Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Лермонтов в Царском Селе

 

В нашем городе есть несколько мест, которые связаны с именем великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. По окончании школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге он был произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии гусарского полка и 13 декабря 1834 г. прибыл в полк, расквартированный в Царском Селе. Отныне из  семи последних лет столь рано оборвавшейся жизни поэта, он связан с нашим городом немногим более двух лет до первой ссылки и еще два года до второй ссылки роковой.

У Лермонтова было в Петербурге жилье бабушки Е.А. Арсеньевой, но он имел кваргиру и в Царском Селе вместе с однополчанами — дальними родственниками  Столыпиными: Столыпин Алексей Аркадьевич ("Монго")Столыпин Алексей Григорьевич, Столыпин Афанасий Алексеевич,

Лермонтов не был вне гусарского быта и «гусарской удали» — пирушек и светских похождений, но очень многое в этой среде было ему чуждо. Почти сразу же но прибытии в полк он высказал в письме горькое заключение о военной карьере, которая его ожидала: «Моя будущность, хотя бы на первый взгляд и блестящая, на самом деле пуста и пошла». Лермонтов начал писать с 14 лет в Благородном пансионе, подражая Пушкину. Его творчество за два года в Московском университете отразило мысли и чувства участников передовых студенческих кружков. Оставив университет после столкновения с реакционной профессурой в юнкерской школе, несмотря на военную муштру, продолжал литературные занятия.

Впрочем, порою юность и лихие гусары вовлекали юного опэта в свои пирушки:

Дальний родственник Лермонтова Николай Дмитриевич Юрьев, окончивший в 1834 г. вместе с ним Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, рассказывал о масленице 1835 г., проводимой Лермонтовым в Царском Селе: «Бабушка соскучилась без своего Мишеля, пребывавшего в Царском и кутившего там напропалую в веселой компании. В одно прекрасное февральское утро честной масленицы я, по желанию бабушки, распорядился, чтоб была готова извозчичья молодецкая тройка с пошевнями, долженствовавшая мигом доставить меня в Царское, откуда решено было привезти беглеца...

Тройка моя уже была у подъезда, как вдруг… ко мне вваливается со смехом и грохотом и бряцанием оружия, как говорит бабушка, честная наша компания, предводительствуемая Костей Булгаковым, тогда еще подпрапорщиком Преображенского полка, а с ним подпрапорщик же лейб-егерь Гвоздев, да юнкер лейб-улан Меринский… и вот две тройки с нами четырьмя понеслись в Царское Село… В Царском мы застали у Майошки (кличка Лермонтова) пир горой… кончившийся непременною жженкой, причем обнаженные гусарские сабли играли не последнюю роль, служа усердно своими невинными лезвиями вместо подставок для сахарных голов, облитых ромом и пылавших великолепным синим огнем, поэтически освещавшим столовую, из которой эффекта ради были вынесены все свечи и карсели. Эта поэтичность всех сильно воодушевила и настроила на стихотворный лад… Майошка изводил карандаши, которые я ему починивал, и соорудил в стихах застольную песню… и потом эту песню мы пели громчайшим хором, так что, говорят, безногий царскосельский бес сильно встревожился в своей придворной квартире и, не зная, на ком сорвать свое отчаяние, велел отпороть двух или трех дворцовых истопников...

Перед отъездом заявлено было Майошкой предложение дать на заставе оригинальную записку о проезжающих, записку, в которой каждый из нас должен был носить какую-нибудь вымышленную фамилию, в которой слово «дурак», «болван», «скот» и пр. играли бы главную роль с переделкою характеристики какой-либо национальности. Булгаков это понял сразу и объявил за себя, что он маркиз Глупиньон. Его примеру последовали другие, и явились: дон Скотилло, боярин Болванешти, фанариот Мавроглупато, лорд Дураксон, барон Думшвайн, пан Глупчинский, синьор Глупини, паныч Дураленко и, наконец, чистокровный российский дворянин Скот Чурбанов. Последнюю кличку присвоил себе Лермонтов. Много было хохота по случаю этой, по выражению Лермонтова, «всенародной энциклопедии фамилий». И мы влетели в город, где вся честная компания разъехалась по квартирам, а Булгаков ночевал у нас. Утром он пресерьезно уверял бабушку, добрейшую старушку, не умеющую сердиться на наши проказы, что он весьма действительно маркиз де Глупиньон».

