Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1898. Поэзия К. К. Случевского. Этюд А. Коринфского / Рецензия И.Ф. Анненского

 

Поэзия К.К. Случевского. Этюд А. Коринфского. С.Петербург. П. П. Сойкина, 87 стр. Цена не обозначена.

 

Поэзия К.К. Случевского лишь весьма недавно, в 1897 г. стала общим достоянием; кажется, она могла сделаться предметом обзора и более или менее обстоятельного разбора и изучения только благодаря шеститомному собранию сочинений, которое в этом году [1897] вышло в свет2. Очерк г. Коринфского является таким образом одной из первых попыток оценить творческую деятельность поэта, который написал шесть томов, почти не тронутый критикой. Г. Аполлон Коринфский пишет стихи и переводит в стихах, и потому он мог лучше многих из своих литературных собратьев почувствовать поэтические достоинства стихотворений К.К. Случевского. Но лирический подъем, к сожалению, сделал его книжку несколько однотонной, а местами и несколько односторонней.

Оригинальность поэзии К. К. Случевского, её народные краски и её одушевленная искренность настолько говорят сами за себя, даже в тех отрывках, которые с большим мастерством подобрал его критик, что неумеренная восторженность отзывов способна скорее расхолодить читателя, чем его увлечь.

Для примера я выписываю несколько отзывов г. Коринфского как образец его суждений и стиля:

"Поразительно-разностороннее богатство содержания, смелый до дерзости полет фантазии, порою неподражаемая до непереводимости оригинальность, своеобразный философский склад крупного анализирующего ума, яркий символизм художественной кисти и проступающая везде и во всем, не укладывающаяся ни в какие строго определенные рамки угловатая размашистость истинно-русского человека, — все это нашло себе место в поэзии К. К. Случевского, все это глубоко коренится и в нем самом" (стр. 16). "Честь и слава поэту, так смело, определенно и самобытно высказавшемуся о народе! Этими могучими, словно из вороненой стали выкованными стихами он должен быть дорог всем — истинно-русским людям, всем, в чьей груди бьется любящее свою родину сердце..."3 (41 стр.).

Иногда вещи совершенно резонные, но давно переставшие быть оригинальными, кажутся панегирически настроенному автору откровениями. Вот что пишет он, напр<имер>. о взглядах К.К. Случевского на поэзию: "Поэзия, в глазах автора этих «Песен», представляется — как и подобает — не только величайшим из искусств, но и способною исцелять умы и сердца. У К.К. Случевского  есть свой серьезный пзгляд на поэтическое творчество, отличающийся, и как и все у него — глубокой самобытностью чисто-русского свойства. Творчества, по его словам, нельзя подчинить воле рассудка… Поэзия и мысль сливаются у певца «Уголка» в одно неделимое целое.."4. Приподнято-восторженный тон суждений г Коринфского о поэзии Случевского оттеняется резкими отзывами о несимпатичных для него явлениях творчества и критики, с той разницей, что отзывы о поэте хоть подтверждаются выписками, а декаденты, марксисты и критики бичуются огулом. Г. Коринфский то и дело говорит о "неврастенических нытиках" (стр. 14)5, "выкликании самодовлеющих доморощенных символистов наших дней" (ibid<em>)6, "о декадентской разнузданности и чувственности, которая своими грязными ногами растоптала девственно-чистую душу чувствительности" (стр. 17)7; "о самозванных радетелях русского пахаря-хлебороба, гг. доморощенных марксистах, незвано-непрошено собирающихся вершить русское народное дело" ( стр. 40)8.

Положительными сторонами этюда г. Коринфского я считаю хороший подбор отрывков из поэзии Случевского9, местами удачное её освещение и самую одушевленность изложения, когда она не переходит в неумеренную восторженность или неумеренные хуления.

В результате, принимая во внимание, что К. К. Случевский — поэт оригинальный и весьма интересный по содержанию, а часто и форме своей поэзии, я бы считал полезным допустить в ученические, старшего возраста, библиотеки средних учебных заведений очерк г. Коринфского как одно из средств заинтересовать молодежь  произведениями хорошей русской поэзии нашего маститого современника.

 

Комментарии:

1 Печатается по автографу доклада И.Ф.Анненского, хранящегося в РГИА Ф.734 оп.3 д. 200 л.30-32.Сохранилась машинописная копия рецензии (РГИА. Ф. 733. оп.195, д. 377 л.75-76) Доклад был зачитан в заседании ООУК 22 января 1901 г. (РГИА. Ф.734 оп.3, д.94, л. 51).

