Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1-я Детскосельская трудовая школа I и II ступени

 

Статья создана специалистами Музея Николаевской гимназии ©

Фотоальбом школы

 

В 1917 г. пришедшие к власти большевики намеревались управлять страной, используя при этом школу и учительство как инструменты своего влияния. Советская власть придавала образованию населения огромную, фактически ведущую роль. Владимир Ленин видел в социалистической революции возможность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Культурная революция включала широкий комплекс задач социалистического строительства в области культуры. Школе отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания. Не зря Ленин на съезде работников просвещения заявил: «Победу революции может закрепить только школа. Воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти». Таким образом, большевики совершенно верно и точно определили роль школы в советском проекте. Только массы образованных и технически грамотных людей могли простроить социалистическое государство. 

Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП (б). Уже в декабре 1917 года в Наркомате просвещения РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской (с 1920 г. – Главполитпросвет). Во главе школьного дела были поставлены видные деятели большевистского движения А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, В.М. Бонч-Бруевич, М. Н. Покровский. А. В. Луначарский возглавлял Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) до 1929 г. 

С первых дней новой власти, большевики  издавали один за другим декреты и новые документы, стремительно менявшие устоявшуются десятилетиями систему среднего образования в России. Первый этап существования советской системы образования был связан с разрушением старой системы образования и ликвидацией безграмотности населения. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии, вывели из программы всеобщую и отечественную историю. Для отсева неблагонадежных учителей была проведена «чистка». 

Временное правительство законом от 20 июня 1917 года передало все церковно-приходские школы (только православные и финансируемые из госбюджета) Министерству народного просвещения. 10 декабря 1917 года был опубликован приказ Наркома общественного призрения А. М. Коллонтай, который превратил Закон Божий в подведомственных учреждениях из обязательного в факультативный предмет. А 23 января (5 февраля) 1918 года был официально опубликован декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Это был первый декрет новой власти радикально влиявший на систему образования — было провозглашено светское образование, Закон Божий навсегда исчез из системы средней школы в РСФСР.  Вскоре последовал запрет преподавания Закона Божия и в частном порядке, хотя декретом это допускалось. В феврале 1918 года Наркомпрос упразднил должности законоучителей всех вероисповеданий. 

Декрет Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) «О введении нового правописания» от 23 декабря 1917 года (5 января 1918 года) предписал «всем правительственным и государственным изданиям» печататься по новому правописанию с 1 января 1918 года (по старому стилю) произошла реформа русской орфографии 1918 года, которая потребовала переучить не только уже начавшихся обучаться в начальной школе, но и переподготовке самих педагогов.

Стоит отметить, что в это время так называемые троцкисты-интернационалисты весьма «порезвились», разрушая русскую культуру, образование и историю. Считалось, что всё, что было при царизме, устарело и реакционно. Поэтому вместе с такими положительными явлениями, как ликвидация безграмотности, частного образования и влияния церкви на школы, было и много отрицательных. В частности, отказывались от преподавания истории, все цари, полководцы и так далее, попали в отрицательные деятели, убирали из программ русских классиков и многое другое. Даже великий русский поэт А.С. Пушкин находился "в опале", как потомственный дворянин.

21 февраля 1918 года в № 29 газеты Рабоче-Крестьянского Правительства был издан декрет об отмене форм и учебных знаков всех учебных заведений.

Все школьные работники, т.е. преподаватели, школьные врачи и инструктора физического труда, избираются в соответствии с Постановлением о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей от 27 февраля 1918 г. и инструкциями Народного Комиссариата Просвещения. (ст. ДЕКРЕТА от 16 октября 1918 года Об Единой трудовой школе РСФСР (Положение)

15 марта 1918 года состоялся очередной выпуск в бывшей Императорской Николаевской Царскосельской мужской гимназии, которая теперь носила новое название – Царскосельская мужская гимназия. Это был последний выпуск гимназистов, в аттестатах которых осталось подлинное имя этого города. Затем Царскосельская мужская гимназия числится в списке средних учебных заведений города Детское Село уже как Гимназия № 1. 

