Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Лангваген В.Я. Автопортрет

Лангваген В.Я.  Автопортрет.

 

*  *  *

 

 

*  *  *

 

I. Предисловие. 

 

Единственная (?) живописная работа архитектора  Лангвагена Владимира Яковлевича (1980-1943). Автопортрет  исполнен с зеркала. Дата работы: 1910 (?) год.    Оригинал утрачен.  В  семье  дочери  (Е.В. Лангваген)  сохранилось  фото  художественного  полотна.

Фото: - формат                                70 х 80 мм (углы срезаны);

- фактура                               матовая;

- лицевая сторона                  текста нет;

- изображаемая часть                        см. Описание;

- оборотная сторона              чистая, без надписей; пятна клея;

- дата  съемки                                    1910 (?);

            - условное наименование     «Век». Фото XXV.

 

II. Описание.           

 

Техника :        не уточнена     (темпера,    уголь ?). По утверждению дочери: уголь.

Тема :             философская   - соотношение  конкретного  бытия  (Человек)   с   вечным  (Смерть).

Сюжет :          монолог   Человека    с   Неизбежным.

Композиция:  полное    заполнение     плоскости     холста   крупными   первоплановыми   фигурами.    В

намеренном  изъятии  отвлекающих  декораций  признак  стремления  художника  максимально  приблизиться  к  созерцателю. 

Так  сюжет  перерастает  в  диалог.  Со  зрителем.

 

                        Первый  план: 

уверенный  в  себе  человек.  Основательная посадка в кресле.  Широкий изгиб руки с решительной опорой массивного локтя на подлокотник.  Твердо сжатая сигара в пальцах.  Брови сдвинуты волевым двойным изломом в переносице. Плотно сжатые губы. Упрямство в слегка выдвинутом  подбородке.   Открытый,   с  вызовом,  взгляд.

Все композиционные элементы исполнены стремительно,  бескомпромиссно  и  внушают  доверие  к  фигуре.

Признаки  самоиронии:     вздернутые концы усов,  правая  щека, грозящая расплыться в улыбке,  -  не  искажают  замысел  художника.   Более   -  усиливают  уважение  к  лицу.

                       

Второй  план:

образ  Смерти   фрагментарен.   В   отличие   от   фигуры   человека,    отдален    от    зрителя    на 

план   второй.   Вместе с тем,  не менее  внушителен;   как  цветовым решением,  так  и  деталями композиции.

В руках  Смерти - скрипка !  Музыка - источник гармонии.  Завладев  инструментом,  Костлявая  творит  дисгармонию!   Посыл,  в  основе,  угадан  принципиально  верно:  смерть всегда  неприятна.   С  кем  бы  она  ни  происходила,  комфорта человек  не  испытывает.

Фантасмагория происходящего наслаивается новым гротеском, граничащем  с издевкой:  на  скрипке - раскрытая книга, прижимаемая нижней челюстью  Смерти.  Книга - родник знаний. Суть эпизода, видимо, сводится к вопросу, важному для обывателя:  каков смысл образования, если   не  миновать  смерти ?..

Таким образом, сюжетная линия развивается:   Смерть  оборачивается в Дьявола  и  со  всей  своей  силой  вторгается  в  диалог,  стремясь  задать  тон  завязавшемуся  теперь  уже - разговору.

 

            Цвет:

от аксессуаров   композиции  переходим  к  цвету.  Черная масса черепа не столько отвращает,  сколько настораживает.  За  широкими, грубыми мазками кисти, обрисовавшей голову,  ощутима  тяжеловесность всей фигуры,  скрадываемой спиной человека.  И вся эта масса наваливается на сидящего художника.

Было бы поспешностью  игнорировать впечатление.  Мастер знает свое дело  и  исходит из религиозного  контекста:    издавна в христианском мире считалось, что за спиной у каждого человека (или, как говаривали иногда, - «над душой»)  всю его жизнь невидимо пребывают два представителя потустороннего мира. За левым плечом - костлявая старуха с косой, а за правым - крылатый юноша в блистающих одеждах, ниспосланный свыше для того, чтобы препятствовать коварным замыслам своей соседки.  Для христианина  добрым небесным покровителем был именно тот святой, чья память отмечалась в день крещения и чье имя носил человек в миру. Поэтому и отмечался ежегодно с превеликой радостью этот день - именины, день ангела.

Владимир  Яковлевич  Лангваген - по рождению  лютеранин: Владимир-Карл.  Двойные имена в протестантской вере не случайны.  Два имени - два святых покровителя - надежнее защита  от  тягот бытия.

Доминируют темные тона, исполняющие  роль обзора. Тем самым позволяют зрителю неспешный осмотр всей картины. Вместе с тем, выбран  как  тонкий прием:  гармонично направляет, переключает,  концентрирует  внимание  на  светлых  пятнах  холста.

 

            Элементы  композиции:

композиционное построение картины выдает в живописце  осмысленное  нежелание  вводить  образ  ангела  над правым своим плечом.  Но равновесие композиции нарушается.  Однако стремление вытянуть пошатнувшийся центр  зримо  в  тщательной работе с рисунком первоплановой фигуры,  главным образом – над  ее  основательностью.

Тем не менее,  зыбкость  тонкой грани чувствуется.  Ведь технически   художник в силе был сместить  персонажи  влево,  и  композиция  получила бы свое завершение.

Надо полагать,  что пустота правой части холста  желаема  художником ,  как заявка собственных сил  противостоять искушениям и лишениям жизни.  Предположительно  автопортрет написан  по   окончании  Института гражданских инженеров (1910 год).  Молодой  человек обрел хорошие знания,  завязываемые  знакомства  складывали  авторитет,  пришла  гражданская  зрелость.  Пора выходить в самостоятельное плавание по морю жизни  и  заявлять  себя   делами...