Коринфский Аполлон Аполлонович — (1868-1936) — поэт, переводчик, прозаик, журналист, критик, публицист, с 1904 года — член УК МНП (особого отдела), активный участник "пятниц" Случевского.(см. Сапожков С. "Пятницы" К. Случевского (по новым материалам)// Новое литературное обозрение. 1996. с.232-280), его почитатель и друг. К.К.Случевский посвятил Коринфскому цикл стихотворений"Черноземная полоса"и сборник "Песни из Уголка"

Говоря о своих взглядах Коринфский определял их как "мнение беспристрастного читателя, не более того".  Будучи "литературным старовером", впрочем, критик весьма настойчиво проводил в своей книге мысль о Случевском как оригинальнейшем из современных поэтов, одном "из последних могикан серебряного века нашей литературы", всецело принадлежащего по духу своего творчества ее пушкинской школе" (С. 17), противопоставляя его творчество русской поэзии конца XIX в., творцы которой, по его мнению,- "или отравившиеся горьким ядом пессимизма, или малодушно поддавшиеся чуждому русской душе влиянию декадентских те чений западно-европейской художественной моды" (С. 5).

Рецензируемая книга, изданная Петром Петровичем Сойкиным (1862 — 1938), который и обратился в УК МНП с прошением рассмотреть рецензируемый труд, вышла в свет с цензурным разрешением от 12 ноября 1899 г. Открывает её стихотворение Владимира Соловьева «К. К. Случевскому» ("Дарит меня двойной отрадой...").

О поэзии К. К. Случевского (см. текст 41 и прим. 12 к нему: ИФА. 1 С. 240 — 241, 242, 246), коллеге Анненского по УК (члене его Особого отдела), занимавшемся в нем по преимуществу вопросами народного чтения, последний в своих опубликованных критических работах высказывался не очень часто, ограничившись указанием на сложность поэтической судьбы Случевского и определенность его творческой манеры (см.: КО. С 95, 381 -382). См. также: ЛT. С. 118.

В критической и научной литературе проводились параллели между поэтическим творчеством Случевского и Анненского, высказывались общие суждения о воздействии поэзии Случевского на творческую позицию Анненского (см… например: Волошин М. И. Ф Анненский-лирик // Аполлон. 1910 N 4. Паг 2. С. 15; Тынянов Ю. Промежуток: О поэзии // Русский современник. 1924. N 4. С. 212; Малкина Е. Иннокентий Анненский // Литературный современник. 1940 № 5 — 6 С. 213; Бухштаб Б. |Рец.| // Звезда. 1941 № 3. С. 189. Рец. на кн.: Случевский К. Стихотворения. Л., 1941. Вальпе Цезарь. (Рец.) // Литературное обозрение. 1941 № 6. С. 69 Рец. на кн. Случевский К. Стихотворения Л. 1941; Федоров А. В. Поэтическое творчество К.К. Случевского // Случевский К.К. Стихотворения и поэмы. М., Л., 1962, С. 43. 50 — 51; Смиренский В.К. К истории пятниц К. К. Случевского // Русская литература. 1965. N 3. С 216; Черный К. М. Поэзия Иннокентия Анненского. Автореф. диссертации канд филол. наук. М.,1973. С 11.; Орлов Владимир Перепутья: Из истории русской поэзии начала XX века М„Худож.лит., 1976. С. 57; Сахаров В И. Заповедный труд: (Константин Случевский: позия и судьба) // Случевский К. К. Стихотворения М., 1984, С.18, 28.Фёдоров А. Иннокентий Анненский: Личность и творчество. Л.: Художественная литература, 1984, с. 127; Громов Павел. А.Блок Его предшественники и современники. 2-е изд.доп. Л.: Сов.писатель, 1986, С.211-212 (Рец) // Литературное обозрение, 1989, №1, с.42. Без.под.Рец. на кн. Случевский К.К. Стихотворения; Поэмы; Проза. М.: Современник, 1989; ПеВ.Г. Случевский К.К. // Русские писатели: Виблиограф.словарь / Под. ред. П.А.Николаева. М.: Просвещение, 1990 Т. 2 С 241; Боговомолов Н.А. Категория "подземный классик" в русской литературе ХХ века. Новое культурное обозрение. 1995. № 16. С. 97; Петрова Г. В. Проблема бессознательного в лирике И.Ф Анненского // Русская литературная критика серебряного века: Тезисы докладов и сообщений международной научн.конференции 7-9 октября 1996 г / Отв.ред С. Г. Исаев Новгород, 1990 С. 30 — 34; Барзах А.Е.Соучастие в безмолвии: Семантика "так дейксиса" у Анненского // Иннокентий Анненский и русская культура XX века Сб научн.тр. / Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме; Сост. и научн., ред. Г. Т.Савельевой СПб. Арсис, 1996 С 82 — 83. См. также анализ творчества поэтов "безвременья" < Случевского, Фофанова, Апухтина. Голенищева-Кутузова, Андреевского, -  А Ч.>, подводящий к характеристике Анненского как "завершителя" русской лирики XIX века, "последнего большого поэта XIX века" (Кожинов Вадим. Книга о русской лирической лирической поэзии XIX века. Развитие стиля и жанра М.: Современник. 1978 С. 217 — 300)). но, думается, тема эта нуждается в дальнейшей разработке и детальном анализе (ср., например, «Загробные песни» Случевского и «Зимний сон» Анненского, их произведения, посвященные теме двойничества, финальные строки стихотворений Случевского «Ты сидела со мной у окна...» и Анненского «На полотне» и т. д.).