В августе 1918 года Наркомпрос потребовал закрыть домовые церкви при учебных заведениях. 

16 октября 1918 года новая власть издала "ДЕКРЕТ об единой трудовой школе РСФСР", реорганизующий всю систему среднего образования в России. 

20 ноября 1918 года по решению Совета комиссаров Союза коммун Северной области Царское Село переименовано в Детское Село.

 

 

 

Пути формирования новой школы были определены в документах, принятых в октябре 1918 г.: «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы (Декларация). Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая — 5 лет обучения, вторая — 4 года обучения. Провозглашалось право всех граждан на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на учебные заведения возлагались воспитательная и производственная функции. Коренным образом менялись содержание образования и воспитания, методы учебно-воспитательной работы, началась подготовка новых учебных планов, программ и учебников.

Согласно Декрета ВЦИК от 16 октября 1918 года "О единой трудовой советской школе", в ноябре 1918 г. гимназия преобразовывается в «1-ю Детскосельскую трудовую школу I и II ступени»,

В школе учится 319 детей. Педагогический персонал — 19 человек. Многое изменилось, хотя оставались еще старые учителя и старые учебники.

В 1918 г. лектором Отдела народного образования уездного Детскосельского совдепа работ Николай Михайлович Маторин — выпусник Николаевской гимназии. затем он станет и агитатором. Детскосельского уездного военкомата. 

 

Геппенер Ричард Оскарович (Николаевич) — директор школы 1917-19219

 

3 июня 1919 г. председатель школьного совета Детскосельского Уотнароб рассылает во все учебные заведения уезда Циркуляр о педагогически-рациональном ведении учебного процесса. (Там же далее о проблемах школьных заведений в 1920-х гг)

Кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны. В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа.

Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари были мощнейшим средством политической и социальной пропаганды: читать и писать учили по лозунгам и манифестам. Среди них были такие: «Заводы наши», «Мы были рабы капитала… Мы строим заводы», «Советы установили 7 часов работы», «У Миши запас дров. Миша купил их в кооперативе», «Малышам нужна прививка оспы», «Среди рабочих много чахоточных. Советы дали рабочим бесплатное лечение». Таким образом, первое, что узнавал прежний «темный» человек, – то, что он всем обязан новой власти: политическим правам, здравоохранению и бытовым радостям.

27 феврале 1920 г. заведующая школьным подотделом Уотнароб В. П. Москвитина пишет в докладной записке о посещении уроков в 1-й школе:

«<...> 27 февраля была в 1-й школе на уроках алгебры: ученики не посещают школы, отговариваясь работой дома. В двух классах (урок естествознания) учителя не было в классе. В младшей группе учительница уехала в город за продуктами».
 

1 июня 1920 г. Детскосельский отдел народного образования в 1-й школе проводит ревизию. Согласно акту, учащихся в школе — 162 человек, педагогов — 19. Ученики разделены не по классам, а по группам, независимо от лет. 

23 октября 1920 г. сектор социального воспитания Уотнароб представил отчет за сентябрь: «Фактически отделение школ от церкви выразилось в том, что из школ изъято преподавание З.Б. (Закона Божьего. — ред.) и всякие религиозные беседы. Сняты иконы и прекращено всякое участие школьников в религиозных шествиях, обрядах и церковных службах. Зав. сектором М. Лебедева»

2 июля 1921 г. Детскосельский Уотнароб (Уездный отдел народного образования) на заседании Совнардепа (Совет народных депутатов) отчитывается за 1 половину 1921 г.:

«Трудовые процессы выражались также в оживлении работы в школьных мастерских: столярных, по картонажу, швейных и сапожных. Налажены мастерские при 1-й Д.С. школе».
 