А теперь, после окончания ее, начался период самого интенсивного творчества. Будучи к этому времени уже вполне сложившимся поэтом (но не торопившимся выступать в печати), Лермонтов обладал большой внутренней силой и сосредоточенностью, чтобы противостоять чуждой ему среде и творить в этой обстановке. Он много читал, внимательно следил за тем, что появляется в русской и западноевропейской литературе. Часто посещая жившего подолгу в Царском Селе писателя и драматурга А.Н. Муравьева, читал ему свои стихи, Муравьев вспоминал, что молодому гусару пришло на ум «написать комедии, вроде «Горе от ума», резкую критику на современные нравы». Это била драма «Маскарад». В период до первой ссылки он создал три редакции «Маскарада», драму «Два брата», поэму «Боярин Орша», начал роман «Княгиня Литовская», поэма «Сашка» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написал много стихов.

Как человек и поэт Лермонтов формировался под могучим воздействием своего старшего современника и учителя Пушкина. Его отклик на трагическую гибель учителя — стихотворение «Смерть поэта» прозвучало как вызов, как обвинительный приговор тем, кто виноват в гибели поэта. В ответ на светские сплетни и отдельные голоса в защиту убийцы, Лермонтов через десять дней написал заключительные 16 строк, так называемое «прибавление»: А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов...

Они были восприняты в высшем свете как «призыв к революции». Шеф жандармов Бенкендорф в докладе царю квалифицировал их «как бесстыдно, вольнодумство, более чем преступное». Николай I велел старшему медику гвардейского корпуса Веймарну «посетить этого господина и удостовериться, не безумен ли он», имея в виду поступить с ним как недавно с П.Я. Чаадаевым. Но потом повелел перевести Лермонтова на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк, под пули. (Стихотворение «Смерть поэта», по свидетельству И.И. Панаева, переписывались в десятках тысяч экземпляров. Оно сделало имя Лермонтова известным всей передовой России, возвестило приход в литературу нового великого поэта.

На Кавказе, а затем в Гроденском гусарском полку в Селищах Новгородской губернии, в тяжелых условиях казарменной жизни М.Ю. Лермонтов продолжал напряженную творческую работу. Наконец, Е.А. Арсеньевой удалось добиться Возвращения внука в лейб-гвардии гусарский полк, и он 14 мая 1838 г. вновь прибыл в Царское Село.

В Царском Селе поэт в конце августа 1838 года познакомился с семьей Карамзиных, стал их завсегдатаем здесь и в карамзинском салоне в Петербурге. Особенно дружен был Лермонтов с дочерью историографаСофьей Николаевной, сердечно относилась к нему и его вдова Екатерина Андреевна, которую всю жизнь благоговейно любил Пушкин. Таким образом, поэт оказался в кругу друзей Пушкина: П.А. Вяземского, В.А. Жуковского, А.И. Тургенева, А.О. Смирновой-Россет ,Валуева П.А. и других. В салоне Карамзиных он сблизился с поэтессой Е.П. Растопчиной.

Из представителей молодого поколения, посещавших салон Карамзиных, Аермонтов близко сошелся с сыном П.А. Вяземского Павлом и его зятем П.А. Валуевым, интересовавшимся философией, историей, вопросами государства и права. Валуевы жили летом в Царском Селе, и Лермонтов бывал у них. Нельзя не упомянуть и о Бухарове Николае Ивановиче. полковнике лейб-гвардии. Гусарского полка с 1837, сослуживца Лермонтова. известного своим удальством, Здесь и в Петербурге был он также близок с группой гусарских офицеров, которые еще в 1835 г. были высланы Николаем I — на Кавказ. Он служил там с ними в Нижегородском драгунском полку. Лишь в 1838 г., как и Лермонтов, они вернулись в Петербург, в свой полк. Двое из них — А. Долгорукий и А. Шувалов имели свои дома в Царском Селе. Все они вошли в группу оппозиционно настроенной аристократической молодежи «Кружок шестнадцати», существовавший в 1838-1840 гг.