 

            Ритм:

чрезвычайно любопытен.  Ритмическая основа  в  композиции  -  спокойная. На первый взгляд - статична,  и  как бы ложится в  философию  темы.

Однако движение в полотне ощутимо и динамично.  Лейтмотив  -  противопоставление  элементов  и  контраст  цветов:

 

                            ПРАВАЯ   ФИГУРА                       (от  полотна)                          ЛЕВАЯ   ФИГУРА

 

- густые  волосы                                                       - голый  череп

- широкий  разлет  бровей                                       - бровей  нет

- открытые, прямо  к  нашим                                               - косой,    недобрый    взгляд   из 

  обращенные,  глаза                                                   провала;    луч   единственного

                                                                                     глаза направлен в  неизвестность

- яркое  пятно правого уха                                       - ухо  в очертании,  по сути его нет,

(имеющий  слух  -  услышит  и                                (но  на  музыкальный инструмент

  различит)                                                                  персонаж  претендует)

- правильная  форма  носа,                                      - провал  в  носу

  нервные  тонкие  крылья

- плотно  сжатые  губы                                            - оскал  зубов

- ярко  освещенное  лицо                                         - темная,  тяжеловесная  масса

- уверенная  постановка  правой                             - вкрадчиво выползающая из

  руки  (рука  хозяина)                                                            темноты  правая  рука                     

- пальцы  в  кисти  твердо                                        - разобщенные  пальцы  слабо

  сжимают  сигару                                                      удерживают  смычок

- дым  сигары  полон  и  уверенно                          - смычок  скрипки  тускл  и бледен,

  струится  в  строгой  вертикали                              движение его – в сторону, музыка,    

  вверх (в адрес визави, не слово ли                                     им    выводимая, сомнительна, коль

  это – «нет!»?)                                                                       не  равна  по силе  табачному  дыму

- решительный  двойной  излом                              - струя  дыма  раздваивается в

  в  переносице                                                                        верхней  части,  раскраивая  череп                        - кисть  правой  руки  полна  силой                        - костлявая  рука  смерти

- облик  лица  светлый,  одухотворен,                                - раскрытая  книга  прописана  в

  взгляд  дышит  интеллектом                                   серых  тонах

- без  страха  обращенное  к  зрителю                                - профиль, стремление  спрятаться,

  лицо                                                                          либо - обволакивающее  

  нашептывание  в  ухо

- прямая  осанка                                                       - сгорбленная

- персонаж  сидит                                                     - персонаж  стоит

 

            Художник  сам  расставил нужные акценты и направления,  но  если  мы  окажемся  нечутки  и  невнимательны,  то  пройдем  мимо  этих  вех.

            Активность  и  насыщенность  ритма  впечатляет  встречным  движением  тождественных  элементов:   голова  -  к  голове,   рука  -  к  руке.  Дым  отвергает  смычок,  оскал  зубов  контрастирует  с  линией  сомкнувшихся  губ   и  т.д.

 

            И  все  же  они  близки:  Жизнь  и  Смерть.   Жизнь  человека  хрупка,  и  отделяет  ее  от  Смерти    тонкая    завеса,  не  более     табачного    дыма    на   полотне   художника.

            А  зияющий  провал  над  правым  плечом ?..    Он  очевиден,  и  ненапрасно  акцентирует  наше  внимание.   Возможно,  это  надежда,   не  умирающая  в  человеке   никогда.

 

III. Заключение.

 

            Дополнением к  сравнительному анализу  могут служить  фотографии  В.Я. Лангвагена  того же периода, когда был исполнен  автопортрет: 

*  *  *

 

«Век». Фото II.   49(50) х 92 мм, глянцевая:

 

 

*  *  *

 

 

  «Век». Фото III.  36(35) х 54 мм, глянцевая:

 

*  *  *

 

 

            Формальные параметры  фотографий идентичны  снимку  «Век». Фото XXV.  Дата фотосъемки первых двух  неизвестна,  предположительно:  годы учебы в  Пинском  реальном  училище,  либо обучения  в  Институте гражданских инженеров (ИГИ).

 

            Специфика  Фото IV – обнаженный торс – имеет объяснение: Владимир Яковлевич проходил медицинское освидетельствование в г. Луге  для отбытия воинской повинности на правах вольноопределяющегося в войсках  Русской армии.  Событие  зафиксировано фотографией:

 

«Век». Фото IV.  60(61) х 22(23) мм, матовая:

 

 

*  *  *

 

 

От службы  Лангваген был освобожден по состоянию здоровья.  «Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности … выдано Пинским Уездным по воинской повинности Присутствием января 20 дня 1910 г. за № 274…».  По этическим мотивам здесь приведена неполная выдержка из архивного документа. Однако, опускаемая часть документа некоторым образом ложится в канву описательной части Автопортрета.

Дело в том, что В.Я. Лангваген к исполнению воинской повинности призывался в 1901 году. Но в 1900 г. поступил в ИГИ. Упоминаемая болезнь преследовала его с детства. В Институте учился  девять лет (причины длительности обучения не выяснены).  Наконец,  учебу закончил. Патриотически-настроенный человек. Преисполнен желанием отдать долг Родине по части воинской службы.  И …отказ.  Да, по объективным причинам.  Тем не менее, в восприятии самого себя социально зрелого  уже человека это – неудача…

Зеркало, как средство портретного жанра,  лишь,  запечатлело переживания  того периода в глазах  художника.

 

*  *  *

- условное наименование фотографий:   редакция Составителя.

- публикация  фотографий:   с разрешения Е.В. Лангваген.

*  *  *

 

 

 

 

Составитель   М.Х. Галеев           

08.12.98

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1622 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!