По информации статистического подотдела Ленинградского губкома ВЛКСМ о числе учащихся в школах 1 и 2 ступени по районам Петрограда и уездам губернии на 1 мая 1921 года, хранящемся в ЦГАИПД СПб следует, что в Детскосельском уезде количество школ и учащихся в них самое большое по Петрограду и уезду. Название города оправдывало себя полностью:

Всего школ в уезде (вместе с городом) достигло: школ 1 ступени (1-5 кл.) — 431, школ 2 ступени (6-9 кл) — 30 

В них училось: 

  • в школах 1 ступени 27316 учеников, из них мальчиков — 14375, девочек — 12941 
  • в школах 2 ступени 1320 учеников, из них мальчиков — 527, девочек — 793

 

Как видно из статистики, что абсолютное большинство учащихся получало обучение в начальной школе, которое продолжалось 5 лет. Очевидно, что 30 школ 2 ступени составили реорганизованные дореволюционные гимназии и училища, в том числе, и Николаевская гимназия.

В 1922 году был проведен Первый Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности: там было решено в первую очередь обучать грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов в возрасте 18-30 лет (срок обучения увеличили до 7-8 месяцев).

Еще через два года XI Всероссийский съезд Советов 29 января 1924 года принял резолюцию «О ликвидации неграмотности среди взрослого населения РСФСР», и поставил Х годовщину Октября сроком полной ликвидации неграмотности.

Также стоит помнить, что большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был последствиями Первой мировой и Гражданской войны. Народное хозяйство было в разрухе. Из-за нехватки средство закрыли многие школы, сократилось количество учащихся. Оставшиеся школы пребывали в запустении, для учеников не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, годами не получавшие зарплату, уходили из школ. Полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли. Так, в 1925-1930 гг. расходы на народное просвещение составляли 12-13% от бюджета.

 

Директора школы

После революции школу возглавили преподаватели истории бывшей Николаевской гимназии:

  1. 1917-1919 Геппенер Ричард Николаевич
  2. 1920-1922 Дроздецкий Аркадий Андреевич
  3. 1922-???? Малозёмов Алексей Михайлович

 

Здесь необходимо отметить, что преподаватель русского языка б. Николаевской гимназии Алексей Михайлович Малоземов подписывал документы гимназии, как ИО директора еще в октябре 1917 года. Первая подпись А. Малозёмова его "ЗА директора гимназии" обнаружена нами на документе от 3 октября 1917 года. В первые годы советской власти ему удалось сохранить и приумножить традиции внеклассного преподавания искусств в гимназии.

 

Преподаватели:

 

 

 

 

ФИО преподавателя

 

Годы преподавания

предмет(ы)

примечания

 

1

 

Баклунд Евгений Дмитриевич

 

1913-1921(?)

Французский язык

 

 

 2

 

Бородин Александр Александрович

штатный

1910 -1917 (1921?)

Русский язык, словесность

выпускник 1904 года (золотая медаль)

  3   Васенко Андрей Богданович   1921-1923 Природоведение Выпускник 1918 года (золотая медаль)

 

4

 

Гейне Павел Карлович

штатный

?-1917-1921?

Математика, физика

 

 

5

 

Геппенер Ричард Николаевич

 

1997 — 1917

История

1917- 1919 — директор

 

 6

 

Дроздецкий Аркадий Андреевич

штатный

1914-1922

История

1920-1922- директор

 

 7

 

Климочкин Василий Михайлович

 штатный

 1914-1921 (?)

Латинский язык, история

 

 

 8

 

Кос Юрий Иванович

 

1917-1920-е

Ботаника, естествознание, анатомия и т.д.

 

 

9

 

Малозёмов Алексей Михайлович

штатный

1906-1917

Русский язык

с 1922 -директор

 

10

 

Мациевский Леонид Станиславович

вольнонаемный

1912-

-1921 (?)

Естествознание, химия

выпускник  1901 года

 

 11

 

Мезерт

 

1913-1921 (?)

Математика, физика

 

 

12

 

Чернобаев

 

1913-1921

латынь

 

 

13

 

Чугунов Александр Иванович

вольнонаемный

1914-1922

Рисование

 

 

14

 

Шнакенбург Конрад Генрих Отто фон (О.Л.)