По-прежнему Лермонтов много работал над своими произведениями. В августе 1839 г. он закончил поэму «Мцыри», в которой наиболее полно выразились его неудовлетворенность окружающей действительностью, стремление к свободе и жажда борьбы. Осенью того же года была в основном закончена зрелая редакция поэмы «Демон», к работе над которой поэт возвращался в течении почти всей своей творческой жизни. В феврале 1840 г. вышло первое отдельное издание романа «Герой нашего времени», ставшего его вершинным творением.Только у Карамзиных и у В.Ф. Одоевского, среди друзей Пушкина, Лермонтов охотно читал свои произведения, внимательно прислушивался к строгой, но доброжелательной критике. 

13 апреля 1840 г. поэт был арестован и предан суду за «недонесение о дуэли» I Э. Барантом, сыном французского посла, состоявшейся 18 февраля на почве спора о национальной чести русских (молва называла и другие мотивы). Николай I повелел перевести Лермонтова на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, терпевшй в это время большие потери, почти на верную гибель. В начале мая 1840 года Лермонтов отправился во вторую ссылку. Судьба его была решена. Царь и шеф жандармов распорядились неотступно следить за каждым шагом поэта. Лютые враги Пушкина Бенкендорф, министр иностранных дел Нессельроде и его жена были и злейшими врагами Лермонтова. Они искусно вели интригу, стараясь натравить на него кого-нибудь из его знакомых. Те, кому поручено было уничтожить поэта, остановились на Мартынове, убившем Лермонтова на дуэли в Пятигорске 15 июля 1841 г. Россия, по словам В.Г. Белинского, «лишилась в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина». От первого своего открытого политического выступления («Смерть поэта») и до конца жизни Л, р монтов неоднократно высказывал вражду к деспотизму и крепостничеству, приверженность высоким идеалам гуманизма. В конце июля 1841 года Лужин Иван Андреевич приехал в Царское Село к Карамзиным из лагеря в Красном Селе, где происходили маневры, и сообщил, что в главной квартире получено известие о трагической гибели Лермонтова.

Его творчество оказало большое воздействие на развитие русской общественной и эстетической мысли. И нашем городе  Лермонтовской называлась в советское время бывшая Гусарская улица в районе Софии.

С 1993 года она вновь носит имя Гусарская, хотя имя великого поэта сделало бы ей много чести и сейчас!

 

  • Бильдерлинг Александр Александрович — барон, генерал от кавалерии, Более известен своими художественными работами и историческими исследованиями, особенно жизни Лермонтова. Художник-любитель, создал несколько портретов М.Ю.Лермонтова
  • Гончаров Иван Николаевич — генерал-майор, 1831-1840 служил в лейб-гвардии Гусарском полку. Родной брат Н.Н.Пушкиной (Гончаровой) и Екатерины Николаевны Гончаровой(Дантес-Геккерн), был лично знаком и с Пушкиным А.С… До сих пор разнятся мнения по поводу его участия в перемирии Дантеса-Геккерна с Пушкиным, был знаком с М.Ю.Лермонтовым
  • Коковцова Александра Дмитриевна (урожд. Лермонтова) (1860–1941,), внучатая племянница поэта М. Ю. Лермонтова, преподавательницы гимназии3.
  • Мануйлов Виктор Андроникович — литературовед, специалист по русской литературе XIX в. Издатель и главный редактор "Лермонтовской энциклопедии" (1981).

 

Источники:

  1. Смирнов В.Н., Рабин Э.Э. Прогулки по старому городу. Комм. Тарасов В.В., СПб, Серебряный век, 2006. 320 с.
  2. Александр Марков «Чудачества, шалости всякого рода и поэзия, залитая шампанским»
  3. Лукницкая В. К. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л.: Лениздат, 1990. С. 28.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 9607 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!