Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

История автогонок в Царском Селе: Grand Prix Санкт-Петербурга в Царском Селе

 

Как не удивительно, но автомотоспорт в России зародился и формировался в Царском Селе более 100 лет тому назад, в царствование Николая II. Следует отметить, что “самоходные коляски”, имеющие двигатели паровые и внутреннего сгорания, являлись большой редкостью, стоили очень дорого и передвигались в нашем понятии не по дорогам, а по кроссовым направлениям. Но тем не менее, именно в те времена были определены виды гонок и были заложены основные правила проведения этих соревнований, которые действуют и сейчас.

Читателям будет интересно узнать хронологию проведения автомотогонок именно в Царском Селе с первых до последних, закончившихся в 1914 году вместе с переименованием 19 августа Санкт-Петербурга в Петроград.

1898

Удивительно, но первые автомотогонки в России, проводимые в окрестностях Царского Села, были зимними. Проходили они 11 октября 1898 г. на Волхонском шоссе от станции Александровская до Стрельны и обратно на дистанции 40 верст. В этот же день открывался и санный сезон. Победитель гонок Павел Николаевич Беляев преодолел дистанцию на трехколесном мотоцикле “трицикл” фирмы “Клеман” мощностью 1,75 л. с. за 1 час 33 мин. со средней скоростью 27,3 км/час.

1900

Вторые зимние гонки были проведены 16 января 1900 г. по маршруту Александровская-Красное Село-Гатчина-Пулково-Александровская на дистанции 65 верст. Первым пришел к финишу со временем 2 часа 17 мин. (30,4 км/час) на трицикле Вадим Михайлов.

Третья зимняя гонка состоялась 17 декабря 1900 г. в сильный мороз на дистанции Александровская — Стрельна 40 верст. Первым пришел на трицикле мощностью двигателя 4 л. с. со скоростью 55,2 км/час, пробивая снежные заносы, Самуель Сурмец. Это была последняя зимняя гонка, организованная обществом автомобильной и велосипедной езды. Волхонское шоссе также являлось трассой для проведения гонок на автомобилях и мотоциклах на одну версту в двух направлениях (по ветру и против ветра) со стартом с места и с хода.

Первые Российские гонки по этому виду станут традиционными. Они были проведены 12 мая 1901 г. 1-е место на двухместном открытом автомобиле “Старлей” с двигателем 3,5 л. с. завоевал Луи Мази — француз русского происхождения, показав среднюю скорость с места — 23,4 км/час, а с хода — 45,3 км/час.

Вторые гонки проведены в мае 1902 г. Победителем снова стал Луи Мази, чуть-чуть улучшивший свои рекорды.

Третьи гонки прошли 27 апреля1903 г., в которых 1 место завоевал Александр Коровин на автомобиле “Панар-Левассор”, с двигателем 24 л. с., показав среднюю скорость с места 48,4 км/час и с хода 63,2 км/час.

Четвертые гонки, прошедшие 26 июня 1903 г., интересны тем, что в них отличился сын издателя “Энциклопедического справочника” (Брокгауз–Эфрон) — Альберт Эфрон, прошедший одну версту с места 48 км/час.

Пятые гонки прошли 18 июля 1904 г. Победу одержал Александр Солдаденков на автомобиле “Ришар Бразье” мощностью 50 л. с., показав среднюю скорость с хода 106,1 км/час. А на паровом автомобиле “Гоброн-Брилье” 25 л. с. гонщик Сибильот показал скорость 63 км/час. “Дамский рекорд” установила госпожа Альтон на автомобиле “Ришар” 10 л. с., показав скорость с хода — 32,5 км/час. На мотоцикле мощностью 4,5 л. с. всероссийский рекорд установил француз Франсуа Донье на “Саролеа” — 76,2 км/час. Он был побит только в гонках 19 мая 1913 г.

Шестые гонки прошли 7 августа 1905 , организованные Санкт-Петербургским автоклубом, несмотря на революционные потрясения, начавшиеся в Санкт-Петербурге. Были установлены новые рекорды с двигателями малой мощности. На мотоцикле “Минерва” 3 л. с. — среднюю скорость 69,8 км/час показал Сергей Корибут-Кубитович. На автомобиле “Ришар-Бразье” 12 л. с. среднюю скорость — 57,7 км/час показал Константин Капустин.

 

Автомобиль № 7 марки "Шаррон Лим" (водитель Шампуазо) у финиша пробега в Царском Селе. Фото: Булла Карл Карлович. 26 мая 1907 г… ЦГАКФФД СПб. Г 4283

 

Седьмые гонки возобновились только 29 июня 1908 г. В зависимости от мощности двигателей мотоциклы разделили на 2 категории, а автомобили на 4 категории. Максимальные скорости с хода показали: на мотоцикле “Марс” 5 л. с. гонщик Татаркин — 78,4 км/час, на автомобиле “Мерседес” 40 л. с. гонщик Донье показал 87,7 км/час.