2 Видимо, дата выхода в свет собрания сочинений Случевского («Сочинення К К. Счучевского: В 6-ти т.» (СПб. Издание А Ф Маркса. |Б г.))) Анненским указана ошибочно, следует 1898.

3 Здесь Коринфский комментирует следующий процитированный им отрывок из «Короны патриарха Никона»:

Народ… Народ… Он сам сложил свое былое!
Он дал историю! В ней все его права!
Другим успех и мощь в том или в этом строе,
Жизнь в наслоениях, законы в каждом слое,
Призванья пестрые… Но нам нужна Москва,
Москва единая над неоглядной ширью
Разбросанных везде рабочих деревень.
Нам, нам, — нехитрый быт, родных поверий сень
И святость догмата, с Каноном и Псалтырью!
Нам песня, полная суровой простоты.
И дни короткие, и жгучие метели,
И избы дымные, и жесткие постели,
Несдержанный разгул, безумные мечты...
Нам заповедный труд томительных исканий,
Особый взгляд на все, на жизнь, на смерть, на честь...

Но у кого же, где в годины испытаний
Мы силы черпаем, которые в нас есть?
Чей голос слышится, когда, гудя громами,
Война кровавая струит свинцовый дождь?!
Народ несет хоругвь отборными сынами,
Чтоб закрепить могильными холмами
Живой своей души испытанную мощь!
Народ давал руля, когда в глухих порывах
Тяжелых смут, среди кипящих волн,
Случалось проводить в бушующих извивах
Стремнин губительных наш заповедный челн...

 И будет так всегда. (С. 40 — 41)

4 С. 75.

5 Ср. "В сравнении с современными неврастеническими нытиками поэзия К. К. Случевского положительно жизнерадостна".

6 Ср. "Элегия всегда была сродни русской душе. Последняя слишком отзывчива, слишком "жалостлива", чтобы могла смотреть на жизнь с величавым олимпийским спокойствием, о котором выкликают самодовлеющие доморощенные "символисты" наших дней".

7 Ср.: "Спор за художественные девизы во имя Прекрасного, под мелодичный призыв поэтической свирели, заставляющей вспоминать о том, что чувственность еще не совсем растоптала своими грязными ногами девственно-чистую душу чувствительности,- во всяком случае отраднее всеотрицающей декадентской разнузданности".

8 Ср.: "Не мешало бы прислушаться к голосам народной души самозванным "радетелям" русского пахаря-хлебороба, гг. доморощенным марксистам, незвано-непрошено собирающимся вершить русское народное дело!"

9 Коринфский в своей книге полностью или в отрывках поместил следующие произведения Случевского: «Из моих печалей скромных », «Нас двое» ("Никогда, нигде один я не хожу..."), «Неуловимое» ("Неуловимое nopoю уловимо..."), «Невменяемость» ("Есть в земном творении облики незримые «Словно как лебеди белые. .», «Погас заката золотистый трепет », «Приди ("Дети спят. Замолкнул город шумный..."), «Соловья живые трели. », «Корона патриарха Никона», «В снегах», «Рассвет в деревне» ("Огонь, огонь! На Небесах огонь!..."), «Первый мороз», «Мефистофель в пространствах» ("Я кометой горю, я звездою лечу..."), «Помню как-то раз мне снился», «Статуя» ("Над озером тихим и сонным..."), «Мемфисский жрец» ("Когда я был жрец Мемфиса .."), «Два царя», «Бывший князь», «Элоа», «Две молитвы». «Как мирно мы сидим, как тихо», «Ты не гонись за рифмой своенравной».

 

Подготовлено сотрудниками Музея Николаевской гимназии

 

Источник:

  1. И.Ф.Анненский. Материалы и исследования. Вып.2. С.21-25

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2167 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!