Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Театр в Царском Селе

Шумский Яков Данилович - русский актёр, оперный певец (баритон), комик, один из первых русских профессиональных артистов на русской сцене. Соратник Ф. Г. Волкова, был в числе ярославских комедиантов привезенных в Царское Село в 1752 году

В Первой Антикамере Екатерининского дворца, в 1765 году, был нарочно построен» для Высочайшего присутствия маленький театр.

19 апреля 1765 года (день рождения Императрицы)  Екатерина II повелела устраивать театральные спектакли в Царском Селе, в пятницу французские, а во вторник русские. Интересная подробность, из «Записок Порошина». "Никита Иванович Панин говорил, что государыня трагедий не изволит жаловать".

После обеда в 7 часов вечера в Первой Антикамере был построен маленький театр, на котором представлена была малолетними придворными певчими опера на французском диалекте («Менялы») (1753 г.) Либретто Жан-Жозеф Вадэ (1719-1757 г.) композитор Антуан Довернь (1713-1797 г.). Эту оперу повторяли тем же составом 23 и 24 апреля. Среди малолетних придворных исполнителей находился Дмитрий Бортнянский. В 1765 году ему исполнилось 14 лет, но он уже в 1764 году исполнил главную партию — «царя Ахмета» в опере Сумарокова «Альцеста».

По другим источникам,  малолетние придворные певчие исполнили французскую оперу «Летрокэр» . С тех пор в этом театре до постройки каменного «опера» » верхнем саду, почти еженедельно давались театральные представления.

Летом 1764 года прибыла в Россию французская труппа во главе с актером и музыкантом Ж.-П. Рено (Renaud). В ее составе драматические актеры и певцы имевшие успех в Париже, в том числе: Планшено (Plancheneau) — певица, сопрано; Вальвиль (Valville) — певица, сопрано; Венсан (Vincent) — певица, сопрано; Вильмон (Villemont) — певица, сопрано; Сенепар (Senepart) — певец, тенор; Ланж (Lange) — певец, тенор; Гуайе (Goyer) — певец, тенор и другие. Французская труппа стала придворной и должна была выступать еженедельно.

Комическая опера давалась 1-2 раза в месяц. Репертуар составляли популярные в Париже «Кузнец» Ф.-А. Филидора, «Два охотника и молочница» и «Нинетта при дворе» Э. Р. Дуни, «Всего не предусмотришь» П.-А. Монсиньи, «Аннетта и Любэн» А. Б. Блеза и другие комические оперы в том числе и самого Ж.-П. Рено.

С 22 апреля 1765 года  на сцене, устроенной в «Первой антикамере», стали играть французские и русские актеры.  Сохранились програмки французских постановок, написанные пажами для Екатерины II. Известны четыре составителя этих программ Алексей Кутузов, Александр Римский-Корсаков, Петр Челищев и  Александр Радищев. Все они в это время были пажами 1762-1766 гг.

Репертуар французской труппы в 1765 году представленный в Царском Селе из архива Императорского театра.
Комедии «Детуша» (Филипп Нерико) (1680-1754 г.) французский писатель, драматург, «Неожиданная помеха», «Славный», «Женившийся философ». Комедия Ж. Ланжу (Л/Анжа) актер, драматург «Вознагражденное благодеяние». Комическая опера. Музыка Блеза «Аннетта и Любэн», «Всего не предусмотришь».

 

Иван Афанасьевич Дмитриевский

Первый раз в Царском Селе Иван Афанасьевич играл 22 января 1752 году, в пьесе Сумарокова «Хореев» в женской роли «Оснельды». Существует легенда, что императрица Елизавета Петровна прикалывая «Оснельде» бриллианты изволила спросить фамилию трагической героини: "Нарыков"— отвечала «Оснельда». "Нет",— сказала Императрица: "Ты похож на Польского графа Дмитревского, а потому я хочу, чтобы ты и принял его фамилию".

Прочие действующие лица в Хореве были: Фёдор Григорьевич Волков в роли «Кия», Алексей Попов — «Хорева» и Григорий Григорьевич Волков — «Астраты». Это была труппа из Ярославля, с остоявшая из трёх братьев Волковых, Нарыкова, двух регистраторов Попова и Иконникова, купецкого сына Скочкова, цырюльника Шумского, двух братьев Егоровых и Михайлова.