Восьмые гонки прошли 24 мая 1909 г. Старт и финиш были соединены телефонной связью. Трасса была хорошо подготовлена и начиналась в 4 км от станции Александровская. Героем дня стал гонщик граф А. А. Мордвинов, который на своем автомобиле “Опель” 120 л. с. с хода установил новый рекорд — 131,5 км/час. Гонки осчастливили посещением Великий князь Михаил Александрович, Великая княжна Ольга Александровна и принц П. Л. Ольденбургский, которые в дальнейшем оказали большую поддержку развитию отечественного автомотоспорта.

Первый конкурс для испытания автомобилей на русских дорогах по маршруту Санкт-Петербург — Рига и обратно состоялся 14-18 августа 1909 г. на дистанцию 1177 км.

Стартовали от станции Александровской Царского Села 23 автомобиля из Италии, Франции, США и России (“Руссо-Балт”). К организации соревнований было привлечено военное ведомство, МПС, Лифляндский губернатор Н. А. Звягинцев, Эстонский губернатор И. В. Коровцев, Рижский городской голова Фон Бульмеринк. На ралли были установлены средние скорости (50, 40, 35 км/ч) на различных участках. За каждую минуту опоздания начислялись штрафные очки. Были установлены дополнительные дорожные соревнования (ДОП). В каждом автомобиле находился судья-контролер. Был и охраняемый закрытый парк, в котором ремонт и обслуживание автомобилей были запрещены. Весь маршрут был разбит на 4 этапа с остановками в Пскове, Риге и вновь в Пскове (на обратном пути). К соревнованиям допускались автомобили любого типа и веса, с любым кузовом и с любым количеством пассажиров. Управлять автомобилем мог любой член экипажа. Утром 15 августа из закрытого парка в Пскове стартовал уже 21 экипаж из 23. В Ригу прибыли 20 экипажей. Первым финишировал на “Опеле” Самуэль Сурмец, выступающий за торговой дом “Победа” в Санкт-Петербурге, владелец которого Ф. И. Танский в 1900 г на трицикле установил всероссийский рекорд — 74,1 км/час. Затем в Риге состоялись дорожные гонки на 1 версту, на которых французский гонщик Эрли установил рекорд скорости в России — 153,6 км/час.

17 августа из Риги в обратный путь уже стартовали 15 экипажей, которые благополучно финишировали в Пскове, а 18 августа гонщики благополучно финишировали в Александровке. Первым пришел Франсуа Донье, который прошел всю дистанцию (1177 км) за “ходовое время” 13 час 1 мин (90,5 км/час). Хотя скорость и не была решающим показателем (важно было не опоздать и уложиться в норму времени).

Главный приз Великого Князя Михаила Александровича получил начальник Управления военных сообщений генерал Ф. Н. Добрынин, который ехал на военном “Бенце”. Приз Великого Князя Сергея Михайловича получил гонщик шинной фабрики “Треугольник”.

1910-е

Автопробег на Кубок царя проходил 16-30 июня 1910 г. по маршруту — Царское Село—Псков-Витебск-Могилев-Киев-Гомель-Рославль-Москва-Тверь-Новгород-Царское Село на дистанции 3200 км. Вся дистанция была разделена на 10 этапов, на прохождение которых устанавливалась средняя скорость — 70 км/час, превышение которой на 5 км/ч наказывалось штрафом в 1 час. Опоздание за каждые 3 минуты штрафовалось одним очком, как и любая остановка, кроме как для смены колес. Перед стартом очередного этапа давали 60 мин на техническое обслуживание автомобиля, каждый автомобиль должен быть четырехместным, иметь глушитель, задний ход, три фонаря, приспособление против откатываний на подъеме. В автомобиле должен был находится судья-контролер и второй водитель, который мог быть за рулем не более 3 часов в сутки.

Старт от Орловских ворот в Царском Селе вдоль шоссе на Гатчину был дан 46-и автомобилям утром 16 июня 1910 года. Среди участников были и первые русские автомобилисты: княгиня С. Долгорукая, барон Н. Корф, граф А. Бобринский, граф В. Всеволожский, принц Мюрат, А. Эфрон, редактор журнала “Автомобилист” А. Нагель.

Из стартовавших автомобилей 30 июня финишировали в Царском Селе 32 экипажа, из них — 19 без штрафных очков.

2 июля 1910 г. на Шпалерной, 15 состоялось объявление результатов и награждение призеров. Кубок царя получил немецкий экипаж Вилли Пеги, который на “Мерседесе” прошел всю дистанцию без штрафных очков и в дополнительных скоростных состязаниях показал лучшее время. Вторым пришел экипаж немца А. Хеннея на “Бенце”. Граф А. Бобринский на немецком “Гаггенау” на 13 месте, а А. Нагель на “Руссо-Балт” на 18 месте.
24 ноября 1903 был создан Санкт-Петербургский автомобильный клуб (СПАК) который в конце 1909 г. стал именоваться “Императорским” (ИРАО). Почетным президентом ИРАО стал Великий князь Михаил Александрович.

