Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1916. Фермский парк. Казармы железнодорожного ЕИВ 1-го полка

 

Один из проектов, задуманного в 1910-х гг в Царском Селекомплекса зданий в "неорусском" стиле.

 

 

Для безопасности императора, наряду с Конвоем и Собственным полком была сформирована особая Железнодорожная часть, обеспечивавшая охрану царского поезда. Количество поездок по железной дороге увеличивалось, что, естественно, вело к увеличению численности этой воинской части. В мае 1915 года Железнодорожный полк получил название «Собственного Императорского» и ему присвоили все права и привилегии старой гвардии. Вслед за этим возникла идея отведения для Железнодорожного полка особой территории и ее застройки.

До возникновения этого проекта, в Царском Селе уже существовали деревянные казармы полка. Одна из них находилась в непосредственной близости от вокзала.

Первые упоминания о предстоящем строительстве встречаются с середины 1915 года. В сентябре сформировали хозяйственно-строительный комитет для постройки казарм — первоначально только для двух рот. В комитет, руководимый полковым командиром, вошли три офицера и архитектор Максимов. В приказе особо оговорено, что из членов комитета только Максимову назначается вознаграждение — редкое упоминание в документах фамилии зодчего в связи с конкретным поручением. В делах о строительстве Железнодорожного полка нет никаких упоминаний о том, кто назвал кандидатуру Максимова и не было ли других альтернативных предложений. Но к этому времени его авторитет стал очень высок, видимо благодаря покровительству самого Николая II. Очевидно, инициатива приглашения Максимова для разработки проекта Железнодорожного полка принадлежала императору.

Сохранилось очень мало графических материалов по проектированию Железнодорожного полка. В основном это те крохи, которые сохранились в семье Максимова и позднее были переданы в Краеведческий музей Царского Села. В более обширном музейном фонде Екатерининского дворца находится синька с плана территории полка, сделанная в мастерской Максимова. По ней мы можем ясно представить расположение всех помещений, спроектированных архитектором.

Комплексу казарм Собственного ЕИВ 1-го Железнодорожного полка, входившего в состав «Государевой стражи»,  в первоначальном проекте архитектора В.Н. Максимова (1915) отводился весьма небольшой участок на окраинеФермского парка между Ратной палатой и подъездной парадной липовой аллеей, проложенной в 1900-х годах отЦарского вокзала до Александровского дворца.

В окончательном варианте границы комплекса были значительно расширены, площадь его вместе с проектируемыми рядомказармами Авиационного отряда (1915), должна была достигнуть 15 га, граничившую одной стороной с Царским павильоном-вокзалом, возведенным В. А. Покровским в 1912 году, куда прибывали только специальные поезда с императорской семьей или особо знатными иностранцами.

Для встречи именитых гостей подавалась золоченая карета, запряженная шестеркой белых лошадей. Но окрестности Царского павиль¬она-вокзала изначально не создавали достойной рамы для такого торжества, и Максимов предложил экономное и достойное решение: начать с постройки напротив павильона-вокзала зданий для двух рот Железнодорожного полка. Их возведение создало бы здесь небольшую парадную площадь.

 

 

Сохранился как план застройки с разметкой всей ситуации, так и перспективный вид этих зданий, а также изображение угловой башни будущего ансамбля Железнодорожного полка, которая вместе с башней казарм Конвоя должна была фланкировать выезд с площади. Обе предлагаемые башни как бы указывали дорогу к императорской резиденции в Александровском дворце (которого отсюда, естественно, было не видно), но вдали за этими башнями реально проглядывался купол Федоровского собора. Предложив воздвигнуть всего три относительно небольшие постройки, Максимов нашел экономное решение ответственной задачи парадного приема гостей, прибывающих в резиденцию императора России: весь антураж въезда выдерживался в едином духе национальной русской архитектуры.

Затем началась подробная и детальная разработка всего ансамбля Железнодорожного полка. На протяжении 1916 года Максимов помимо постоянных забот о строительстве казарм для Конвоя, где приходилось уточнять и изменять разные детали, занимался также проектом нового крупного ансамбля. В конце того же 1916 года он представил свой проект на высочайшее утверждение в виде панорамы «с птичьего полета». Дислокация полка была решена зодчим в виде старого русского городка с соборной площадью и улицами посада, где свободно размещены дворы с разновеликими постройками. Колокольня на площади стоит несколько в стороне от собора. Кажется, будто площадь застраивалась постепенно и вся планировка лишена регулярного характера, но перетекание пространств и их взаимозависимость ясно прочитываются.

Сохранившееся перспективное изображение представляет собой древнерусский город, обнесенный прямоугопьной в плане, но сложной силуэтно крепостной стеной, включающей в себя палаты разной этажности и формы с внутренними дворами, башни, въездные ворота, главные из которых ориентированы на здание Царского вокзала.

Красочное многоцветье бесконечной живописной вязи стены (зеленые высокие переломные крыши, белый камень, красный кирпич) дополнено золотом шпилей и куполов, возвышающихся внутри города храма, колоколен и башен. Подобным пиршеством форм и красок, бесконечным «перетеканием» объемов отличался лишь один исторический прототип, представлявший из себя сложный комплекс — восьмое чудо света» XVII века дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском (1 667-1671).

Деревянная модель разобранного в 1768 году дворца и сохранившиеся его изображения не могли не привлечь внимание В. Н. Максимова. Возможность в модели увидеть дворец в целом и одновременно изучить в многообразии деталей рождало желание превзойти чудо XVII века в проекте своего «Чудо-городка». Тем более, что некое сходство с подмосковным дворцом заложено было в здании Царского вокзала, перед которым должен был строиться комппекс Железнодорожного полка.

Большой и вместительный полковой собор мог бы стать наиболее крупным и великолепным сооружением в ряду всех храмовых замыслов Максимова (а их было около десяти). Ансамбль был утвержден императором 30 декабря 1916 года, что заверено подписью дворцового коменданта В. Н. Воейкова. Через два месяца в ходе Февральской революции Воейкова объявили одной из самых одиозных фигур царского режима, и деловые бумаги дворцового коменданта были в порыве слепой ненависти по большей части уничтожены. Во всяком случае, те документы, что сохранились к настоящему времени в архивах, освещают лишь мизерную долю вопросов, которые проходили через руки Воейкова. Обна¬руженные нами в Военно-историческом архиве копии приказов Управления дворцового коменданта свидетельствуют о тех невосполнимых потерях, которые были спровоцированы революционным нигилизмом60. От великолепного проекта ансамбля Железнодорожного полка осталось только панорамное изображение, план на рабочей синьке и несколько эскизов отдельных сооружений.

 

 

Источники:

  • А.Ф. Крашенинников. В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля.1882-1942.М.Совпдение, 2006. — 176 с., ил.
  • Мощенникова М.А., Корнилова Н.А. Историческая застройка Царского Села: исторический очерк градостроительного развития (XVIII — начало XX века) / / Дворцовый город Царское Село. СПб., 2009. С. 5-94.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 7209 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!