Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Русский композитор - Максим Созонтович Березовский

22 июля 2009 - katerina

М. С. Березовский - русский композитор украинского происхождения; первый русский автор в жанре классического русского хорового концерта.

Максим Созонтович Березовский - один из многих деятелей нашей культуры, чья творческая судьба начиналась очень ярко и плодотворно, но закончилась рано и трагически. В его биографии немало "белых пятен". Документальных материалов почти не сохранилось, а жизнеописания композитора, публиковавшиеся в XIX в., в основном базировались на домыслах и предположениях. Долгое время место М.Березовского в истории отечественной музыкальной культуры определялось исключительно его значительным вкладом в развитие жанров духовной музыки.

Однако в ХХ веке были обнаружены принадлежащие композитору произведения светского характера. Их художественные достоинства еще раз подтвердили уникальность дарования автора. Найденные сочинения позволили отодвинуть начало формирования русской композиторской школы с 1780-х гг. (творчество Д.Бортнянского, Е.Фомина, В.Пашкевича, И.Хандошкина) на 1760-е - начало 1770-х гг. - время создания Березовским его лучших хоровых концертов, инструментальных произведений и оперы.

Место рождения Максима Созонтовича Березовского (16.10.1745 (?), Малороссия - 22.03.1777, С.-Петербург) неизвестно, но детство его скорее всего прошло в украинском городе Глухове, где находилась певческая школа, славившаяся своими традициями, имевшая великолепный хор и где со времен императрицы Елизаветы готовили певчих для петербургского придворного хора. Отец будущего композитора был, по-видимому, небогатым малороссийским дворянином. Некоторые источники утверждают, что М.Березовский учился в Киевской духовной академии, где проявил яркое музыкальное дарование, однако имя его в документах академии не сохранилось.

В 1758 г. Б. переехал в С.-Петербург (возможно, благодаря протекции фаворита императрицы Елизаветы Петровны К. Г. Разумовского) и попал в штат музыкантов наследника престола - будущего императора Петра III Федоровича. Благодаря прекрасному голосу Березовскому поручили исполнение ответственных партий в операх Ф. Арайи и В. Манфредини. Педагогами Б. считаются придворный капельмейстер Франческо Цоппис (композиция) и Нунциани (вокал), а также он, возможно, учился у композиторов В.Манфредини и Б. Галуппи. Известный венецианский музыкант Бальдассаре Галуппи долгое время руководил Придворной капеллой - главным хором России в середине XVIII столетия. Он высоко оценил талант Максима Березовского.

После восшествия Петра Федоровича на престол Березовский был переведен в итальянскую придворную труппу, но продолжал принимать участие в выступлениях Придворной певческой капеллы (духовные концерты во время постов, службы в императорской домовой церкви, пение во время званых обедов, прогулок, балов и карнавалов и т. п.). В те годы появились первые духовные сочинения Березовского. Он пишет ряд хоровых концертов, которые сразу же завоевывают не только признание специалистов и светской публики, но и самую широкую популярность. Выступая как певец-солист, Максим Березовский, снискавший себе славу как композитор, был одновременно известным и крупнейшим актером русского музыкального театра того времени. И только репутация исключительно одаренного человека спасла служебное положение музыканта после свержения императора Петра III, ко двору которого он был приближен. Одно за другим готовит он новые сочинения.

Так 22 августа 1766 года в Янтарной комнате Екатерининского дворца в Царском Селе состоялся музыкальный вечер. Во время игры в карты "придворными певчими пет был концерт, сочиненный музыкантом Березовским", как сообщает Камер-фурьерский журнал. В 1763 г. М. Березовский женился на дочери валторниста придворного оркестра Франциске Ибершер. Выпускница Ораниенбаумской театральной школы (где они, по-видимому, и познакомились) в дальнейшем выступала как "фигурантка" (т.е. в кордебалете) на сцене придворного театра. Невеста имела католическое вероисповедание. Это препятствие было разрешено именным указом Екатерины II. Императрица "изволила указать... певчему Максиму Березовскому дозволить жениться... на танцевальной девице Франце Ибершерше и притом соизволила... пожаловать ей платье". Но через десять лет, когда Максим Созонтович уже вернулся из Италии, "фигурантка Франца Березовская" уволилась со службы при дворе и исчезла. Возможно, даже уехала из России.