 

1914-1925

Немецкий язык

 

 

Выпускники:

 

Выпуск 1917-1919 гг.

  1. Гедвилас Мечиславос Александрович
  2. Свирин Юрий Михайлович 

 

Выпуск 1918 г.

 

 

  1. Васенко Андрей Богданович

 

Выпуск 1919 г.:

  1. Горданов Вячеслав Вячеславович
  2. Царёв Михаил Иванович

 

Учился до 1919 г.:

  1. Имшенецкий Александр Александрович — микробиолог, академик, Герой социалистического труда.

 

Выпуск 1920 г.

  1. Благовещенский Дмитрий Иванович

 

В 1920-е годы учились:

  1. Муравьев С.М. — ученик Васенко А.Б., пелагог
  2. Чахурский Павел Сигизмундович
  3. Чахурский Юлий Сигизмундович (1913 г.р.)

 

Выпуск 1921 г.5, 6 

 

 

  1. Афанасьев
  2. Басов Владимир
  3. Берман (сын пастора)
  4. Богданов
  5. Бюлле
  6. Васильев
  7. Голиков Николай Васильевич
  8. Гольдберг Илья
  9. Гольдгоер Александр
  10. Ермолаев
  11. Зегжда Юрий Алексеевич
  12. Иванов-Разумник
  13. Игнатьев
  14. Кац Вениамин (Бомка)
  15. Келлер Рудольф
  16. Корняков Валентин
  17. Кремер
  18. Кузмин И.
  19. Макаров Лев (Лёвка).
  20. Мельников (Бабья Юбка).
  21. Никитин
  22. Папик Сергей
  23. Покультинис
  24. Поллак Борис Владимирович (Очкарик).
  25. Птохов (Птахов) Михаил
  26. Трофимов Евгений
  27. Хайкин Эдуард (Этька)
  28. Янушкевич (Тишка).

 

Копия Удостоверения об окончании школы, выданного выпускнику 1921 года Голикову Николаю. Фонд МНГ, публикуется впервые

 

1924 Голлербах Максимиллиан Максимиллианович — основатель советской альгологии (науки о водорослях)

1930  Чуб Михаил Андреевич (Архиепископ Михаил)

1937-1940Голлербах Сергей Львович

В советское время бывшую Николаевскую гимназию закончили деятели театра и кино: И. А. Гольденберг, Р. С. Мирвис, О.Иванов, Н. Ефимов и М. С. Федорова. Моисеев Николай Никитич

 

Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 31 августа 1925 года "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети".

Перепись 1926 г. показала умеренный прогресс в кампании ликбеза. Грамотных было 40,7%, т.е меньше половины, при этом в городах – 60%, а в селе – 35,4%. Разница между полами была значительна: среди мужчин грамотных было 52,3%, среди женщин – 30,1%.

Серьезным событием стало введение в 1930 г. всеобщего начального обучения: это означало, что «армия» безграмотных перестанет пополняться подростками.

В бывшем выпускнике школы Андрее Богдановиче Васенко и в роли школьного учителя проявилась его незаурядность, о чем свидетельствуют воспоминания его ученика, в будущем педагога С.М.Муравьева:

«… В нашем «Г» классе 1-й детской трудовой школы I и II ступени он появился как-то неожиданно. Своими кожаннымилеями на защитного цвета галифе, приплюснутой студенческой фуражкой (носили еще тогда такие) и какой-то пронзительной веселой лихостью в очень черных и больших глазах он произвел сильное впечатление как на мальчишек, так и на девчонок. Вместе с ним в класс вошла молодость, овеянная романтикой гражданской войны, и поразила контрастом с нашими милыми, но пожилыми и усталыми учителями… Вскоре мы узнали, что учился он совсем недавно в этих стенах бывшей мужской гимназии, у наших учителей, и учился блистательно. Преподавал он у нас природоведение. Преподавал очень увлекательно и живо.

