Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Охота и лошади в творчестве Сверчкова Н.Е.

В России всегда очень любили лошадей — это были и кормильцы и средство передвижения и средство для демонстрации своего богатства и положения в обществе. Не обошли вниманием лошадей и художники. Один из таких живописцев -  художник-анималист Николай Егорович Сверчков. В  XIX веке он был широко известен не только в России, но и в Европе и с успехом выставлял свои полотна на  выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне. После Всемирной выставки в Париже был удостоен ордена Почетного легиона.

Сверчков Н.Е. Охотники в степи. 1873
(Частное собрание)

Николай Егорович Сверчков  родился в 1817 г. Отец  был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих "моделей". Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при Академии Художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни. 

В дальнейшем он серьезно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов. Но посвятить себя только живописи долго не отваживался, и семь лет прослужил в канцелярии Министерства внутренних дел. В этот период Сверчков вольнослушателем прошел курс Академии художеств. Его работы, представленные на академических выставках, были замечены критикой. Первую портретную серию лошадей Н. Е. Сверчков написал в 1840 году для известного в Санкт-Петербурге любителя С. А. Яковлева. Уже в возрасте 22-х лет (в 1839 году) он выставил свои первые картины на академическую выставку и,  получив звание свободного художника портретной живописи, оставил службу и стал живописцем.

Сверчков Николай Егорович

Сверчков Н.Е. Лошадь в конюшне. 1850
(Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

 

Сверчков Н.Е. Тройка зимой
(Частное собрание)

Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.  Известный историк В. И. Коптев в "Очерке русского коннозаводства" (1872 г.) отмечал: "Н. Е. Сверчков написал много портретов знаменитых Хреновских рысаков, которые навсегда останутся в глазах будущих коннозаводчиков прототипами и идеалами, от которых не следует отдаляться. Не будь этих драгоценных изображений рысаков, закрепленных меткой и кистью Н.Е.Сверчкова в картинах, а потом карандашом в эстампах, коннозаводчикам представлялось бы широкое поле гадательно мечтать о наружном виде прежних лошадей и воображение, конечно, рисовало бы совсем иным, а не такими, какие они были на самом деле". Н.Е.Сверчков писал только с натуры и часто преодолевал большие расстояния, чтобы запечатлеть по просьбе заказчиков на полотне их лучших лошадей.

Сверчков Н.Е. Лейб-гусар на коне (Портрет К.А.Дружинина)
(Вологодская областная картинная галерея)

 

  

Сверчков Н.Е. Охота на стаю волков с саней. 1860

Картины художника все чаще появляются на выставках, к нему приходит известность. В 1852 г. за картину "Помещичья тройка" он получает почетное звание академика по живописи народных сцен, а в I855 г. за картину "Грузный экипаж" становится профессором Академии художеств.

 

Сверчков Н.Е. Царь Александр III в открытом ландо. 1888

Сверчков Н.Е. А.Я. Панаева верхом на лошади орловско-ростопчинской породы.
(Музей коневодства Тимирязевский сельскохозяйственной академии)
 

Сверчков работает в различных жанрах живописи. Он пишет портреты, изображая портретируемых верхом, в конном экипаже, или просто рядом с лошадьми. Уже к концу сороковых годов он становится признанным мастером модного в те годы "конного портрета". Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы Д.И. Скобелев и А.А. Болдырев, граф А.Г. Орлов-Чесменский и персидский шах Насреддин, маркиза Траверсе и А.Я. Панаева.

Сверчков Н.Е. Охотник, застигнутый вьюгой. 1872
(Тульский областной художественный музей)

Сверчков Н.Е. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873
(Государственный Русский музей)

Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. Картины из этой серии — "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" и "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" хранятся в Оружейной палате.

Сверчков Н.Е. Рабочая лошадь. 1859
(Государственная Третьяковская галерея)

Сверчков Н.Е. Охота на медведя. 1885
(Витебский художественный музей)

Сверчков Н.Е. Лошади и борзые
(Государственный Русский музей)

Сверчков Н.Е. Любимый пинчер
(Частное собрание)

 

Сверчков также пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони. В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабахе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок".

 Сверчков Н.Е. Откуда дровишки
(Частное собрание)

 

В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Николай Егорович Сверчков умер 25 июля 1898 года в Царском Селе в возрасте 81 года. Проводить русского самородка в последний путь на царскосельское Казанское кладбище придут только родные и близкие. За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. Сегодня работы Сверчкова экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран,  самая большая коллекция его работ находится в Музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева.

 

 

 Сверчков Н.Е. У кабака зимой. 1891
(Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева)

Источник

Рейтинг: 0 Голосов: 0 10146 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!