 августа 1908 года, он регулярно собирал сведения о преподавателях вверенной ему гимназии и отправлял их Попечителю Учебного округа, в том числе, дал он характеристику и на Жохова:19

  1. Научная подготовка — очень хорошая;
  2. Опытность невелика, т.к. служит всего 5 лет, зато педагогические умения и методические приемы при исполнении программы очень хорошие;
  3. Отношение к ученикам, уменье с ними обращаться в настоящее время вполне хорошие. Два года тому назад, при поступлении его на службу в гимназию, он, по примеру некоторых других, также старался приобрести популярность между учениками старших классов, и в некоторых случаях с ними либеральничать. Но после 2-3-х горячих споров, и некоторых серьезных переговоров со мной, это в настоящее время прекратилось. К делу относится вполне добросовестно. В силу не совсем крепкого здоровья пропускает уроки, но не часто, опозданий не бывает. С большим умением излагает свой предмет, увлекает своих слушателей и может, конечно, смотря по содержанию предмета, в данном случае иметь над ними большое влияние, каким, без сомнения, на деле пользуется.
  4. Авторитет в классе и дисциплина на уроке хороши, т.к. он достаточно требователен и отлично знает свой предмет .
  5. Интерес учеников к предмету и участие в классной работе велико.
  6. Помимо своих основных занятий устроил два литературных вечера по случаю юбилеев Некрасова и Гоголя; устроил два ученических спектакля, в которых принимали участие ученики VII и VIII классов; ездил с учениками в Музей Императора Александра III; возил их на спектакли по произведениям его курса русской литературы, в данное время руководит кружком литературы учеников VI и VII классов.
  7. Успешность его учеников по итогам 3-х четвертей текущего года: I — 67%; VI — 96%; VII -96%; VIII- 86%. 
  8. К обязанностям классного наставничества относится вполне добросовестно и с хорошим умением.

 

Надо сказать, что сравнивая эту характеристику с характеристиками других педагогов гимназии, можно сделать вывод, что преподаватель Мору нравился, но тем не менее, Дмитрий Петрович принимает решение из гимназии уйти, очевидно, оставив в глубине души желание иметь возможность жарких диспутов со своими учениками, что не устраивало Мора. В последнем перед уходом учебном году он исполнял также обязанности секретаря Педагогического Совета Николаевской гимназии и состоял членом её Общества вспомоществования неимущим гимназистам

Еще в 1909 году директор гимназии Я.Г.Мор подает Попечителю учебного округа список служащих Николаевской гимназии, которые могут "в случае выслуги получать награды" по выслуге. Восьмым по списку представлен "преподаватель русского языка не имеющий чина Дмитрий Жохов", которого Мор представил к награде орденом Св. Станислава 3 ст.20 Но тот увольняется из гимназии так и не получив его. 

В Царском Селе Дмитрий Павлович жил на Колпинской улице, д.16.21 Его служба в гимназии закончилась в мае 1910 года. Жоховы переехали в Петербург. В 1912 году вышла в свет первая книга Дмитрия Павловича с очерками об известных русских писателях: Пушкине, Гоголе, Лермонтове и других.22 

В августе того же года Дмитрий Жохов поступил преподавателем русской словесности в гимназию и реальное училище Б.Г.Ягдфельда, что было открыто на Загородном проспекте против Ивановской улицы. Он прослужит в училище до мая 1916 года.23 Вспоминая его диспуты в Николаевской гимназии, думается, что это место службы было выбрано им не случайно. Петербург начала 20 век был богат частными школами: гимназии, реальные и коммерческие училища. Разумеется, владельцы их преследовали и финансовые цели. Но педагоги собирались там более прогрессивные. Они бежали в частные школы от затхлой атмосферы казенных гимназий. Перед Первой мировой войной педагоги начали объединяться в коллективы. Открылись коммерческие училища Первого и Второго товарищества преподавателей. А осенью 1915 года — и Третьего товарищества преподавателей (бывшее Тимофеевское).24

В правовом отношении различались три категории частных школ: с полными правами, с правами для учащихся и бесправные. В первых педагоги считались на государственной службе, пользовались всеми ее преимуществами. Во вторых этих прав педагоги не имели, но учащиеся сдавали выпускные экзамены в гимназии только в присутствии представителя учебного округа. Ну, а бесправные не имели права выдавать окончившим ни дипломы, ни аттестаты зрелости — гимназисты и реалисты вынуждены были сдавать выпускные экзамены при "округе", в здании 5-й гимназии у Аларчина моста.24

Лучшей в городе считалась гимназия и реальное училище Гуревича на Бассейной улице (ныне улица Некрасова). Основал ее один из видных петербургских педагогов Яков Григорьевич Гуревич. Это была гимназия для богатых: плата за учение была высокой — 250 рублей. Обычно стоимость обучения в частных школах колебалась от 120 до 300 рублей. В гимназии Ягдфельда плата была терпимой — 140 рублей.24 В Николаевской гимназии она к тому времени составляла 80 рублей. 