С расстояния в несколько десятков лет мне видно и понятно, что был он талантлив той талантливостью, которая окрашивает в яркие цвета любое дело, за которое человек берется, хотя это дело и не есть дело его жизни, а случайное и преходящее. Вот таким для Андрея Богдановича было и учительское дело, сделанное на коротком отрезке его жизни так, что запомнилось мальчишками и девчонками 10-11 лет на всю жизнь… Андрей Богданович немного писал… Для нас он инсценировал сказку о Красной шапочке и Сером волке. Он был у нас сценаристом, режиссером и декоратором (много ли мы, малыши, могли ему помочь). Это были очень веселые репетиции. А какой спектакль! Как были довольны наши родители, мы сами! А как лучисты были глаза нашего учителя – самого, как я теперь понимаю, совсем еще мальчика. Андрей Богданович пел… И эту свою способность радовать людей дарил нам. В школе устраивались концерты, но не силами приглашенных артистов, а самими учителями, их родственниками, родителями учеников. Эти концерты носили образовательный характер и многих из нас приучили с ранних лет любить и понимать музыку. Вот в этих то концериах горячее участие принимал и наш молодой учитель – Андрей Богданович Васенко. Как все-таки сильны воспоминания детства! Его сильный и красивый баритон я помню так, как будто он звучал вчера...»

Но напряженная учеба в институте не давала возможности работать в школе и на «семейном совете» было решено, что Андрею для быстрейшего окончания института следует уйти с работы и учиться, зарабатывая на жизнь в свободное от занятий время.

Силами учеников и преподавателей 1-ой Трудовой школы, с участием приглашенных артистов петроградских театров и жителей Детского Села, на сцене школы были поставлены оперы:

  • "Снегурочка" Римского-Корсакова
  • "Русалка" Даргомыжского (1921),

а на сцене бывшей городской ратуши

  • "Пиковая дама" Чайковского (1922)
  • "Фауст" Гуно

 

Эти постановки стали культурным событием уже не в Царском, а в Детском Селе.

Подробные воспоминания об этих постановках оставила старожил города Л. Баранова (Зегжда). 

17 октября 1928 г. Детскосельский Уотнароб представляет сведения об учебных заведениях уезда в Ленинградский ОКРОНО, где бывшая гимназия числится как «1 Д.С. единая трудовая школа I и II ступеней. Ул. Пролеткульта, 10. Зав. школой Малоземов Алексей Михайлович».

5 декабря 1928 г. инспектор СОЦВОСа Детскосельского Уотнароб Александров подал Записку в Ленинградский ОКРОНО о начале культурной работы среди населения по 1-й Детскосельской школе:

«<...>Начата культурная работа среди населения, проведено 4 бесплатных субботника, для родителей:

  1. Устроен киносеанс с докладом врача о заразных болезнях;
  2. Прочтена лекция профессора Визе "Поход Малыгина";
  3. Устроен музыкально-вокальный вечер с кратким докладом о значении музыки Чайковского;
  4. Проведен вечер песни и сказки Севера с участием артистки Серовой.

 

Для усиления трудового воспитания школа приобрела в этот период для переплетного дела тиски; на добровольные взносы родителей заказала — верстаки для столярного дела и соответствующее оборудование к ним.

Для культурного обслуживания пионерской организации выделены педагоги: для драмкружка, спорт-кружка, звена безбожника, затейника, работница-крестьянка. Кроме того, в бывшем помещении церкви при школе, вследствие низкой температуры и не возможности натопить помещение, произведено перекрытие купола, большая кубатура которого сильно поглощала тепло, которое в настоящее время будет использовано как столовая для горячих завтраков, по вечерам же будет служить клубом. Здесь же устроен громкоговоритель.
Зав. общим отделом Александров»

11 октября 1928 г. Выписка из протокола собрания гуманитарной комиссии детскосельской школы.

«Слушали: Комиссия указала на крайне плохой почерк большинства учащихся и на необходимость привития им правильных навыков по чистописанию, начиная с младших классов. Постановили: обратиться к инспектору СОЦВОСа с просьбою об организации цикла лекций по методике чистописания для преподавателей комплексных классов».