В 1765-1774 гг. Березовский жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. Среди именитых российских музыкантов Березовский стал одним из первых посланников в Италию. В Болонской академии он учился у одного из самых ярких представителей музыкальной культуры Италии - падре Джамбаттиста Мартини. Максим Березовский стал одним из любимых учеников Мартини. Падре рекомендует его в число болонских академиков. Экзамен был назначен на 15 мая 1771 года. И Максим Березовский выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика. Этот титул он получил единогласным решением коллег. За несколько месяцев до этого- в 1770 году академиком был назван 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт - великий австрийский композитор. Одновременно с М.Березовским экзаменовался чешский композитор Й.Мысливечек. В 1771 г. они оба получили статус иностранных членов академии.

После триумфа в Болонской академии он пишет одно за другим несколько хоровых произведений и оперу "Демофонт", которая была поставлена в Ливорно и имела большой успех. Композитор в течение четырёх лет путешествует по Италии продолжает активно сочинять. В Италии композитором была сочинена Соната для скрипки и чембало, а также "Литургия св. Иоанна Златоуста" (отослана в качестве отчета в С.-Петербург).

М.Березовский вернулся в Петербург в октябре 1773 г. Знакомство Березовского с графом А.Г. Орловым дало повод биографам композитора связать постановку "Демофонта" и возвращение композитора в Россию с пленением княжны Таракановой, что опровергается документальными источниками. Блестящее завершение итальянского путешествия, получение звания академика, прекрасный отзыв о постановке его оперы, постоянный и неизменный успех при дворе его духовных композиций давали М.Березовскому основание надеяться на успешную карьеру. Многие биографы считали, что по возвращении в Россию он был зачислен на скромную должность в Придворную капеллу и его талант не был оценён, что и послужило причиной его ранней гибели. Однако последние архивные находки свидетельствуют: М.Березовский был назначен капельмейстером Придворной капеллы - немалую должность для русского музыканта в то время. Но, судя по всему, талант Березовского всё-таки не нашел применения. При дворе господствовала плеяда итальянских музыкантов во главе с Джузеппе Сарти.

Неудачи и нужда преследуют композитора. Фаворит Екатерины Г.А. Потемкин задумал подкрепить свой проект создания государства на юге России открытием в будущей столице - Екатеринославе - музыкальной академии. Она должна была бы соперничать с такими известными академиями, как, например, Болонская. Потемкин долго, более 10 лет, искал нужных для этого людей, приглашал даже В. Моцарта, а Березовского, как наиболее выдающегося русского композитора, да еще и как дипломированного академика, заочно назначил директором. Но этот проект организации музыкального центра так и не был осуществлен. Три последних года жизни Березовский много сочинял, именно в этот период, судя по всему, был создан четырехголосный духовный концерт "Не отвержи мене во время старости"- вершина его творчества в области духовной музыки.

Обстоятельства его смерти Березовского обросли многими подробностями, которые, однако, позже не подтвердились. Как сообщало большинство источников, Березовский начал пить и 24 марта 1777 г. покончил с собой. Но скорее всего, композитор в последние годы жизни страдал каким-то душевным недугом, а умер от заболевания, сопровождавшегося высокой температурой. М.Березовский окончил свои дни в полном одиночестве. Гениальный русский композитор прожил немногим более тридцати лет. О Березовском забыли почти сразу после его кончины. Семейного архива до нас не дошло, рукописное наследие пропало. История его жизни не раз привлекала писателей и романистов. Итальянский период жизни Березовского использовал в качестве сюжета Нестор Кукольник в своей повести "Максим Березовский". Сегодня мы знаем лишь отдельные произведения М. С. Березовского, но целиком творчество композитора еще ждет своего часа.

Источники: 1) www.kkovalev.ru 2) www.caromitis.com 3) www.wikipedia.org 4) www.pravenc.ru

Рейтинг: +1 Голосов: 1 9050 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!