Девятые волхонские гонки прошли22 мая 1911 г. Волхонское шоссе уже не удовлетворяло возросшим скоростям. Гонщик Донье на “Мерседесе” объемом 1,1 см3 показал с хода 128,8 км/час. Были оборудованы трибуны, играл оркестр, от станции зрителей подвозил автобус.

Десятые гонки прошли 6 мая 1912 г. Приняло участие 27 участников и 4 военных водителя первой автомобильной роты. На этот раз финиш установили в 1,6 км от ст. Александровская, подвоз к которому осуществляли таксомоторами. Работал буфет, около 100 автомобилей стояли на выделенных площадках. Судьями на финише стояли В. П. Всеволожский, А. П. Нагель, Р. М. Дидерихс. Максимальную скорость показал К. А. Меллер на “Опеле” — 133,4 км/час. В своем классе кубки за первые места получили издатель Б. И. Суворин и А. И. Эфрон, и отец действующего сегодня председателя Совета ветеранов автомотоспорта Санкт-Петербурга — В. Х. Бюлер.

Одиннадцатые гонки прошли17 июня 1912 г. как дополнительные Международного (Варшавского автопробега), проводимого по принципам ралли на Императорский приз. В нем приняли участие экипажи из Германии, Англии, Франции, Италии, Австрии, Америки, Бельгии, Испании и России. Лучшее время в гонке с места показал гонщик Солдатенков на “Рено” — 137,4 км/час. Среди иностранцев лучший результат показал Кендаль на “Остине” — 128,5 км/час.

Одним из наиболее знаменательных и зрелищных событий в истории российского автомотоспорта была  двенадцатая гонка  на одну версту 14 мая 1913 года. Немецкий гонщик Франц Хернер, выступая вне конкурса на гоночном автомобиле «Бенц-82-200» с мощностью двигателя 200 л.с., поставил новый рекорд скорости — 202,1 км/ч. Тут стоит оговориться, что рекордом России считался наивысший результат, достигнутый на её территории. Кто именно его поставил — немец, француз или гонщик иной национальности, — не имело значения. Рекорд устоял до 26 октября 1951 г., которого удалось достичь харьковскому гонщику В. Никитину на рекордном автомобиле “Харьков”. “Русский рекорд для дам” установила Римская-Корсакова на “Воксхолле” 111,0 км/час, а Иван Иванов показал рекорд скорости для русской машины — “Руссо-Балт” (30 л. с.) — 129,7 км/час. Двенадцатые гонки со стартом на 5 верст начались от ст. Александровская. В гонке соревновались 25 участников.

Тринадцатые гонки прошли 19 мая 1913 г., на мотоциклах стартовало 20 участников. Лучший результат показал Лампе на “Индиане” — 100,5 км/час.

Императорское Российское Автомобильное общество (ИРАО) в начале 1914 года получило от законодателя мод в автоспорте — Автомобильного клуба Франции (АКФ) — официальное уведомление, что только “ИРАО” признается “единственной спортивной организацией в России, с которой осуществляется международное сотрудничество”. Теперь на территории России проведение международных соревнований стало возможно только при получении согласия “ИРАО”.

Четырнадцатые традиционные гонки прошли 11 мая 1914 г., где приняли участие 24 участника. Наибольшую скорость показал немец Шолль на “Бенце” — 147,7 км/час. В гонке приняли участие и две женщины: Самсонова на “Хупмобиле” и Суворина на “Эксцельсиоре”. Гонки омрачились гибелью гонщика Диена и его механика на “Пежо”.

Пятнадцатые гонки прошли 15 мая 1914 г. на мотоциклах. В соревнованиях выступили и мотоциклисты Каспийского пехотного полка. Под влиянием гибели гонщика Диена результаты были скромны. Лучший результат у Маковского на “Индиане” — 98,5 км/час.

В мае 1914 года автомобильная гонка закончилась ужасной катастрофой: трое убиты и один ранен.2

18 мая 1914 г. на трассе, образованной четырехугольником, примыкающих к шоссе: Волхонка, Пулково — Гатчина, Царское Село — Красное Село, Красное Село — Лигово (как и в 1913 г.) прошли международные кольцевые автогонки  «Granh-pris-1914» на кольцевой гонке, которые уже были вторыми и официально именовались “Большой Приз Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба”. Губернатор сократил расстояние кольцевой гонки с 210 верст.3

20 июля 1914 года должны были быть проведены гонки мотоциклистов, но 19 июля Германия объявила России войну — соревнования были отменены.

Но в 1916 году по Волхонке еще носились автомобили.4

 

Источники:

  1. Гарри Артеев, мастер спорта СССР по автоспорту // Царскосельская Газета. Среда, 17 июля 2002 года № 55 (9377)
  2. Автомобильная гонка на Волхонке // Футболист.— 1914.— 17 мая.— № 10.— С. 3./ 
  3. Автомобильная гонка на Волхонке // Футболист.— 1914.— 18 мая.— С. 6. / 
  4. Волхонка. Автомобильные безобразия // Петербургский листок.— 1916.— 15 июня.— С. 4.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 7082 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!