7 декабря 1928 г. «Завед. Д.С. школы (номер не разборчив)

«Сообщаю, что лекции по методике не существующего предмета чистописания не могут быть организованы, т.к. введение чистописания означало бы вернуться к пережиткам старой школы». Подпись неразборчива.

В 1930-е годы наступил второй этап в создании советской системы образования. В 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930—1931 учебного года для детей 8—10 лет в объеме 4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, — в объеме ускоренных 1-2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу 1-й ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке. Расходы на школу в 1929—1930 году выросли более чем в 10 раз по сравнению с 1925—1926 учебным годом и в последующие годы продолжали расти. 

В 1932—1938 гг. в здании располагался Детскосельский педагогический техникум.

К середине 1930-х гг. официальная печать утверждала, что СССР стала страной сплошной грамотности – отчасти поэтому от очередной переписи 1937 г. ожидали стопроцентных показателей в этой сфере. Сплошной грамотности не было, но данные были неплохие: в населении старше 9 лет грамотных мужчин было 86%, а грамотных женщин – 66,2%. Однако в то же время не было ни одной возрастной группы без неграмотных – и это при том, что критерий грамотности в этой переписи (как и предыдущей) был низким: грамотным считался тот, кто умел читать хотя бы по слогам, и написать свою фамилию. По сравнению с предыдущей переписью прогресс был колоссальным: большая часть населения все же стала грамотной, дети и молодежь ходили в школы, техникумы и вузы, женщинам стали доступны все виды и ступени обучения.

Однако результаты этой переписи засекретили, а часть организаторов и исполнителей подверглась репрессиям. Данные следующей, 1939 года, переписи были изначально скорректированы: по ним грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла почти 90%, таким образом получалось, что к концу 1930-х годов в ходе кампании было обучено грамоте около 50 миллионов человек.

Даже с учетом известных «приписок», это свидетельствовало о явном успехе грандиозного проекта. Неграмотность взрослого населения, хоть и не будучи до конца ликвидированной, утратила характер острой социальной проблемы, и кампания по ликбезу в СССР была официально завершена.

6 сентября 1938 года в Ленинграде будет расстрелян бывший учитель Николаевской гимназии и 1 Единой трудовой школы П.К. Гейне. Он был арестован 4 апреля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 августа 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-10-11 УК РСФСР (контрреволционная деятельность) к высшей мере наказания.

26 октября 1940 года было введено постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». В старших классах школ и в вузах вводилось платное обучение с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных — 150, а за обучение в институте уже приходилось отдавать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 — в других городах. 

Сумма оплаты за обучение в школе и вузе не была высокой, годовая плата примерно соответствовала или была меньше средней месячной номинальной зарплаты советских трудящихся. Средняя зарплата рабочего в 1940-м году была порядка 350 рублей. При этом уровень обязательных месячных трат (квартплата, медицина и т. д.) был ниже, чем, к примеру, в настоящее время. Постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР была отменена. 

 

Ученики и преподаватели Императорской Николаевской гимназии, члены их семей, пострадавшие во время Великой Отечественной войны, и сражавшиеся на фронтах (Презентация Вечера памяти)

 

Бровкина Т.Ю., зав. Музеем Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. ЦГА СПб, ф. 512, Оп. 1, Д. 88, 89, 141, 156, 228
  2. ЦГА СПб, ф. 7584. Оп. 1.
  3. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. СПб,: Изд-во Серебряный век, 2008. 150 с., ил.
  4. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.
  5. Сайт К. Финкельштейна
  6. Царскосельская газета: Вторник, 12 сентября 2000 года № 105 (9130)
  7. Сайт внука Голикова Н.В. — Михаила Владимирова "Светлица"
  8. Общая фотография выпуска 1921 года из архива краеведческого музея г. Пушкина
  9. Фото из архива потомков гимназиста Л. Ковалевского. Публикуется впервые
Рейтинг: +1 Голосов: 1 5072 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!