Через два года после поступления Дмитрия Жохова в гимназию Ягдфельда, 18 августа 1914 г. Общество взаимного кредита торговцев Апраксина двора и Сенной площади в С.-Петербурге возбудило ходатайство о разрешении открыть с 1914/15 учебного года взамен мужской гимназии и реального училища Б.Г. Ягдфельда мужскую гимназию и реальное училище Общества. Учащиеся закрываемых учебных заведений должны были получить право дальнейшего обучения в заведениях Общества. Реорганизация состоялась и гимназия и реальное училище были открыты 22 августа 1914 г., уже после начала Первой мировой войны. С этого момента и до своего ухода в 1916 году Жохов исполнял обязанности инспектора училища.25

Очевидно, еще до событий 1917 года Дмитрий Павлович и Екатерина Сергеевна Жоховы покидают город, и переезжают в Москву. Дмитрий Павлович не бросает своего любимого дела и продолжает преподавать в школах литературу и русский язык, и даже поднимается по карьерной лестнице до директора советской школы. Первое упоминание о нем в Москве, как о своем соседе по коммунальной квартире и школьном учителе мы нашли в воспоминаниях дочери революционеров-меньшевиков Розановых, русской писательницы Натальи Михайловны Баранской:26

"Мама получила в начале 1922 года по ордеру две комнатки в общей квартире… Прекрасный дом предвоенной постройки, с комфортными квартирами, стоял в переулке на Плющихе — в Большом Трубном. Дом сохранял тогда еще свое убранство: беломраморные ступени, ведущие на площадку бельэтажа, где стоял светильник — бронзовая женщина с факелом в руке; массивные дубовые двери с медными кольцами на пластинах вместо ручек, цветные витражи в окнах, отделяющих парадную лестницу от двух черных. Дизайн в стиле модерн, дорогой материал отделки — жилище для обеспеченных людей среднего слоя… тогда, девочкой, я входила в дом, как в сказочный замок! Правда, за дверью квартиры роскошь кончалась. В большой передней — чей-то ненужный хлам, паркет — серый от мытья. В общем, коммуналка, общежитие бездомных. В квартире происходили перемены: уехали за границу Гарви, в одну из их комнат перебрались мы с мамой, в другую вселился с семьей учитель словесности Д. П. Жохов (Дмитрий Павлович преподавал в нашей школе)...

… Училась я в школе Волынской — теперь я понимаю, что школу можно назвать так, что это была «авторская» школа, — с удовольствием и увлечением. Любимыми моими предметами были литература и математика. Литературу и русский язык преподавал Дмитрий Павлович Жохов, он уделял больше внимания эстетической стороне, рассматривая текст как произведение искусства, часто задавал сочинения, я очень любила их писать. Помнится, даже что-то мое читали в классе."

Было ли случайным соседство в одной коммуналке семьи профессиональных революционеров, в круг общения которых входили Ленин, Крупская, Мартов, Потресов и учителя Жохова, чьи философские споры вызывали противление директора Мора, сказать трудно. Но очевидно, что Дмитрий Павлович принял новую советскую действительность. Некторое время спустя Жоховы переезжают в Московскую область, в город Воскресенск, вскоре переименованный в Истру, где Дмитрий Павлович возглавит местную школу II ступени.

И вновь мы находим упоминания о нем не в документах. а в воспоминаниях. Ими поделился С.А. Могилевский, который в своих мемуарах много времени и места уделил работе районной истринской библиотеки. Сергей Александрович вспоминает: "… Прежде всего хочу сказать, что библиотека в те годы (1919-1930) находилась в доме, где теперь находится почта и телеграф, на 2-ом этаже этого здания, а на 1-ом этаже находился первый клуб, организованный комсомольцами и молодёжью города… Заведующая библиотекой товарищ Кабо была прекрасным организатором, устраивала литературные вечера, где много и часто читал произведения А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина и др. Дмитрий Павлович Жохов — директор школы II -ой ступени города Истры."27

Далее следы супругов Жоховых теряются.

 

Бровкина Т.Ю., зав. Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуются впервые

 

Источники:

  1. ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.3. Д.36409. 1899-1904. Жохов Дмитрий Павлович. Л.5 Метрика №563 от 24.01.1891
  2. там же. Л.8 Копия Свидетельства №207 от 23 июля 1899 года
  3. там же. ЛЛ.2, 5 
  4. там же. Л.3 Аттестат №773 от 30 мая 1899 года   
  5. там же. Л.8
  6. там же. Л.2
  7. там же. Л.33 Прошение
  8. там же. Л.34 Прошение 
  9. там же. Л.24
  10. там же. Л.13
  11. там же. Л.17. Врачебное св-во проф.Ковалевского
  12. там же. ЛЛ.14-17 
  13. там же. Л.18
  14. там же. Л.21 Прошение на брак
  15. там же. Л.45
  16. там же. Л.47 Свидетельство №1027 от 6 апреля 1904 года
  17. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912. С.26
  18. Альбрехт; Георг фон (1891-1976). От народной песни к додекафонии: [воспоминания и музыковедческие этюды] / Георг фон Альбрехт; под общ. ред. Михаэля фон Альбрехта; пер. Екатерины Федоровой. М: Аграф, 2006. 303 с. 
  19. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.11756. 1909. ЛЛ.128-129
  20. ЦГИА СПб. Ф.139, Оп.1, Д.10284. 1909. Л.91 
  21. Справочник "Весь Петербург"
  22. Жохов, Д.П. Очерки по истории русской литературы: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Кольцов, Белинский / Д.П. Жохов. — СПб.: типолитогр. «Энергия», 1912. — [8], 254, [2] с.
  23. ЦГИА СПб.  Ф.70. Оп.1. Д.312. 1912-1916. Личное дело Жохова Д.П. 
  24. Рубинштейн Б.В. (Борис Рейн). Повесть о старом Петербурге. Электронная публикация.
  25. ЦГИА СПб.  Ф.70. Аннотация фонда
  26. Наталья Баранская. Странствия бездомных. Жизнеописание. (Семейный архив. Старые альбомы. Письма разных лет. Документы. Воспоминания моих родителей, их друзей. Мои собственные воспоминания). — М., 1999, 560 с.
  27. Из воспоминаний о работе библиотеки Сергея Александровича Могилевского.

 

опубликовано 07/2017, отредактировано 09/2018

Рейтинг: 0 Голосов: 0 157 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!