26 апреля 1765 года Иван Афанасьевич Дмитревский в Царском Селе, в первой антикамере играл роль «Валера» в пьесе Ж.Ф. Реньяра «Игрок» в переводе И. Кропотова. Роль «Эктора, слугу Валера» исполнял Я.Д.Шумский, запечатленный на гравюре И.Лапина, в сцене чтения Сенеки. «Драматический словарь» о пьесе «Игрок», «Пьеса часто представляемая на театрах повсюду, не выходящая никогда изо вкусу». Жан Франсуа Реньяр написал комедию «Игрок» в 1696 году. Петербургская премьера пьесы состоялась в 1764 году.

3 мая того же года российские актёры представили комедию В. И. Лукина «Мот любовью исправленный» в «Первой антикамере» Царскосельского дворца.

 

Лукин Владимир Игнатьевич

1737-1794 г.), русский государственный деятель, писатель, выдающийся масонский деятель.. Сын придворного лакея, он на протяжении всей жизни подвергался насмешкам за своё низкое происхождение. Д. И. Фонвизин служивший вместе с Лукиным, считал, что «сама природа и все на свете законы» ставили ниже потомственных дворян, таких как В. И. Лукин.

Лукин самостоятельно изучил французский, немецкий и латинский языки. 3 декабря 1764 года Елагин взял его в свою канцелярию при кабинете её величества. Примерно в это время в кабинет поступил и Д. И. Фонвизин.

В начале 1765 года В. И. Лукин представил на суд зрителей пьесу «Мот любовью исправленный», представлявшая собой уже не только переделку пьесы Филиппа Детуша (1680-1754 г.), но во многом самостоятельную разработку её сюжета. Лукин создал типы персонажей, связанные с русской действительностью. В этом спектакле играли все ведущие актёры русской труппы.

В этом спектакле играли все ведущие актёры русской труппы. Роли распределены были следующим образом: 

  • Добросердов большой                                         И. Дмитревский
  • Добросердов меньшой                                         Н. Бахтурин
  • Княгиня, вдова                                                          Г. Дмитревская
  • Клеопатра, племянница                                       Т. Троепольская
  • Злорадов                                                                      А. Попов
  • Василий                                                                        Я. Шумский
  • Пролазин                                                                     Н. Михайлов
  • Правдолюбов                                                             Г. Волков

и другие.


Татьяна Михайловна Троепольская

(? -1774 г.). Одна из первых русских актрис (как известно, вначале жен¬ские роли исполнялись мужчинами, «Оснельда» — Дмитревский). В 1762 году была принята на петербургскую придворную сцену. Первые роли в трагедиях и комедиях. А. П. Сумароков, в трагедиях которого она создала всех героинь, начиная с «Оснельды» и кончая «Ольгой», глубоко уважал ее талант.

Прекрасная собою, величественная, она обладала выразительным и приятным голосом, знатоки полагали, что она в игре своей не уступала знаменитым своим современницам, французским актрисам: Андриенне Лекуврер (1692-1730), Лерис Клерон (1723-1803), Мари Дюмениль (1713-1802). Троепольская была очень любима Императрицей и получала от нее за представления замечательных ролей богатые подарки.

 

Шумский Яков Данилович

(1732—1812). Соратник Ф. Г. Волкова, был в числе ярославских комедиантов привезенных в Царское Село в 1752 году. В 1756 году был зачислен в основной состав первого русского профессионального театра. В 1756 году был зачислен в основной состав первого русского профессионального театра.

В 1759 году был назначен помощником к Ф. Г. Волкову для устройства театра в Москве, откуда вернулся в начале 60-х годов снова в Петербург. Где уже неизменно играл почти до конца столетия и создал все лучшие роли, между которыми блистают «Эктор — слуга Валера» в «Игроке» Ж. Ф. Реньяра.Я. Шумский, по словам Шушерина, был талант необыкновенный в комических ролях. Комизм Шумского был яркий, смелый, непосредственный, занимая важное в старину амплуа слуг, где было раздолье его веселости. Биограф Фонвизина, князь Вяземский написал: "Может быть встрече с Ломоносовым и смеху, порожденному игрою Шумского, мы обязаны, что имеем в Фонвизине писателя и от него хорошие комедии?".

Репертуар русской труппы 1765 года

  • Комедия В. Н. Лукина (1737-1797)секретарь И. П. Елагина, русский писатель, драматург «Мот, любовью исправленный».
  • Комедия И. П. Елагина (1725-1793). С 1766-1779 года директор придворного театра, стат-секретарь Екатерины II, «Русский француз» (переработка комедии «Жан из Франции» Гольберга).
  • Комедия Ф. А. Козловского «Любовник в долгах» (или «Одолжавший любовник»).
  • Комедия Б.Е. Ельчанинова (1744-1769) «Награжденная добро¬детель» (переработка Вольтеревской «Шотландки»).

После комедии или комической оперы во дворце представлялся балет.

2 сентября 1765 г в «Первой антикамере» Императрица смотрела французскими актёрами исполненную комедию, при которой «Парадисом» и «Меркуршею» представлен был балет. Действительно на сцене театра в «Первой антикамере» были исполнены фигурационные и пантомимные балеты. Автором этих постановок был балетмейстер Леопольд Парадиз.

В «Записках» С. А. Порошина встречаются такие названия:

«балет сочинения Парадисова»
«балет Парадисов с волынкой»
«балет турецкий сочинения Парадиса».
Яков Штелин приводит следующие названия:
«Скульптурная мастерская»
«Кораблекрушение и спасение из арабского плена»
«Тоалетта»
«Турецкая кофейня».

Правда он называет двух авторов Гранже и Парадиз. Пьер Гранже обучал танцам Павла Петровича. Леопольд Парадиз не только ставил балеты, но и сам их исполнял. До приезда в 1766 году из Вены балетмейстера и первого танцора Гаспаро Андисолини, Леопольд Парадиз, Пьер Гранже, Тимофей Бубликов были первыми танцорами. Постоянной партнершей в балетах Л. Парадиза была Джованна Мекур. В «Записках» С. А. Порошина она фигурирует под фамилией «Меркурша» (Мекурша) и её исполнением балетных номеров восхищался Павел Петрович и Екатерина II.
 

В это время в Петербурге работали два выдающихся европейских балетмейстера австриец Франц Гильфординг и итальянец Гаспаро Анджволини.

Наряду с ними балеты сочиняли балетмейстеры «второй величины» — Пьер Гранже, Лео Парадиз, Луи Парадиз, Луи Мекур, Невиль и Таулато.

Балет П. Гранже «Аполлон и Дафна» исполнялся очень часто, так как П. Гранже был преподавателем танцев цесаревича Павла Петровича.

В мемуарах XVIII века, при описании балетных постановок, написано было просто, «балет Нейвильев», «балет Гранжеев со змеей», «балет новый Невильев», «балет с Оленем», «балет с саботами» и так далее.

С тех пор в этом театре до постройки каменного «опера» » верхнем саду, почти еженедельно давались театральные представления. Здесь же, 19 августа 1772 г., фрейлинами и придворными кавалерам был в Высочайшем присутствии разыгран «Бригадир», Фонвизина.

Французская оперная труппа прибыла в Россию в 1773 году, на содержание которой ассигновались 22400 р.

1774 года Мая. 5-го числа, в Понедельник. … В 6-ть часов по полудни ЕЯ И.В. и Их И.Выс. соизволили со всеми персонами проходить для смотрения представленной на маленьком театре Французской комедии;

1774 года Мая. 12-го числа, в Понедельник. … В исходе 6-го часа ЕЯ И.В. и Их И.Выс. соизволили прибыть со всеми персонами для смотрения представленной на театре Русской комедии, называемой «Задумчивый. …

2 июня 1774 года , в театре, который был перенесен из «Первой антикамеры» в оранжерею «Театр в оранжерее», была представлена французская опера «Земира и Азор» А.-Э.-М. Гретри и комедия «Зажиточный крестьянин». На представлении присутствовали Павел Петрович с супругой и их свита. 

1774 года Августа. 18-го числа, в Понедельник. … По полудни в начале 7-го часа ЕЯ И.В. с Их И.Выс. и со всеми персонами, соизволила шествовать в оперный дом, где представлена была Французская комедия; …

 

В доме графа В. В. Толстого, неподалеку от Лицея, имелся крепостной театр. В 1816 году один из лицеистов сообщал в письме: «Наше Царское Село в летние дни есть Петербург в миниатюре. И у нас есть вечерние гуляния, в саду музыка и песни, иногда театры».

В 1845 г.  был устроен театр для «комнатных спектаклей» во второй  Антикамере Екатерининского дворца.

 

Источники:

  • Зиглин В.И. Царское Село в царствование Императрицы Екатерины Великой. — СПб.: Нестор-История, 2010. — 164 с.
  • Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк - путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.

 

Статья редактируется

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 4563 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!